Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анамнеза 1 страница




Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. Этот подход часто используют в клинической медицине с целью диагностики и лечения людей, имеющих психологические проблемы. Метод изучения истории болезни как таковой обычно применяют в работе с психически больными или проблемны ми пациентами, история жизни которых изучается в процессе психотерапии или при постановке диагноза [Runyan, 1982]. Врачи пытаются разобраться в жизнен ном опыте больного и в моделях его поведения, используя собственные воспомина ния больного, беседы с теми, кто его хорошо знает, автобиографические и биографи ческие документы и любую информацию, которая может быть получена в резуль тате психологического тестирования. Обычно врач ищет ключевые события жизни пациента в прошлом и в настоящем, чтобы выяснить причины его трудно стей. В свою очередь, история болезни дает материал, который помогает клиници стам выбирать эффективные стратегии лечения эмоциональных расстройств.

Истории болезни, составляемые врачами при работе с пациентами, сыграли важную роль в создании некоторых теорий личности, а также в развитии клиниче ского мышления в целом. Например, психодинамическая теория Фрейда основана почти исключительно на интенсивном изучении отдельных клинических случаев.

Фрейд и его коллеги-психоаналитики в течение многих лет глубоко изучали раз нообразные проявления поведения: воспоминания раннего детства, сновидения, фантазии, физические заболевания, отношения любви-ненависти. Фрейд обра щался к изучению клинических случаев не только потому, что они способствовали появлению плодотворных идей относительно уникальности человеческой личнос ти;^ они также служили для подтверждения его основных теоретических положе нии. Сходным образом и Карл Роджерс при формулировке своего феноменологи ческого подхода к изучению личности во многом опирался на клинические исто рии пациентов, проходивших психотерапию. Несмотря на то, что истории болезни представляют собой максимально подробные, детализированные описания и ана лиз только отдельной конкретной личности, их изучение является чрезвычайно полезной исследовательской стратегией. Бывает так, что даже изучение единствен ного клинического случая проливает свет на понимание определенных закономер ностей человеческого поведения. Но обычно единичный случай еще не обеспечива ет достаточно прочной основы для описания общих принципов поведения. Тем не менее, если количество случаев окажется достаточным для исследования, ученый может установить степень сходства между ними и вывести определенные общие заключения. Примером может послужить исследование [Lewis et al., 1986] по составлению историй болезни 15 приговоренных к смертной казни мужчин. Их кандидатуры были отобраны для участия в исследовании потому, что в отношении их всех должно было вскоре состояться приведение приговора суда в исполнение.

is. удивлению исследователей, у всех 15 заключенных в анамнезе имелись также

Исследование и оценка в психологии личности •63

лые травмы черепа, у 12 были зарегистрированы признаки повреждения мозга и у многих показатели интеллектуального развития оказались ниже среднего. Полу ченные результаты поколебали имевшийся до того стереотипный образ преступни ка, приговоренного к смертной казни, как жестокого, холодного и расчетливого убийцы. Полученные факты, пожалуй, наводят на мысль о связи между невроло гическими нарушениями и осуждением за ссору со смертельным исходом.

Метод анамнеза можно также использовать для изучения жизни вполне здоро вых людей. Группа, которую вел Генри Мюррей [Murray et al., 1938] в Гарвард ской психологической клинике, представляла собой довольно редкую, но яркую модель для интенсивного изучения жизни людей в течение существенного периода времени. Гарвардские ≪персонологи≫ (так называли себя эти исследователи) со средоточили свои усилия на глубинных оценках группы мужчин —студентов кол леджа. Их целью было изучение основных потребностей, конфликтов, ценностей, установок и моделей социального взаимодействия. Методика исследования вклю чала использование личностных опросников самооценки и проективных тестов.

Обследование испытуемых проводилось неоднократно. Кроме того, был осуществ лен сбор большого количества биографических данных и автобиографических материалов, использовались короткие экспериментальные процедуры, а также стресс-интервью, во время которых студенты были вынуждены отвечать на смуща ющие их вопросы или защищать свои наиболее сокровенные ценности. В конце было проведено обследование в малых группах, чтобы наблюдатели могли полу чить представление о стилях межличностного взаимодействия испытуемых.

Методы, применявшиеся Мюрреем и его коллегами, были направлены на изу чение многих аспектов жизни каждого студента; они предоставили возможность

изучать каждого испытуемого в целом в естественных для него условиях. Для

лучшей оценки мыслей, чувств и действий каждого студента Мюррей организовал

группу опытных психологов, которые высказывали свое мнение о каждом студен те на ≪производственном совещании≫, или ≪диагностическом совете≫. На этих

советах разные психологи, изучавшие одного, и того же студента, с разных теоре тических позиций излагали свои клинические впечатления о нем. В результате

дискуссии большинством голосов принималось заключение о том, как лучше всего охарактеризовать его личность.

Собирательный междисциплинарный исследовательский подход гарвардских

персонологов оказал влияние на целое поколение исследователей, направив их научный интерес на личность в целом, на значение окружения и необходимость

всесторонней оценки. Лонгитюдное изучение троих относительно нормальных ин дивидуумов, предпринятое Робертом Уайтом [White, 1975], иллюстрирует значе ние метода изучения клинических случаев как подхода, удовлетворяющего требо ваниям исследования личности.

Оценка метода анамнеза

Изучение клинических случаев имеет свои преимущества и недостатки, что зави сит от изучаемых феноменов и особенностей проведения исследования. Преиму щество метода состоит в том, что он позволяет принимать в расчет всю сложность

и подчас противоречивость индивидуальных черт личности, заметно отличаясь

64 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности в этом плане от других стратегий исследования. Если цель исследования заклю чается в том, чтобы изучить происходящее с одним или несколькими индивидуу мами —то, как они приобретают жизненный опыт, справляются с переживания ми, —тогда имеет смысл выбрать метод изучения клинических случаев. Далее, этот метод представляется единственно возможным для изучения редких, исклю чительных проявлений какого-либо феномена. Иллюстрацией могут служить опи сания случаев расщепления личности, основанные на изучении историй болезни

[Crabtree, 1985]. В то же время мы не должны забывать о сложностях и ограниче ниях, сопряженных с изучением отдельного индивидуума. Во-первых, главный

недостаток изучения клинических случаев состоит в том, что при этом исследова тель никогда не сможет быть полностью уверен в том, что установленные им соот ношения носят причинно-следственный характер. А именно, поскольку исследова тели не в состоянии контролировать факты, влияние которых на наблюдаемое

событие или его результаты вполне возможно, то всегда сохраняется вероятность

того, что в действительности имеют место совсем не те причины, которые подразу мевают исследователи. Во-вторых, так как при данном подходе изучается только

одна личность, возможность делать обобщающие выводы весьма ограничена.

Только потому, что конкретный индивидуум ведет себя определенным образом, нельзя ожидать, что все другие будут вести себя так же. В-третьих, данные, полу ченные в результате изучения клинического случая, могут оказаться ретроспек тивными или вторичными по своему происхождению1 и поэтому искаженными

из-за давности. Наконец, даже если достоверность фактов может быть подтверж дена, в заключении об особенностях обследуемого индивидуума могут отражаться

личные пристрастия или предубеждения исследователя. Несмотря на перечислен ные ограничения, изучение клинических случаев может служить богатым источни ком информации об отдельных патологических феноменах. По крайней мере, ра зумно рассматривать этот метод в качестве предварительной стратегии исследова ния, дающей возможность выдвигать интересные гипотезы о личности человека.

Впоследствии психологи могут проверять эти гипотезы при помощи более строгих

экспериментальных процедур.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ МЕТОД

Чтобы преодолеть ограничения метода клинических случаев, исследователи личности часто используют альтернативную стратегию, известную как корреляцион ный метод. Этот метод стремится установить взаимосвязи между событиями (пе ременными) и внутри них. Переменная —любая величина, которая может быть

измерена и чье количественное выражение может варьировать в переделах того

или иного континуума. Например, тревожность —переменная, потому что ее

можно измерить (с помощью шкалы самооценки тревоги) и потому что люди

различаются по степени выраженности у них тревожности. Сходным образом

точность выполнения задания, требующего определенного навыка, тоже является

переменной, которую можно измерить. Корреляционное исследование можно

То есть пациент может знать о каком-то событии своей биографии только со слов родственни ков. (Прим. перев.)

Исследование и оценка в психологии личности •65

провести, просто измерив уровень тревожности у некоторого числа людей, а

также уровень точности действий каждого из них при выполнении группой

сложного задания. Если опубликованные результаты подтвердятся в другом ис следовании, то можно будет считать, что субъекты с более низкими показателями

тревожности имеют более высокие показатели точности выполнения задания.

Поскольку на точность выполнения задания, вероятно, влияют и другие факторы

(например, прежний опыт его выполнения, мотивация, интеллект), связь между

точностью действий и тревожностью не будет безупречной, но она будет заслу живать внимания.

Переменными в корреляционном исследовании могут быть данные тестиро вания, демографические характеристики (такие как возраст, порядок рождения и социально-экономический статус), результаты измерения черт характера по мето ду самооценки, мотивы, ценности и установки, физиологические реакции (такие

как частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваниче ская реакция), а также стили поведения. При использовании корреляционного метода психологи хотят получить ответы на такие специфические вопросы, как:

влияет ли высшее образование на профессиональный успех в будущем? имеет

ли отношение стресс к коронарной болезни сердца? есть ли взаимосвязь между

самооценкой и одиночеством? есть ли связь между порядковым номером рожде ния и мотивацией достижения? Корреляционный метод не только позволяет отве тить ≪да≫ или ≪нет≫ на эти вопросы, но также дать количественную оценку

соответствия значений одной переменной значениям другой переменной. Для ре шения этой задачи психологи вычисляют статистический индекс, называемый

коэффициентом корреляции (известен также как коэффициент линейной корре ляции по Пирсону). Коэффициент корреляции (обозначается маленькой бук вой г) показывает нам две вещи: 1) степень зависимости двух переменных и 2) направление этой зависимости (прямая или обратная зависимость).

Численное значение коэффициента корреляции варьирует от -1 (полностью отрицательная, или обратная зависимость) через 0 (отсутствие связи) до +1 (пол ностью положительная, или прямая зависимость). Коэффициент, близкий по зна чению к нулю, означает, что две измеряемые переменные не связаны сколько-ни будь заметным образом. То есть большие или малые значения переменной X не

имеют значимой связи с большими или малыми значениями переменной У. В каче стве примера приведем связь между двумя переменными: массой тела и интеллек том. В целом, полные люди не являются значимо более интеллектуальными или

значимо менее интеллектуальными, чем более худощавые люди. И, наоборот, коэф фициент корреляции +1 или -1 говорит о полном, однозначном соответствии меж ду двумя переменными. Корреляции, близкие к полным, почти никогда не встреча ются в исследовании личности, и это заставляет предположить, что хотя многие

психологические переменные и связаны друг с другом, степень связи между ними

не является столь уж сильной. Значение коэффициента корреляции в пределах

между Ѓ}0,30 и Ѓ}0,60 является общераспространенным в исследовании личности и представляет практическую и теоретическую ценность для научного прогнозиро вания. К значениям коэффициента корреляции между 0 и ・,30 следует относить ся с осторожностью —их ценность для научных предсказаний минимальна.

На рис. 2-2 представлены графики распределения значений двух переменных

при двух различных значениях коэффициента корреляции. По горизонтали

66 •Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности Рис. 2-2. Каждая из диаграмм иллюстрирует различную степень зависимости значе ний двух переменных. Каждая точка на диаграмме представляет собой пока затели испытуемого по двум переменным: а —полная положительная корре ляция (r = +1); b —полная отрицательная корреляция (г = ~1); с —умерен ная положительная корреляция (г = +0,71); d корреляция отсутствует

(г = 0).

расположены значения одной переменной, а по вертикали —другой. Каждая точ ка означает баллы, полученные одним испытуемым по двум переменным.

Положительная корреляция означает, что большие значения одной перемен ной имеют тенденцию быть связанными с большими значениями другой перемен ной или малые значения одной переменной —с малыми значениями другой пере менной. Другими словами, две переменные увеличиваются или уменьшаются вмет ете. Например, существует положительная корреляция между ростом и массой

тела людей. В целом, у более высоких людей есть тенденция иметь большую

массу тела, чем у более низких. Другой пример положительной корреляции связь между количеством сцен насилия, которые видят дети в телевизионных

передачах и их тенденцией вести себя агрессивно. В среднем, чем чаще дети

наблюдают насилие по телевизору, тем чаще они демонстрируют агрессивное

поведение. Отрицательная корреляция означает, что высокие значения одной

переменной связаны с низкими значениями другой переменной и наоборот.

Исследование и оценка в психологии личности •67

Примером отрицательной корреляции может служить связь между частотой

отсутствия студентов в аудитории и успешностью сдачи ими экзаменов. В целом, студенты, имевшие большее количество пропущенных занятий, проявляют тен денцию к получению более низких оценок на экзаменах. Студенты, имевшие

меньшее количество пропусков, получали более высокие экзаменационные бал лы. Другой пример —отрицательная корреляция между робостью и напорис тым поведением. Лица, получившие высокие баллы по показателю робости, име ли склонность к нерешительному поведению, в то время как лица с низкими

показателями робости проявляли себя решительными и напористыми. Чем бли же значение коэффициента корреляции к +1 или к 1, тем сильнее связь между

двумя изучаемыми переменными. Так, коэффициент корреляции +0,80 отражает

наличие более сильной зависимости между двумя переменными, чем коэффици ент корреляции +0,30. Сходным образом, коэффициент корреляции -0,65 отра жает более сильную взаимосвязь переменных, чем коэффициент корреляции 0,25. Надо иметь в виду, что величина корреляции зависит только от числового

значения коэффициента, в то время как знак + или -, стоящий перед коэффици ентом, просто обозначает положительная это корреляция или отрицательная.

Так, значение г = +0,70 отражает наличие такой же сильной зависимости, как и значение г = -0,70. Но первый пример указывает на положительную зависи мость, а второй —на отрицательную. Далее, коэффициент корреляции -0,55

указывает на более сильную зависимость, чем коэффициент корреляции +0,35.

Понимание этих аспектов корреляционной статистики поможет вам оценивать результаты исследований такого рода.

Оценка корреляционного метода

Корреляционный метод обладает некоторыми уникальными преимуществами.

Наиболее важным является то, что он позволяет исследователям изучать большой

набор переменных, которые недоступны проверке с помощью экспериментальных

исследований. Например, когда речь идет об установлении связи между сексуаль ным насилием, перенесенным в детстве, и эмоциональными проблемами в более поздние годы жизни, корреляционный анализ может стать единственным этически

приемлемым способом исследования. Аналогично, чтобы изучить, как демократи ческий и авторитарный стили родительского воспитания соотносятся с ценностны ми ориентациями человека, стоит выбрать этот метод, поскольку этические сооб ражения не дают возможности экспериментально контролировать стиль родитель ского воспитания.

Второе преимущество корреляционного метода состоит в том, что он дает

возможность изучать многие аспекты личности в естественных условиях реальной

жизни. Например, если мы хотим оценить влияние развода родителей на адапта цию и поведение детей в школе, мы должны систематически отслеживать соци альные и академические успехи детей из распавшихся семей в течение определен ного периода времени. Проведение подобного естественного наблюдения потребу ет времени и усилий, но позволит дать вполне реалистичную оценку сложного поведения. По этой причине корреляционный метод является предпочтительной

исследовательской стратегией для персонологов, заинтересованных в изучении

68 м Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности индивидуальных различий и феноменов, поддающихся экспериментальному кон тролю. Третье преимущество корреляционного метода заключается в том, что иногда с его помощью становится возможным предсказать некое событие, зная

другое. Например, в исследовании получена умеренно высокая положительная

корреляция между оценками по SAT1 у старшеклассников и их же оценками, полученными позднее в колледже [Hargadon, 1981]. Поэтому, зная баллы студен тов по SAT, приемная комиссия в колледже может достаточно точно предсказать их последующую успеваемость. Подобные предсказания никогда не бывают со вершенными, но часто оказываются полезными для решения вопроса о приеме в учебное заведение. Тем не менее, все исследователи личности признают два серь езных недостатка этой стратегии. Во-первых, применение корреляционного мето да не позволяет исследователям выделять причинно-следственные отношения.

Суть проблемы состоит в том, что корреляционное исследование не может дать окончательное заключение о том, что две переменные причинно связаны. На пример, во многих корреляционных исследованиях подтверждается связь между

просмотром телевизионных программ с эпизодами насилия и агрессивным пове дением у части детей и взрослых зрителей [Freedman, 1988; Huston, Wright, 1982]. Какой вывод можно сделать из этих работ? Одно из возможных заключе ний таково: просмотр в течение длительного времени сцен насилия по телевиде нию ведет к возрастанию у зрителя агрессивных побуждений. Но возможен и противоположный вывод: агрессивные по складу своего характера субъекты или

те, кто совершали агрессивные действия, предпочитают смотреть телевизионные

программы со сценами насилия. К сожалению, корреляционный метод не позво ляет установить, какое из этих двух объяснений верно. В то же время, корреля ционные исследования, в которых устанавливается сильная корреляционная за висимость между значениями двух переменных, поднимает вопрос о возможно сти наличия причинно обусловленной связи между этими переменными. что касается, например, связи между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессией, то экспериментальное исследование, проведенное вслед за полученны ми результатами корреляционного анализа, привело ученых к заключению, что экспозиция программ, содержащих сцены насилия, может быть причиной агрес сивного поведения [Егоп, 1987].

Второй недостаток корреляционного метода —возможная путаница, вызван ная действием третьей переменной. Для иллюстрации рассмотрим зависимость

между употреблением наркотиков подростками и их родителями. Означает ли

наличие корреляционной зависимости, что подростки, видя, как родители прини мают наркотики, сами начинают употреблять их в еще большем количестве? Или

это значит, что беспокойство при виде того, как их дети-подростки принимают

наркотики, заставляет самих родителей прибегать к наркотикам, чтобы тем самым

уменьшить свою тревогу? Или какой-то третий фактор сходным образом толкает

подростков и взрослых к употреблению наркотиков? Может быть, подростки и их родители принимают наркотики, чтобы смириться с угнетающей нищетой, в кото рой они живут? То есть истинной причиной, обусловливающей наркоманию, мо жет быть социально-экономический статус семей (например, бедность). Вероят 1 Scholastic Attitude Test программа для оценки способностей к обучению. См. Анаспази А. Психо логическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М, 1982. Кн. 2. С. 48.

(Прим. наг/ч, ред.)

Исследование и оценка в психологии личности •69

ность того, что третья переменная, которая не измеряется и о которой, может быть, далее и не подозревают, в действительности оказывает причинное влияние на обе

измеряемые переменные, нельзя исключать при интерпретации результатов, полу ченных с помощью корреляционного метода.

Хотя корреляционный метод не предполагает установления причинно-след ственной связи, из этого не следует, что причинно-следственные отношения в опре деленных случаях не могут быть четко установлены. Последнее особенно верно в отношении лонгитюдных корреляционных исследований —где, например, интере сующие нас переменные, измеренные в одно время, коррелируют с другими пере менными, о которых известно, что они появляются вслед за первыми. Рассмотрим, например, хорошо известную положительную корреляцию между курением сига рет и раком легких. Несмотря на возможность того, что какая-то третья неизвест ная переменная (например, генетическая предрасположенность) может служить

причиной и курения, и рака легких, мало кто сомневается, что весьма вероятная

причина рака —курение, так как по времени курение предшествует заболеванию

раком легких. Подобная стратегия (измерение двух переменных, разделенное оп ределенным промежутком времени) дает возможность исследователям устанавли вать причинно-следственные отношения в случаях, когда невозможно провести эк сперимент. Например, на основе клинических наблюдений исследователи в течение

долгого времени подозревали, что хронический стресс способствует развитию мно гих физиологических и психологических проблем. Недавние работы по измерению

силы стресса (с использованием шкал самооценки) позволили проверить эти предпо ложения с применением корреляционного метода. В области физиологических рас стройств, например, накопленные данные свидетельствуют о следующем: стресс зна чимо связан с возникновением и развитием сердечно-сосудистых заболеваний, диабе та, рака и различных типов инфекционных заболеваний [Elliott, Eisdorfer, 1982;

Friedman, Booth-Kelley, 1987; Jemmott, Locke, 1984; Smith, Anderson, 1986;

Williams, Deffenbacher, 1983]. Корреляционный анализ также показал, что стресс

может способствовать формированию зависимости от наркотиков [Newcomb, Harlow, 1986], сексуальных расстройств [Malatesta, Adams, 1984], а также возник новению многочисленных психических нарушений [Neufeld, Mothersill, 1980]. Тем

не менее, критики корреляционного подхода справедливо замечают, что могут су ществовать и другие факторы, искусственно усиливающие предположительную

связь между стрессом и болезнью [Schroeder, Costa, 1984]. Таким образом, одно

предостережение остается: хотя иногда при наличии сильной корреляционной за висимости между двумя переменными напрашивается вывод о наличии причинной

связи между ними, в действительности установить причинно-следственные отноше ния можно только экспериментальными методами.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

Единственным способом для исследователя установить причинно-следственные

отношения (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной измене ние другой переменной) является проведение эксперимента. Именно по этой при чине экспериментальный метод можно считать идеальной стратегией для изучения

центральных вопросов, касающихся личности.

70 ш Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности Ключ к пониманию экспериментального метода и основного различия между

ним, методом изучения клинических случаев и корреляционным методом заклю чается в следующем: первый позволяет исследователю манипулировать одной пе ременной и в условиях тщательного контроля наблюдать ее влияние на другую

интересующую его переменную. Переменная, которой манипулируют, называется

независимой переменной. Независимая переменная —это некое условие, которое

экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую

переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение

независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая перемен ная —это любой аспект поведения субъекта, наблюдаемый или измеряемый как

ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная

является функцией от независимой переменной; она ≪зависима≫ от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс

постановки эксперимента довольно сложен. Хорошо организованный эксперимент

должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точ ность и научную значимость результатов. На практике это означает, что все пере менные и условия (кроме интересующей независимой переменной), могущие ока зать хоть какое-нибудь влияние на то, что мы измеряем, следует устранить или

они должны поддерживаться на постоянном уровне в течение всего эксперимента.

Существует много способов исключения посторонних переменных, способных

оказывать влияние на зависимую переменную. Но наиболее распространенный — поместить объекты случайным образом в разные экспериментальные условия или

группы. Случайное распределение (часто достигаемое такими средствами, как

выбрасывание орла/решки или использование таблицы случайных чисел) гаран тирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому

условию или группе в эксперименте. В этом случае исследователь может быть

уверен в том, что любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент (возраст, интеллект, этническая принадлежность или по рядок рождения), имеют равные шансы при распределении в различных экспери ментальных условиях или группах. Рандомизация как определяющая характери стика экспериментального метода основывается на предпололсении о том, что все

субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением одного параметра:

присутствие или отсутствие независимой переменной. Поэтому, если поведение

субъекта меняется в ответ на изменение независимой переменной, исследователь

может быть уверен, что только она одна, и никакая другая, отвечает за изменения в поведении. После того, как исследователь изменил независимую переменную, лю бой аспект наблюдаемого или измеряемого поведения субъекта не может быть след ствием действия какой-либо другой переменной, поскольку никакая другая не до пускается в течение всего эксперимента.

Эксперимент в своей самой простой форме требует, чтобы проводилось сравнение

по крайней мере между двумя группами испытуемых. Те испытуемые, которые под вергаются некоторым специальным воздействиям (манипуляции, предпринимае мые экспериментатором), называются экспериментальной группой. Другие испы туемые, которые не получают специального воздействия, образуют контрольную

группу. Затем производится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие какое-либо влияние на выбранную

Исследование и оценка в психологии личности •71

Таблица 2—. Схема эксперимента с двумя группами

зависимую переменную. В табл. 2-1 дано описание схемы эксперимента с одной не зависимой переменной и одной зависимой переменной. Контрольная группа служит

отправной точкой для оценки результатов специального воздействия на эксперимен тальную группу. Решающее значение здесь имеет то, что единственное различие

между двумя группами заключается в действии одного фактора, и этот фактор

выступает в качестве независимой переменной. В этом требовании содержится ос новная логика экспериментального метода. Если две группы идентичны во всех от ношениях, за исключением присутствия или отсутствия независимой переменной, то любое различие между группами по зависимой переменной должно быть обус ловлено изменением независимой переменной. Иначе говоря, если между двумя

группами нет никаких других различий, кроме тех, которые вызваны манипуляци ей над независимой переменной, резонно заключить, что введение независимой пе ременной является причиной изменения зависимой переменной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.