Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй том завершен, по милости Аллаха! 2 страница




В этом хадисе указание на обязательность уважения тех мусульман, которые подтверждают свой Ислам тем, что совершают утренний намаз. Утренний намаз не совершает никто, кроме верующих. Что же касается лицемеров, то они никогда не присутствуют на нём в мечети. Ведь, лицемеры ходят только на те намазы, где люди их видят.

Утренний намаз во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не был таким, как утренний намаз в наши дни. Ведь, ночь во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была темной, и людей не было видно. Что же касается ночей в наши дни, то, хвала Аллаху, ночью светло, как днем, благодаря тем электрическим светильникам, которыми одарил нас Аллах. Но во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ночи были темными. Поэтому, лицемеры не приходили в мечеть на утренний и ночной (’иша) намазы.

233 ― Передается от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» [870].

 

«Мусульманин мусульманину брат…» ― имеется в виду братство в религии. Аллах Всевышний сказал: «И по Его милости вы стали братьями» [871]. А также: «Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» [872]. И это братство является самым крепким из всех видов братств. Оно крепче, чем кровное братство. Ведь, бывает так, что твой кровный брат является твоим врагом, и ты ненавидишь его.

Что же касается религиозного братства, то оно сохраняется как в мирской жизни, так и в вечной. Это братство помогает человеку при его жизни и после смерти.

«…и он (не должен) ни притеснять…» ― он не должен притеснять своего брата ни в имущественных вопросах, ни в физическом плане, не должен затрагивать его честь и честь его семьи. Суть в том, что запрещены все виды притеснения.

«…ни предавать его…» ― то есть: не предавать его в тот момент, когда кто-то хочет причинить ему несправедливость. Мусульманин должен защищать своего брата ото всякого зла.

Следовательно, нужно объединить в себе две вещи:

Во-первых, нельзя притеснять своего брата;

Во-вторых, нельзя предавать его в тот момент, когда его притесняют. Напротив, необходимо его защищать.

Поэтому ученые, да помилует их Аллах, говорят, что человек обязан защищать честь своего брата, жизнь своего брата и имущество своего брата.

Например, если ты услышишь, как кто-то ругает твоего брата, злословит о нём, то ты обязан защищать его. Если ты увидишь, как кто-то нападает на твоего брата и ты в состоянии его защитить, то ты обязан это сделать. Если ты видишь, как кто-то хочет отобрать у него имущество, то ты также обязан защитить его.

 

«Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде…» ― из этого следует, что если человек притесняет своего брата, то братство между ними неполноценное. Если он предает его в тот момент, когда кто-то притесняет его, то братство между ними также неполноценное. Если человек решает проблемы своего брата, то этим самым он обретает огромное благо, так как Аллах начинает помогать ему самому.

«…того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения…» ― существует много способов избавления мусульманина от печали.

Например, если твой брат печалится из-за денежных трудностей, а ты дашь ему денег, то этим самым ты избавишь его от печали. Если, например, у твоего брата тяжелое душевное состояние, и ты помог ему, подняв настроение, то этим самым ты также избавил его от печали.

«…а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» ― то есть: если ты скроешь какой-нибудь недостаток своего брата, то Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Вечной.

Но из этих слов есть исключения, так как покрытие мусульманина иногда может быть похвальным деянием, а иногда запретным. Например, ты видишь человека, совершающего грех. Этот человек – злодей, упорствует в своих грехах. В такой ситуации сокрытие его грехов не добавит ему ничего, кроме еще большей несправедливости. В данном случае нельзя скрывать его грехи, а наоборот рассказать о них для его же блага. Если же ты видишь человека, который обычно не совершает ничего дурного, но вдруг допустил оплошность, то его оплошность желательно скрыть, не рассказывая о ней никому. Если ты скроешь эту оплошность, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней.

Также нужно покрывать физические недостатки мусульманина. Например, если у мусульманина на теле какие-нибудь шрамы, кожные заболевания, и так далее, то обязательно нужно скрывать эти его недостатки. Если ты скроешь их, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней.

 

234 ― Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь. Достаточно человеку для совершения зла того, что он презирает своего брата в исламе!» [873]

 

«…и он (не должен) ни предавать его…» ― то есть: не должен поступать вероломно тогда, когда мусульманин доверил ему что-то, будь то имущество, или какая-нибудь тайна. Никому не разрешается поступать вероломно по отношению к мусульманину, даже если тот мусульманин сам поступил вероломно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдавай доверенное имущество тому, кто доверил его тебе и не поступай вероломно по отношению к тому, кто поступил вероломно по отношению к тебе» [874].

«…ни лгать ему…» ― ведь, ложь запрещена! Чем хуже последствия лжи, тем более велик грех! Запрещены все виды лжи, но грех лжи увеличивается, если увеличиваются вредные последствия этой лжи. Например, если человек с помощью лжи отбирает имущество мусульманина, то его грех увеличивается. А если в результате лжи человек не нанес никому вреда, то грех меньше, хотя это все равно запрещено.

Однако, в одном из хадисов сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил лгать в трех случаях: во время войны, для примирения людей, а также в словах мужа своей жене[875].

Но многие ученые сказали, что в данном хадисе под ложью не имеется в виду явная ложь, а имеются в виду двусмысленные слова (таурия) [876]. Например, Ибрахим, мир ему, откажется заступаться за людей в День Воскресения, сказав им: «Поистине, я солгал в течение жизни три раза» [877], хотя на самом деле он не лгал, а использовал двусмысленные слова (таурия). А так, прямая ложь запрещена в любом случае.

 

«…а богобоязненность скрыта здесь…» ― говоря это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на грудь. То есть: богобоязненность скрыта в сердце. Если в сердце есть богобоязненность, то все остальные органы также будет богобоязненны. Если же в сердце нет богобоязненности, то все остальные органы также не будут бояться Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце» [878]. Если в сердце человека есть богобоязненность и страх перед Аллахом Всевышним, тогда все его внешние деяния будут в порядке.

Знай также, что некоторые люди используют этот хадис для поддержания своих ложных воззрений. Когда ты призываешь их к одобряемому и удерживаешь их от порицаемого, они отвечают: ″Богобоязненность скрыта в сердце!″ Ты говоришь человеку: ″Не брей бороду, ибо это запрещено! Бритье бороды – это обычай многобожников и огнепоклонников, а оставление бороды – это путь пророков, посланников и праведных рабов Аллаха″, а он отвечает: ″Богобоязненность скрыта в сердце! Богобоязненность скрыта в сердце!″ Этот человек лжет, и нет в его сердце никакой богобоязненности! Если бы в его сердце была богобоязненность, то он боялся бы Аллаха!

 

«…а богобоязненность скрыта здесь…» ― также эти слова указывают на то, что разум находится в сердце, а сердце в груди. Аллах Всевышний сказал: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» [879].

 

«Достаточно человеку для совершения зла того, что он презирает своего брата…» ― то есть, если человек презирает своего брата мусульманина, то это презрение уже само по себе является грехом. Пусть Аллах убережет нас от этого! В этих словах предостережение от того, чтобы человек презирал своих братьев в Исламе. Человек обязан уважать и возвеличивать мусульман.

 

«Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь…» ― нельзя говорить о нем плохо среди людей, и нет разницы, говоришь ты правду или лжешь.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине того, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» [880]

«…имущество…» ― нельзя отбирать имущество мусульманина, нельзя воровать, нельзя заниматься мошенничеством. То есть, запрещено тебе получать имущество своего брата, не имея на это права.

«…и жизнь другого мусульманина…» ― то есть: мусульманин не имеет права убивать своих братьев мусульман и наносить им раны.

 

 

235 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трижды указал (рукой) себе на грудь, (после чего сказал): “Достаточно человеку для совершения зла того, что он презирает своего брата, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!” [881]

 

“Ан-наджш” (взвинчивание цены): взвинчивать цену значит поднимать её на товар, предлагаемый на рынке или в другом подобном месте, когда человек на самом деле не желает покупать его, стремясь только к тому, чтобы обмануть другого, что является запретным;

“ат-тадабур” (поворачиваться друг к другу спиной): это значит отворачиваться от человека и покидать его, будто он является чем-то оставшимся за спиной.

 

«Не завидуйте друг другу…» ― зависть (хасад) заключается в том, что человеку не нравится то, что Аллах дал другому человеку какую-то милость. Например, человеку не нравится то, что Аллах даровал определенному человеку деньги, детей, жену, знание, и так далее. Это и есть зависть!

Зависть (хасад) – это качество иудеев, поэтому, тот, кто завидует, уподобляется им. Пусть Аллах убережет нас от этого! Аллах Всевышний сказал: «После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее» [882]. А также: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима Писанием и мудростью и одарили их великой властью» [883].

Знай, что зависть содержит в себе много вредных последствий:

Во-первых, зависть – это уподобление иудеям, которые являются самыми отвратительными из рабов Аллаха.

Во-вторых, зависть указывает на презренность души того, кто завидует. Ведь, завистник не желает своим братьям того, чего желает себе. Если же человек желает своим братьям того же, чего желает себе, то он никогда не будет завидовать. Напротив, он будет радоваться тому, что Аллах даровал другому человеку определенные милости. Он будет говорить: ″О Аллах, даруй и мне такое″. Аллах Всевышний сказал: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости» [884].

В-третьих, завистник возражает предопределению Аллаха Всевышнего. Ведь, именно Аллах одарил милостью того, кому он завидует! Если человеку не нравится это, значит, ему не нравится предопределение Аллаха. А известно: если человеку не нравится предопределение Аллаха, то его религия находится в опасности. Пусть Аллах обезопасит нас от этого! Ведь, завистник как будто бы желает соперничества с Господом миров в управлении и предопределении.

В-четвертых, каждый раз, когда Аллах дарует Своему рабу определенную милость, в сердце завистника вспыхивает огонь. Поэтому, завистник всегда находится в печали и испытывает боль, ибо Аллах Всевышний дарует Своим рабам бесчисленные блага.

В-шестых, зависть тормозит человека, не давая ему достичь полезных вещей. Ведь, завистник постоянно думает о других и испытывает печаль. Он думает: ″Как этот человек получил столько денег? Как тот человек приобрел такое знание? Откуда у него столько детей? Откуда ему такая жена?″ Завистник отстраняется от людей и полностью замыкается в себе. У него нет иных забот, кроме изучения того, какие милости есть у других людей, и печали из-за этого. Пусть Аллах обезопасит нас от этого!

В-седьмых, зависть исходит только от злостной души, которая не любит добро. Завидует только эгоистичная душа, которая хочет, чтоб все милости принадлежали только ей.

В-восьмых, завистник все равно никак не сможет изменить ничего из предопределения Аллаха Всевышнего. Он не сможет ничего изменить, что бы он ни делал, как бы он ни ненавидел.

В-девятых, зависть может довести завистника до того, что он начнет приносить вред людям. Ведь, злостная, завистливая и ненавидящая душа может сглазить других людей. Завистник видит что-то удивительное у другого человека, и тогда от его мерзкой души исходит, подобно стрелам, сглаз. Если человек начинает завидовать, то постепенно доходит до того, что он становится из тех, кто может сглазить людей, и тогда люди начинают страдать по причине его сглаза. Нет сомнения, что такой человек испытывает злобу и тем самым причиняет вред рабам Аллаха. Если, например, он вредит имуществу людей, то ему записывается грех.

В-десятых, зависть разделяет мусульман, ведь, завистника ненавидят все остальные люди. Что же касается человека с добрым сердцем, то он желает своим братьям того же, чего желает себе, и поэтому все люди любят его.

Это – десять дурных последствий зависти! Посредством изучения этих последствий, мы понимаем мудрость слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не завидуйте друг другу…».

Кто-то может спросить: «Иногда человек видит, как его душа желает опередить других людей в совершении благого. Относится ли это к зависти?»

Ответ: Нет, это не относится к зависти. Это – соревнование друг с другом в совершении благих деяний. Аллах Всевышний сказал: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» [886] Зависть же заключается в том, что человеку ненавистно, когда добро даруется другим, а не ему.

 

«…не взвинчивайте цену…» ― речь идет о том, когда человек делает что-то, чтобы поднять цену товара, который хочет купить его брат, при том, что этот человек сам не собирается его покупать. То есть, он просто желает навредить покупателю или помочь продавцу.

Например, продавец выставил на рынке какой-нибудь товар, и вокруг собираются люди и начинают постепенно увеличивать сумму, предлагаемую за этот товар. Тут приходит некий человек и начинает предлагать за товар еще большую сумму при том, что он не собирается его покупать. Например, кто-то предлагает сто реалов, а он начинает предлагать сто десять, хотя не собирается ничего покупать. Он хочет либо навредить покупателю, повысив цену, либо помочь продавцу продать товар подороже. Это запрещено!

 

«…откажитесь от взаимной ненависти…» ― это обращение к верующим! Человек не имеет права ненавидеть своего брата. Однако, если твой брат является грешником, то можно ненавидеть его из-за его грехов. То есть, ты ненавидишь его за грехи, но любишь за то, что он верующий. Не должно быть абсолютной ненависти.

Например, мы видим мусульманина, который пьет вино и курит. Мы не должны ненавидеть его так же, как ненавидим неверующих. Как можно уравнять верующего грешника и неверующего?! Это – великая ошибка! Иногда ты можешь видеть, как некоторые люди ненавидят верующих грешников больше, чем ненавидят неверующих. Пусть Аллах убережет нас от этого! Верующий, каким бы он ни был, все равно лучше неверующего.

 

«…не поворачивайтесь спиной друг к другу…» ― может быть, речь идет о физическом действии. Например, ты садишься среди людей и поворачиваешься к ним спиной. Или, например, твой брат говорит тебе что-то, а ты отворачиваешься от него. Это – физическое действие.

А, может быть, речь идет о чем-то моральном (абстрактном), когда люди расходятся друг с другом во мнениях. Всё это запрещено посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Также сюда относится то, что делают некоторые братья, которые, заканчивая намаз, выдвигаются немного вперед из ряда. Поэтому, некоторые люди начали жаловаться мне на это. Они говорят: ″Некоторые люди, заканчивая намаз, выдвигаются немного вперед и сидят между нами и имамом″. А это исходит из плохого нрава.

 

«…не перебивайте торговли друг другу…» ― ведь, это приводит к неприязни, вражде и ненависти. Например, человек идет к тому, кто купил определенный товар за сто реалов, и говорит ему: ″Я продам тебе точно такой же товар за восемьдесят реалов″, или: ″Я продам тебе за сто реалов товар, который лучше, чем этот″. Тогда покупатель возвращается к первому продавцу, расторгает с ним договор, и покупает товар у второго продавца. В этом явное проявление несправедливости по отношению к правам первого продавца. Такая несправедливость порождает вражду и ненависть между мусульманами.

То же самое касается и той ситуации, когда человек идет к продавцу какого-нибудь товара и говорит ему: ″Ты продал этот товар за сто реалов, верни его, а я куплю его у тебя за сто двадцать реалов″. Продавец идет к тому, кто купил у него эту вещь, расторгает сделку, возвращает товар и продает другому покупателю за сто двадцать реалов. Это также запрещено!

 

«…а богобоязненность скрыта здесь!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трижды указал (рукой) себе на грудь.

Мы уже говорили, что богобоязненность находится в сердце. Если сердце боится Аллаха, то и все остальные органы будут бояться Аллаха. Если в сердце проникнет кривизна, то и все остальные органы будут поражены ею. Пусть Аллах убережет нас от этого! Аллах Всевышний сказал: «Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Бойтесь Аллаха и слушайте! Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» [887].

Знай, что сердце человека отклоняется от прямого пути только по причине самого человека. Если человек желает зла, а не добра, то его сердце отклоняется. Пусть Аллах убережет нас от этого! А доказательством служат слова Всевышнего: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца» [888]. А также: «О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: "Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас, и простит вас. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» [889].

Если Аллах видит у раба праведное намерение и стремление к благу, Он облегчает ему путь к благу и оказывает помощь. Аллах Всевышний сказал: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему» [890].

 

«Достаточно человеку для совершения зла того, что он презирает своего брата…» ― то есть: если человек не делает из зла ничего, кроме презрения в адрес брата, то этого уже достаточно. Это указывает на величие греха того, кто презирает своих братьев мусульман, ибо мусульманин, наоборот, обязан возвеличивать своих братьев.

 

«…и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина …» ― то есть, для каждого мусульманина запретны три вещи в другом мусульманине. Но на самом деле для каждого мусульманина запретно всё в другом мусульманине, так как эти три вещи, упомянутые в хадисе, включают все остальное.

 

236 ― Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» [891].

 

«Не уверует…» ― то есть: никто из вас не будет обладать полноценной верой без наличия этого условия. Человек должен желать своему брату того же из блага, чего он желает себе. Он должен не желать своему брату того, чего не желает себе. Таков истинный верующий! Если человек будет относиться к мусульманам в соответствии с этим принципом, то он не будет обманывать их, не будет поступать вероломно, не будет лгать, не будет притеснять.

Из этого хадиса можно сделать следующий вывод: если человек не желает своему брату того, чего желает себе, или же желает своему брату того, чего не желает себе, то он не является верующим с полноценной верой.

Если человек желает своему брату того, чего не желает себе, или не желает своему брату того, чего желает себе, то это относится к тяжким грехам. Следовательно, брат-мусульманин, ты обязан воспитывать свою душу в соответствии с этим принципом. Ты должен желать своим братьям того, чего желаешь себе, чтобы обрести полноценную веру. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы люди обращались с ним» [892].

 

نسأل الله أن يجعلنا وإياكم كذلك

 

 

237 ― Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помогай брату своему (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым». (Услышав это, один) человек сказал: “О посланник Аллаха, я (могу) помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удержи его (или: … помешай ему) от притеснения и, поистине, это (станет) помощью ему» [893].

 

«Помогай брату своему…» ― то есть: защити своего брата от того, что ему вредит. Если ты увидишь человека, который хочет посягнуть на права людей, то удержи его и это станет оказанием помощи. А если же твоего брата кто-то притесняет, то защити его от притеснителя.

В этом хадисе указание на обязательность оказания помощи притесненному. А также указание на обязательность оказания помощи притеснителю таким образом, на который указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

238 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему» [894].

 

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» [895].

 

В этом хадисе содержится разъяснение прав мусульманина на мусульманина. Вообще-то прав мусульманина на мусульманина много, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда выделяет определенные вещи из множества вещей, чтобы указать на их важность.

 

1 — Приветствие и ответ на него — если мусульманин поприветствовал тебя первым, то ответь на его приветствие. А во второй версии хадиса сказано: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его…».

Следовательно, первое право включает в себя две вещи:

а) приветствие человека, так как в хадисе сказано: «…если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его…».

б) ответ на приветствие, так как в хадисе сказано: «Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие…».

Приветствие человека весьма желательно (сунна муаккада)! Младший должен первым приветствовать старшего, идущий должен первым приветствовать сидящего, а едущий верхом должен первым приветствовать идущего пешком. Шариатская форма приветствия – это слова: ″Ассаляму ‛алейка″ или ″Ассаляму ‛алейкум″. Оба этих вида приветствия дозволены. А отвечать на приветствие следует словами: ″‛Алейка-с-саляму″ или ″Уа ‛алейкуму ссалям″.

Что касается приветствия человека первым, то это желательно (сунна), а отвечать на приветствие человека – обязательно (фард). Тот, к кому обращено приветствие (салям), обязан ответить на него. Если же человек приветствует группу людей, то необходимо, чтобы хотя бы один из них ответил на приветствие. Приветствие (салям) – это благое деяние! Если ты обратишься к человеку с приветствием (салямом), то получишь десятикратное воздаяние, ибо за одно доброе деяние человеку воздается десятикратно. Если ты поприветствовал своего брата, сказав: ″Ассаляму ‛алейка″, то тебе запишется десять нетленных благодеяний, которые ты найдешь в тот момент, когда будешь более всего в них нуждаться.

Представь, если ты сейчас скажешь человеку: ″За каждое приветствие, которым ты поприветствуешь человека, я дам тебе один дирхам [896] ″. Ты увидишь, как этот человек будет искать людей, чтобы поприветствовать их и получить эти дирхамы, вместе с тем, что эти дирхамы скоро исчезнут. А, ведь, награда Аллаха не пропадает и человек найдет ее в тот момент, когда будет более всего в ней нуждаться. Поэтому, тебе следует приветствовать каждого мусульманина, которого ты встречаешь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.