Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете» — это веление соответствует словам Всевышнего: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»[401]




То есть, если нам что-то приказано, то мы выполняем это настолько, насколько можем, а если что-то не в наших силах, то оно спадает. Например, нам приказано совершать намаз стоя, но если кто-то не может стоя, то он совершает сидя, если же не может сидя, то лежа на боку. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ’Имрану ибн Хусайну: «Совершай намаз стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку» [402].

 

157 ― Сообщается, что Абу Наджих аль-’Ирбад ибн Сарийа сказал: «(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”» [403]

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с регулярными наставлениями, например, в пятничный день и в дни праздников. Но некоторые из его проповедей были нерегулярными, а совершались лишь тогда, когда появлялась необходимость. Например, его проповедь в тот момент, когда произошло затмение.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с таким увещеванием, от которого их сердца испытали страх. Кто желает ознакомиться с этим наставлением более подробно, пусть обратится к книге ″Зад уль-Ма’ад″ ибн уль-Къаййима, да помилует его Аллах.

 

«…бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха…» ― это завещание, которое дал Аллах Всевышний Своим рабам, как Он сказал об этом: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» [404].

Богобоязненность (такъуа) ― это принятие мер по защите от наказания Аллаха путем выполнения приказанного Аллахом и отстранения от того, что Он запретил. Но, если человек желает выполнять приказы Аллаха и сторониться того, что Аллах запретил, то он непременно должен знать, что приказано, а что запрещено. Следовательно, знание должно непременно присутствовать так же, как и деяния. Если человек объединит знание и деяния, то достигнет страха перед Аллахом и станет богобоязненным.

И нет пути к богобоязненности, кроме как со знанием. Это не значит, что человек должен охватить и изучить всевозможные науки. Имеется в виду, что человек должен знать, как правильно выполнять то, что приказано из поклонения конкретно ему самому. Например, богатый человек должен знать законоположения, связанные с закятом. Если человек имеет возможность совершить хадж, то он должен изучать законоположения, связанные с хаджем.

 

«…и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб…» ― слушаться и повиноваться необходимо обладателям влияния среди мусульман. Например, президент всего государства, или же глава определенного города.

Необходимо слушаться и повиноваться, даже если ваш правитель не будет арабом, например, в этом хадисе речь идет об эфиопе. Если Аллах Всевышний даровал ему власть, мы обязаны слушаться его и повиноваться ему. Если же мы скажем, что не надо подчиняться правителю, то наступит анархия. Каждый начнет посягать на другого и нарушать права людей.

Но подчинение правителю только в благом, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, подчинение может быть только в одобряемом» [405]. То есть, нет подчинения в том, что порицаемо шариатом. В порицаемых шариатом вещах нет подчинения никому: ни отцу, ни матери, ни правителю.

Например, правитель приказал своей армии не совершать намаз. Нет ему в этом никакого подчинения, ибо намаз является обязательным предписанием религии. Аллах Всевышний вменил намаз в обязанность Своим рабам, в том числе и этому правителю. Он первый, кто должен совершать намаз.

Также, если правитель приказывает что-то запрещенное, например, приказывает сбривать бороды, то нет ему в этом никакого подчинения. Мы подчиняемся пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Отращивайте бороду и укорачивайте усы!» [406]

И вот так ты смотришь на каждый приказ правителя, и если он приказывает ослушаться Аллаха, то нет ему в этом никакого подчинения. Но, несмотря на это, ты обязан подчиняться ему во всех остальных приказах. То есть, не следует понимать так, будто если правитель приказал что-то греховное, то ему уже ни в чем не нужно подчиняться. Нет, это не так! Подчинение ему спадает только в том конкретном вопросе, где он приказывает тебе ослушаться Аллаха Всевышнего. Что же касается всех остальных вопросов, то ты обязан подчиняться правителю.

Также некоторые люди думают, что обязательно подчиняться правителю только в том, что приказал Аллах. Это – ошибка! Ведь, мы обязаны подчиняться приказам Аллаха в любом случае, и здесь нет разницы, прикажет ли это правитель или нет.

Следовательно, у нас существуют три ситуации:

1 — Правитель приказывает нам совершить то, что уже приказано шариатом. Например, приказывает нам совершать молитву с коллективом в мечети. Мы обязаны выполнять это, следуя приказу Аллаха, Его посланника, и приказу правителя.

2 — Правитель приказывает нам совершить то, что является ослушанием Аллаха Всевышнего. Например, правитель приказывает оставить обязательные предписания религии или же приказывает совершить запретные поступки. В этом случае нет ему подчинения в этом вопросе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.