Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 12 страница




подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвую щие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на эн тузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной

терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения

в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин [Ayllon, Azrin, 1965] безусловно поддерживают эту точку

зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от

наличия или отсутствия жетонного подкрепления. Основываясь на шести специ фических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к за ключению, что желаемое поведение сохранялось ≪на высоком уровне, пока приме нялась подкрепляющая методика≫ [Ayllon, Azrin, 1965, p. 381].

Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграж дений может быть использована для закрепления нормального адаптивного пове дения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе

вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации [Curran et al., 1982; Paul, Lentz, 1977]. Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений ин тенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с ≪нормальными≫

детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять нар котиками, и умственно отсталыми [Kazdin, Bootzin, 1972; O'Leary, Drabman, 1971]. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы

устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить

супружеские разногласия [Kazdin, 1977; Stuart, 1969].

ПРИМЕНЕНИЕ: ЛЕЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ОПЕРАНТНОМ НАУЧЕНИИ

Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного науче ния очень велика. Основные области применения:

•психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на

поведение;

•образовательные технологии, включающие приборы программного обуче ния и системы управления в классе;

•психолингвистика и формирование вербального поведения;

•промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отноше ниями на производстве у служащих;

•терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкого лизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстрой ства питания).

В этом разделе мы ограничимся описанием двух методов лечения, которые

непосредственно основываются на оперантных принципах: обучение навыкам об щения и биологическая обратная связь.

362 •Глава 7. Научающе-бихевиорапьное направление в теории личности Обучение навыкам общения

Многие люди с аномальным поведением либо не имеют навыков, необходимых

для совладания с проблемами повседневной жизни, либо приобрели неправиль ные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помо щью какого-то подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разго вор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные

просьбы и т. д. Данное социальное несоответствие может привести не только к

социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание

при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке

обучиться более совершенным навыкам общения [Craighead et al., 1981; Mattson, Ollendick, 1988]. Существование подобных проблем свидетельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий спектр паттернов психоло гических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в качестве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные фи нансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьма значи тельными.

Обучение ____________навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки

взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Особые навыки, ко торым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, пережива емых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные

требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве.

Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но

также научил бы ее решительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка зна чимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для налажи вания возможных дружеских и интимных отношений.

Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится

для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в определенных ситуациях с

определенными проблемами. Не существует ≪единого метода≫ обучения соци альному общению. Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.

Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты [Hersen, Bellack, 1985; Kazdin, 1984] полагают, что степень уверенности в себе представляет некую

шкалу. На одном ее конце —человек неуверенный. Этот человек сталкивается с

трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при беседе с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с

просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т. д. Этот

человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным

образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шка лы находится человек агрессивный, чья единственная забота он сам. Этот

человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя.

Между этими двумя крайностями уверенный (наученный общению) человек.

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •363

Таблица 7-2. Следующие десять пунктов помогут вам оценить степень вашей

уверенности в себе

Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное утверждение подходит к вам.

Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.

Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя

права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно

справляется со сложными и затруднительными ситуациями. Опросник, представ ленный в табл. 7-2, позволит вам понять, насколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.

При методе самоконтроля клиент делает записи о каких-то разрозненных

событиях по мере того, как они происходят. Такая запись позволяет клиенту

точно определить случаи социального избегания, бестактности, тревоги или фрус трации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля —ежедневное

заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно

использовать и как руководство для новых бихевиоральных целей, и как инстру мент для оценки успехов клиента в тренировке уверенности.

Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения путем

репетиции поведения и самоконтроля. В методе репетиции поведения клиент

обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр.

0 —нет или никогда

1 —отчасти или иногда

2 —среднее

3 —обычно или много 4 —практически всегда или всецело

1. Когда человек очень нечестен, вы обращаете его внимание на это?

2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает ваше место?

3. Вы часто избегаете людей или ситуаций из-за страха почувствовать себя

в замешательстве?

4. Когда продавец старается угодить вам, то вам трудно сказать ≪нет≫, даже

если товар не совсем такой, как вам хотелось бы?

5. Если кто-то взял у вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую

вещь) и не спешит возвращать, вы напомните ему об этом?

6. Если кто-то бьет ногой по вашем стулу в кино или на лекции, вы попроси те его не делать этого?

7. Когда вы обнаруживаете, что купили плохой товар, вы возвращаете его?

8. Если вы не согласны с человеком, которого уважаете, вы можете вы сказывать свою точку зрения?

9. Если вас беспокоит, что кто-то курит рядом с вами, вы можете сказать об

этом?

10. Когда вы встречаете незнакомого человека, вы первым представляетесь

и начинаете разговор?

364 ш Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Бекер и соавт. [Becker et al., 1987] рекомендуют составлять каждое подобное

упражнение в соответствии со следующими требованиями:

1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он должен пред ставить.

2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удостовериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в тренируемой ситуа ции.

3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал. Роль

нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно повторить

действие).

4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом относительно

различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и проиллюстриро вать навыки, которые необходимо улучшить.

5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его на даль нейшие ролевые игры [Becker et al., 1987, p. 42-43].

В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни. Например, клиент, который боится и стесняется попросить повы шения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигры вая эту ситуацию с терапевтом или другими членами терапевтической группы.

Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу

(а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического ин тервьюера. Позже каждый клиент получит ≪домашнее задание≫ для того, чтобы

применить вновь приобретенные навыки уверенности в себе в ситуациях реаль ной жизни. Выполненные задания затем рассматриваются на лечебном сеансе:

как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом, имеет возмож ность проверить, понимает ли клиент, чего от него ждут.

Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям пре одолеть застенчивость и более успешно отстаивать свои права, когда это необходи мо [Pilkonis, Zimbardo, 1979; Twentyman, McFall, 1975]. Такое обучение полезно

для людей, которые не могут выразить или проконтролировать гнев [Novaco, 1977]. Очевидно, что обучение навыкам общения положительно влияет на того, кто хочет более эффективно общаться с другими людьми, будь то сосед по комна те, начальник, супруг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает

человеку уверенность в достижении социальных и материальных вознагражде ний, ведущих к получению большего удовлетворения от жизни.

Биологическая обратная связь

Биологическая обратная связь —это другой способ использования концепции

оперантного научения для терапевтического изменения поведения. Здесь приме нение оперантных принципов позволяет приобрести контроль над непроизволь ными функциями тела (такими как частота сердечных сокращений, артериальное

давление, мышечное напряжение). Метод биологической обратной связи основан

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения м 365

Этот человек использует

процедуру биологической

обратной связи, чтобы

снизить напряжение

лицевых мышц.

(Ken Robeit Buck and

Univeisity Hospital, Boston

The Pictuie Cube)

на допущении, что если людям дают четкую информацию (обратную связь) о

внутренних физиологических процессах, то они могут научиться сознательно

контролировать их.

Многие годы физиологи полагали, что оперантное научение эффективно

только для произвольных реакций. Модификация поведения фокусировалась

на таких аспектах, как застенчивость, агрессивность, достижение. Терапевтиче ские усилия давали возможность индивидам быть более уверенными и общи тельными, уменьшить свою агрессию и приобрести лучшие навыки обучения.

Полагали, что внутренние показатели, такие как частота сердечных сокраще ний, секреция желез, электромагнитная активность головного мозга или темпе ратура тела, находятся вне области произвольного контроля, так как они регу лируются автономной (вегетативной) нервной системой. В конце 1960-х годов, однако, было обнаружено [.Miller, 1969, 1974; Kamiya, 1969], что люди могут научиться контролировать эти внутренние процессы с помощью методик опе рантного научения.

Чтобы увидеть, как работает биологическая обратная связь, давайте обратимся

к электромиографической (ЭМГ) обратной связи, предназначенной для дости жения глубокой релаксации мышц. Электромиограф —это прибор, использу емый для измерения скелетно-мышечного напряжения тела. На типичном сеансе

биологической обратной связи клиента присоединяют к прибору с помощью элек тродов и просят попытаться уменьшить уровень напряжения лобной мышцы.

Следует отметить, что клиенту не говорят, как это делать, а только предлагают

попробовать. Пока он старается выполнить задание, ЭМГ, регистрируемая элект родами, трансформируется в звуковой сигнал —тон, который через громко говоритель может звучать громче или тише. Терапевт объясняет клиенту, что когда мышечное напряжение возрастает, тон становится громче, когда падает — тише. Следовательно, усиление или ослабление тона (≪обратная связь≫) действу ет как подкрепляющий стимул, так как он содержит информацию об успешности усилий клиента контролировать мышечное напряжение. Как только контроль

366 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности установлен, обратная связь через тон постепенно снимается, и он не всегда звучит

во время сеанса. Эта методика позволяет клиенту переносить навыки контроля

из лаборатории в повседневную жизнь. Предположительно, как только контроль

над внутренними процессами хорошо усвоен, он продолжается даже без обратной

связи.

Очень многие люди могут научиться лучше контролировать уровень мышеч ного напряжения, хотя часто они затрудняются объяснить, каким образом это про исходит. Фактически, ЭМГ-обратная связь используется при лечении разнообраз ных симптомов, которые, вероятно, включают трудно уловимую мышечную дея тельность. Например, обнадеживающие результаты были получены с помощью

ЭМГ-обратной связи в лечении хронической тревоги [Raskin et al., 1981], мигрени

[Blanchard, Andrasik, 1982; Elmore, Tursky, 1981] и гипертензии [Lustman, Sowa, 1983]. Было даже высказано предположение, что биологическая обратная связь

позволит помогать людям восстанавливать мышечную активность после повреж дений позвоночника или инсульта [Runck, 1980]. Идея заключается в том, что обратная связь от записи мышечной активности может быть использована для

восстановления деятельности небольшого числа мышц, которые остаются под

функциональным контролем неповрежденных нервов. Хотя есть теоретические

обоснования подобной возможности, задача осталась нерешенной, несмотря на

продолжающиеся исследования.

Средства, с помощью которых биологическая обратная связь позволяет осу ществлять контроль над непроизвольными процессами, остаются неясными [Miller, 1974, 1985; Norris, 1987]. Первые сторонники биологической обратной связи

возможно делали преувеличенные заявления о ее успехе и потенциальных воз можностях в лечении проблем, связанных со стрессом [Roberts, 1985]. По мере

проведения более тщательных исследований восторженные отзывы уступили до рогу более осознанному пониманию сложности биологической обратной связи.

Во всяком случае, биологическая обратная связь оказалась полезной в клинике, когда использовалась как часть более широкой лечебной стратегии [Budzynski, Stoyva, 1984].

РЕЗЮМЕ

Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б. Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом.

Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контроли руется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних ≪автоном ных≫ факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого генетическим объяснением поведения.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контроли руемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти

полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм дей ствует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный

результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения •367

следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение

наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Подкрепление —ключевая концепция системы Скиннера. Были описаны че тыре различные режима подкрепления, которые имеют своим результатом различ ные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведе но различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными

подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы

(деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека.

Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет

место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание со стоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или

избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использовани ем аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал

особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

В оперантном научении генерализация стимула происходит при подкрепле нии реакции, когда один стимул встречается вместе с другими подобными стиму лами. Дискриминация стимулов, с другой стороны, состоит в том, чтобы реагиро вать по-разному на различные стимулы окружения. И то, и другое обязательно

для эффективного функционирования. Метод последовательных приближений, или формирования, включает подкрепление в том случае, когда поведение стано вится похоже на желаемое. Скиннер утверждал, что вербальное поведение, или

язык, приобретается через процесс формирования.

Основные положения Скиннера о природе человека ясны и определенны. Его система отражает строгую приверженность детерминизму, элементализму, инвай ронментализму, изменяемости, объективности, реактивности и познаваемости. Ос новные пололсения рациональность—иррациональность и гомеостаз —гетеростаз

не применимы к позиции Скиннера, так как он отрицал все внутренние источники

поведения.

Концепции оперантного научения многократно подвергались эксперименталь ной проверке. И количество, и разнообразие подобных работ велико. Подход

Скиннера к бихевиоральным исследованиям характеризуется изучением одного субъекта, использованием автоматизированного оборудования и четким контро лем условий окружения. В качестве иллюстрации было представлено исследова ние эффективности жетонной системы вознаграждения для получения улучшен ных форм поведения в группе госпитализированных психиатрических пациентов.

Современное применение принципов оперантного научения широко. Две ос новные области такого применения —обучение навыкам общения и биологиче ская обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основан ная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях.

Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении

тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неяс ным, как биологическая обратная связь фактически позволяет производить конт роль над непроизвольными функциями тела.

368 ш Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Основываясь на том, что вы знаете о ранних годах жизни Скиннера, можете вы указать какие-то факторы, подтолкнувшие его к развитию теории поведения человека? Может

ли скиннеровское собственное поведение построения теории быть объяснено в терминах подкрепления? Каким образом?

2. Назовите некоторые из основных различий между респондентным и оперантным поведе нием. Что Скиннер подразумевал под термином оперант при рассмотрении научения?

3. Теперь, когда вы познакомились с режимами подкрепления, можете вы определить, как

эти различные режимы действуют в вашей собственной жизни? Дайте примеры того, как

каждый из режимов подкрепления —с постоянным соотношением, с постоянным ин тервалом, с переменным соотношением и с переменным интервалом —воздействует на

различные аспекты вашего поведения.

4. Приведите примеры, иллюстрирующие, как различается позитивное и негативное нака зание. Почему Скиннер выступал против использования наказания как средства устра нения нежелательного поведения? Можете вы придумать какие-то обстоятельства, в которых наказание эффективно помогло бы человеку избавиться от неадаптивного по ведения?

5. Как Скиннер объяснял процесс приобретения способности говорить на родном языке?

6. В какой мере вы согласны с основными положениями Скиннера о природе человека — его основным представлением о человеке? Если в основном вы согласны, расскажите, каким образом ваши взгляды сказываются на вашей личности, поведении и отношении

к жизни.

7. Какие из методик используются в обучении навыкам общения? Как обучение навыкам

общения использует принципы оперантного научения, чтобы помощь людям функцио нировать более успешно в социальной среде?

8. Опишите возможный способ применения биологической обратной связи для лечения

гипертензии. Как биологическая обратная связь отражает принципы оперантного на учения?

9. В чем взгляд Скиннера на человеческую природу отличается от взглядов других теоре тиков, упомянутых в этой книге ранее?

ГЛОССАРИЙ

Безусловная реакция (Unconditioned response). Невыученная реакция, которая автомати чески следует за безусловным стимулом.

Биологическая обратная связь (Biofeedback). Тип бихевиоралыюй терапии, в которой

клиент учится контролировать некоторые функции своего организма (например, артери альное давление) при помощи специального оборудования, которое обеспечивает ин формацию о внутренних процессах тела.

Бихевиоральная терапия (Behavior therapy). Набор терапевтических методик для изме нения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения

принципов оперантного научения.

Вторичное подкрепление (Secondary reinforcement). Любой стимул, приобретающий

подкрепляющие свойства посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением

в прошлом научающем опыте организма; также известно как условное подкрепление.

Классическое обусловливание (Classical conditioning). Тип научения, впервые описанный

И. П. Павловым, в котором первоначально нейтральный стимул идет в парс со стиму лом, естественно вызывающим реакцию, и постепенно приобретает способность вызы вать ту же реакцию. Например, ребенок слышит сердитый голос вместе со шлепком ≪

соответственно реагирует на сердитый голос страхом.

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения м 369

Наказание (Punishment). Предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежела тельным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения.

Негативное наказание (Negative punishment). Устранение приятного стимула, следую щее за нежелательным поведением.

Негативное подкрепление (Negative reinforcement). Подкрепление, состоящее в устране нии неприятного стимула после получения желательной реакции.

Непрерывное подкрепление (Continuous reinforcement). Режим подкрепления, при кото ром подкрепляется каждый случай желательной или правильной реакции.

Обучение навыкам общения (Social skills training). Методика бихевиоральной терапии, разработанная для улучшения межличностных навыков клиента в интеракциях реаль ной жизни.

Оперантное научение (Operant conditioning). Форма научения, в которой правильная

реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также

называется инструментальным научением.

Оперантное поведение (Operant behavior). Реакции, свободно изъявляемые организмом, на частоту которых сильно влияет применение различных режимов подкрепления.

Первичное подкрепление (Primary reinforcement). Любое событие или объект, обладаю щие врожденными подкрепляющими свойствами; также называется безусловным под креплением.

Подкрепление (Reinforcement). В классическом обусловливании —ассоциация, образую щаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным сти мулом; в оперантном научении —ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реак цией следует подкрепляющий стимул.

Позитивное наказание (Positive punishment). Предъявление аверсивного стимула после

реакции.

Позитивное подкрепление (Positive reinforcement). Предъявление приятного стимула

после реакции, повышающее вероятность ее повторения.

Прерывистое подкрепление (Intermitted reinforcement). Режим подкрепления, в кото ром подкрепляющие стимулы применяются к реакциям изредка или прерывисто.

Различительный стимул (Discriminative stimulus). Стимул (сигнал), присутствие которо го показывает, что определенная форма поведения будет или не будет вознаграждена.

Режим подкрепления (Schedule of reinforcement). Правило, устанавливающее вероят ность, с которой будет происходить подкрепление.

Режим подкрепления с вариативным интервалом (Variable-interval schedule). Режим

подкрепления, в котором подкрепление дается после того, как прошло случайное коли чество времени.

Режим подкрепления с вариативным соотношением (Variable-ratio schedule). Режим

подкрепления, в котором подкрепление осуществляется после некоторого количества

реакций, но на непредсказуемой основе.

Режим подкрепления с постоянным интервалом (Fixed-interval schedule). Режим

подкрепления, в котором подкрепляется первая реакция, происходящая после истече ния определенного количества времени.

Режим подкрепления с постоянным соотношением (Fixed-ratio schedule). Режим __________под крепления, в котором подкрепляется первая реакция, следующая после определенного числа реакций.

Репетиция поведения (Behavioral rehearsal). Методика тренировки уверенности в себе, в которой клиент учится интерперсональным навыкам в структурных ролевых играх.

Респондентное поведение (Respondent behavior). Специфическая реакция, которая за пускается известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

370 •Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Самоконтроль (Self-monitoring). Метод обучения уверенности в себе, при котором клиент

систематически ведет журнал социальных событий по мере того, как они происходят.

Тренировка уверенности в себе (Assertiveness trainig). Методика бихевиоральной тера пии, используемая, чтобы помочь клиенту стать более успешным в ситуациях межлично стного общения.

Угасание (Extinction). Процесс постепенного ослабления и исчезновения условных реак ций, которые больше не подкрепляются.

Условная реакция (Conditioned response). Реакция, подобная безусловной реакции, вызы ваемая ранее нейтральным стимулом.

Условный стимул (Conditioned stimulus). Ранее нейтральный стимул, который приобрета ет способность вызывать специфические реакции путем многократного связывания с

другим стимулом, способным вызывать такие реакции.

Формирование (Shaping). В оперантном научении —подкрепление поведения, все более и более похожего на желательное.

Функциональный анализ (Functional analysis). Установление специфических отношений

между поведением организма и условиями окрулсения, контролирующими его.

Экспериментальный план изучения одного субъекта (Single-subject experimental design).

Попытка установить основные законы поведения, изучая влияние одной или более конт рольных переменных на специфический компонент поведения одного организма в конт ролируемом окружении.

Электромиограф (Electromyograph). Специальный прибор, который измеряет мышечную

активность и напряжение (используется в биологической обратной связи).

•Ящик・ Скиннера≫ (Skinner box). Маленькая экспериментальная камера, которую изоб рел Скиннер, чтобы изучать принципы оперантного научения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.