Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские воззрения




Главная категория даосизма дао — своего рода закон спонтанного бытия космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем, совершив кругообо­рот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао через «изначальную энергию», или «пневму» (юань ци), во­площается во всем сущем как благая сила жизни и судьбы дэ (в конфу­цианстве чаще выступает как «добродетель»). Задача подвижни­ка — познать дао, встать на путь «естественности» (цзыжань), под ко­торой имеется в виду «гармония мира» — слияние человека с приро­дой.

Другим важным понятием даосизма выступает «недеяние» (у вэй) — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу надеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, пред­отвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метамор­фозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его фи­зического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие до­стигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью рели-


гиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексу­альной гигиены, алхимии и т. п.

Отшельники-даосы уединялись на лоне природы и стремились слить­ся с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в мини­мальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривается даосами как обиталище многочислен­ных духов, скопление божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел, определяли срок жизни человека, призывали блюсти за­поведи, быть добродетельными. Во-вторых, условием долголетия явля­ется «питание тела» — соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов — питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, приносящая в организм животворя­щий эфир.

Многие императоры древности и Средневековья проявляли к дао­сизму особенный интерес, так как желали достичь личного бессмер­тия через даосское искусство «внутренней» и «внешней» алхимии (нэй дань, вай дань). Некоторые из царственных особ даже поплати­лись жизнью после приема внутрь сильнодействующих пилюль и сна­добий «внешней» алхимии. В результате, интерес постепенно смес­тился к менее безопасной «внутренней» алхимии, чьи методы подра­зумевали трансформацию тленного тела в нетленное только через сис­тему психофизических упражнений. В качестве основных алхимиче­ских компонентов в человеке даосы выделяли дух (шэнь), жизненную энергию (ци) и формообразующую эссенцию (цзин). По представлени­ям даосов, рождающийся из первоначального хаоса (хуньдунь) дух порождает жизненную энергию и с ее помощью создает формы вещей. Человеческий дух (как и любой другой дух) не обладает материальной формой и потому уподоблялся Небу, тело человека представляет собой форму и потому уподоблялось Земле. Связующим и взаимно транс­формирующим компонентом виделась жизненная энергия с ее способ­ностью сгущаться и рассеиваться. Задача психофизических техник «внутренней» алхимии состояла в том, чтобы при помощи жизненной энергии и под контролем сознания-духа так воздействовать на формо­образующее начало в теле, чтобы оно начало трансформироваться. Ключевой формулой являлось: «выплавлять эссенцию (цзин), превра­щая ее в энергию — ци, выплавлять энергию (ци), превращая ее в дух (шэнь).

Важнейшим понятием в представлениях о подобной трансформации и вообще о любых изменениях-метаморфозах была идея «предельно­сти» (цзи) двух великих первоначал мироздания «инь» (женское нача-


ло) и «ян» (мужское начало). Манипулировать процессом самообновле­ния можно было за счет механизма взаимопревращения «инь — ян» при переходе их пределов. Смысл этого механизма заключен в термине «тайцзи» (высший предел), схематическим изображением которого слу­жит знаменитая эмблема даосов «тайцзиту» — круг с перетекающими друг в друга белой и черной «рыбками».

Не менее важным делом представлялось также сгармонизировать в теле человека действие так называемых «пяти первоэлементов» (у син), между которыми существуют «взаимопорождающие» (сян шэн) и «взаимопреодолевающие» (сян кэ) схемы отношений. «Вода», «дерево», «огонь», «почва» и «металл» проецировались на различные органы и системы организма. Насколько сбалансированы эти первоэлементы обычно определяли по гороскопу. Вера в возможность обрести бессмер­тие была столь сильна, что в разное время на поиски стран и островов бессмертных снаряжались крупные экспедиции, насчитывающие десят­ки тысяч человек. Была разработана классификация и иерархия бес­смертных.

Философские настроения древнего даосизма стали фундаментом ре­лигиозного учения даосов в средние века как части синкретического комплекса «трех учений», наряду с конфуцианством и буддизмом. Вид­ными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун (IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тянь Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная ин­теллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма, осо­бенно привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо­бенно усилилось после падения династии Хань (206 до н. э.— 8 н. э.), когда конфуцианство, как официальная религия, исчерпало свои воз­можности. Даосизм воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе адаптации последнего на китайской почве: буддий­ские понятия и философские концепции переводились в привычных для китайцев даосских терминах. Даосизм оказал сильное воздействие и на развитие неоконфуцианства.

Эволюция верований и институтов

Даосизм оккультный, связанный с архаическими формами древней магии, привлекал широкие народные массы и часто был объектом напа­док со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-эгалита-ристских традиций. Даосские воззрения становились идейной базой тайных обществ («Путь Великого равенства», «Учение белого лотоса»

25 - 3404 385


и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, восстание «Желтых повязок» в 184 г.).

Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Си-ванму — нерожденной матери, прародительницы всех людей, даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливо­сти. Популярность этих идей усиливалась и тем обстоятельством, что многие проповедники были врачевателями, гадателями и астро­логами.

Даосская религия восприняла древние анимистические верования, культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр этих народных ве­рований, даосизм Средневековья был неразрывно связан со всеми ас­пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Не­беса, уготованные для праведников. В Средние века учение о бессмер­тии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника жиз­ни — культом многодетности, богатства и т. п.

Ярким выражением синкретизма стал даосский пантеон, вклю­чавший в свою иерархию божеств легендарных правителей, мифиче­ских героев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, раз­личных исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользо­вались поборники справедливости и правого дела — восьмерка бес­смертных мудрецов (ба сянь), наделенных чертами людей и волшеб­ников.

Еще во II в. возникает первое институциализированное направле­ние «Путь небесных наставников» (Тянь ши дао). Его основатель и глава — Чжан Даолин (I—II вв.) якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником на земле. В последующем ти­тул «Небесного учителя» передавался в роду Чжан по наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникли даосские школы «Высшей чистоты» (Шан цин) и «Духовной драгоценности» (Лин бао). Они уделяли значительное внимание приемам медитативного созерцания.

С IV—VI вв. многие положения даосского учения подверглись пе­ресмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала создаваться обширная иерархически построенная организация. Появи­лись первые собрания даосской литературы, оформившиеся в «Даос­ский канон» (Дао цзан). В VII—VIII вв. возникает институт монашества и монастыри. В это же время даосизм начинает проникать в Корею и другие страны дальневосточного региона.

Поздние даосы пытались превратить свое учение в государствен­ную религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, со-


ставили список заслуг и проступков для добропорядочных подданных Поднебесной. Самые суровые кары полагались за государственную из­мену и бунт. В стране была создана широкая сеть даосских монасты­рей, структура которых во многом походила на буддийские монастыри. Танский дом стал вести свое происхождение от официально обожеств­ленного Лао-цзы. В XII в. на севере Китая появляются новые школы, одна из них — «Учение совершенной истины» (Цюаньчжэнь цзяо) при­обрела сильное влияние в китайском обществе, которое сохранилось и в современном мире. Основное внимание в ней уделяется нравствен­ному совершенствованию и практике созерцания, что сближает ее с психотехникой китайского буддизма. Для последователей этой школы обязательно принятие монашества.

Однако отношение монархов к даосскому учению не всегда было благоприятным, порой оно подвергалось и гонениям. Так, при монго­льской династии Юань (1271—1368) Хубилаем даже был издан эдикт о сожжении всех книг «Даосского канона», за исключением «Дао-дэ цзина». Только после изгнания монголов и прихода к власти китай­ской династии Мин (1368—1644) «Даосский канон» был восстанов­лен и дополнен новыми трактатами. При минской династии даосизму как истинно национальной религии оказывалось особое благоволе­ние. Первые императоры этой династии даже сами отправлялись в горы, где искали встреч с даосскими отшельниками с целью полу­чить у них рецепты вечной молодости. В честь одного из них — муд­реца Чжан Саньфэна в горах Уданшань был воздвигнут огромный храмовый комплекс, на строительство которого было прислано более 300 человек. С приходом к власти маньчжурской династии Цин (1644—1911) даосизм снова подвергся гонениям. Иноземная дина­стия предпочитала буддизм и с опаской относилась к «националь­ной» религии, в недрах многочисленных школ которой вызревали ан-тицинские настроения.

Даосизм оказал сильное влияние на китайскую культуру в целом и на традиционные формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого эмпирического материала в области химии, в тра­диционной медицине, фармакологии. Даосские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. Во многом труду именно даосских ученых принадлежат открытия компаса, бумаги, пороха, фарфора, шелка и т. д. Влияние идей даосизма прослеживается в знаменитых классических трактатах о военной стратегии и вообще военном искусстве. Тема гуманизма и войны, поднимаемая в них, акту­альна и по сей день.

25* 387

 

 


В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Религиозные синк­ретические группы, практикующие даосизм, подверглись в КНР раз­грому в 1960—70-х годах в период «Культурной революции», а с на­чала 80-х начали активно восстанавливать свое влияние почти повсе­местно, и особенно на периферии, тогда же была восстановлена и со­зданная в 1953 году Всекитайская Ассоциация последователей дао­сизма.

Ныне активно действующие храмы божеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы, гомеопаты, предсказатели судьбы, хи­романты, физиогномисты. Даосские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч верующих. В последнее время большую попу­лярность во всем мире приобретают такие, базирующиеся на даосском учении искусства, как фэншуй (геомантия), цигун (психо-физиологиче-ские практики, связанные с дыхательной гимнастикой), некоторые сти­ли традиционных боевых искусств ушу (такие, как тайцзицюань, багу-ачжан, синъицюань), китайская астрология и т. д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.