Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синкретизм синто




В конце V — начале VI вв. в Центральной Японии усилилась борь­ба между родами за главенство в общеплеменном объединении. В стремлении к власти род Сога использовал иноземную религию — буд­дизм, первое упоминание о котором относится к 538 году, когда в Ямато прибыло посольство корейского королевства Пэкче с буддийскими сут­рами и статуей Шакья-Муни.

На японские острова проникло и конфуцианство. Конфуцианские идеи отвечали потребностям царской элиты и ее аристократического окружения. Их стремлению к власти соответствовала этическая про­грамма с четким социальным делением общества, где определены мес­то и обязанности каждого. Конфуцианская этика с ее принципом сынов­ней почтительности и долга предписывала всем строгое соблюдение ку­льта предков, а низшим слоям еще и беспрекословное подчинение «бо­жественной» династии правителей.

Но все же в борьбе за власть для рода Сога приоритным оказался буддизм. После победы Сога начинается широкое распространение буд­дизма, сопровождаемое строительством буддийских монастырей и хра­мов, и предоставлением им обширных земель.

Новая религия с пантеоном будд и бодхисатть заняла прочное место в жизни японца. Она не воспринималась как нечто чужеродное и проти-


востоящее родовым культам. Скорее наоборот — от будд и бодхисаттв ожидали тех же охранительных функций и разнообразной помощи. Они стали наделяться такими же магическими свойствами, что и ками — к ним обращались с конкретными просьбами — защиты от болезней, нис­послания богатого урожая, охранения от зла и т. д. У японца сложилась уверенность в том, что новые боги обладают несомненно более мощной чудодейственной магической силой. Огромные, богато украшенные храмовые сооружения, сверкающие золотым убранством интерьеры и торжественные многочасовые службы поддерживали это впечатление.

Будды и бохисаттвы естественно вошли в обширный пантеон син­тоизма, как новые боги. Однако в ранний период распространения буддизма функции храмовых божеств и даже их иерархия не были важными и решающими для местного населения. У них складывалось свое отношение к каждому из божеств, и, следовательно, складыва­лась своя, своеобразная иерархия, в основе которой по-прежнему, как и в культе ками, лежало представление о возможности получения по­мощи от богов, способных влиять на жизнь отдельного человека или всей общины.

Буддизм вместе с тем привнес и нечто новое. Синто возникло как религиозная практика земледельческой общины и было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм же обращал внимание на отдельного человека, апеллировал непосредственно к личности.

Местные культы и буддизм поделили между собой функции, связан­ные с особыми моментами в жизни японца: светлые, радостные собы­тия — рождение, вступление в брак — остались в ведении родовых бо­гов, возглавляемых «солнечной» богиней Аматэрасу. Смерть, трактуе­мая синто как скверна, взял под защиту буддизм, предоставив концеп­цию освобождения через практику почитания Будды.

Так складывался синкретизм двух религий — в японской термино­логии «рёбусинто» — «путь буддизма и синто». Большое значение име­ло то, что процесс соединения двух религий развивался при широкой правительственной поддержке. Например, по правительственному указу происходит соединение синтоистского и буддийского ритуала даже в та­кой главной и сокровенной церемонии, как «вкушение императором риса новой жатвы»: на нее приглашаются буддийские монахи.

Высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция «хондзи суйдзяку», согласно которой божества синтоистского пантеона могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв. Так, «солнечная» богиня Аматэрасу стала воплощением будды «Брил­лиантового света» Вайрочаны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.