КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парсизм
Более тысячи лет тому назад на западном побережье Индии высадились несколько сотен зороастрийцев, покинувших Иран из-за преследований мусульманскими правителями «неверных» огнепоклонников-геб-ров. Произошло это на юге Гуджарата, недалеко от того места, где через семь веков вырос город Бомбей. Местный правитель-раджа разрешил выходцам из южных районов Персии — Фарса — основать в его владениях свое поселение, названное Санджан. Вскоре туда был доставлен по суше из Ирана священный огонь Аташ-Бахрам, и до XV века Санджан оставался главным культовым центром общины парсов (как их стали называть в Индии). Скоро они расселились по всему побережью Гуджарата. В этом районе издавна селились выходцы из стран — западных соседей Индии, и парсы были приняты в кастовое индуистское общество на правах земледельческой общины-касты, самоуправляемой и автономной в культе и культуре. Сами парсы подчеркивали сходство своих обрядов и обычаев с обрядами и обычаями индуизма, довольно быстро перешли в повседневном общении на язык гуджарати и весьма органично вошли в социальную структуру Гуджарата. Исламизация поликонфессионального населения Индии никогда не принимала крайних форм, но, все же, спасая свой храм священного огня от мусульманских султанов Гуджарата, парсы перенесли его в XV веке в Навсари, поблизости от крупного порта Сурат, а в середине XVIII века — в селение Удвада, невдалеке, где и сейчас поддерживается священный огонь зороастризма. Впрочем, сегодня это уже не единственный огонь высшего ранга у парсов Индии. Еще до переноса Аташ-Бахрама в Навсари расселение парсов по побережью Гуджарата в XII—XIII веках привело к разделению жречества на пять территориальных групп — пантхов. Усилилась потребность в упорядочении культа: настойчиво разыскивались и переписывались старые тексты, пантхи поддерживали связи с зороастрийцами-гебрами Ирана, получая от них разъяснения по вопросам культовой практики. При этом, однако, все большую роль в жизни парсийской общины играл светский орган — панчаят в Навсари.
С расцветом гуджаратской торговли и особенно в правление в Индии веротерпимого императора Акбара (1556—1605) положение пар-сийских общин Гуджарата заметно улучшилось. Религиозные реформы Акбара повысили социальный статус и религиозную активность пар-сийского жречества, получавшего титулы и земли и активно занимавшегося поиском, сверкой, исправлением, переводом, комментированием литургических текстов. Парсы Индии в целом по-прежнему оставались замкнутой общиной земледельцев и ремесленников, небольшой по индийским масштабам. Однако все больше парсов занималось торговлей, поставляя на рынок крупный рогатый скот, табак, спиртные напитки и особенно — ткани. К XVII веку в торговых центрах Гуджарата (Сурат, а с середины XVII века и Бомбей) усиливается купеческая и ремесленная парсийская прослойка, связанная, например, с процветавшими индийскими верфями. Так, в Сурате парсы составляли пятую часть полумиллионного населения. Особенно крепкие позиции у парсов были в Бомбее, являвшемся собственностью английской Ост-Индской компании. Компания нуждалась в посредниках в торговле с Индией и провозгласила принцип религиозной терпимости в своих владениях, в противовес растущему мусульманскому фанатизму правителей Индии. Со второй половины XVII века именно в Бомбее многие предприимчивые парсы получали участки земли, оседали там и занимались предпринимательством. Поскольку же Бомбей находился за пределами юрисдикции жреческих пантхов, резко возрастала роль светских лидеров: глав купеческих родов, их совета — панчаята, наследственных старейшин. Именно парсы-компрадоры, посредники в торговле европейцев, стали определять экономическую, духовную и социальную жизнь парсийской общины.
В XVIII — начале XIX века были заложены основы благосостояния ведущих и сейчас семей парсийской буржуазии, члены которых становились торговыми агентами, банкирами, железнодорожными подрядчиками, а затем и фабрикантами. Они строили и контролировали алтари огня и агиари — храмы огня, погребальные башни дахмы, или астодан (известные как «башни молчания»), содержали семейных жрецов, которые все меньше зависели от жреческих пантхов, особенно в Бомбее. Крепли их экономические связи с англичанами, а значит и политическое влияние по мере расширения колониальной империи. Показательно, что первый индиец, побывавший по делам в Англии, был парс, так же, как и первый индиец, награжденный британским титулом. Панчаят парсов Бомбея богател, занимался благотворительностью и все больше становился властным центром парсийской общины. Даже контакты с гебрами Ирана использовались индийскими единоверцами для расши- рения сферы своей предпринимательской деятельности. Процесс урбанизации в XIX веке шел на побережье Гуджарата быстро, и в первой половине XX века подавляющее большинство парсов Индии сосредоточилось в городах, превратившись в массе своей в «средний класс». С XVIII века усиливается внимание парсов Индии к духовному наследию предков. Переводческая деятельность, поиски и публикация текстов, контакты с жречеством Ирана выявили расхождения в календаре, ритуале, социально-бытовых привычках парсов с практикой раннего зороастризма. К разногласиям среди парсов в оценке «иранской чистоты» культа прибавились в XIX веке такие факторы, расслаивавшие общину парсов, как деятельность протестантских миссионеров, теософов (отсюда рост оккультизма), исследования европейских ученых. Все это поставило зарождавшуюся парсийскую интеллигенцию перед необходимостью оценить свою религиозную культуру в новом контексте, вчитаться в сохранившиеся древние книги, выделить наследие «реформатора Заратуштры» из архаических текстов, вдуматься в смысл древних ритуалов.
Со времени своего исхода парсы сберегли богослужебные тексты, к которым позже делали важные добавления, разыскав в Иране, например, Видевдат, создав затем Пазенд (запись авестийскими буквами пехлевийского текста Авесты — Зенда). Однако умение понимать и комментировать эти книги было утеряно. Литургические тексты до XIX века читались наизусть, на пехлевийском языке, и даже Ясна воспринималась через комментарии: древний оригинал в XII веке был переведен на санскрит, а с него позже на разговорный гуджарати, ставший языком парсов. Ритуализация духовной жизни соответствовала тенденции превращения парсов в касту индийского общества и сопровождалась заимствованиями в сфере социальной, а затем и культовой практики, тем более, что у зороастризма и индуизма были общие индоиранские корни. Вообще, парсы не только быстро перешли на язык гуджарати, но и заимствовали индийскую одежду (кроме священного шнура-кушти на талии, рубахи-судра, обязательного головного платка у женщин и элементов ритуального одеяния жрецов). Резко усилилась тенденция к эндогамии, практически невозможным стал прием в общину. Приблизились к индуистским брачные нормы и обряды, выросла роль астролога. Парсы отказались от жертвоприношения коров, до недавнего времени не готовили напиток-хаому — в Индии не росли нужные растения. Появились отличия в типах храмов-агиари. Особую роль стал играть принцип ритуальной чистоты, столь важный в индуизме, соответственно — понятия и нормы осквернения и очищения, регламентировавшие и быт, и отправления культа. Слож- ные очистительные церемонии (барашном) напоминали индуистские и осуществлялись жрецами (дастурами, мобедами) и служками (хербе-дами). С конца XIX века в парсизме начались реформаторские движения. «Обновленцы» призывали к переходу в богослужении на язык гуджара-ти, к реформе календаря, что вызвало активное противодействие консервативно настроенных парсов. В последние десятилетия быстрыми темпами ослабевает конфессиональный характер общины, как следствие — распространяются смешанные браки, и на фоне общего снижения рождаемости в урбанизированной общине численность парсов уменьшается.
Всего в мире зороастрийцев — бехдинов (общее самоназвание) около 130 тысяч, причем в Индии парсов 80—100 тысяч, в Иране гебров около 20 тысяч. Небольшая диаспора есть в Пакистане, Шри-Ланке и в англосаксонских странах. Суть верований зороастрийцев Индии наиболее сжато выражена в своеобразном «символе веры», произносимом ими ежедневно: «Признаю себя почитателем Мазды, последователем Заратуштры. Отрекаюсь от демонов-даэвов, принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амеша-Спенте. Молюсь Амеша-Спенте. Ахура-Мазде — доброму, всеблагому — принадлежит все благое». Стержнем религиозной жизни парсов является обязательная ежедневная пятеричная молитва, освященная авторитетом Заратуштры, и семь древних календарных праздников. Кроме того, важные элементы культа — обряд инициации, материальные символы веры (включая амулеты), огонь как центр культовой практики, идея чистоты, очищения от скверны и вытекающий из нее своеобразный похоронный обряд. Молитва — важнейшая обязанность парса — творится ежедневно пять раз и, кроме того, при обрядах. Перед молитвой верующий должен совершить омовение и, держа в руках перед собой развязанный священный пояс-шнур кушти, обратясь лицом к северу (гебры Ирана — к югу), произнести дошедшие из глубокой древности молитвословия. Образцом их можно считать молитву Ахунвар, обращенную к Ахура-Мазде: «Наилучший владыка, судия истинно избираемый! Утверждай силу действия — результат жизни с Благим помыслом — ради Мазды — владыки, пастыря смиренных!» Собственно молитвами являются и гимны Заратуштры, как, например, гаты 1 и 2 из Ясны: «С упоением молюсь, простираю к Мазде руки я, чтобы добрый дух сперва принял все, что приготовил я... Мазда, Мудрый Властелин, дай мне оба мира в дар — мир вещей и мир души!». Разновидностью молитвы можно считать специфическое для парсов «взятие ваджа»: священные заклинания-мантры, которыми сопровождаются все важные дела и предваряются поступки. 24 - 3404 369 Древние календарные праздники парсов также освящены именем Заратуштры, однако, восходят к земледельческим и скотоводческим традициям древних иранцев. Это — шесть празднеств-гаханбаров в честь Амеша-Спенты и Новый Год-Ноуруз в честь Ахура-Мазды и огня, отмечаемый в весеннее равноденствие. Пятидневные торжества, в ходе которых поклоняются и душам предков, начинаются богослужением и ранее всегда заканчивались коллективной трапезой. Богослужение у парсов — это коллективное священнодействие, повторение за жрецом определенных слов и жестов, вознесение хвалы божествам зороастризма, а также обряды жрецов у священного огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре. Основная часть литургии называется Ясна, есть и другие службы, например, почитание хаомы. В ритуальном угощении главные продукты — фрукты, сахар, хлеб. Сохранились в обрядах следы древней экстатической практики. Инициация — торжественный обряд, совершаемый у парсов Индии жрецами, обычно в храме. Главное в нем — надевание священного шнура — пояса-кушти, а мужчинам — и рубахи-судра. Едва ли не древнейший комплекс представлений зороастризма и парсизма — о чистоте, ее высшем символе — огне, о похоронном обряде. Осквернению подвержено все, но более всего — самое чистое: огонь, вода, земля, жрец, верующий парс. Нечисто все злое, лживое, мертвое (и труп), грязное (отбросы, мусор), чужое. Нечиста кровь, а значит, и женщина в период месячных и родов. Соприкосновение с ритуально нечистым требует ритуального очищения. Для этого разработаны очень сложные обряды: от простого омовения до большого ритуального очищения — барашном. Страх перед осквернением и необходимость сложного и дорогостоящего очищения породили множество запретов: ограничения в совместных трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с мусором, с нечистотами — ранее парсы избегали даже выходить из дома в дождь, дабы грязь, смытая с тела, не оскверняла землю. Но наиболее разработано обрядовое избегание осквернения трупом. Дабы не осквернять чистые стихии, зороастрийцы выработали уникальный похоронный обряд. Специальные могильщики-насассалары, которых сторонятся все другие парсы, на четвертые сутки после смерти уносят труп в астодан — каменную башню пяти метров высотой без крыши и с уступами внутри. Там труп закрепляют на площадке-дахма, а после того, как его расклюют птицы и кости очистятся от плоти,— сбрасывают во внутренний колодец этой «башни молчания». После поминок и периода траурного воздержания близкие покойного очищаются омовением и особыми обрядами. В наши дни, при запретах (в Иране) или невозможности для широко расселившихся парсов устроить традиционные похороны в дахме, хоронят и в земле, точнее — в цементе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |