Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неполноценности и компенсация 1 страница




В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную ≪Исследование неполноценности орга на и ее психической компенсации≫ [Adler, 1907/1917b]. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем друше. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того орга на, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был ≪неполноценным≫ от рождения, Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями

168 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Люди с физическими недостатками часто стремятся компенсировать свои слабости или дефекты. (Ken Robert Buck The Pictore Cube)

верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выра женной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: ≪Почти у всех выдающихся людей мы на ходим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень стра дали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности≫ [Adler, 1931, р. 248].

История и литература предоставляют много примеров исключительных до стижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления не достаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физиче ским недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлети ке. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может при водить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может по влечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагруз ку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психиче ской сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность

органа, по у них также появляется субъективное чувство неполноценности, кото Альфред Адлер: индивидуальная теория личности ш 169

рое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство непол ноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом:

ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно

беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызыва ет у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими

людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление

этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы

за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершен ству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является

основной мотивационной силой в жизни человека.

Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет

целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства пре восходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у

некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполно ценности —преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способ ствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмер ная опека и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, выраста ют недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все

делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препят ствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвер гаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без дос таточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененны ми по достоинству другими людьми. Как мы увидим далее, каждый из этих трех

видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов

в зрелые годы.

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чув ства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперком пенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом пре восходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физиче ские, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может

быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демон стрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвездах.

Другой полагает, что он должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делает

это при каждом удобном случае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет его слушать. Он может далее отвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что он

знает о кинозвездах больше всех. В любом случае прием гиперкомпенсации пред ставляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чув ство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом пре восходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным

170 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии при нять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою

значимость только тогда, когда ≪сажает в калошу≫ других.

Стремление к превосходству

Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является

источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности.

Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает

меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность по просту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремле нием безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высо кий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно меня лись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, —не

что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремле ний в пользу ≪стремления к власти≫. В этой концепции слабость приравнивалась

к феминности, а сила к маскулинности. Это была та стадия развития теории Адле ра, когда он выдвинул идею ≪маскулинного протеста≫ —формы гиперкомпенса ции, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувства несостоятельнос ти и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от концепции маску линного протеста, посчитав ее неудовлетворительной для объяснения мотивации

поведения у обычных, нормальных людей. Взамен он выдвинул более широкое

положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние

полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуж дениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть

агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к пре восходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это ≪нечто, без чего жизнь человека невозможно представить≫ [Adler, 1956,р. 104]. Эта ≪вели кая потребность возвыситься≫ от минуса до плюса, от несовершенства до совершен ства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные

проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер при давал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (дости жение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожден ным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть

сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы

хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у

нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас

остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер по лагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жиз ненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной' в начале своего формирования в детские годы, эта жиз ненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей

нашу жизнь и придающей ей смысл.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •171

Адлер предлагал разные дополнительные идеи о природе и действии стремле ния к превосходству [Adler, 1964]. Во-первых, он рассматривал его как единый

фундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот мо тив выражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по срав нению с теми, кто его окружает. Во-вторых, он установил, что это великое стрем ление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для

всех, в норме и патологии. В-третьих, превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление.

Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адап тации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистичного пове дения и озабоченности достижением личной славы за счет других. Хорошо при спосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других

людей. В-четвертых, утверждал Адлер, стремление к превосходству сопряжено с

большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается. И, в-пятых, стремление к превосходству проявляется как на уров не индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не

только как индивидуумы или члены общества —мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал инди видуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.

Итак, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но посто янно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у человече ства есть только одна конечная цель —развивать свою культуру —ничего не

говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемся достичь данной

цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепции стиля жизни.

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте ≪жизненный план≫, или ≪путеводный

образ≫, представляет собой наиболее характерную особенность динамической тео рии личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представ лен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане

поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно

Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов по ведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую

картину существования индивидуума.

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для ответа на этот

вопрос мы должны ненадолго вернуться к понятиям неполноценности и компенса ции, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к

выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. На пример, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсатор ные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, на правляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою оче редь, стилем его жизни —комплексом поведенческой активности, направленной

172 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

на преодоление неполноценности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, уп рочивающих чувство превосходства.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте

четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменени ям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего инди видуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенство ванием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформиро ванный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем

поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направ ляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким

сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем

игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосход ству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории

Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основ ной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления —то есть

на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетент ности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут — отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная актив ность —опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует

жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на

достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все

аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоми нает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, по скольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если

говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напомина ет, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем

жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также опреде ляется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может

быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем

для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тре мя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком —они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: ≪Решение одной помогает приблизиться

к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют

собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы — необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том

окружении, которое у них есть≫ [Adler, 1956, р. 133].

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личност ных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения.

Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию уста новок, обусловленных стилями жизни [Dreikurs, 1950]. В этой классификации

типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи, Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •173

Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измере ние представлено ≪социальным интересом≫, а другое —≪степенью активности≫.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляет ся он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод.

В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологиче ской зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень

активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных

проблем. Понятие ≪степень активности≫ совпадает по значению с современными по нятиями ≪возбуждение≫, или ≪уровень энергии≫. Как считал Адлер, каждый чело век имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет на ступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конст руктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недоста точная выраженность социального интереса, но они различаются по степени ак тивности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий соци альный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни

одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может

точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности.

Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некото рой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным

социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в соци альном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополу чии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром.

Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы —два примера

людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся

к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребно стей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как молено больше. Однако, так как они обладают низкой степе нью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального инте реса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они

больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется

социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач.

Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они

уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека —воплощение зрелости в си стеме взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек

проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он

174 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

воспринимает три основные жизненные задачи —работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и го товности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует

одна возможная комбинация: высокий социальный интерес и низкая активность.

Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой

активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный ин терес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии

Адлера —это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает

стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными создани ями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отно шения с другими людьми и, еще более широко, —социально-культурный кон текст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отра жает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех

человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы

ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими.

В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубо ко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти

взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за

то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие

критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не

более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает силь нейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальней шее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы

социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действи ям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эго истичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выра жение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои

личные потребности делу социальной пользы. Выражение ≪социальный интерес≫

происходит от немецкого неологизма Gemeinschafttsgefuhl —термина, значение

которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фра зой. Это означает что-то вроде ≪социального чувства≫, ≪чувства общности≫ или

≪чувства солидарности≫. Оно также включает в себя значение членства в челове ческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с

каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденны ми. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является

социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привыч ки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •175

Добровольная помощь в обеспечении питанием нуждающихся —одно из реальных

проявлений социального интереса.

(Emilia A. Metcatlo Jeroboam)

возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспиту ем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи —способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ре бенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к

развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский

вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социаль ного интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влия ния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени

влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее

задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стрем ление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений —качеств, кото рые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную лю бовь к своему ребенку —любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на

собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из насто ящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка

социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом слу жит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу

широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

176 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, мо гут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает ис ключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляю щее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере

самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на разви тие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная

установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформи рованный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По

Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и прини мает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчуж денность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превос ходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский

авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных от цов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социально го чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастли вого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не

оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно

детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если

муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям.

Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей

против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно

много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья. Согласно Ад леру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оцен ки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на ≪барометр

нормальности≫ —показатель, который можно использовать при оценке качества

жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степе ни, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормаль ные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к пре восходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию

всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они

берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не

посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен не достаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превос ходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них

живет жизнью, имеющей лишь личное значение —они поглощены своими интере сами и самозащитой.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •177




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.