Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неполноценности и компенсация 2 страница




Творческое ≪Я≫

Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По

убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам

жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При

односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формиро вания стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях

Адлера, как и у Фрейда. Фактически, оба они подчеркивали важность раннего опыта в формировании личности взрослого. Но, в отличие от Фрейда, Адлер по нимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а ско рее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как

могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого ≪Я≫, входящей в систему взглядов Адлера.

Концепция творческого ≪Я≫ является самым главным конструктом адлеров ской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к

нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой

жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.

Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой соб ственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они

становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни

человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию со циального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся)

индивидуумом.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния, на следственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рожда ется с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает

свой уникальный социальный опыт. Однако люди —это нечто большее, чем про сто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются

созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но

и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек

использует наследственность и окружение как строительный материал для форми рования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его соб ственный стиль. Поэтому в конечном счете только сам человек ответственен за

свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер

не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос скорее

всего будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат

долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они

являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем

детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие

дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, 178 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружени ем. В адлеровской концепции творческого ≪Я≫ отчетливо звучит его убежден ность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

Порядок рождения

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обра тил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, со путствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они

растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентич ного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по

отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и цен ностей —все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее

значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует оп ределенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившей ся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой пози ции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные

психологические особенности оказались характерными именно для конкретной

позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно

считать завидным, пока он —единственный ребенок в семье. Родители обычно силь но переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя

ему, стремясь, чтобы все было ≪как полагается≫. Первенец получает безграничную

любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий

ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это собы тие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение ≪монарха, лишенного трона≫, и отмечал, что этот опыт может быть

очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат

или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это

сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с

самого начала обречено на неудачу —прежнего не вернуть, как бы первенец не

старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком

задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требова ния. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвеча ют на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В резуль тате подобной семейной борьбы первенец ≪приучает себя к изоляции≫ и осваивает

стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или

одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он

часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •179

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка

уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему

приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувстви тельностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к силь ному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем

матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием

жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для

себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда

ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с

братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоот ношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды

старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается бо лее высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. ≪Он ведет себя так, как будто

состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспе шит его опередить. Он все время мчится на всех парах≫ [Adler, 1931, р. 148].

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на

достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед

собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных

неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уни кально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока ≪ли шения трона≫ другим сиблингом и, будучи ≪малышом≫ или ≪баловнем≫ семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если

родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему

приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение

старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием

чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто стано вится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым

студентом. Адлер иногда говорил о ≪борющемся младшем ребенке≫, как о воз можном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное опи сание ≪типичного≫ старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка.

Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает

180 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Согласно Адлеру, последние дети в семье, которых все балуют, становятся очень

уязвимыми в отношении чувства неполноценности (Enka Stone Photo Researches)

с общими описаниями, данными Адлером Он утверждал лишь то, что позиция

каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был

объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и зна ний и тому подобное) Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка

рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы

проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами

Фикционный финализм

Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмече но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления —достичь со вершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта уни версальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде

стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти

рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикциоиного фи нализма —идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим наме ченным целям в отношении будущего Вскоре после того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытал влия^ ние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей

книге ≪Философия возможного≫ [Vaihinger, 19111 развил идею о том, что на лю Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •181

дей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые

переживания. Он утверждал, что многие люди на протяжении всей жизни действу ют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верны ми В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не

только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайин гера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые

его концепции в свою теорию

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые опре деляют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктив ные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни

подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя

из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают

достичь почти всего С точки зрения Адлера, это утверждение —просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бес счетное число людей, —вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь

можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпириче ского или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные

утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований.

Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход

нашей жизни, служат следующие: ≪Честность —лучшая политика≫, ≪Все люди

созданы равными≫, ≪Мужчины стоят выше женщин≫.

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной

им фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель

является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована

собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уни кальной Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, яв ляясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фик тивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются

смыслом, и его ≪история жизни≫ приобретает дополнительное объяснение

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают

нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жиз ни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может быть полез ной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стре мится достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со свои ми коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может

узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше

времени посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углуб лять свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские

семинары. Но конечной цели —достижения превосходства —она никогда, в сущ ности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого

высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее

пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого стремления.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности.

Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был

182 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный

пример деструктивной фикции убежденность нацистов в превосходстве арий ской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой реальной почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы —выдающаяся раса.

В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма пока зывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированному

на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность

большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жиз ненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприя тии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не ме нее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совер шенству и целостности.

Мы закончили обзор основных теоретических представлений Адлера о лично сти. Далее обратимся к исходным положениям о природе человека, лежащим в основе его теоретической системы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДЛЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Многие считали Адлера ≪неофрейдистом≫, и он, несомненно, много сделал для того, чтобы пересмотреть психоаналитическое движение как целостную теоретическую

систему. Но, несмотря на то, что по общему мнению он был на первых порах едино мышленником Фрейда, многие его идеи расходятся с традиционной психоаналити ческой теорией более радикально, чем можно в целом предполагать. В действитель ности, внимательное ознакомление с теоретической системой Адлера решительно

наводит на мысль о том, что его, на самом деле очень далекого от неофрейдизма, наиболее точно будет представить предвестником современной гуманистической и феноменологической психологии. Нигде теория Адлера не раскрывается столь

полно, как в его исходных положениях о природе человека (рис. 4-1).

Свобода—детерминизм. Сильная приверженность Адлера положению свобо ды раскрывается в следующей цитате: ≪Мы придерживаемся того мнения, что в жизни человека нет ничего причинно обусловленного. И, поскольку каждый фе номен чем-то отличается от других, в психологии мы не можем говорить о причин ности или детерминизме≫ [Adler, 1956, р. 91]. Отвергая концепцию психического

детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением [Adler, 1927a]. Концепция творческого ≪Я≫ также являет ся воплощением положения свободы в системе Адлера. Творческая сила человека

играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фик тивной цели и ее результата —стиля жизни.

Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые

ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой

степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое нача ло в раннем детском опыте (например, влияние порядка рождения). Но даже сама

эта фиктивная цель не является продуктом объективных факторов; в ее создании

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •183

Рис. 4—. Позиция Адлера по основным положениям, касающимся природы человека.

принимают участие растущие творческие силы индивидуума (например, субъек тивное значение, которое человек придает своей позиции в семье, обусловленной

порядком его рождения). Похоже, по мере того как Адлер разрабатывал свою

коронную теоретическую идею о творческом ≪Я≫, лежащее в ее основе исходное

положение свободы проявлялось все более отчетливо.

Рациональность—иррациональность. Если вдуматься, становится ясно, что Адлер определенно тяготеет к рациональности. Это наиболее отчетливо проявля ется в его концепции творческого ≪Я≫. Вспомним, что, согласно его теории, твор ческая сила дает людям возможность формировать цели, принимать решения и выстраивать различные жизненные планы, сопоставимые с целями и ценностями.

В основе своей идея творческой силы требует признания рациональности.

Но в системе Адлера можно обнаружить некоторые натяжки, связанные с ра циональностью, что особенно заметно в его концепции определяющей фиктивной

цели. Затушеванная последующими детскими переживаниями, эта цель в основ ном является неосознанной. То есть люди, как правило, не осознают фиктивных

Целей или, по крайней мере, не понимают их истинного значения в своей жизни

[Adler, 1956]. Иными словами, значительная часть из того, к чему стремятся

люди, несмотря на рассудочность в реализации этих стремлений, остается для них

во многом неизвестной. Тем не менее, абсолютное значение, которое Адлер в своей

теории придавал творческому ≪Я≫, явно сдвигает чашу весов в сторону рацио нальности.

Холизм—элементализм. Полное принятие Адлером положения холизма от четливо видно почти в каждом элементе его системы. Как ранее отмечалось, Адлер даже назвал разрабатываемое им направление ≪индивидуальная психоло гия≫, чтобы подчеркнуть свой холистический взгляд на человека как на недели мую и постоянную сущность.

Если говорить более конкретно, то Адлер описывал творческое ≪Я≫ как силу, благодаря которой в детстве формируется фиктивная цель. К реализации послед ней люди стремятся на протяжении всей жизни. И действительно, стиль жизни во

184 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

всей своей полноте в значительной степени основан на определяющей фиктивной

цели. Адлер утверждал, что, благодаря индивидуально-уникальной цели, этому на правляющему принципу, личность достигает своей максимальной целостности.

Итак, поведение человека можно понять только в контексте этой финалистской, или телеологической концепции человеческих устремлений. Холистическую пози цию Адлера невозможно проиллюстрировать более ясно или полно.

Конституционализм—инвайронментализм. ≪Не забудьте наиболее важный

факт: ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами.

Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и то влияние, на кото рое индивидуум отвечает, используя свою творческую силу≫ [Adler, 1956, р. XXIV].

В этом заявлении Адлер ясно обозначает свою позицию в отношении конституциона лизм—инвайронментализм: наследственность и окружение следует признать как

факторы, вносящие свой вклад в формирование склада личности, но влияние твор ческого ≪Я≫ намного превосходит действие этих сил. В индивидуальной психологии

имеет значение не то, чем человек наделен от рождения (конституция) или с чем он

сталкивается в жизни (окружение), но то, как он распоряжается тем и другим.

Разумеется, Адлер признавал роль факторов наследственности в природе че ловека (например, социальный интерес и борьба за превосходство являются врож денными; неполноценность органа влияет на развитие личности). Вспомним к

тому же, что социальный интерес развивается в семейном окружении, стремление

к превосходству проявляется у каждого индивидуума по-своему, а влияние на

личность неполноценности органа (позитивное или негативное) зависит от того, как люди реагируют на конституциональные ограничения. Более того, поскольку

Адлер признавал значение влияния окружающей среды (например, порядок рож дения) на склад личности, решающим является то, как человек воспринимает это

влияние и как на него реагирует. Поэтому позицию Адлера в отношении конститу ционализма—инвайронментализма лучше всего охарактеризовать как промежу точное положение на этом континууме, потому что, в силу превалирующего значе ния творческого ≪Я≫ в формировании личности, ни конституция, ни окружение, похоже, не наделены очень большим влиянием в его теории.

Изменяемость—неизменность. При том, что позиции Фрейда и Адлера по

многим исходным положениям категорически не совпадали, ученые сходились во

взглядах по вопросу о неизменности. Как и Фрейд, Адлер настаивал на том, что личность человека формируется именно в первые пять лет жизни и что она суще ственно не меняется или меняется очень незначительно по прошествии этих пяти

созидательных лет. Однако положение неизменности в теории Адлера раскрыва ется иначе, чем у Фрейда.

Ключ к раскрытию этого положения в теории Адлера мы находим в его кон цепции стиля жизни. Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях

собственной неполноценности и в компенсации. Стиль жизни формируется при мерно к пяти годам и далее влияет на все аспекты поведения человека. Именно

благодаря стилю жизни люди до конца своих дней борются за превосходство и постоянно стремятся к достижению фиктивных целей, сформированных в раннем

детстве. И несмотря на то, что стиль жизни может заявлять о себе в разные пери оды по-разному, он, по существу, не меняется на протяжении жизни. Таким обра зом, принятие Адлером положения неизменности не подлежит сомнению.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности •185

Субъективность—объективность. Адлер полностью разделял положение субъ ективности. Начиная с принципа ≪индивидуальной субъективности≫, положенно го в основу его теории, субъективность совершенно очевидно просматривается

практически в каждой основной концепции индивидуальной психологии. Напри мер, объективная позиция ребенка в семье не имеет такого значения для формиро вания структуры личности, как субъективный смысл, который ребенок вкладыва ет в ситуацию, создавшуюся в связи с порядковым номером его рождения. Также

и социальный интерес вначале проявляется скорее как функция от того, как ребе нок объясняет для себя поведение матери, чем как ответ на объективный характер

этого поведения. Субъективность также отчетливо видна в концепции фикционно го финализма. По Адлеру, стиль жизни целиком основан на неотступном следова нии индивидуума субъективной фиктивной цели, представленной в таком виде, как он воспринимает ее в настоящем.

Адлер использовал термин ≪схема апперцепции≫1 для описания процесса, по средством которого каждый из нас интерпретирует события своей жизни [Adler, 1956]. Согласно Адлеру, до того как объективные события начнут как-то влиять

на личность или поведение, они сначала преобразуются под опосредующим влия нием психологического метаболизма этой субъективной схемы. ≪Мы предположи ли и сочли верным, что концептуальный мир как таковой является субъективным

в своем устройстве... Все, что мы воспринимаем, исключительно субъективно≫

[Adler, 1956, р. 83]. Таким образом, интерпретация составляет основной принцип в восприятии мира человеком. Совершенно очевидно, что Адлер исходил из поло жения субъективности в отношении природы человека.

Проективность—реактивность. Как отмечалось выше, основное теоретическое

положение индивидуальной психологии касается того, что ≪жизнь человека пред ставляет собой динамическое стремление к превосходству≫. В этом стремлении мы

усматриваем подтверждение абсолютной приверженности Адлера положению про активности. В его теории причинность поведения всегда находится внутри инди видуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стрем лении к превосходству и совершенству. В действительности Адлер постулирует

существование только одной проактивной и динамической силы, лежащей в осно ве всей человеческой активности —поиск совершенства в жизни. Укоренившееся

в субъективных переживаниях собственной неполноценности в младенчестве и в детстве, это вездесущее сильное желание направлено на достижение фиктивной

цели, поставленной самим индивидуумом; вся жизненная активность выстраива ется вокруг нее. Личность в теории Адлера не просто реагирует на внешние стиму лы из окружающей среды: она описана исключительно в терминах стремления, созданного собственным ≪Я≫ и ориентированного в будущее.

Гомеостаз—гетеростаз. Чтобы оценить позицию Адлера по этому положе нию, стоит привести одну короткую цитату: ≪Движение от минуса к плюсу беско нечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится≫ [Adler, 1930, р. 398].

Совершенно очевидно, что этого не мог сказать теоретик, преданный идее гомео стаза —тот, кто считает, что людей побуждает к действиям необходимость сни мать напряжение и сохранять состояние внутреннего равновесия. В приведенном

^Апперцепция зависимость восприятия от прошлого опыта н индивидуальных особенностей че ловека. (Прим. пврев.)

186 •Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

высказывании __________ясно угадывается идея увеличения напряжения за счет постоянно го стремления двигаться ≪от минуса к плюсу≫ и ≪снизу вверх≫.

То, что Адлер строго придерживался положения гетеростаза, видно из его фор мулировки основного жизненного мотива концепции стремления к превосход ству. В этом бесконечном стремлении люди не снимают напряжения, они генериру ют его для продолжения борьбы за достижение своих фиктивных целей. Однако

версия гетеростаза Адлера в чем-то отлична от тех, с которыми мы сталкиваемся в современной гуманистической и феноменологической психологии. В их понимании

гетеростаз предстает в виде самореализации личности (то есть постоянного движе ния в направлении актуализации ее потенциальных возможностей). Как правило, эти потенциальные возможности считаются врожденными, а человек просто следу ет по пути развития, чтобы их реализовать. В адлеровской трактовке гетеростаза люди рассматриваются как постоянно стремящиеся к превосходству и конечной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.