Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 3 страница




реальная сущность, отнесенная к индивидууму.

Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт [1937] отве тил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное

определение личности: ≪Личность —это динамичная организация тех психо физических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для

него поведение и мышление≫ [Allport, 1961, р. 28]. Что означает все это? Во первых, ≪динамичная организация≫ предполагает, что поведение человека посто янно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность —не

статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структу ра, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на

≪психофизические системы≫ напоминает нам, что при рассмотрении и описании

личности следует учитывать как элементы ≪разума≫, так и элементы ≪тела≫.

Использование термина ≪определяет≫ является логическим следствием психо физической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заклю чается в том, что личность включает ≪определяющие тенденции≫, при появлении

соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется

истинная природа индивидуума. Слово ≪характерное≫ в определении Олпорта

лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности лю бого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг

на друга. И наконец, под словами ≪поведение и мышление≫ подразумеваются

все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя

тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

274 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины ха рактер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт

объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности.

Слово ≪характер≫ традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стан дартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки

личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то ≪хороший характер≫, то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и /или

этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер —это оцененная личность, а личность —это неоцененный характер [Allport, 1961]. Следовательно, харак тер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является ≪первичным материалом≫ (наряду с интел лектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт счи тал понятие ≪темперамент≫ особенно важным при обсуждении наследственных

аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоциональ ного возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и ин тенсивность эмоций) [Allport, 1961]. Представляя собой один из аспектов генети ческой одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуаль ности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, ≪из свиного уха шелковый

кошелек не сошьешь≫. Таким образом, как и во всяком хорошем определении

личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а

что не имеет к ней никакого отношения.

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ Как указывалось в начале данной главы, с точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет

себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Ол порт дает в своей концепции ≪черты≫, которую он считал наиболее валидной

≪единицей анализа≫ для изучения того, что представляют собой люди и как они

своим поведением отличаются друг от друга.

Что такое черта личности? Олпорт определял черту как ≪нейропсихическую

структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалент ных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значитель ной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения≫

i Р а ' £' ] П р о щ е ГОВ°РЯ 4eVma это предрасположенность вести

себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по

сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во мно гих различных ситуациях сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основ ном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых

ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно

стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях

Черты это психологические особенности, преобразующие множество сти мулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое

понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •275

ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интер претации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.' Для

иллюстрации этой мысли Олпорт приводит в качестве примера случай с вымыш ленным мистером Маккарли, главной психологической особенностью которого

является ≪боязнь коммунизма≫ [Allport, 1961]. Эта его черта делает равнознач ными для него такие ≪социальные стимулы≫, как русские, афро-американцы и соседи-евреи, либералы, большинство преподавателей колледжа, организации

борьбы за мир, ООН и т.д. Всем им он наклеивает ярлык ≪коммунистов≫.

Мистер Маккарли может поддерживать ядерную войну с русскими, писать враждебные письма в местные газеты о чернокожих, голосовать за экстремист ских политических кандидатов и политиков правого крыла, примкнуть к ку клукс-клану или обществу Джона Берча, критиковать ООН и/или принимать участие в любом из целого ряда других подобных враждебных действий. На

рис. 6-1 схематично показан этот диапазон возможностей.

Нет необходимости говефить, что человек может участвовать в подобных ак циях, не обязательно обладая чрезмерной враждебностью или страхом перед ком мунистами. И кроме того, лщб.ой', кто голосует за кандидатов правого крыла или

является противником ООН, не обязательно подпадает под ту же самую личност ную категорию. Однако этот пример показывает, что черты личности формируют ся и проявляются на основе осознания сходства. То есть многие ситуации, воспри нимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной

Рис. 6-1. Универсальность черты определяется равнозначностью стимула, приводя щего в действие данную черту, и ответных реакций, ею обусловленных.

(Источник: адаптировано из Allport, 1961, р. 322)

276 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды пове дения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквива лентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является

главной составляющей теории личности Олпорта.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфи ческих стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми.

Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности при дают значительное постоянство поведению. Черта личности —это то, что обус ловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных

ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая

нашей ≪личностной структуры≫. В то же самое время черты личности могут быть

и определяющими в рисунке поведения человека. Например, доминирование как

личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится

в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знако мым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта домини рования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидол ларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее

проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности. Таким

образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в соци альных ситуациях, и добавляет: ≪Любая теория, рассматривающая личность как

нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна≫ [Allport, 1961, р. 175].

Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед)

или субстанции вроде снега, града, слякоти —ее физическая форма определяется

температурой окружающей среды.

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем

состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выиски вают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Чело век, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только явля ется прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет ини циативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным ≪респондентом≫ на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще

всего, —это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится

попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны. Подчеркиванием

взаимодействий между диспозициями человека и ситуационными переменными

теория Олпорта в значительной мере приближается к теориям социального науче ния Альберта Бандуры и Джулиана Роттера (глава 8).

≪Черты≫ черт

Можно сказать, что в системе Олпорта сами черты личности характеризуются

≪чертами≫, или определяющими характеристиками. Незадолго до своей смерти

Олпорт опубликовал статью, озаглавленную ≪Еще раз о чертах личности≫

[Allport, 1966], в которой он суммировал все данные, способные дать ответ на

вопрос: ≪Что такое черта личности?≫ В этой статье он предложил восемь основ ных критериев ее определения.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности п 277

1. Черта личности —это не только номинальное обозначение. Черты личности —не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека. Каждый человек имеет внутри себя эти ≪обоб щенные стремления к действию≫. Помимо ≪страха перед коммунизмом≫, можно

назвать такие явно узнаваемые черты личности, как: ≪боязнь капитализма≫, ≪аг рессивность≫, ≪кротость≫, ≪искренность≫, ≪непорядочность≫, ≪интроверсия≫ и ≪эк страверсия≫. Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные харак теристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь

теоретическим измышлением.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфиче ским тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, ≪за пускающих≫ их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обуслов ленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с тече нием времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду и прибирать свою комнату. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяю щим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании

внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к та кому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

Например, студентка колледжа, в значительной мере обладающая такой чертой, как

≪общительность≫, не сидит просто так в ожидании вечеринок, чтобы пообщаться.

Она их активно выискивает и таким образом выражает свою общительность.

Итак, черты личности ≪выстраивают≫ действие индивидуума.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмот ря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал

на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть

получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении

длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помо щью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных

реакций на одни и те же или сходные стимулы.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Пе рефразируя известное выражение, можно сказать: ≪Ни одна черта не является

островом≫.1 Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой.

Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга

черт, лишь относительно независимых друг от друга. Чтобы проиллюстрировать это, Олпорт приводил в качестве примера исследование, в котором такие черты, как проницательность и чувство юмора, в высшей степени коррелировали друг с

Другом [Allport, 1960]. Ясно, что это разные черты, но они, тем не менее, как-то

1 Имеется в виду фраза английского поэта Джона Донна (1572-1631) ≪Никто из нас не остров≫

(No man is an island). (Прим. ред.)

278 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности связаны. Поскольку результаты корреляционного анализа не дают возможности делать выводы о причинных связях, мы можем предположить: если у человека

сильно развита проницательность, то весьма вероятно, что он может подмечать абсурдные аспекты человеческой жизни, что и приводит к развитию у него чувства

юмора. Более вероятно, однако, согласно Олпорту, что черты перекрываются изна чально, так как человек склонен реагировать на события и явления обобщенным

образом.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оцен ки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все

же представляют истинные особенности индивидуума. В идеальном варианте

исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испы туемого, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначе ния. По мнению Олпорта, персонологи должны изучать личность, а не характер.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она

обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. В качестве иллюстра ции возьмем застенчивость. Как и любую другую черту личности, ее можно рас сматривать как в аспекте уникальности, так и универсальности. В первом случае

мы будем изучать влияние застенчивости на жизнь данного конкретного человека.

Во втором случае мы будем изучать эту черту ≪универсально≫, путем построения

надежной и валидной ≪шкалы застенчивости≫ и определения индивидуальных

различий по параметру застенчивости.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. В качестве иллюстра ции рассмотрим Нэнси Смит, которая являет собой пример опрятности и аккурат ности. Ее безупречный вид и безукоризненность в одежде бесспорно указывают

на такую черту, как аккуратность. Но эту черту никоим образом нельзя было бы

заподозрить в ней, если бы мы посмотрели на ее письменный стол, квартиру или

машину. В каждом случае мы увидели бы, что ее личные вещи разбросаны, безза ботно раскиданы, выглядят крайне неряшливо и небрежно. Чем вызвано такое

явное противоречие? По Олпорту, имеются три возможных объяснения. Во-пер вых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированное™

Черта, являющаяся главной у одного, может быть второстепенной, либо вовсе от сутствовать у другого. В случае с Нэнси аккуратность могла ограничиваться

лишь ее собственной персоной. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обла дать противоречивыми чертами. Тот факт, что Нэнси последовательна по отноше нию к своему внешнему виду и неряшливо относится к своим вещам, предполагает

ограниченное проявление аккуратности в ее жизни. В-третьих, существуют случаи, когда общественные условия гораздо в большей мере, чем личностные черты, явля ются первостепенными ≪движителями≫ к определенному поведению. Если Нэнси

мчится, чтобы успеть, к примеру, на самолет, она может вообще не обращать внима ния на то, что прическа растрепалась или платье по ходу дела утратило опрятный

вид. Поэтому, примеры того, что не все поступки Нэнси соответствуют присущей ей

склонности к аккуратности, не являются доказательством, что такой склонности в ней вовсе не существует.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •279

Общие черты в сравнении с индивидуальными

В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными [Allport, 1937]. Первые (называемые также измеряемыми или

узаконенными) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то ко личеству людей в пределах данной культуры. Мы можем, например, сказать, что некоторые люди более настойчивы и упорны, чем другие, или что одни люди веж ливее других. Логика рассуждений о существовании общих черт такова: члены

определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные

воздействия, и поэтому у них развиваются по определению сравнимые модели

адаптации. В качестве примера можно привести умение пользоваться языком, по литические и/или социальные установки, ценностные ориентации, тревогу и кон формизм. Большинство людей в нашей культуре сравнимы друг с другом по этим

общим параметрам.

Согласно Олпорту, в результате подобного сравнения индивидуумов по степе ни выраженности какой-либо общей черты получается кривая нормального рас пределения. То есть когда показатели выраженности черт личности изображаются

графически, мы получаем колоколообразную кривую, в центре которой располага ется количество испытуемых со средними, типичными показателями, а по кра ям —уменьшающееся количество испытуемых, показатели которых ближе к

крайне выраженным. На рис. 6-2 показано распределение показателей выражен ности такой общей черты личности, как ≪доминантность—подчиненность≫. Таким

образом, измеряемость общих черт позволяет персонологу сравнивать одного че ловека с другим по значимым психологическим параметрам (как это делается и по общим физическим характеристикам типа роста и веса).

Считая подобную процедуру сравнения обоснованной и полезной, Олпорт по лагал также, что черты личности никогда не выражаются совершенно одинаково у

любых двух людей [Allport, 1968a]. Так, например, у Линды доминантность прояв ляется на всех уровнях, и в этом смысле присущее ей выражение данной черты

Рис. 6-2, Распределение тестовых значений показателя доминантность—подчинен ность.

280 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности уникально. В этом отношении доминантность Линды на самом деле не сравнима

с доминантностью у Сьюзен.

Индивидуальные черты (называемые также морфологическими) обозначают

такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими

людьми. Это те ≪подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения≫

[Allport, 1968a, р. 3]. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого

конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Сле довательно, согласно Олпорту, личность адекватно можно описать лишь путем

измерения ее индивидуальных черт, с использованием таких источников инфор мации, как клиническое описание данного случая, дневник, письма и другие по добные личные документы. Таким образом, доминантность как общая черта мо жет быть успешно изучена путем сравнения Линды, Сьюзен и каждого другого по

какому-нибудь значимому критерию (например, тест доминирования или шкала

доминирования). Однако доминантность как индивидуальная черта может быть

понята только при изучении ее уникальных проявлений у Линды, Сьюзен и у

любого другого человека в отдельности. Олпорт полагал, что единственный путь

к пониманию уникальности —это фокусирование внимания на индивидуальных

чертах.

Типы индивидуальных диспозиций

В последние годы своей карьеры Олпорт пришел к осознанию того, что исполь зование термина ≪черта личности≫ для описания как общих, так и индивидуаль ных характеристик, вызывает затруднения. Поэтому он пересмотрел свою тер минологию и назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями.

Общие же черты изменили название, став просто чертами личности. Теперь в определение индивидуальной диспозиции включена фраза ≪присущая индиви дууму≫, но в остальном определение осталось таким же, как и более раннее

определение черты.

Олпорт был глубоко увлечен изучением индивидуальных диспозиций. Со

временем для него стало очевидным, что не все индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими. Поэтому

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизыва ет человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Эта в высшей

степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой, если, конечно, это не такая черта, как скрытность —обладатель ее может стать отшельником, и тогда никто уже не узнает его склонностей. Однако в других примерах наличие

подобной кардинальной диспозиции или главной страсти может сделать его обла дателя в своем роде выдающейся фигурой. Олпорт утверждал, что очень немногие

люди обладают кардинальной диспозицией.

В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит историче ские и вымышленные характеры. Скажем, для характеристики кого-либо мы мо Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности •281

жем прибегнуть к таким определениям, как шовинист1, Скрудж, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Об Альберте Швейцере говорим, что у него была

одна главная склонность в жизни —≪глубокое уважение к любому живому су ществу≫. И наконец, Флоренс Найтингейл была, как говорят, ≪одержима состра данием≫ к своим соратникам. Весь ход жизни этих индивидуумов обнаруживает

всепроникающее влияние кардинальных диспозиций.

Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яр кие характеристики человека, получившие название центральные диспозиции — это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции

лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах

(например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральные дис позиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые мо гут легко обнаруживать окружающие.

≪Сколько центральных диспозиций может быть у среднего человека?≫ Для

выяснения этого вопроса Олпорт обратился к своим студентам с просьбой ≪по размыслить о каком-либо представителе того же пола, кого вы хорошо знаете≫

или ≪описать ее или его, перечисляя те слова, фразы или предложения, которые

лучше и вернее всего, как вам кажется, отражают существенные характеристики

этой личности≫ [Allport, 1961, р. 366]. 90% студентов перечислили от трех до

десяти существенных характеристик, среднее количество составило 7,2. Таким

образом, Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций, с

помощью которых может быть описан индивидуум, удивительно мало: возможно, в пределах от пяти до десяти. С точки зрения самого человека, количество

центральных диспозиций и в самом деле невелико. Например, Герберт Уэллс

как-то заметил, что в его жизни были лишь две главные темы: стремление к

упорядоченному мировому сообществу и проблема пола.

Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее ус тойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, назы ваются вторичными диспозициями. В эту рубрику следует включить предпочте ния в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характерис тики человека. Рассмотрим, к примеру, человека, который никогда не ведет себя

послушно и покорно, кроме тех ситуаций, когда офицер полиции делает ему от метку о превышении скорости. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать чело века, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

ПРОПРИУМ: РАЗВИТИЕ САМОСТИ Ни один персонолог, и в особенности Олпорт, не считает, что личность —это

лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включа ет в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, при дающих ей своеобразие. Резонно поэтому предположить, что существует некий

принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в "х По имени французского солдата Н. Шовена (Chauvin), поклонника завоевательной политики Напо леона. (Прим, ред.)

282 •Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности С началом осознания ощущений от

своею тела младенцы начинают

отличать себя от объектов, с которыми манипулируют.

(Joel Gordon)

единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания

природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго

или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных

побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит

новый термин —проприум.

По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это каче ство, ≪осознаваемое как наиболее важное и центральное≫ [Allport, 1968a, р. 4].

Речь идет о такой части субъективного опыта, как ≪мое≫. Короче, это не что иное, как самость.

Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способству ющие формированию чувства внутреннего единства [Allport, 1955]. Он рассмат ривал проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время он не считал проприум гомун кулом или ≪маленьким человечком, обитающим внутри личности≫. Проприум

неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объеди няющая сила, назначение которой —формирование уникальности человеческой

жизни.

Олпорт [Allport, 1961] выделил семь различных аспектов ≪самости≫, участву ющих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприо тические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной

консолидации формируется ≪Я≫, как объект субъективного познания и ощущения.

Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума (табл. 6-1).

Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприу ма, —это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начина ют осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют теле сную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объек тов. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни

опорой для самоосознания. Однако большинство взрослых не осознают ее до тех

пор, пока не появится боль или приступ болезни (например, мы обычно не ощуща ем своего мизинца, пока не прищемим его дверью).

Ощущение самоидентичности. Второй аспект развертывания проприума — самоидентичность —наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок

осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бес спорно, наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерыв ности ≪Я≫ становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое

имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром.

Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают

чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно.

Например, двухлетний ребенок может не осознавать того, что ему холодно, что он

устал или что ему нужно в туалет. Так лее, как и Эриксон, Олпорт понимал, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.