Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное общество сознания Кришны




Новые религиозные движения в США и Западной Европе

Обращение.Членство.Воздействие на индивидуума

Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм

Проблема происхождения религии. Ранние формы верований и культа

{А.Н.Красников)..................................................................................................... 48

Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии {Е. В.Рязанова). 58

Религия в Древнем Египте (В. В. Винокуров)......................................................... 104

Религия в Древней Месопотамии (3. П. Трофимова)............................................ 128

Религия в Древней Сирии и Финикии (3. П.Трофимова)................................... 139

Религия в Древней Греции (А. П. Забияко)............................................................ 146

Религия в Древнем Риме {А. П. Забияко)...................................................................... 174

Религия древних кельтов (А. П. Забияко)............................................................... 207

Религия древних германцев (А. П. Забияко)........................................................... 219

Религия славян (А. П. Забияко)................................................................................. 236

{А.М.Дубянский).................................................................................................... 288

Индуизм {А.М.Дубянский).......................................................................................... 302

Джайнизм (М Г. Мокринский)......................................................................................... 323

Сикхизм {А. В. Бочковская)............................................................................................. 331

Митраизм (3. П. Трофимова).......................................................................................... 344

Зороастризм {В. Н. Зайцев). Парсизм {Б. А. Иванов)................................................... 353

Манихейство {К. И. Никонов, 3. А. Тажуризина)......................................................... 371

Даосизм {А. О. Милянюк)................................................................................................. 382

Конфуцианство (3. Г. Лапина)........................................................................................ 389

Синто {Г. Б. Навлицкая).................................................................................................. 424

Иудаизм {А. В. Крылов)................................................................................................ 448

 

(Я. Я. Кантеров)................................................................................ 648

(Я. Я. Кантеров)...................................................................................... 651

«Антикультовое движение» (Я Я. Кантеров).................... 654

Новые религиозные движения в России (Я. Я. Кантеров) 659

(кришнаиты) (//. Я. Канте­ ров)................................................... 664

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

(Я. Я. Канте­ров)................................................................... 667

ПРЕДИСЛОВИЕ

Во втором томе учебника «История религии» рассматриваются история ми­ровых религий, а также современные нетрадиционные религиозные движения и культы. Выделение истории мировых религий в отдельный том как бы «отдели­ло» их от своих истоков и предшественников, о которых идет речь в первом томе: буддизм — от ведической религии и брахманизма, христианство и ислам —от иудаизма и т. д. Однако фактически такая связь тщательно прописана, и внимате­льный читатель первого и второго томов такую связь легко обнаружит.

Объединяя мировые религии в одном томе, авторы исходили из того, что у этих религий имеются общие типологические признаки. Как было сказано1, ми­ровые религии по своим типологическим признакам отличаются от родопле-менных и народностно-национальных, хотя генетически связаны с ними, заим­ствовали элементы верований и культа этих религий. Мировые религии возни­кали в поворотные эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Их основатели или группа основателей, понимая религиозные потреб­ности масс, активно способствовали становлению этих религий. Формирование и развитие этих религий происходило в условиях образования «мировых импе­рий», которые охватывали большие территории, включали различные экономи­ческие уклады, этносы, культуры. В мировых религиях находили отражение об­разы жизни различных классов, сословий, каст, племен, народностей, а потому их прозелитизм и проповедь носят межэтнический, межсословный, межклассо­вый характер, содержат идею равенства представителей названных социальных групп (хотя не в каждой из указанных религий и не во всех случаях эта идея проводится последовательно). В то же время нельзя не отметить, что в истории различные направления мировых религий приобретали этническую окраску, возникала и реализовывалась тенденция к идентификации этнической и религи­озной принадлежности.

Правомерность объединения мировых религий в отдельный том связана и с тем, что облегчает сравнительный анализ их. Самым большим по числу после­дователей является христианство, на втором месте — ислам и лишь на тре­тьем — буддизм. Зато буддизм возник ранее других — в середине I тысячелетия до н. э., христианство появляется в I веке, ислам — в VII. Хотя эти религии рас­пространены в глобальном масштабе, все же можно говорить о регионах, в ко­торых концентрированно представлена та или иная из них: буддистов более всего в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Восто­ка, христиане превалируют в странах Европы, Северной и Южной Америке, в Австралии, большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке и в Азии (исключая восточную ее часть). В последнее десятилетие заметна актив­ная миграция ислама в страны традиционного распространения христианства. «Близость» мировых религий в тексте одного (второго) тома облегчает проведе-

1 См.: Т. 1. Введение. С. 31—33.


ние сравнительно-исторического религиоведческого анализа их вероучения, ку­льта и организационного строения. Подобно этому можно сказать, что легче за­поминаются взаимоотношения этих религий в истории: в разные периоды, в разных странах и регионах эти взаимоотношения носили и носят разный харак­тер — от острых конфликтов (включая военные) до веротерпимости, толерант­ности и т. д.

Помещая изложение истории мировых религий в отдельный том, авторы учитывали историю и современное распространение их в России. Россия — ев­разийская, полиэтническая и поликонфессиональная страна: в состав населения входят более 150 национальностей, в ней действует свыше 70 религиозных на­правлений. Однако большинство составляют представители мировых религий: христиане, а среди них — православные; вторыми по численности являются мусульмане, третьими — буддисты. Христианство, ислам, буддизм (и другие ре­лигии) составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Рос­сии. Особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры играло православие. Не случайно история православия на Руси и в России рассматривается в специальном разделе учебника. Хотя последователя­ми мировых религий являются представители разных этносов, все же историче­ски сложились тесные этноконфессиональные связи той или иной религии (или ее направления) с определенным этносом: религиозно ориентированные рус­ские, украинцы, белорусы, грузины в большинстве являются православными. Большинство верующих армян относятся к Армянской апостольской церкви, поляков и литовцев — к католической церкви и т. д. У народов тюркской, на-хско-дагестанской и некоторых других групп распространен по преимуществу ислам; у бурят, тувинцев, калмыков — буддизм и т. д. Такой этнорелигиозный плюрализм создает своеобразные этно-религиозно-культурные комплексы, меж­ду которыми складываются сложные и неоднолинейные отношения.

Заканчивается второй том, а значит и учебник в целом, рассмотрением со­временных нетрадиционных религиозных движений: раскрываются причины их возникновения, особенности их вероучения, культа, организации, деятельности, выявляются их типы.

Авторы второго тома: Предисловие — д-р филос. наук И.Н. Яблоков; разде­лы «Возникновение буддизма», «Основные идеи и направления буддизма», «Тибетский буддизм, или ламаизм», —канд. ист. наук Б.А. Иванов; раздел «Буддизм в Шри-Ланке» — д-р ист. наук А.Л. Сафронова; раздел «Буддизм в Индокитае» — д-р ист. наук Н.Н. Бектимирова; разделы «Буддизм в Китае», «Буддизм в России» — канд. ист. наук Б.У. Китинов; раздел «Ислам» — канд. ист. наук Ф.М. Ацамба, д-р ист. наук С.А. Кириллина; раздел «Возникновение христианства» — канд. филос. наук И.П. Давыдов, канд. филос. наук И.И, Ер­шова; раздел «Православие» — И. П. Давыдов, канд. филос. наук Н.К. Дмит­риева; раздел «Православие на Руси и в России» — И. И. Ершова, Н. К. Дмит­риева; раздел «Католицизм» — д-р филос. наук К.И. Никонов, д-р филос. наук З.А. Тажуризина; раздел «Протестантизм» — д-р филос. наук К.И. Никонов, д-р филос. наук З.А. Тажуризина; раздел «Древние восточные церкви» — И.П. Да­выдов; раздел «Современные нетрадиционные религии и культы» — д-р филос. наук И.Я. Кантеров.



Буддизм

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.