Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анамнеза 8 страница




стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые

эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном пе риоде. Это довольно странно, поскольку он занимает в жизни ребенка почти

такой же временной промежуток, как все предшествующие стадии вместе взятые.

Возможно, это была передышка не только для ребенка, но и для теоретика.

Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессив ные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возраста ющее осознание этого интереса. Начальная фаза гениталыюй стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достига ют зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторич ных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование

молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное

для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным

удовлетворением сексуального инстинкта.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом

возрасте через ≪гомосексуальный≫ период. Новый взрыв сексуальной энергии под ростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника) в основном, таким же образом, как это происходит при разрешении

эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универ сальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают обще ство сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либи Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности ш 127

до становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увле чения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер —это идеальный тип личности в психоаналитической

теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношени ях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Хотя Фрейд был

противником сексуальной распущенности, он более терпимо относился к сексу альной свободе, чем буржуазное общество Вены. Разрядка либидо в половом акте

обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступа ющими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому

она достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо

следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный

характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему дет ству, когда любовь, безопасность, физический комфорт —в сущности, все формы

удовлетворения легко давались, и ничего не требовалось взамен. Люди должны

учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других

тепло и заботу, и прежде всего, брать на себя более активную роль в решении жиз ненных проблем. И наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода

травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное

вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным.

Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние

годы являются отголосками сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

ПРИРОДА ТРЕВОГИ

Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему про исхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии ли бидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения являет ся результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершивше еся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере на копления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная

интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел

свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией эго и на значение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом [Freud, 1926].

Откуда берет начало тревога

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком

тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой

128 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности. Эта

ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрей да, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения (например, ребенок остается

один; он покинут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал

найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги. Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а по зднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к

возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.

Типы тревоги: каким образом люди ощущают тревогу?

В зависимости от того, откуда исходит угроза для эго (из внешнего окружения, от

ид или суперэго), психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги.

Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание

реальных опасностей внешнего мира (например, опасные животные или выпуск ной экзамен) называется реалистической тревогой. Она в основном является си нонимом страха и может ослаблять способность человека эффективно справляться

с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама

угроза. В целом, реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение.

Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что непри емлемые импульсы со стороны ид станут осознанными, называется невротиче ской тревогой. Она обусловлена боязнью, что эго окажется неспособным конт ролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные.

Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то

ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, напри мер, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка его побужде ний либидо или деструктивных стремлений будет чревата угрозой наказания со

стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога перво начально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исхо дит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы эго, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка —в результате

последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И только

тогда, когда инстинктивные импульсы ид угрожают прорваться через эго-конт роль, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога. Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны

суперэго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной трево гой. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выра жению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чув ством вины, стыда или самообвинения. Моральная тревога происходит от объек тивного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия

(например, за непристойные ругательства или воровство в магазине), которые

нарушают перфекционистские требования суперэго. Суперэго направляет поведе ние в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивидуума. После Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •129

дующее развитие суперэго ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи

с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или

действий. Позднее Фрейд убедился в том, что тревога, берущая свое начало из

суперэго, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание грядущего воз мездия за прошлые или настоящие грехи.

Защитные механизмы эго

Основная психодинамическая функция тревоги —помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощ рять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее вре мя. Защитные механизмы эго помогают осуществлению этих функций, а также

охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд определял защитные

механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для

защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны

суперэго. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид

двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведе нии или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность

заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они

действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы

сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты —обыч но они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта

или ослабления тревоги [Cramer, 1987]. Некоторые основные защитные страте гии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго не

только по той причине, что оно является основой для формирования более слож ных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее пря мой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как ≪мотивированное забыва ние≫, вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения индивидуу мы не осознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят

травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасаю щих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд

считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессоз нательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная

трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов эго может серьезно

ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на

собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вы тесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное

удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл ≪психопатологией обыденной жизни≫. Более того, согласно

130 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), пси хосексуальных нарушениях (таких как импотенция и фригидность). Это основ ной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости про екция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством

которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет

человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или

промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне мы можем наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не осознает, что борется со своим силь ным сексуальным влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции —студент, не

подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку не честно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возла гает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проек цией также объясняются социальные предрассудки и феномен ≪козла отпуще ния≫, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную

мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных ха рактеристик [Adorno et al., 1950].

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, прояв ление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объ екта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример —ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повы шенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. На пример, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реа гирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и де тей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто

замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебнос ти замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена

такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные

импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение по давленности или осуждение самого себя.

Рационализация. Другой способ для эго справиться с фрустрацией и трево гой —это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рациона лизация имеет __________отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррацио нальное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным

и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные сужде ния и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Од ним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализа ция по типу ≪зелен виноград≫. Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды

еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности м 131

свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным об разом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение

медицинского института, может убеждать себя в том, что она на самом деле не

хочет быть стоматологом.

Реактивное образование. Иногда эго может защищаться от запретных им пульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Здесь мы

имеем дело с реактивным образованием, или обратным действием. Этот защит ный пропесс реализуется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс по давляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный.

Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое

при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытываю щая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может

стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами. Она

может даже активно пикетировать киностудии или писать письма протеста в кино компании, выражая в них сильную озабоченность деградацией современного кино искусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Согласно Фрейду, сильные неосознанные агрессивные побуждения могут быть пере

адресованы или сублимированы в социально приемлемом направлении. Так, например, для хирурга сублимацией является каждая операция.

(N. R. Rowan The Image Works)

132 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Регрессия. Еще один известный защитный механизм, используемый для защи ты от тревоги, —это регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к ран нему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда про явления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также

такие особенности как ≪надуться и не разговаривать≫ с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой ско ростью.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким

образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых

мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она

позволяет эго изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их прояв ления. Энергия истинктов отводится по другим каналам выражения —тем, кото рые общество полагает приемлемыми [Golden, 1987]. Например, если со временем

мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может субли мировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность —такую, как

футбол, хоккей или другие виды спорта. Сходным образом женщина с сильными

неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или перво классной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать обще ственно полезный результат.

Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила глав ным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация сексуального влечения является особенно заметной чертой эволю ции культуры —благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизован ной жизни [Cohen, 1969, р. 34].

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприят ное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрица ние. Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь

изнасилована и зверски убита; он ведет себя так, как будто ничего подобного не

происходило. Или вообразите ребенка, отрицающего смерть любимой кошки и упорно продолжающего верить, что она все еще жива. Отрицание реальности име ет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: ≪Этого со мной просто не

может случиться≫, несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что у него смертельное заболевание). Согласно

Фрейду, отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально

развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих си туациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. В каждом слу чае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила эго. Более того, чем более эффективно действуют

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •133

защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, стра хов и стремлений они создают. Фрейд заметил, что мы все в какой-то степени ис пользуем защитные механизмы и это становится нежелательным только в том слу чае, если мы чрезмерно на них полагаемся. Зерна серьезных психологических про блем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты, за

исключением сублимации, приводят к искажению реальности [Vaillant, 1986].

Завершив обсуждение ключевых психоаналитических концепций Фрейда, об ратимся к исходным положениям, лежащим в основе его глубокой теории челове ческой природы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФРЕЙДА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Объединяющая идея этой книги состоит в том, что все теоретики личности придер живаются определенных исходных (основных) положений о природе человека.

К тому же эти положения, которые невозможно подтвердить или опровергнуть, по могают устанавливать основные черты различия и сходства между существующи ми теоретическими направлениями. Теперь, когда мы рассмотрели ключевые кон цепции психоаналитической теории, проанализируем позицию Фрейда по этим

девяти положениям, перечисленным в главе 1. Его позиция по соответствующим

положениям выглядит следующим образом (рис. 3-2).

Свобода—детерминизм. Фрейд был убежденным биологическим детермини стом [Kline, 1984]. Он полагал, что все проявления человеческой активности (дей ствия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детер минированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Это означает, что Фрейд рассматривал людей преиму щественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы

Рис. 3~2. Позиция Фрейда по девяти основным положениям относительно природы

человека. (Затемненные области обозначают степень предпочтения одного из двух полярных положений.)

134 ш Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности природы, которые применимы к поведению других организмов. Если бы это было

не так, психология как строгая наука не могла бы существовать.

В подобной теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода

выбора, личная ответственность, воля, спонтанность и самоопределение. Фрейд

отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все

же он настаивал, что люди в действительности не способны ≪выбирать≫ между

альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение

обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут пол ностью узнать. Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма

являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забы вает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый

≪парапраксис≫). Он интерпретировал подобные явления как признаки присут ствия неосознаваемых мотивов.

Рациональность—иррациональность. С точки зрения Фрейда, люди побуж даемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в зна чительной степени находятся вне сферы осознания.

Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры

личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Един ственный реальный проблеск рациональности обнаруживается во фрейдовской

концепции психоаналитической терапии как средстве достижения стабильных

личностных изменений. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью

психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Кредо

Фрейда —где было ид, там будет эго —выражает его оптимизм в отношении

того, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуж дения. Несмотря на наличие тезиса о том, что посредством психоанализа можно

достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно цемен тирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении

человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под

контролем ход событий своей жизни —не больше, чем миф.

Холизм—элементализм. Фрейд опирался на холистическое представление о

человеке. Он был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изу чения его как единого целого. Центральным в его теории является описание инди вида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно

понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех струк тур психической жизни. Хотя Фрейд полагал, что данные структуры в конце кон цов должны быть сведены к более элементарному уровню анализа (возможно, био логическому или неврологическому), сам он никогда не пытался решать эту задачу.

Наконец, в построении своей теории он полагался почти исключительно на клини ческий метод, в котором основной упор делается на целостность личности.

Конституционализм—инвайронментализм. Многие из ранних концепций

Фрейда (например, психическая энергия, инстинкты, принцип удовольствия) взя ты из области нейроанатомии и нейрофизиологии и развиты далее [Weinstein, 1968]. Психоаналитическая теория никогда не меняла своего основного направле ния, и в целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституцио нализма. Как упоминалось ранее, всемогущее ид в его теории составляет врожден ную конституциональную основу личностной структуры и развития. Кроме того, Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности ш 135

Фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловлен ный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных

влияний. В свете этих представлений то, чем являются люди, в значительной

степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых

факторов.

В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение

влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он под черкивал абсолютное, непреложное влияние родителей в ранние детские годы на

последующее развитие личности. Более того, эго развивается и вступает в дей ствие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или

окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окруже ния. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки

вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Изменяемость—неизменность. Возможно, Фрейд больше, чем другие, пред ставленные в этой книге персонологи, был привержен положению неизменности.

Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого

сформирована опытом раннего детства. Как вы помните, Фрейд описывал инди видуума продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных психо сексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терми нах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла

фиксация. Таким образом, структура характера каждого индивидуума формиру ется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Хотя Фрейд был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве, он считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих настоящих проблем. ≪Соприкасаясь≫ со

своим прошлым опытом и узнавая о нем нечто новое, эти люди учатся более адекватно справляться с настоящими и будущими проблемами. В то же время

Фрейд признавал, что аналитические терапевты имеют дело с личностью и пове денческими моделями, которые повторяются и упрочиваются на протяжении жиз ни пациентов. Пациенты, избравшие для себя психоанализ, должны не только

оставить свои несостоятельные стили поведения, но также выработать новые, что само по себе похоже на освоение новых навыков, таких как-игра в теннис или

изучение иностранного языка. Достижение этих целей если не невозможно вооб ще, то чрезвычайно трудно и болезненно, особенно если пациенты, по причинам, которые они сами почти не понимают, сопротивляются на каждом этапе данного пути. При этом они используют то же оружие, что и в детстве, когда сопротивля лись родителям, пытавшимся их социализировать (например, негативизм, доми нирование, беспомощность, враждебность и отчаяние). Поэтому даже в аналити ческой терапии очень мало оптимизма по поводу достижения реальных и устойчи вых личностных изменений в зрелости. Для Фрейда наблюдаемые изменения в поведении являются более часто и едва ли не всегда неглубокими модификация ми, не затрагивающими глубинной структуры личности.

Субъективность—объективность. Согласно Фрейду, люди живут в субъектив ном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая ≪внутренний мир≫

индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других

явлений —объективных состояний типа психических травм, случаев подавления

136 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений. Таким обра зом, психоаналитическая теория утверждает, что уникальность индивидуума час тично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появив шись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъек тивный смысл. В заключение надо сказать, что, хотя Фрейд склоняется к субъектив ности, это положение не является стержневым в его теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.