«Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины?» (Сура аль-Хадид, аят 16) Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Между принятием нами Ислама и ниспосланием этого аята было четыре года». Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Всевышний Аллах посчитал медленным приход к верующим этого состояния. Он высказал порицание им при наступлении 13-го года после начала ниспослания Корана». Также Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов». (Сура аль-Мумминун, аяты 1-2) В арабском языке слово «الخشوع» - /аль-хушу‘/ - означает «спокойствие, кротость, покорность». Что же касается шариатского значения, то /аль-хушу‘/ — это пребывание сердца перед Господом, будучи покорным и подчинившимся. Некоторые сказали, что /аль-хушу‘/ — это покорность истине. На самом же деле покорность истине относится к плодам смиренности (аль-хушу‘). Признак смирения (аль-хушу‘) заключается в том, что если у раба возникает разногласие с кем-то и ему приводят в довод истину, он принимает её и подчиняется ей. Другие же сказали, что /аль-хушу‘/ — это угасание огня страстей, уход дыма душ других людей из сердца, вспыхивание света возвеличивания Аллаха в сердце. аль-Джунейд сказал: «/аль-Хушу‘/— это униженность сердца перед Знающим сокровенное». Люди знающие единогласны в том, что место смирения (аль-хушу‘) в сердце, а плоды его видны в действиях человека. Рассказывают, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который играл со своей бородой в молитве. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы было смиренным его сердце, то и органы проявляли бы смирение». Хадис выдуманный. См. «Сильсиля ад-Да‘ифа», 110. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Богобоязненность тут», — указав на сердце и повторив это три раза. Муслим, 2564. Некоторые знающие люди говорят: «Прекрасное внешнее поведение является признаком внутреннего благонравия». Поэтому некоторые из них, видя человека, который стоял, опустив плечи и согнувшись, говорили ему: «О такой-то! Смирение (аль-хушу‘) тут», — указывая на грудь. Хузейфа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Остерегайтесь смирения (аль-хушу‘) лицемеров!» Его спросили: «В чем заключается смирение лицемеров?» Он ответил: «Это такое состояние, когда ты видишь тело смиренным, но при этом сердце не является смиренным». Однажды, увидев человека, который склонил шею в намазе, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О такой-то! Выпрями свою шею, ибо смирение не в шее, а в сердце!» Однажды ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) увидела юношей, которые шли очень медленно. Она спросила у людей: «Кто это такие?» Ей ответили: «Это — люди, посвятившие себя поклонению». Она сказала: «Когда ходил ‘Умар ибн аль-Хаттаб, он ходил быстро. Когда он говорил, то говорил так, что это было слышно. Если он бил, то бил больно. Если кормил, то кормил досыта. И он на самом деле был тем, кто посвятил себя поклонению». Фудейль ибн ‘Ийад говорил: «Считалось порицаемым, что человек показывает смирение внешнее больше, чем у него смирения в груди». Хузейфа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Первое, что вы потеряете из вашей религии — смирение, а последнее — намаз. Человек может совершать намаз, однако в этом человеке не будет блага! Вот-вот наступят времена, когда ты войдешь в мечеть на коллективную молитву, и не найдешь там ни одного смиренного». А Сахль говорил: «Не приблизится шайтан к тому, чье сердце смиренно!» Имам аль-Харауи сказал:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление