Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издание 2-е, исправленное. Основные положения, исследования и применение




ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Л. Хьелл, Д. Зиглер

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Основные положения, исследования и применение

Внезапная отмена длительной терапии кортикостероидами приводит к недостаточности

Внезапная отмена длительной терапии кортикостероидами приводит к недостаточности

A) паратиреоидного гормона

B) соматотропного гормона

C) тироксина

D)=кортизола

E) адреналина

A) паратиреоидного гормона

B) соматотропного гормона

C) тиреотропного гормона

D) =АКТГ

E) адреналина

 

Рекомендовано учебно-методическим объединением по психологии университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов психологических факультетов, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ

Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск, 1997

Серия ≪Мастера психологии≫

Пересели с английского: С. Мелсневская, Д. Викторова; Главный редактор В. Уеманов. Заведующая редакцией П. Алесов Редактор Н. Мшаловская Научные редакторы: Ковалев, М. Гулшш Художественные редакторы С. Лебедев, Е. Пападип Художник В.Чуниов Корректоры М.Рошаль, А.Аверина, Л.Агапова, Верстка Н. Мшаловская, В.Кучукбаев, НБК 88.5


 

УДК 159.9 Хьелл Л., Зиглер Д.

Х35 Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер

Пресс, 1997. 608 с. (Серия ≪Мастери психологии≫). ISBN 5-88782-4I2-3

Монография видных американских исследователей Л.Хьелла и Д.Зиглсра адресована всем, для кою знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональном деятельности. Прочесть ее будет полезно психологам и врачам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современном психологии личности, межличностными и семенными отношениями.

Книга охватывает широкий круг направлении в теории личности, разработанных такими крупнейшими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хории, Ксттел, Айзспк, Скпнпер, Бандура, Роттср, Колли, Маслоу, Роджерс. Большинство этих теории икпходппампческая, бнхевиоральпая, феноменологическая) впервые в столь полном объеме представлено на русском языке. В конце каждой главы читатель найдет обширный библиографический материал, посвященный конкретной проблеме.

c 1992, 1981, 1976 by McGraw-Hill, Inc.

Подписано в печать 18.0t.97. Формах 70X100 V16.

Усл. п. л. 50,7. Дон. тираж 10000 экз. Заказ № 866.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП ≪Печатный Двор,

Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., и.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к русскому изданию 9

Об авторах 13

Предисловие 14

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ 19

Теории личности 25

Компоненты теории личности 28

Критерии оценки теории личности.. 35

Основные положения, касающиеся

природы человека 40

Резюме 51

Вопросы для обсуждения 51

Глоссарий 52

Библиография 54

Рекомендуемая литература 55

Глава 2

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА

В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 56

Метод анамнеза 62

Корреляционный метод 64

Экспериментальный метод 69

Оценка личности 77

Типы методов оценки 82

Резюме 96

Вопросы для обсуждения 99

Глоссарий 99

Библиография 101

Рекомендуемая литература 104

Глава 3

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: ЗИГМУНД ФРЕЙД 105

Зигмунд Фрейд: психодинамическая

теория личности 106

Биографический очерк 106

Психоанализ: основные концепции

и принципы 110

Инстинкты — движущая сила

поведения 116

Развитие личности:

психосексуальные стадии 118

Природа тревоги 127

Основные положения Фрейда

относительно\прир_оды человека^ 133

Эмпирическая валидизация

психодинамических концепций 137

Применение: психоаналитическая

терапия — исследование

бессознательного 146

Резюме 151

Вопросы для обсуждения 153

Глоссарий 154

Библиография 157

Рекомендуемая литература 160

Глава 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ: АЛЬФРЕД АДЛЕР

И КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 161

Альфред Адлер: индивидуальная

теория личности 162

Биографический очерк 162

Основные тезисы индивидуальной

психологии 165

Индивидуальная психология:

основные концепции и принципы... 167

Основные положения Адлера

относительно природы человека 182

Эмпирическая валидизация

концепций индивидуальной

психологии 187

Приложение: невроз и его лечение.191

Карл Густав Юнг: аналитическая

теория личности 197

Биографический очерк 198

Аналитическая психология:

основные концепции и принципы..199

Резюме 206

Вопросы для обсуждения 209

Глоссарий 209

Библиография 211

Рекомендуемая литература 213

Глава 5

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ

С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ.... 214

Эрик Эриксон: эго — теория

личности 215

Биографический очерк 215

Эго-психология: результат

развития психоанализа 217

Эпигенетический принцип 219

Развитие личности:

психосоциальные стадии 221

Основные положения Эриксона

относительно природы человека 235

Эмпирическая валидизация

концепций психосоциальной

теории 239

Применение: американские

подростки, или ≪кто я такой?≫ 243

Другие примеры пересмотра

психоаналитической теории:

акцент на культурных и межличностных факторах 246

Эрих Фромм: гуманистическая теория

личности 246

Биографический очерк 247

Гуманистическая теория:

основные концепции и принципы... 248

Карен Хорни: социокультурная

теория личности 254

Биографический очерк 254

Социокультурная теория:

основные концепции и принципы... 255

Резюме 262

Вопросы для обсуждения 263

Глоссарий 264

Библиография 267

Рекомендуемая литература 269

Глава 6

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: ГОРДОН ОЛПОРТ, РЭЙМОНД КЕТТЕЛ

И ГАНС АЙЗЕНК 270

Гордон Олпорт: диспозициональная

теория личности 271

Биографический очерк 271

Что такое личность 273

Концепция черты личности 274

Проприум: развитие самости 281

Функциональная автономия:

прошлое — это прошлое 285

Зрелая личность 288

Основные положения Олпорта

относительно природы человека 290

Эмпирическая валидизация

концепций теории черт личности.... 295

Применение: изучение ценностей... 300

Подход к личности с позиции

факторного анализа 303

Рэймонд Кеттел: структурная теория

черт личности 305

Биографический очерк 305

Теория черт личности: основные

концепции и принципы 307

Ганс Айзенк: теория типов личности... 3J4 Биографический очерк 314

Основные концепции и принципы

теории типов личности 315

Резюме 322

Вопросы для обсуждения 325

Глоссарий 325

Библиография 328

Рекомендуемая литература 330

Глава 7

НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: Б. Ф. СКИННЕР 331

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •. 332

Биографический очерк 332

Подход Скиннера к психологии 334

Респондентное и оперантное

поведение 339

Основные положения Скиннера

относительно природы человека 352

Эмпирическая валидизация

концепций оперантного научения... 357

Применение: лечение, основанное

на оперантном научении 361

Резюме: 366

Вопросы для обсуждения 368

Глоссарий 368

Библиография 370

Рекомендуемая литература 372

Глава 8

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: АЛЬБЕРТ БАНДУРА

И ДЖУЛИАН РОТТЕР 373

Альберт Бандура: социально когнитивная теория личности 374

Биографический очерк 374

Основные принципы социально когнитивной теории 376

Научение через моделирование 380

Подкрепление в научении через

наблюдение 385

Основные положения Бандуры

относительно природы человека 392

Эмпирическая валидизация

социально-когнитивной теории 397

Применение: ≪власть человеку≫ —

саморегулируемое изменение 405

Джулиан Роттер: теория социального научения 410

Биографический очерк 410

Теория социального научения:

основные концепции и принципы...412

Резюме 422

Вопросы для обсуждения 424

Глоссарий 424

Библиография 426

Рекомендуемая литература 430

Глава 9

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

ДЖОРДЖ КЕЛЛИ 431

Джордж Келли: когнитивная

теория личности 432

Биографический очерк 432

Основы когнитивной теории 434

Теория личностных конструктов:

основные концепции и принципы...438

Основной постулат и некоторые

выводы из него 444

Основные положения Келли

относительно природы человека 453

Эмпирическая валидизация

концепций когнитивной теории 457

Применение: эмоциональные

состояния, психические расстройства

и терапия фиксированной роли 466

Резюме 473

Вопросы для обсуждения 474

Глоссарий 475

Библиография 476

Рекомендуемая литература 478

Глава 10

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

АБРАХАМ МАСЛОУ 479

Абрахам Маслоу: гуманистическая

теория личности 480

Биографический очерк 480

Основные принципы

гуманистической психологии 482

Мотивация: иерархия потребностей 487

Дефицитарная мотивация

и мотивация роста 496

Основные положения Маслоу

относительно природы человека 501

Эмпирическая валидизация

концепций гуманистической

теории 506

Применение: характеристики

самоактуализирующихся людей 514

Резюме 521

Вопросы для обсуждения 523

Глоссарий 523

Библиография 525

Рекомендуемая литература 527

Глава 11

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС 528

Карл Роджерс: феноменологическая

теория личности 529

Биографический очерк 529

Точка зрения Роджерса на

природу человека 533

Руководящий мотив в жизни:

тенденция актуализации 534

Феноменологическая позиция

Роджерса 537

Я-концепция: ≪все-таки кто я?≫ 539

Полноценно функционирующий

человек 548

Основные положения Роджерса

относительно природы человека 551

Эмпирическая валидизация

концепций феноменологической

теории 556

Применение: терапия, центрированная на человеке 563

Резюме 568

Вопросы для обсуждения 569

Глоссарий 570

Библиография 571

Рекомендуемая литература 573

Глава 12

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 574

Основные положения

в ретроспективе 575

Оценка теорий личности 579

Наступление эры персонологии 587

Новые перспективы

в теоретическом и эмпирическом

исследовании личности 591

Резюме 602

Вопросы для обсуждения 603

Глоссарий 604

Библиография 604

Рекомендуемая литература 606


 

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области. Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единствен но правильная и прочие психологические теории, кото рые соответствующим образом освещались и в печати.

В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переве денные официально на русский язык, бережно передава лись из рук в руки и были предметом гордости неболь шого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сдела на очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить поновому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлени ям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы ≪иллюстрируют≫ представляемые теории примерами современных экспериментальных ис следований. Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы ≪за≫ и ≪против≫, что придает материалу книги сбалансированность. Имен но ее так недостает многочисленным ≪узким≫ монографи ям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность ≪за деревьями увидеть лес≫ в необъятном мире психологических построений.

10 • Предисловие к русскому изданию

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией. Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, одна ко возможно. Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта). Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин ≪инвайронментализм≫ подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин ≪социальное≫. Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.

Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев, канд. психол. наук М. А. Тулина

С.-Петербургский государственный университет

Нашим женам: Джин и Элизабет.

Нашим детям: Анъянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку.

 

ОБ АВТОРАХ

Ларри А. Хьелл —доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер —профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Предисловие •15

Как и во втором издании ≪Теорий личности≫, мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.