Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических дисциплин




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Определение и основные направления современной нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом.

2. Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности (концепция А.Р.Лурия).

3. Энергетический блок мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования).

4. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации.

5. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

6. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

7. Первичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

8. Вторичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

9. Третичные зоны корковых концов анализаторных систем коры больших полушарий.

10. Зрительный анализатор, принципы строения.

11. Звуковой анализатор, принципы строения.

12. Речевой слух.

13. Кожно-кинестетический анализатор, основные принципы строения (тактильная, температурная, болевая и проприоцептивная виды чувствительности).

14. Пирамидная система.

15. Экстрапирамидная система.

16. Общая модель структурно-системной организация мозга как субстрата психической деятельности (концепция О.С. Адрианова).

17. Проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные системы.

18. Проблема факторов в нейропсихологии.

19. Модально-специфические и модально-неспецифические факторы. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий.

20. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга как целого.

21. Факторы межполушарного взаимодействия. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов. Факторы, связанные с работой глубинных структур головного мозга.

22. Функциональная система как физиологическая основа реализации высших психических функций.

23. Психоморфологическое направление и концепция эквипотенцальности мозга.

24. Теория системной динамической локализации высших психических функций человека Л.С. Выготского и А.Р. Лурия.

25. Характеристики высших психических функций, сенсорные и гностические функции анализаторных систем, нейропсихологический фактор, полифункциональность мозговых структур.

Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Нейропсихология, как отрасль психологической науки начала складываться в 30 – 40-е гг. нашего века в различных стра­нах и особенно интенсивно в Советском Союзе.

Первые нейропсихологические исследования в нашей стране проводились еще в 20-х годах Л. С. Выготским, однако, основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки принадлежит А. Р. Лурия (1902–1977). Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились про­должением его общепсихологических работ. На основе изучения различных форм психической деятельности, Л. С. Выготский сфор­мулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом и системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функ­циях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм пси­хической деятельности.

Ранние работы Л. С. Выготского по нейропсихологии были посвящены системным нарушениям психических процессов, кото­рые возникают в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и особенностям этих системных нарушений у ре­бенка и взрослого человека. В первых нейропсихологических иссле­дованиях Л. С. Выготского (проводившихся им совместно с А. Р. Лурия) делалась попытка установить, какие более элементар­ные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и др.) наблюдаются в тех случаях, когда нару­шаются речевые процессы, т. е. делалась попытка выяснить зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психиче­ской деятельности.

На материале поражений подкорковых узлов при паркинсо­низме Л. С. Выготский и А. Р. Лурия выделили особые формы компенсации двигательных дефектов, которые осуществляются при участии корковых сложно опосредованных уровней организа­ции действия (с помощью смысловой системы опор).

Исследования Л. С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компен­сации нарушений психических функций, возникающих при локаль­ных поражениях мозга. На основании этих исследований им были сформулированы принципы локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Л. С. Вы­готский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). Он считал, что возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головно­го мозга человека новых «межфункциональных отношений», кото­рые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений само­го мозга. Позднее эту идею о новых «функциональных органах» развивал и А. Н. Леонтьев. Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животными принципом, благодаря которому он стал мозгом чело­века, органом человеческого сознания», которым заканчиваются его известные (опубликованные уже посмертно) тезисы «Психо­логия и учение о локализации психических функций», относится, несомненно, к одному из самых фундаментальных поло­жений советской нейропсихологии.

Идеи Л. С. Выготского о системном строении и системной моз­говой организации высших форм психической деятельности сос­тавляют лишь часть того важного вклада, который он внес в нейро­психологию. Не менее важна и его концепция о меняющемся зна­чении мозговых зон (или «центров») в процессе прижизненного развития психических функций. Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хроноло­гическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой органи­зации (вследствие прижизненного изменения «межфункциональ­ных» отношений) как основной закономерности психического раз­вития. Л. С. Выготский сформулировал положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детст­ве приводит к глубокому недоразвитию высших форм познаватель­ной деятельности. Иная картина возникает при поражении этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возрастное изменение в строении «межфункциональных отношений» приводит к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их системное влияние существенно меняются, и у взрослого человека решающее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относитель­но более простых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому, если поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, то поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушение в работе более элементарных уровней сенсорных актов. Эти факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинаковом системном влиянии очаго­вых поражений мозга на разных этапах психического развития. Он писал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде (у взрослого) наблюда­ется обратная зависимость; при поражении какого-либо центра при прочих равных условиях больше страдает низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функ­циональной зависимости». Идея о неодинаковом эф­фекте поражения одних и тех же зон коры на разных этапах психи­ческого развития является одной из важнейших идей современной нейропсихологии, которая оценена по-настоящему лишь в послед­нее время в связи с развитием исследований в области нейропси­хологии детского возраста.

Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводив­шихся А. Р. Лурия и его сотрудниками, что и привело к разработке нейропсихологии человека как одной из важных отраслей совре­менной психологической науки.

Становление и развитие нейропсихологии тесно связано с успе­хами неврологии и нейрохирургии, благодаря которым оказалось возможным изучение и лечение большого числа больных с локальными поражениями головного мозга.

Решающий вклад в формирование нейропсихологии как самостоя­тельной научной дисциплины внес А. Р. Лурия, на протяжении почти 50 лет разрабатывавший различные проблемы нейропсихо­логии и создавший теорию мозговой организации высших психи­ческих функций человека. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно раз­вивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занима­ет одно из ведущих мест в этой области знания.

Важный вклад в советскую нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нару­шения мышления у больных с локальными и общими органически­ми поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мысли­тельных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления — в одних случаях, и нарушений динамики мыслитель­ных актов (дефектов мотивации, целенаправленности мышления и т. д.) — в других. Большой интерес для нейропсихологии пред­ставляют работы Б. В. Зейгарник и ее сотрудников, посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических пора­жениях мозга, которые нашли свое продолжение в иссле­дованиях психиатра Т. А. Доброхотовой об особенностях наруше­ний эмоционально-волевой сферы у больных с различными локаль­ными поражениями мозга.

Важные экспериментально-психологические исследования про­водились и на базе неврологических клиник. К ним относятся прежде всего работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме пар­ной работы полушарий головного мозга. В исследованиях Б. Г. Ананьева и его сотрудников получен большой фактический материал, показывающий многообразие взаимодействия обоих полушарий в таких видах психической деятельности, как осяза­ние, пространственная ориентировка, сложные виды праксиса и др. Эти работы внесли важный вклад в построение современных нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов.

Концепция П. К. Анохина о функциональных системах и их роли в объяснении целесообразного поведения животных была использована А. Р. Лурия для построения теории системной динамической локализации высших психических функций челове­ка. Работы Е. Н. Соколова, посвященные изучению ориентиро­вочного рефлекса, также были ассимилированы нейропсихоло­гией (вместе со всеми другими достижениями физиологии в этой области) для построения общей схемы работы мозга как субстрата психических процессов (концепции о трех блоках мозга, объясне­ния модально-неспецифических нарушений высших психических функций и др.). Большую ценность для нейропсихологии пред­ставляют исследования Н. П. Бехтеревой, В. М. Смирнова и др. (Институт экспериментальной медицины АМН СССР), в которых впервые в нашей стране методом вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных. Эти исследования открывают новые широкие перспективы изучения мозговых механизмов психических процес­сов. Таким образом, советская нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внес­ла свой вклад в ее понятийный аппарат.

Комплексный характер знаний, на которые опирается нейро­психология и которые используются для построения ее теорети­ческих моделей, определяется комплексным, многоплановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является меж­дисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения воз­можно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихологии. Для разработки собственно нейропсихологического аспекта данной проблемы (т. е. для изучения особенностей нарушения высших психических функций при локальных пораже­ниях мозга) нейропсихология должна быть вооружена всей суммой современных знаний о мозге и психических процессах, почерпнутых как из психологии, так и из других смежных наук.

Методологические основы нейропсихологии непо­средственно вытекают из общих методологических положений отечественной психологической науки, к числу которых относятся постулаты о культурно-исторической обусловленности человече­ской психики, принципиальном формировании психических про­цессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их орга­низации, зависимости строения психических процессов от способов их формирования и др.

В соот­ветствии с представлением о системном строении высших психи­ческих функций, согласно которому каждая из них представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев (или факторов), нарушения одной и той же функции про­текают по-разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качествен­ной специфики нарушения, а не просто констатация факта рас­стройства той или иной функции. Качественный анализ нарушения психической функции («качественная квалификация» симптома) проводится с помощью специального набора методов с опорой на клинические данные. Таким образом, тщательно изучаются отдельные индивидуальные случаи заболевания.

В настоящее время нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Клиническая нейропсихология изучает психические нарушения при локальных поражениях головного мозга. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратур­ного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под назва­нием «луриевские методы». За многие годы в школе А. Р. Лу­рия созданы теоретические основы нейропсихологической синдромологии и собран огромный фактический материал. Введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономер­ном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональ­ной системы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к по­явлению первичных симптомов и вторичных, системных влия­ний этого дефекта на всю функциональную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Совокупность пер­вичных и вторичных симптомов и составляет нейропсихологический синдром.

Принципиально новым было введение в клиническую нейро­психологию представлений о высших психических функциях как сложных функциональных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определенных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов.

В рамках клинической нейропсихологии А. Р. Лурия и его учениками собран огромный фактический материал. Описаны основные нейропсихологические синдромы поражения конвекситальной коры и ближайших подкорковых структур (преимущест­венно левого полушария), синдромы поражения глубинных под­корковых образований, расположенных по средней линии, а также синдромы поражения медиобазальных отделов мозга

В настоящее время в клинической нейропсихологии интен­сивно изучаются новые синдромы, связанные с поражением пра­вого полушария мозга, с нарушением межполушарного взаимо­действия, с поражением глубинных структур мозга; исследуется специфика синдромов, определяемая характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и т.д.). Дальнейшая разработка этой проблематики связана с успехами нейрохирургии (сосудистой, стереотаксической), а также с развитием современ­ных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии и др.) и внедрением математических методов анализа нейропсихологических синдро­мов.

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различ­ных форм нарушений психических процессов при локальных пора­жениях мозга. В трудах А. Р. Лурия была разработана экспери­ментальная нейропсихология познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий. Изучению нейропси­хологии речи А. Р. Лурия посвятил несколько десятилетий. Начи­ная с «Травматической афазии» и кончая монографией «Язык и сознание» (с 1947 по 1977 г.), он последовательно разрабатывал различные проблемы афазии и нейропсихологии речи. В результа­те им была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но еди­ной функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им был предпринят систематический ана­лиз афазий, а также изучение псевдоафазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга. Было начато исследование специфики речевых нарушений при пораже­нии конвекситальных отделов правого полушария, изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевера­ций и др.). А. Р. Лурия был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям. Значительных успехов достигла школа А. Р. Лурия в изучении нейропсихологии памяти. А. Р. Лурия и его сотрудниками описаны модально-неспецифиче­ские нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней, а также нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с пора­жением лобных долей мозга. Проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, нарушений семантической памяти, т. е. памя­ти на понятия, составляющие единое логическое целое.

Интенсивно разрабатывались в рамках экспериментальной нейропсихологии и проблемы нейропсихологии гностических про­цессов (зрительного, слухового восприятия, нейропсихологии нарушений интеллектуальной деятельности). В настоящее время наряду с разработкой ука­занных выше проблем начаты новые исследования, посвященные изучению нарушений как познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти наглядно-образного и вербально-логического интеллекта), так и эмоционально-личностной сферы (эмоционального фона и эмоционального реагирования) с использованием новых методов экспериментального нейропсихологического исследования.

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвя­щенное восстановлению высших психических функций, нарушен­ных вследствие локальных поражений головного мозга.

Современная нейропсихология раскрыла новые возможности для такой важнейшей области практики, как восстановление функ­ций, нарушенных после локальных поражений мозга. Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представле­ний, разрабатывает принципы и методы восстановительного обу­чения больных, перенесших мозговые локальные заболевания. Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны, когда советские психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, В. М. Коган, Л. В. Занков, С. М. Блинков, Э. С. Бейн и многие другие) активно включились в разработку проблемы восстановления функций после военной травмы. Центральную роль в этой работе играл коллектив психологов Восстановительного госпиталя в г. Кисегаче (на Ура­ле), возглавляемый А. Р. Лурия. Теоретические итоги этой рабо­ты – в виде общей концепции и принципов восстановления нару­шенных психических функций — были сформулированы в обоб­щенном виде в монографиях А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, Т. О. Гиневской и А. Р. Лурия.

В эти годы было выдвинуто центральное положение нейропсихологической реабилитации о том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем пере­стройки нарушенных функциональных систем, в результате кото­рой скомпенсированная психическая функция начинает осущест­вляться с помощью нового «набора» психологических средств,чтопредполагает и ее новую мозговую организацию.

 

Для выбора необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики.

После Великой Отечественной войны советские психологи (В. М. Коган, Э. С. Бейн, Л. С. Цветкова, Е. Н. Винарская и др.) продолжали разрабатывать систему научно обоснованных методов восстановления нарушенных функций. Наиболее интенсивно ведется работа по восстановлению речевой деятельности. Разработаны и успешно используются методы восстановления экспрессивной и импрессивной речи, а также памяти и интеллектуальной деятельности.

В настоящее время в этой области нейропсихологии происходит дальнейшее расширение тематики, распространение нейропсихологических принципов восстановления на другие, невербальные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на личность больного в целом. Большие успехи, достигнутые нейропсихологической реабилитацией объясняются огромными возможностями нейропсихологического подхода к восстановлению психических функций и связаны прежде всего с разработкой нейропсихологической теории, что еще раз подтверждает справедливость крылатой фразы о том, что нет ­ничего более практичного, чем хорошая теория.

В нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое. Начиная с самых ранних работ в клинике локальных поражений головного мозга А. Р. Лурия стремился использовать различные объективные психофизиологические методы исследования. Им первым была применена «сопряженная моторная методика», направленная на объективизацию аффективных комплексов. Позже он и его сотрудники постоянно использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности; механограмму и миограмму для исследования произвольных движений, плетизмограмму — для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания, показатели движений глаз - для оценки зрительного восприятия, электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. А. Р. Лурия считал важнейшей задачей — создание «психологически ориентированной физиологии», т. е. психофизиологии, изучающей сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности, а не только элементарные сенсорные и моторные акты. Он предостерегал от «физиологического редукционизма» как одной из форм упрощенческого представление о физиологических механизмах психических процессов и видел настоятельную необходимость развивать «психофизиологию локальных поражений головного мозга» как самостоятельный раздел психофизиологии, в задачи которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психи-ческих функций человека, возникающих вследствие поражения удельных мозговых структур. А. Р. Лурия рассматривал это направление исследований как естественное продолжение экспери­ментальной нейропсихологии методами электрофизиологии.

Как известно, отечественная нейропсихология отрицает возмож­ность непосредственного соотнесения психической функции и моз­говой структуры (или многих структур), рассматривая подобное "наложение" психического на морфологическое в качестве основ­ного порока психоморфологического решения проблемы «мозг и психика», и ее важнейшим положением является то, что высшие психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных моз­говых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов (разной степени сложности и интегративности) А. Р. Лурия было введено понятие «фактор». Для исследования факторов в нейропсихоло­гии используются как методы клинического нейропсихологического синдромного анализа, так и психофизиологические методы, непосредственно направленные на изучение физиологических механизмов нарушений психических функций.

Психофизиологические работы, выполненные в нейропсихоло­гии, показали, что нарушения познавательных процессов, выпол­няемых по инструкции экспериментатора (типа счета сигналов, арифметического счета, вербальных ассоциаций и др.), сопровож­даются преимущественным нарушением или общемозговых (в виде генерализованных изменений биоэлектрической активности мозга), или локальных (в виде изменений биоэлектрической активности в определенных областях мозга) биоэлектрических эффектов. Нарушения этих двух типов биоэлектрических феноме­нов коррелируют с различными аспектами выполняемого задания: первые - с трудностью задания для испытуемого, вторые - с его содержанием, чему соответствует различная локализация очага поражения и различная психологическая структура нарушения познавательных процессов. Психофизиологические исследования помогли уточнить роль лобных долей мозга в произ­вольной регуляции познавательной психической деятельности, опосредованной речью, выяснить характер участия лобных и височных отделов мозга в регуляции эмоцио­нальных состояний, уточнить роль движений глаз в нару­шениях зрительного восприятия, проанализировать психофизиологические механизмы нарушений произвольных дви­жений и действий и др. В настоящее время развитие исследований в области «психо­физиологии локальных поражений головного мозга» идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики и более систематического изучения физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов в целом, с другой - по пути усовершенствования методического аппарата (математическая обработка ЭЭГ-данных на ЭВМ и др.).

В 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление — нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правиле не сопровождается характерными для взрослых нарушениям речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации. Систематическое нейропсихологическое исследование детей с локальными мозговыми поражениями в возрасте 5—15 лет, про веденное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступеням онтогенеза поражение одного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5— 7, 7— 12, 12—15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражения левого полушария у этих детей и ведут к речевым нарушениям последние носят неафазический (т. е. иной, чем у взрослых) характер. Поражения правого полушария у них существенно чаще, чем у взрослых, приводят к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений). У детей поражение правого полушария часто привода к билатеральному ухудшению восприятия словесного материала чего никогда не наблюдается у взрослых, у которых билатеральный эффект связан с левополушарными поражениями мозга. Эти факты указывают на качественное различие процессов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в детском возрасте. Как вербальные, так и невербальные (зрительно-пространственные) функции в детском возрасте имеют иную мозговую организацию, чем у взрослых.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о которой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от возраста («вверх» — на еще не сформировавшиеся функции, «вниз»—на уже сложившиеся). «Детская нейропсихология» открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Можно думать, что со временем будет создана и нейропсихо­логия старческого возраста.

Наконец, за последнее время все более начинает утверждаться нейропсихо­логичecкий подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение в норме вариантов межпо­лушарной асимметрии мозга («профилей латеральности») и сопо­ставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асиммет­рии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произ­вольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик.

Показана связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спор­тивных достижений. Все эти данные свидетельствуют о боль­шой значимости закономерностей парной работы больших полу­шарий для решения психодиагностических задач. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики весьма перспекти­вен, и работу в этом направлении можно расценивать как самос­тоятельную линию развития нейропсихологии.

Подводя итоги анализу основных направлений современной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии — проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека — остается главной для всех нейропсихологических направлений. Она изучается лишь разными методами и на разном «материале». В целом нейропсихология представляет собой качествен­но новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». От про­стого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, отечественная нейропсихология перешла к их систематизации, т.е. к научному знанию. А. Р. Лурия, развивая идеи Л. С. Выготского, создал научно обоснованную систему знаний в области нейропсихологии, способствуя ее выделению в самостоятельную научную дисциплину. Именно в этом состоит главная заслуга А. Р. Лурия перед мировойпсихологической наукой.

Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропси­хология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Этот аспект составляет как бы второй «контур» проблем, постоянно разрабатываемых нейропсихологией. Как указывал А. Р. Лурия, нейро­психология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обна­жается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, сос­тав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории, в которой в настоящее время — в разных отраслях психологии — разра­батывается системный подход к анализу психических явлений. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций, структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций), особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других. Изучение этого круга вопросов имеет большое значение для дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психи­ческих функций человека — проблемы, которая была поставлена Л. С. Выготским и плодотворно разрабатывается многими веду­щими советскими психологами. Можно сказать, что в любую из общепсихологических проблем нейропсихология может внести (и вносит) весомый вклад, так как исследование нормальных закономерностей психики через патологию (как и через анализ процессов ее развития) является одним из генеральных путей изу­чения психических явлений.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихо­логии сформировался на базе общепсихологической теории и явля­ется своего рода «приложением» общепсихологических представ­лений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологиче­ском материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихоло­гию как один из плодотворных путей решения общепсихологиче­ских проблем. Союз нейропсихологии с общей психологией тесен и весьма плодотворен, что является залогом успешного развития нейропсихологии как отрасли психологической науки.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философ­ской проблемы, как роль социального и биологического в психике человека. В настоящее время, как известно, подвергаются спра­ведливой критике и биологизаторские и социологизаторские кон­цепции генеза психики, так же, как и «теория двух факторов». Единственно правильное решение — положение о монизме, единст­ве биологического и социального в психике человека — нуждается в детальной конкретизации. Именно этот конкретный материал и предлагает нейропсихология, помогая решить вопрос о действи­тельном соотношении биологических и социальных детерминант в психических процессах человека и в развитии его сознания в целом.

Нейропсихология раскрывает содержание важнейшего положения отечественной психологии о том, что «высшие формы сознательной деятельности человека, конечно, осущест­вляются мозгом и опираются на законы высшей нервной деятель­ности. Однако они порождаются сложнейшими взаимоотноше­ниями человека с общественной средой и формируются в условиях общественной жизни, которая способствует возникновению новых функциональных систем, в соответствии с которыми работает мозг. Поэтому попытки вывести законы сознательной деятельности из самого мозга, взятого вне социальной среды, обречены на неу­дачу».

Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она в большей степени, чем другие психоло­гические дисциплины, включена в разработку важнейшей пробле­мы всего естествознания «мозг и психика» и бесспорно является одной из успешно развивающихся наук о мозге. Она тесно смыкается как с медициной (неврологией, нейро­хирургией), так и с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие обще­психологические и философские проблемы, что сближает ее с обществен­ными дисциплинами (философией, социологией).

Нейропсихология — молодая наука. Несмотря на очень дли­тельную историю изучения мозга как субстрата психических про­цессов, которая восходит еще к донаучным представлениям древ­них авторов о мозге как вместилище души, и огромный фактиче­ский материал, накопленный клиницистами всего мира о различ­ных симптомах поражения мозга, нейропсихология как система научных знаний, сложилась лишь в 40-е — 50-е гг. нашего века. И в этом отношении решающую роль сыграла советская нейропсихологическая школа.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.