Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки теории личности




Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оцени вать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория

лучше другой? Для систематизированной оценки теорий личности используются

шесть основных критериев. В научном сообществе достигнут консенсус относи тельно оценки теории личности: она может быть оценена положительно в том

случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев. В заклю чительной главе мы предпримем сравнительный анализ всех обсуждавшихся в книге теорий в соответствии с данными критериями.

36 •Глава 1. Психология личности Верифицируемомть

По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее по ложения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями.

Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы со держащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории

ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании. Для иллюстрации этого правила представим себе, что мы хотим обосновать утверждение Альфреда Адлера (глава 4) о том, что у детей первенцев, когда они становятся взрослыми, сильнее выражена мотивация дости жения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее. Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для прове дения исследования. Далее, мы должны будем попросить каждого обследуемого

сообщить, каким по счету ребенком в семье он родился. Гораздо сложнее измерить

такую переменную, как достижения. Скажем, мы можем просто предложить испы туемым оценить уровень их интеллектуальных достижений по показателям акаде мической успеваемости. Или можно понаблюдать за их стремлением к успеху во

время учебы. Можно также предложить им составить самоотчет, что позволит нам

оценить индивидуальные различия в мотивации достижения. При всем многообра зии возможностей необходимо отметить следующий момент: хорошая теория долж на вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие.

Хотя это требование так легко уяснить, персонологам оказывается чрезвычайно

трудно обеспечить даже умеренную эмпирическую поддержку своих теоретических

позиций. Это не означает, что теории личности не способны порождать проверяе мые гипотезы, но большинству теоретических концепций все же недостает крити ческого эксперимента. Тем не менее, хорошая теория должна содержать проверя емые гипотезы о взаимосвязях между феноменами. Теория, которую невозможно

подтвердить или опровергнуть, —это плохая теория. Она оказывается бесполез ной для любой практической цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.