Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и формирование Танаха




ИУДАИЗМ

Термин иудаизм (на иврите «яаадут») происходит от названия ев­рейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых (Числа 1: 27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (ко­нец XI в. до н. э.— ок. 977 г. до н. э.), при котором объединенное Израи­льско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего мо­гущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положе­ние иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный сло­ву «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II—I тысячелетий до н. э. среди еврейских пле­мен. В более широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, мо­рально-этических, философских и религиозных представлений, опреде­лявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отста­ивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вмес­те с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопро­вождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Май-монида (1135 или 1138—1204), разработавшего тринадцать принципов еврейской религии. Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики, кроме положения о существовании единого Бога. Еще на ранней стадии своего становле­ния иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в об-


щественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человека; 2) Священное Писание; 3) свод религиозных законов, охва­тывающих также область светского права; 4) порядок отправления ре­лигиозного ритуала; 5) систему религиозных институтов; 6) кодекс мо­рально-нравственных отношений; 7) концепцию богоизбранности наро­да Израиля и его мессианского предназначения. Явление Мессии (по­сланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступле­нием Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности еди­ного Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе.

Священное Писание (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею; Нэви-им (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хроно-логического характера; Кэтувим (Писания) —13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется Хв. до н. э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания была завершена в III—II вв. до н. э.

Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм пропо­ведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нор­мами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.

Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человече­ством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, остава­ясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с пред­ставителями других народов. Уже тогда этот закон привел к отделению иудеев от самаритян — так стали называть приверженцев иудаизма, ас­симилировавших в годы вавилонского пленения (586—538 гг. до н. э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака ев­реев с неевреями. С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жест­кие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широ­кое признание. За длительную историю существования еврейской рели­гии лишь царство Адиабена в Месопотамии (ок. I в. до н. э.— I в. н. э.), Химьяритское царство в Южной Аравии в 517—525 гг. н.э. и Хазар­ский каганат в VIII в. н. э., население которого было еврейским, провоз­гласили иудаизм своей государственной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным факто-

29 - 3404 449


ром его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к мо­нотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-Мессию, призванный осущест­вить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления в миро­здании Царства мира и справедливости.

Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского народа. Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с процессом разложения родового строя у части западно-семитских племен аморрейской группы на смену широ­ко распространенной среди народов Древнего Востока космогониче­ской мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Воз­можно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (ро­доначальники еврейского народа) Авраам, Исаак и Иаков начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней.

В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврей­ского народа, а также ряда других семитских народов (например, ара­бов) был Авраам — потомок Эвера, внук Шема (Сима), первого сына Ноя. Семья последнего, как повествует библейская традиция, была единственной человеческой общиной, уцелевшей после Всемирного Потопа. Авраам из Ура Халдейского вместе со своей семьей совершает необычный и длительный переход из Южного Междуречья в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому в Библии не указаны). По пути в Ха­наан в Харране (Северная Месопотамия) Авраам заключает Завет с Бо­гом в обмен на обещание Всевышнего отдать ему Ханаан и обеспечить многочисленное потомство (возможно XX в. до н. э.). Тогда же Бог из­вестил Авраама о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет. Это предсказание исполнилось во время пребывания колен израилевых в Египте (возможно, XIII в. до н. э.), по­сле чего избранник Бога Моисей выводит Бней Исраэль (Сыновей Изра­иля) из египетского рабства и после сорокалетнего скитания по Синай­ской пустыне снова приводит их в Ханаан. Как и патриарх Авраам, Мо­исей подтверждает Завет с Богом, что находит свое выражение в Десяти Заветных Заповедях и законодательных положениях Торы, дарованных согласно Танаху, Моисею на Синайской горе. Десять Заповедей обязы­вали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и мора­льно-этические нормы («да не будет у тебя других богов перед ликом Моим», не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою и т. п.). Скорее всего, Завет Моисея и понимание им Бога существенно отличались от религиозных представлений времен патри­архов. Это объективно доказывают таблички царства Мари и археоло-


гические находки в Угарите, демонстрирующие сходство амфиктацион-ных Заветов, заключаемых с Богом другими племенами семитского происхождения. Кроме того, Бог открывает себя патриархам через имя Эль-Шаддай (точное значение этого термина не определено), в то время как с момента синайского откровения, имя Бога, как единого покрови­теля всех сыновей Израиля, передается ранее не употреблявшимся тер­мином «Яхве».

В годы завоеваний еврейскими племенами Ханаана (XIII—XII вв. до н. э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, из­вестный как эпоха Судей (Шофтим) — 1200—1025 гг. до н. э., Бог иуде­ев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, посто­янно находился в переносном храме-скинии. Преданность Всевышнему находила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповед­ных обетов, молитве и обязательном обряде обрезания младенцев муж­ского пола.

С образованием объединенного Израильско-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н. э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном Давида царем Соломоном (царствовал с 965 по 928 гг. до н. э.) были возведены в Святом Городе царский дворец и Храм в честь Бога. Храм обслуживался сословием священников (ко-ханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израиль­ско-Иудейском царстве рабовладельческого строя. Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и бого-избранничества священного Иерусалима. Однако после отделения в конце X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иеру­салиме Израильского (северного) царства появляются новые места от­правления культа большей части израильских племен — в Бейт-Эле и в Дане. Многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (639—608 гг. до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов кроме культа единого Бога.

После падения Израиля под ударами Ассирии в 722 г. до н. э. и за­хвата в 586 г. н. э. Иудеи войсками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605—562 гг. до н. э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев с зо-роастрийской культурой в иудазим были привнесены мифы об ангелах и сатане и вера в загробное царство и бессмертие души. Отсутствие ре­лигиозного культового центра стимулировало развитие новых форм ре­лигиозной жизни. Эти новшества включали строгое соблюдение ветхо­заветного закона, регулярные упорядоченные совместные молитвы, по­каяния и посты. В то же время в годы вавилонского пленения усили-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.