Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анамнеза 9 страница




Проективность—реактивность. Изучая вопрос о причинности в объяснении

человеческого поведения, Б. Ф. Скиннер [Skinner, 1954] заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутрен него мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть

понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на при роду человека. Как будет видно из следующих глав, проактивность у Фрейда

совершенно не похожа на проактивность сторонников гуманистического или

феноменологического направлений. Суть проактивной позиции Фрейда четко

отражена в его концепции мотивации: причинность в отношении всех форм

поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов.

Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию

генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообра зие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты

направляются на внешние объекты, —последние действуют в качестве стимулов

окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные

≪объекты≫ в окружении человека инициируют проявление сексуального инстин кта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда. Взвесив

все аргументы, можно сказать, что позиция Фрейда относительно данного исход ного положения может быть лучше всего охарактеризована как умеренный ук лон в сторону проактивности.

Гоиеостаз—гетеростаз. Фрейд был убежден в том, что все человеческое пове дение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприят ными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют

внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы

снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Та ким образом, индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или

возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напря жения. Данный взгляд Фрейда на мотивацию определенно выражает гомеостати ческую позицию. С точки зрения психодинамической теории, человек в основе

своей предстает побуждаемым ид ≪удовлетворителем инстинктов≫, никогда не

ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

Познаваемость—непознаваемость. Есть много указаний на то, что Фрейд при держивался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Например, он настаивал на том, что люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Он также рассматривал людей как биологически детер минированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с

помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разумеется, он никогда не

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •137

рассматривал психоанализ как исчерпывающую теорию личности [Nuttin, 1956]:

Фрейд трактовал его как часть науки психологии и такую систему понятий, кото рая может во многом пролить свет на природу человека. Вероятно, благодаря

изучению естественных наук, он вынес вместе с полученным образованием и отри цание обоснованности мистицизма, религии и других ненаучных взглядов и веро ваний вместе с убежденностью в том, что разгадка природы человека доступна

только научному знанию.

Итак, мы завершили оценку позиции Фрейда по девяти исходным положени ям относительно сущности человека. Теперь давайте рассмотрим некоторые эмпи рические исследования, толчком для проведения которых послужила теория

Фрейда.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

При изучении Фрейда студенты неизбежно задают вопрос: ≪Каковы научные

доказательства психодинамических концепций?≫ Коль скоро положения теории

рассматриваются как эмпирически валидные концептуализации феноменов, для

объяснения которых они предназначены, совершенно естественно ожидать науч ной проверки гипотез, выводимых из этих положений. После смерти Фрейда

персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую ве рификацию центральных теоретических положений Фрейда. Беглый просмотр

истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причину

этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использо вании методов научного исследования для обоснования теории. Сам Фрейд тоже

не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанной

на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, как

делают сегодня большинство психологов. Когда Розенцвейг [Rosenzweig, 1941], американский психолог, написал Фрейду о своих лабораторных исследованиях

подавления, последний ответил, что психоаналитические концепции основаны на

очень большом количестве клинических наблюдений и поэтому нет необходимо сти в независимой экспериментальной проверке. Этой совершенно антиисследова тельской установке в дальнейшем благоприятствовал тот факт, что эксперимен тальная психология, тогда еще очень молодая наука, мало что давала. Даже

сегодня, несмотря на формальное обучение биологическим наукам, некоторые

практикующие аналитики настроены против использования экспериментальных

методов исследования [Kernberg, 1986]. Многие убеждены, что единственным

методом, подходящим для верификации психодинамических гипотез, является

клиническое интервью, то есть рассказы пациентов, проходящих курс интенсив ной длительной терапии. До недавнего времени основным источником доказа тельств ≪истинности≫ фрейдовских концепций было накопление воссозданных

историй жизни пациентов. Большинство аналитиков считают клиническую оцен ку анамнеза несомненно релевантной для подтверждения теории.

Хотя основным методом при создании и проверке психодинамических форму лировок был метод анамнеза, его использование имеет ряд недостатков. Самый

главный состоит в том, что, несмотря на все усилия сохранять объективность в процессе терапии, аналитик не является истинно непредвзятым наблюдателем.

138 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Более того, клинические наблюдения в лечебных условиях не могут быть продуб лированы и проверены в контрольных экспериментах. Собственные исследования

Фрейда и других аналитиков едва ли можно повторить, потому что они проводи лись приватно и в условиях полной конфиденциальности.

Другой методологический недостаток вытекает из особенностей профессио нального обучения большинства аналитиков. Оно обязательно включает прохож дение им процедуры психоанализа плюс интенсивное руководство и наблюдение

со стороны опытного аналитика на первых этапах практики. В результате, как

правило, появляется необычайно сильная философская и личная увлеченность

положениями теории Фрейда. Подобная установка предрасполагает аналитика к

пристрастной интерпретации имеющихся у пациента нарушений и определению

их причин. Более того, сложности в достижении определенного уровня валиднос ти клинических наблюдений возникают по причине собственных пристрастий па циента. Пациенты часто знают, что следует, а что не следует говорить во время

терапевтических сеансов —следовательно, они могут непреднамеренно искать одобрения, предоставляя аналитику именно то описание переживаний, которое

соответствует его ожиданиям [Erdelyi, 1985]. Собранные вместе, эти недостатки

являются потенциальными источниками ≪самодостаточных пророчеств≫ относи тельно валидности наблюдений Фрейда. При таких ограничениях становится по нятно, почему большинство психологов отказываются рассматривать отдельные

случаи эффективной терапии как достаточное доказательство валидности фрей довских концепций личности [Shevrin, 1986].

Основная ловушка для персонологов, заинтересованных в проверке теории

Фрейда, заключается в невозможности воспроизведения клинических данных в контролируемом эксперименте. Вторая проблема в установлении валидности пси хоанализа связана с тем, что его положениям невозможно дать рабочие определе ния (то есть теоретические концепции зачастую сформулированы таким образом, что трудно делать из них недвусмысленные выводы и проверяемые гипотезы).

Когда получаемые результаты основаны на столь нечетких и неопределенных

умозаключениях, просто невозможно понять, согласуются ли они с теорией. Это

не означает, что психоаналитическая теория недостоверна. Скорее это значит, что на данный момент не существует общепринятых методов и процедур, с помощью

которых можно оценивать положения теории. Наконец, теория психоанализа име ет характер ≪послесловия≫. Иными словами, она более адекватно объясняет про шлое поведение, чем предсказывает последующее.

Где же можно найти валидные доказательства различных аспектов теории

Фрейда? Большинство исследований, проведенных на животных, подвергнуты

критике персонологами из-за их искусственности и чрезмерного упрощения кон цептуально сложных процессов. Поиск адекватных доказательств идет в направ лении разработки экспериментальных аналогов психоаналитических конструкций

(то есть моделирования теоретических концепций в лабораторных условиях). Мы

не будем пытаться дать исчерпывающий анализ многих сотен исследований, по священных проверке теории Фрейда (см. Fisher, Greenberg, 1985; Masling, 1983, 1986, где дается обзор психоаналитических работ). Вместо этого мы сосредото чимся на наиболее иллюстративных и характерных примерах. На следующих

страницах будут подробно рассмотрены исследования двух важнейших конст руктов психоанализа: 1) вытеснение и 2) неосознаваемый конфликт.

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •139

Экспериментальное изучение вытеснения

Вытеснение —ключевая концепция у большинства психоаналитиков [Cramer, 1988; Erdelyi, 1985; Grunbaum, 1984]. По этому вопросу проведено больше экспе риментальных исследований, чем в отношении какой-либо другой концепции

Фрейда [Westen, 1990]. В ранних исследованиях вытеснения изучалось воспроиз ведение различного материала, вызывающего нейтральные, позитивные или угро жающие, неприятные ассоциации [Jersild, 1931; Meltzer, 1930; Rosenzweig, 1933].

В целом, результаты показали, что неприятные, негативные переживания вспоми наются реже, чем позитивные или нейтральные. Однако скоро стало ясно, что фрейдовская концепция вытеснения не предполагает элиминации всех пережива ний с аффективно-неприятным значением [Sears, 1936]. Скорее вытеснение зави сит от наличия ≪угрозы эго≫ (основная угроза самооценке), а не от простой не приятности или угрозы. Более поздние исследования показали: когда причина

вытеснения (угроза эго) исчезает, то вытесненное содержание возвращается в со знание. Это явление объяснялось как ≪возвращение вытесненного≫ [Flavell, 1955;

Zeller, 1950]. Иначе говоря, если угроза устранена, для вытесненного материала

становится безопасным возвращение на уровень осознавания. Фрейд, несомненно, расценил бы подобное исследование как неуместную демонстрацию того, что уже

известно из клинических наблюдений.

Результаты большинства экспериментальных исследований вытеснения понят ны, но их интерпретация вызывает много споров.

Обратимся к часто упоминаемому исследованию Д'Зарилла [D'Zurilla, 1965].

Студентам колледжа предъявили 20 слов, которые они потом воспроизводили.

Групповых различий в запоминании не было обнаружено. Затем всем студентам

предъявили серию из десяти слайдов. На каждом слайде было изображено чер нильное пятно и два слова из набора, демонстрировавшегося ранее. Испытуемых

просили указать на каждом слайде из двух слов одно, которое лучше всего опи сывает данное чернильное пятно. После этой основной процедуры Д'Зарилла

разделил испытуемых на две группы и приступил к экспериментальным манипу ляциям. Экспериментальной группе было сказано, что тест чернильных пятен

предназначен для выявления латентной гомосексуальности. Сообщалось, что одно из двух слов на каждом слайде, как правило, выбирают латентные гомосек суалисты, а другое слово обычно выбирают гетеросексуальные испытуемые. Сту дентам из контрольной группы сказали только, что они принимают участие в разработке нового варианта теста чернильных пятен. После того, как на все слай ды были получены ответы, испытуемым из обеих групп был предложен еще один

тест на запоминание; различий снова не было обнаружено.

Затем каждому испытуемому из экспериментальной группы пришлось испы тать угрозу своему эго: экспериментатор сообщил, что он выбрал девять из деся ти ≪гомосексуальных≫ слов. Напротив, испытуемым из контрольной группы ска зали, что они ≪очень хорошо≫ выполнили тест. Спустя пять минут обеим группам

был дан еще один тест на запоминание. Как и ожидалось, эго-угрожаемые

субъекты показали худшие результаты по сравнению с предыдущими тестами на

запоминание; контрольная группа улучшила свои показатели. После этого Д'За рилла попытался устранить влияние вытеснения, объяснив студентам, что тест

140 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности чернильных пятен на самом деле не измеряет гомосексуальные тенденции. Вслед

за раскрытием секрета еще раз проводился тест на запоминание. В полном соот ветствии с экспериментальной гипотезой, воспроизведение тестового материала

было на одинаковом уровне у обеих групп, что означало исчезновение угрозы.

Хотя эти результаты как будто бы подтверждают концепцию вытеснения, неко торые сомнения возникли после проведения интервью, последовавшего за экспе риментом. Д'Зарилла попросил студентов описать, о чем они думали в течение

пятиминутного интервала после получения инструкции, содержащей угрозу эго.

Согласно теории вытеснения, они должны были бы избегать мыслей обо всем, что имеет отношение к угрожающему заданию. Вопреки этому предположению, боль шинство эго-угрожаемых субъектов сообщили, что они много думали о черниль ных пятнах и о собственных ≪гомосексуальных тенденциях≫. И, наоборот, лишь

немногие из контрольной группы сказали, что думали о задании.

В соответствии с другой интерпретацией данных Д'Зарилла, эго-угрожаемым

испытуемым после появления угрозы могло потребоваться некоторое время для

тревожных размышлений по поводу своих результатов, и эти конкурирующие

мысли могли интерферировать со способностью вспоминать слова. В сходном ис следовании Холмс и Шеллоу [Holmes, Schallow, 1969] пытались получить доказа тельства того, что подобная интерпретация является, по крайней мере, такой же

правдоподобной, как та, которая указывает на вытеснение. Кроме эго-угрожаемой

и контрольной групп, эти экспериментаторы включили в исследование третью

группу. Она не была эго-угрожаемой, но испытуемые были раздражены тем, что в течение пятиминутного интервала, предназначенного для удержания стимулов, им

предъявлялись через каждые 30 секунд не относящиеся к тесту кадры из кино фильмов. И снова результаты отчетливо показали, что после появления угрозы

эго-угрожаемая группа продемонстрировала худшие результаты запоминания, чем контрольная группа, что указывает на эффект вытеснения, о котором ранее

сообщал Д'Зарилла. Однако воспроизведение стимульного материала в ≪раздра женной≫ группе было значительно хуже, чем в контрольной, и почти такое же, как в эго-угрожаемой группе. В ходе последнего, третьего теста на запоминание

(после снятия угрозы) значимых различий в воспроизведении между тремя груп пами не было получено. Из этого Холмс и Шеллоу сделали вывод о том, что скорее интерференция, а не вытеснение, опосредует влияние угрозы на запомина ние. Действительно, в результате обзора очень большого количества литературы

Холмс [Holmes, 1974] заключил, что нет доказательств существования вытесне ния. Он объяснял, что ≪в свете большого количества уже существующих данных

по этой проблеме и до получения новых фактов, способных подтвердить концеп цию вытеснения, продолжение использования последней для объяснения поведе ния не кажется оправданным≫ [Ibid, p. 651].

Несмотря на имевшие место трудности в получении четких эксперименталь ных доказательств вытеснения, попытки изучения этой основной психодинами ческой концепции не прекращаются [Geisler, 1985; Lewicki, Hill, 1987]. Интерес

к вытеснению, судя по недавним экспериментам Дэвиса и Шварца [Davis, Schwartz, 1987], не ослабевает. Эти исследователи рассматривают вытеснение как

защитную стратегию, которая может быть связана со снижением способности вспоминать неприятные или негативные события. В своем исследовании они по просили студенток колледжа припомнить их собственное детство (до 14 лет) и Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •141

Рис. 3— Количество воспроизведенной информации у испытуемых с высокой и низ кой тревожностью, а также у использующих вытеснение.

(Источник: Davis and Schwartz, 1987, p. 158.)

составить 1-2 предложения о любом переживании, ситуации или событии, при шедшем в голову. Их также попросили вспомнить свои детские переживания, связанные с каждой из пяти эмоций (счастье, печаль, гнев, страх и удивление), и указать самые ранние переживания в связи с каждой эмоцией, а также возраст, когда эти переживания имели место. До воспроизведения своего детского опыта

все испытуемые заполняли опросники ≪Шкала проявления тревожности≫ Тэйло ра, предназначенный для измерения тревожности, и ≪Шкала социальной жела тельности≫ Кроуна —Марлоу, служащий для измерения психологической защи ты. На основе тестовых оценок, испытуемых разделили на две группы: группа

использующих вытеснение (низкая треволеность —высокая степень защиты) и группа не использующих вытеснение (с высокой и низкой тревожностью). Ре зультаты этого исследования приведены на рис. 3-3.

Как и предсказывает теория, испытуемые, использующие вытеснение, воспро изводили заметно меньше негативно окрашенного материала, чем испытуемые с

низкой и высокой тревожностью. Кроме того, использующие вытеснение при ука зании возраста, на который приходились самые ранние негативные воспоминания, приводили гораздо более поздние годы, чем обе другие группы. Дэвид и Шварц

рассматривали полученные результаты как ≪согласующиеся с гипотезой о том, что вытеснение предполагает неспособность к негативной эмоциональной памяти; ре зультаты означают, что вытеснение связано некоторым образом с подавлением

или торможением эмоционального опыта в целом. Концепция вытеснения как

процесса, включающего ограниченный доступ негативных аффективных воспоми наний, представляется валидной≫ [Ibid, p. 155].

142 •Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Каково научное значение такого защитного механизма как вытеснение? Взя тые в целом имеющиеся экспериментальные результаты, похоже, лишь в ограни ченной степени можно рассматривать как подтверждающие его существование.

Эрдели и Голдберг [Erdelyi, Goldberg, 1979] представили краткий обзор совре менной психологической литературы по проблеме вытеснения. Они напоминают, что клинические наблюдения и исследования обеспечивают изобилие данных, со гласующихся с этим феноменом. Однако недостаточная строгость клинического

подхода создает серьезные трудности. С другой стороны, экспериментальные ра боты точны, но эта точность достигается дорогой ценой, а именно ценой суще ственного упрощения исследуемых процессов. Столкнувшись с подобной тупико вой ситуацией, мы можем даже заключить, что феномена вытеснения вообще не

существует [Holmes, 1974], или же, вместе с другими исследователями, сделать вывод о том, что недостаточная убедительность экспериментальных данных может

быть обусловлена в первую очередь методологической несостоятельностью прово дившихся экспериментов [Erdelyi, Goldberg, 1979]. Одно направление в подходе

к данной проблеме выглядит многообещающим: высказываются предложения пе реформулировать концепцию вытеснения в аспекте избирательной обработки и удерживания потока информации, поступающего в сенсорную систему человека.

Подход с позиции способов обработки информации нашел свое выражение в рабо те Бауэра [Bower, 1981] по исследованию запоминания в зависимости от настрое ния или состояния. Его исследование показывает, что эмоциональное состояние

обусловливает воспроизведение той информации или переживаний, которая со впадает с актуальным настроением. Например, люди, ощущающие себя счастли выми, вспоминают больше счастливых событий детства, чем те, кто чувствуют пе чаль. Сходным образом люди, ощущающие печаль, с большей вероятностью вспо минают неприятные эпизоды своего детства. Хотя Бауэр не заявляет, что он

исследует непосредственно вытеснение, есть надежда на то, что этот важный за щитный механизм можно изучать более плодотворно в русле информационного или когнитивного подхода [Edelson, 1986; Erdelyi, 1985]. Однако в настоящее

время все же нет прочной эмпирической поддержки утверждения Фрейда о том, что люди используют вытеснение для борьбы с угрожающими или неприятными

переживаниями.

Неосознаваемый конфликт:

метод подпороговой психодинамической активации

Согласно Фрейду, конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми им пульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону

жизни индивидуума. Фрейд утверждал, что подобный конфликт впервые возни кает в детстве и продолжается в зрелости, когда его влияние на наблюдаемое

поведение выражается в развитии болезненных симптомов. В прошлом исследова тели психоаналитической ориентации проверяли гипотезу о том, что психопатоло гия (то есть патологические симптомы) отражает неосознаваемый конфликт, по чти исключительно при помощи интервью и анализа клинических случаев. Чтобы

избежать некоторых проблем, связанных с подобными оценками, Силверман

[Silverman, 1976, 1983] создал лабораторный метод для проверки психоаналити Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •143

ческих предсказаний в отношении неосознанного конфликта и его роли в мани фестации патологии. Этот свой метод он назвал подпороговой психодинамиче ской активацией.

Метод подпороговой психодинамической активации требует применения тахи стоскопа (прибора, с помощью которого осуществляется экспозиция на экран зна кового или образного материала в течение долей секунды, что гарантирует невоз можность его сознательного восприятия). В целом экспериментальная процедура

включает предъявление стимулов или усиливающих конфликт, или ослабляющих

его. Экспериментатор регистрирует появление предсказанных поведенческих реак ций. Ожидается, что в первом случае стимулы, предъявленные на подпороговом

уровне, вызовут неосознанный конфликт и, таким образом, усилят патологические

реакции или иным образом помешают адаптивному поведению. Во втором случае

предполагается, что предъявленные на бессознательном уровне стимулы смягчат

неосознанный конфликт, вследствие чего патологические проявления уменьшатся

или поведение станет более адаптивным. Например, подпороговый стимул ≪Ма мочка и я —одно целое≫ может действовать успокаивающе на тех субъектов, кото рых подпороговый стимул ≪Я теряю мамочку≫ заставит расстроиться.

Силверман и его коллеги провели большое количество исследований, имею щих целью продемонстрировать, что подпороговое предъявление стимулов, уси ливающих конфликт, в значительной степени влияет на уровень проявления пато логии [Silverman, 1983]. В первом исследовании изучалось влияние на заикание

конфликта между оральными агрессивными и анальными желаниями. Данный

конфликт психоаналитическая теория соотносит именно с упомянутым расстрой ством [Silverman et al., 1972]. В качестве стимулов предъявлялось изображение

нападающего льва с оскаленной пастью (оральное агрессивное состояние) и соба ки в процессе дефекации (анальное состояние), а также изображение бабочки

(контрольное состояние). Заикание оценивалось путем пересказа испытуемыми с этим речевым нарушением двух коротких отрывков сразу после их прочтения, а также составления рассказов по двум картам из ≪Теста тематической апперцеп ции≫. Как и ожидалось, испытуемые продемонстрировали значительное усиление

заикания в процессе пересказа как в ответ на орально-агрессивный стимул, так и в ответ на анальный стимул, по сравнению с контрольной ситуацией. Однако при

выполнении заданий ≪Теста тематической апперцепции≫ расстройства речи не на блюдалось.

Силверман [Silverman, 1976] также использовал метод подпороговой психоди намической активации для оценки кардинального положения фрейдовской теории

депрессии —а именно, что данный симптом предполагает направленность на себя

неосознанных агрессивных желаний. Результаты многих исследований (прове денных на пациентах, склонных к депрессии) показали, что подпороговое предъяв ление материала, содержание которого предназначено для усиления агрессивных

желаний (например, фраза ≪Людоед пожирает человека≫ или изображение чело века, закалывающего другого острым оружием), ведет к углублению депрессивных

состояний. В то же время, усиление депрессивной симптоматики (определявшееся

методом самооценки по шкалам настроения) не было выявлено после подпорого вого предъявления нейтрального стимула (изображение летящей птицы).

Другая процедура подсознательной психодинамической активации применя лась для проверки психоаналитической гипотезы о значении эдипова комплекса

144 м Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности Таблица 3-2. Влияние эдипова комплекса на конкурирующее поведение

в соревновании по метанию дротиков

Очки

До предъявления стимула

После предъявления стимула

Разность

Подпороговое предъявление трех стимулов

≪Отец, который ≪Отец, который ≪Люди

бьет своего бьет своего прогуливают сына, не прав≫ сына, прав≫ ся пешком≫

443,7 443,3 439,0

349,0 533,3 442,3

-94,7 +99,0 +3,3

Источгшк: адаптировано из Silverman, Ross, Adler, Lustig, 1978, p. 246.

в конкурирующем поведении. Показателен эксперимент, проведенный Силверма ном и его коллегами [Silverman et al., 1978]. Сначала мужчины-студенты коллед жа состязались в метании дротиков. Затем после соревнования им предъявили

один из трех различных подпороговых стимулов: ≪Отец, который бъет своего сына, не прав≫, ≪Отец, который бъет своего сына, прав≫ и ≪Люди прогуливаются

пешком≫. Первый стимул был предназначен для усиления эдипова конфликта, второй этот конфликт смягчал, а третий был нейтральным. Вслед за процедурой

подпороговой активации испытуемые снова метали дротики. Как и предсказывает

психоаналитическая теория, испытуемые, получившие стимул ≪Отец, который бьет

своего сына, не прав≫, показали значимо более низкие результаты, чем получившие

нейтральный стимул. Испытуемые, которым был предъявлен стимул ≪Отец, кото рый бьет своего сына, прав≫, показали значимо более высокие результаты в мета нии дротиков, по сравнению с получившими нейтральный стимул (табл. 3-2).

Другие исследования с использованием метода подпороговой психодинами ческой активации подтвердили следующие психоаналитические гипотезы:

•о связи шизофрении с орально-рецептивными конфликтами [Silverman et

al., 1982];

•о связи чувства сексуальной вины с неразрешенным комплексом Электры у

женщин [Geisler, 1986];

•о связи мужской гомосексуальности с неразрешенным эдиповым комплек сом [Silverman, Fishel, 1981].

Результаты обширной исследовательской программы Силвермана дают повод

для размышлений. Как показывает этот короткий обзор, метод подпороговой пси ходинамической активации оказался способным продемонстрировать ряд психо логических явлений, связанных с психоаналитическими теориями о влиянии нео сознанных конфликтов на поведение. Тем не менее, тщательная проверка некото рых моментов этого исследования вскрывает также и проблемы [Balay, Shevrin, 1988]. Критики указывают на то, что попытки воспроизвести влияние подпорого вой психодинамической активации постоянно завершались неудачей: никакого

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности •145

влияния вообще не было обнаружено. Например, экспериментаторы ни разу не

получили повторения результатов Силвермана в эксперименте с метанием дроти ков [Haspel, Harris, 1982; Heilbrun, 1980].

Кроме того, влияние психодинамической активации, похоже, проявляется толь ко тогда, когда стимулы предъявляются на подпороговом уровне [Hardaway, 1990]. Другими словами, если связанные с конфликтом стимулы воспринимаются

осознанно, они не могут усиливать психопатологические проявления. Наконец, следует сказать об этике: применение в отношении испытуемых (особенно пациен тов психиатрической клиники) неосознаваемой активации имеет целью воздействие

на их поведение. Силверман замечает: ≪Усиление психопатологических проявле ний, вызываемое нашим экспериментом, длится недолго, а затем выраженность па тологии возвращается на исходный уровень. Если вдуматься, то становится понят ным, что данный метод влияет на людей не больше, чем многие события повседнев ной жизни, с которыми они сталкиваются постоянно≫ [Silverman, 1976, р. 626]. Он




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.