Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете»[16]




Вторая ступень — это оставление излишков и того, что превышает необходимое для существования человека. Это заполнение своего свободного времени полезным. Это пресечение смятения и украшение себя украшениями пророков и правдивейших».

 

«оставление излишков» — то есть того, что превышает потребности человека. Излишками является всё, что превышает необходимое для существования человека количество еды и питья, одежды и места жительства.

«заполнение своего свободного времени полезным» — поистине, время — это меч! Если ты не разрубишь его, оно обязательно разрубит тебя. Нужно посвятить каждое мгновение тому, что приближает тебя ко Всевышнему Аллаху, или тому, что поможет тебе в будущем заняться приближением к Аллаху. Например, еда, питье, супружеская жизнь, сон, отдых и так далее. Всё это нужно делать с намерением того, чтобы получить силы для приближения к Аллаху и отстранения от его запретов. Именно в таком случае человек заполняет всё свое время полезным.

Это придает силы человеческой душе, помогает ей не отвлекаться. Душа испытывает радость, которая напоминает ей о большей радости.

«пресечение смятения» — то есть исчезают колебания сердца, связанные с мирскими вещами. Аскетизм (зухд) не будет настоящим, пока человек не удалит эти колебания из сердца. Этот аскетизм будет уже аскетизмом сердца!

«украшение себя украшением пророков и правдивейших» — то есть украшение себя аскетизмом, а аскетизм является украшением пророков и правдивейших, так как именно они были истинными аскетами.

 

 

Состояние набожности

 

Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا إِنِّي بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ ﴾

А также:

 

﴿ وَثِيَابَكَ فَطَهِّرْ ﴾

«Одежды свои очищай!» [17]

Къатада и Муджахид сказали об этом аяте: «Имеется в виду: очищай свою душу от греха». То есть под словом «одежда» имеется в виду «нафс». То же самое об этом аяте сказали Ибрахим ан-Наха‘и, ад-Даххак, аш-Ша‘би, аз-Зухри, и другие из числа толкователей Корана. Ибн ‘Аббас сказал: «Имеется в виду: не одевай одежду греховно или вероломно». Затем он сказал: — Разве вы не слышали слова Гъайляна ибн Саляма ас-Сакъафи:

وإنى بحمد الله لا ثوب غادر

لبست ولا من غدرة أتقنع

"Поистине, я, хвала Аллаху, не надеваю чего-то вероломно,

И не прикрываюсь тем, что получено вероломно".

 

Когда арабы хотят описать человека правдивостью и верностью, то говорят о нём: «У него чистые одежды». Что же касается вероломного человека, грешника, то о нём говорят: «У него грязные одежды».

Также Убей ибн Ка‘б сказал по поводу этого аята: «Не одевай одежду вероломно, несправедливо или греховно, а одевай её, будучи благочестивым и чистым».

ад-Даххак сказал по поводу этого аята: «То есть: исправляй свои деяния».

ас-Судди сказал: «Если человек праведен, то говорят, что у него чистые одежды, а если он — грешник, то говорят, что у него мерзкие одежды».

Са‘ид ибн Джубейр сказал по поводу этого аята: «То есть: очищай свое сердце и дом».

аль-Хасан аль-Басри и аль-Къурази сказали: «То есть: облагораживай свой нрав».

Мухаммад ибн Сирин и ибн Зейд сказали: «В аяте приказано очищать одежду от скверны (наджасы), так как в такой одежде недозволено совершать намаз».

Тавус сказал: «То есть: укорачивай свою одежду, так как укорачивание одежды и есть её очищение».

 

Поэтому, набожность — (уара‘) — очищает сердце от грязи и скверны, подобно воде, которая очищает одежду от них. Между одеянием и сердцем есть связь, как явная, так и скрытая. Поэтому мужчинам запрещено носить одежду из шёлка и запрещено носить золото, запрещено также носить шкуры хищных зверей, так как это оставляет следы на сердце. Это противоречит состоянию служения, поклонения и смирения. Также есть и влияние сердца на то, что носит человек. Проницательные люди по чистоте одежды, по запаху, по красоте или мрачности, могут понять некоторые вещи о человеке. Одежду благочестивого человека можно отличить от одежды грешника, даже если она не надета на них.

Суть набожности (уара‘) выражена пророком (мир ему и благословение Аллаха) в одном предложении. Он сказал: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – его отказ от того, что его не касается» [18]. Это оставление всего, что не касается человека, будь то слова, взгляд, пользование чем-то, взятие чего-то, мысли, и так далее. Этот хадис достаточен в определении того, что такое набожность — (уара‘).

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Набожность (уара‘) — это оставление всего сомнительного, оставление всего, что не касается человека, оставление всего лишнего!»

Передают, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Хурейра, будь набожным! Именно тогда ты станешь самым поклоняющимся среди людей» [19].

аш-Шабли сказал: «Набожность (уара‘) — это чувство опасения перед всем, кроме Всевышнего Аллаха!»

Исхакъ ибн Халяф сказал: «Набожность (уара‘) в речах важнее, чем набожность в отношении золота и серебра, подобно тому, как аскетизм в отношении власти сильнее (важнее), чем аскетизм в отношении золота и серебра, так как золото и серебро тратится, чтобы получить власть».

Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Набожность (уара‘) является началом аскетизма (зухда), так же, как и удовлетворенность является началом довольства».

Также некоторые говорили: «Набожность (уара‘) — это выход человека из страстей и оставление грехов».

Йунус ибн ‘Убейд сказал: «Набожность (уара‘) — это уход от всего сомнительного и призвание себя к отчету каждое мгновение».

Суфйан ас-Саури сказал: «Нет ничего проще, чем описать набожность! Набожность (уара‘) — это оставление всего, что беспокоит твое сердце».

Сахль сказал: «Дозволенным (халяль) является то, совершение чего не является ослушанием Аллаха, а очищенным является то, при совершении чего ты не забываешь об Аллахе».

Рассказывают, что аль-Хасан аль-Басри спросил мальчика: «Что является стержнем религии?» Тот ответил: «Набожность». Тогда аль-Хасан спросил: «А что является бедствием для религии?» Тот ответил: «Алчность». аль-Хасану аль-Басри очень понравился ответ этого мальчика.

Также аль-Хасан аль-Басри сказал: «Частица набожности лучше, чем тысяча частиц поста и намаза».

Абу Хурейра говорил: «Завтра с Аллахом будут люди набожные и аскеты».

Некоторые саляфы говорили: «Человек не достигнет истинной богобоязненности до тех пор, пока не станет оставлять то, в чём нет греха, боясь того, в чём есть грех».

Некоторые сподвижники говорили: «Мы оставляли семьдесять вещей из дозволенного, боясь попасть во что-то греховное».

 

Затем имам аль-Харауи сказал:

 

«الورع: توق مستقصى على حذر وتحرج على تعظيم»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.