Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 14 страница




Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее. Фактор

наблюдения —это ключ к проблеме. Наблюдая, дети учатся —неважно, достав ляет это им удовольствие или нет —делать повседневную домашнюю работу или

играть в определенные игры. Также через наблюдение они могут научиться быть

агрессивными, альтруистичными, отзывчивыми или даже несносными. Во многих

случаях необходимо учиться моделируемому поведению именно таким образом, как оно выполняется. Езда на велосипеде, катание на роликовой доске, печатание

на машинке и лечение зубов, например, позволяют очень мало, если вообще позво ляют, отойти от существующей практики. Однако в дополнение к передаче специ фических форм путем моделирования можно выстроить новое поведение. Если

малышка научилась делиться своим бобовым желе с куклой, ей будет нетрудно

поделиться игрушками со сверстниками, оказать внимание маленькому брату, по мочь маме по хозяйству и, когда-нибудь позлее, приходя в церковь, жертвовать деньги менее счастливым людям, которых она никогда не видела. При помощи

процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность

идти дальше того, что они уже видели или слышали. Действительно, научение

через наблюдение может привести к стилю поведения, довольно отличающемуся

от того, что человек наблюдал в действительности.

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной

поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодиро ванная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром

в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности м 381

траты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по

крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. Таким образом, на пример, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет

иметь мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то

объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом.

Основные процессы научения через наблюдение

Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на на учение главным образом через его информативную функцию [Bandura, 1986].

То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в ос новном символические образы моделируемой деятельности, которая служит про тотипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Согласно этой

схеме, представленной в табл. 8-1, научение через наблюдение регулируется че тырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репро дуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое таким образом, науче ние через наблюдение представляет собой активный критический и конструктив ный процесс. Четыре процесса, выделенные Бандурой [Bandura, 1986, 1989а], рассматриваются ниже.

Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому

через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения

модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто

видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на

что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для ис пользования в имитации модели. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то, что приобретается в результате наблюдения. Любой профессор может подтвердить, что присутствие студента в классе ни в коей мере не гарантирует, что студент

усваивает учебный материал. Весенняя лихорадка, жуткий холод, духота в поме щении, вечеринка накануне, мечты и несметное число других факторов могут быть

причиной того, что студент потерял ход мыслей (или даже не находил его), тем

самым искажая процесс научения.

Таблица 8-1. Компоненты научения через наблюдение

Источник: адаптировано из Bandura, 1989a.

Процессы внимания

Человек следит за по ведением модели и точно воспринимает

это поведение

Процессы сохранения

Человек помнит (долго временное сохранение)

поведение модели, на блюдаемое ранее

Моторо-репродуктив ные процессы

Человек переводит зако дированные в символах

воспоминания о поведе нии модели в новую

форму ответа

Мотивационные процессы

Если позитивное подкрепле ние (внешнее, косвенное или

самоподкрепление) потен циально присутствует, чело век совершает моделируе мое поведение

382 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности Моделирование —сущность

научения через наблюдение.

Маленькие дети часто подражают

взрослым, особенно своим

родителям и другим, кого они

любят и уважают.

(Suzanne Szaszs Photo Researches)

Определенные факторы, одни из которых включают наблюдателя, другие моделируемую деятельность, а третьи —структурное оформление взаимодействий

человека, могут в большой степени повлиять на вероятность того, что какая-то

часть наблюдаемого поведения будет усвоена наблюдателем и закодирована в долговременной памяти. Бандура [Banduга, 1969а] показывает, что среди детер минант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные модели являются

наиболее важными. Люди, с которыми мы регулярно общаемся, определяют типы

поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее полно.

Возможности для научения альтруистическому поведению, например, у члена

уличной банды существенно отличаются от таковых у члена религиозной группы.

Подобным образом, возможно, внутри любой социальной группы есть люди, кото рые привлекают к себе большее внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Функциональная ценность, соответствующая поведению, представленному различными моделями (то есть получило поведение данной

моделипоощрение или наказание), оказывает существенное влияние на выбор тех

моделей, которым человек будет подражать, и тех, которые он будет игнорировать.

Внимание к модели также регулируется ее личной привлекательностью. Обычно

ищут модели, олицетворяющие харизматические качества, в то время как тех, кто

демонстрирует неприятные качества, обычно не замечают или отвергают. Тот факт, что многие чернокожие и испаноговорящие подростки в США глумятся над цен ностями среднего класса белых, иллюстрирует эту истину

Модели, представленные высококомпетентными людьми, признанными специа листами, знаменитостями или суперзвездами, вероятно, должны привлекать боль шее внимание, чем модели, лишенные этих качеств. Рекламодатели, предлагающие

товар, начиная от обуви и кончая предметами женской гигиены, наживают капитал

на этой идее, используя телевизионных ведущих, спортивных звезд и финансовых

™й ™В Р 6 К Л а М е С Т Х Т°В а р 0 В Д р у г и е ременные, которые особенно важны на

нЛ™' ~ ЭТ° с о б с т в е н н ы е способности и мотивы наблюдателя. Например, если

наблюдатель-мужчина обращает внимание на физическую привлекательность мо Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности •383

дели-женщины, он будет особенно пристально наблюдать за тем, что она делает.

По существу, любой набор характеристик, который превращает наблюдение за мо делью в течение длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность про явления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.

Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, во влеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации

в памяти того, что наблюдалось когда-то [Zimmerman, Rosenthal, 1974]. Попросту

говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не

запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.

Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с

помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом

в действие. Первая —образное кодирование. По мере того как человек наблюда ет модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно

стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные

образы формируются так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу

вызывает живой образ или картину физических стимулов. Бандура предполагает, что это повседневный феномен, и объясняет им способность человека ≪видеть≫

образ друга, с которым он обедал на прошлой неделе или образ деятельности (езда

на велосипеде, игра в гольф, плавание под парусом), которой он был занят про шлым летом. Следует отметить, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют линг вистические навыки, а также в научении паттернам поведения, которые не подда ются вербальному кодированию.

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ра нее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек

может мысленно ≪проговорить≫, что надо сделать, чтобы улучшить сложные мо торные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Фактически человек молча

повторяет последовательность выполнения моделируемой деятельности, которой

надо будет заниматься позже, и когда он захочет воспроизвести этот навык, вер бальный код даст соответствующий сигнал. Бандура утверждает, что такие вер бальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение, пото му что они несут значительную информацию, накопленную ранее.

Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий

компонент научения через наблюдение —это перевод информации, символиче ски закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели

и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки

будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо

для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлече ния многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гим настические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление само летом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за

кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения)

384 и Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действитель ности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординирован ным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно

выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет боль шое значение, если наблюдатель хочет совершенствовать моделируемое поведе ние. Конечно, и в этом случае наблюдение и намеренный повтор в уме опреде ленного поведения будут способствовать научению, так как можно по крайней

мере начать выполнять необходимые движения, основанные на том, что наблюда лось ранее. Такой молчаливый повтор полезен, например, при вождении авто мобиля, но не принесет пользы при более сложных движениях, таких как прыжки

с 10-метровой вышки.

Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и послед ний компонент моделирования касается переменных подкрепления. Эти перемен ные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моде лирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсив ности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение.

Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моде лируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраива ния поведения —они не будут этого делать без достаточного стимула. Другими

словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способно стями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко

можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Женщина, рассматривающая себя как ≪королеву кухни≫, может не допускать мужа к приго товлению пищи, несмотря на то, что он разговаривает с ней по вечерам, когда она

готовит еду. Он всецело полагается на ее кулинарные способности до тех пор, пока она не заболеет, и тогда, под влиянием пустого желудка и хнычущих детей, он выстроит моделируемое поведение приготовления обеда. Его поведение вни мания и сохранения несомненно проявится в будущем, когда ему нужно будет

вспомнить, где хранится ореховое масло или кислая капуста.

Вообще говоря, при наличии подкрепления моделирование или научение

через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не

только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического вы страивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения. В повседневной жизни мы редко обращаем внимание на что-то или

кого-то, если нет стимула сделать это, а когда обращаешь мало внимания, факти чески нечего сохранять! Мы можем часто совершать поездки с приятелем в определенное место, но смутимся и даже растеряемся, когда нам предложат

вести машину самим. Мы не обращали внимания на дорогу, которой раньше

ехали, потому что нам это было не нужно не мы были за рулем. Если нам

приходится полагаться только на себя, чтобы добраться до нужного места, мы

запоминаем дорогу.

Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и выстраи вать моделируемое поведение —через предвидение подкрепления или наказания.

Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения

или предотвращает какие-то аверсивные условия, может быть сильнейшим стиму лом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраива Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности •385

нию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным послед ствиям. Ребенок может добровольно подмести веранду, пропылесосить свою ком нату или накрыть на стол, ожидая одобрения улыбкой или словом. Как видно из

этого примера, косвенное ожидание подкрепления у ребенка побудило его к помо гающему поведению.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ В НАУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ

Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно со всем не является обязательным для него. Существует множество других факто ров, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять

на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепле ния, например, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы. Действительно, когда наше внимание

к моделир'уемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния

физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают

научение через наблюдение. Этот факт доказывается исследованием, показываю щим, что дети, наблюдающие модельный процесс по телевидению в затемненной

комнате, позже ведут себя сходным образом, независимо от того, было ли им

известно заранее, что такая имитация будет поощрена. Говоря короче, прямое

подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для

него [Bandura, 1986].

Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контроли руемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным:

≪Если бы действия определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны, чтобы

соответствовать прихотям других≫ [Bandura, 1971, р. 27]. Таким образом, хотя

теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль

внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга

подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, при обретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе

ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами. Эти две формы под креплений —косвенное и самоподкрепление —мы вкратце обсудим далее.

Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, пока зывает его когнитивную ориентацию. В отличие от Скиннера, он утверждает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли автоматического определителя по ведения. Чаще оно выполняет две другие функции информативную и побуди тельную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое

правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может

работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно. Возьмем такой

пример: если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за определен ное деяние, это дает вам столько же информации, как если бы наказывали вас.

Подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате пра вильной или неправильной реакции. Если, например, ученица средней школы, 386 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности которая хочет стать врачом, узнает, что она может получить отличную подготовку

(подкрепление) на вводном курсе по медицине в колледже —это как раз такой

случай. Этот вид информации —обычно называемой побудительной —имеет

значение, если нам нужно правильно предвидеть возможные последствия наших

действий и соответственно регулировать поведение. Действительно, без способно сти предвидеть вероятный исход будущих поступков люди действовали бы крайне

непроизводительно, если не сказать рискованно.

Косвенное подкрепление

Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблю дения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта.

Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями

других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказы вают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор од нокласснику за то, что он мешает учителю. Данный пример, вероятно, послужит ему

предостережением, если, конечно, этот ребенок не посчитает, что в его случае послед ствия могут быть другими. Или, например, официант, который видит, как его колле ги получают щедрые чаевые за дружелюбную улыбку и веселую болтовню с клиен тами. Это, несомненно, может подвигнуть его на то, чтобы улыбнуться и поболтать с

посетителем. Как показывают эти два примера, наблюдаемые или косвенные по следствия (наказания и поощрения), подкрепляющие действия других, часто игра ют значительную роль в регуляции нашего поведения. Это означает, что пробы и ошибки оперантного обусловливания могут быть получены ≪из вторых рук≫. Пре имущество этого принципа в том, что он не только позволяет нам экономить энер гию, но также дает возможность учиться на ошибках и успехах других.

Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит

действие модели с результатом, который наблюдатель осознает как результат

предшествующих действий модели. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые

ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании

наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным

образом. В каждом примере информация, полученная от наблюдаемых послед ствий, позволяет наблюдателю определить, будет отдельный внешний подкрепляю щий стимул являться поощрением или наказанием. Таким образом, если вы увиди те, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно, придете к заключению, что получите такой лее подкрепляющий стимул, если поступите так же. И на оборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за что-то, вы, вероятно, придете к

заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом.

Самоподкрепление

До сих пор мы рассматривали, как люди регулируют свое поведение на основе

внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосред ственно. С точки зрения социально-когнитивной теории, однако, многие наши по Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности •387

ступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает

даже, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепле ния самого себя [Bandura, 1988].

Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавлива ют для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достиже ние, превышение или неудачу. При работе над книгой или статьей для публикации

в журнале, например, авторам не требуется, чтобы кто-то стоял сзади и заглядывал

через плечо, одобряя каждое предложение, пока не получится удовлетворительная

рукопись. Они заранее знают, что должно получиться в конце работы, и постоянно

редактируют себя, часто бывая излишне строгими. Во многих других областях

деятельности люди аналогичным образом сами оценивают свое поведение и поощ ряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступ ками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами

выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества дос тупных им. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает воз можности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

Как появляется саморегулирование

Как мы видели, самоподкрепление —процесс, суть которого заключается в том, что люди награждают себя поощрениями, над которыми они имеют контроль, всякий раз, когда достигают установленной ими самими нормы поведения. Так

как можно реагировать и негативно, и позитивно, Бандура использует термин

саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта

самооценки [Bandura, 1989b].

С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведе ние в основном через свою мотивационную функцию. То есть, в результате само удовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив

прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведе ния. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соот ветствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. По Бан дуре, есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения:

процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зави сит от типа рассматриваемой деятельности. Например, атлетические соревнования

оценивают в терминах времени и расстояния. А об артистичности обычно судят, основываясь на эстетической ценности и оригинальности. Социальное поведение

обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность, нравствен ность и другие.

Второй компонент, вовлеченный в поведение саморегулирования, —самооцен ка. Часто бывает, что поведение рассматривается как достойное одобрения и, сле довательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимо сти от того, с позиций каких личностных стандартов оно оценивается. Вообще

поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не со ответствующие —негативными. Очень часто оценка поведения по абсолютным

388 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности показателям является неадекватной. Время, показанное при заплыве на 100 мет ров свободным стилем, количество правильных ответов на экзамене по биологии

или сумма, пожертвованная благотворительной организации, часто не дают доста точной информации для самооценки при сопоставлении с внутренними нормами.

В этих и многих других примерах адекватность поведения должна быть определе на относительно (например, в сравнении с поведением других). Эту мысль можно

проиллюстрировать на примере студентки, ответившей правильно на 85 вопросов

на экзамене по биологии и желающей быть в числе 5% лучших учеников в классе.

Ясно, что количество ее правильных ответов не дает возможности ни для позитив ной, ни для негативной самооценки, если она не знает, как отвечали ее одноклассни ки. В других случаях адекватность нашего поведения можно определить в терми нах стандартных норм или ценностей эталонной группы.

Поведение человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с

которым можно оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Здесь

ориентир для оценки адекватности или неадекватности дает сравнение со своим

собственным поведением. Бандура предполагает, что прошлое поведение влияет

на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей:

≪После того, как данный уровень поведения достигнут, он больше не требуется, и человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нор мы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистич ному уровню,после неоднократных неудач≫ [Bandura, 1977b, p. 132].

Оценка деятельности __________—другой ключевой фактор в критическом компоненте

саморегулирования поведения. Очевидно, например, что люди прилагают мало

усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая не касается их лично. А в тех сферах жизни, которые влияют на их благополучие и самоуваже ние, самооценка производится постоянно. То, каким образом люди воспринимают

причины своего поведения, в значительной степени влияет на самооценку. Боль шинство людей чувствуют гордость и удовольствие от достижений, которые они

относят за счет своих способностей и усилий. И наоборот, они редко бывают

удовлетворены, когда относят свой успех за счет внешних факторов, таких как

случай или везение. Это справедливо и для их суждений о неудачах, о поведении, заслуживающем порицания. Люди самокритично реагируют на неприятности, ви ной которым было их собственное поведение, но не на ошибки, которые, как они

считают, происходят из-за оправдывающих их обстоятельств или недостатка воз можностей. Полагают, что достижения, не имеющие отношения к нам самим, обыч но не порождают определенных реакций. Например, если человек достигает по ложения первой трубы в оркестре, он, вероятно, полагает, что это произошло благо даря его опыту и музыкальным способностям. Однако тот же самый человек

будет меньше гордиться своим достижением, если осознает, что этим он обязан

отцу-дирижеру, а не собственному дарованию. Если бы он не удостоился подоб ной чести, то мог бы оправдать свою плохую игру тем, что болел гриппом во время

репетиций. Барабанщика же, занимающего позицию стороннего наблюдателя, все

это в целом мало волнует.

Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с

помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами,неудовлетворенности собой и самокритики [Bandura, 1977b, 1982]. Таким образом, третий и последний компонент, вовлеченный в пове Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности в 389

денческое саморегулирование, касается процессов самоответа, в особенности ре зультатов самооценки. При прочих равных условиях позитивная самооценка

поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная оценка — к наказывающему. И более того, ≪реакции самооценки приобретают и сохраняют

критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий.

Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе≫ [Bandura, 1977b, p. 133].

Бандура полагает, что адекватная теория поведения должна также рассматри вать такие сложные вопросы, как: почему люди отказываются поощрять себя, по чему они требовательны к себе, когда никто не принуждает их к этому, и почему они

наказывают себя. Действительно, это вопросы, требующие разъяснения, и Бандура

охотно признает, что они еще не достаточно изучены [Bandura, 1977b, 1986].

Далее следуют некоторые гипотетические объяснения, предложенные Бандурой.

Почему мы наказываем себя. С социально-когнитивной точки зрения, люди

склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы

поведения. Они неоднократно переживают в ходе социализации такую последова тельность событий: проступок—внутренний дискомфорт —наказание —облегче ние. В этом случае действия, не соответствующие внутренним нормам поведения, вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Оно, в свою очередь, не только кладет конец страда ниям от проступка и его возможных социальных последствий, но также направле но на то, чтобы вернуть одобрение других. Соответственно, самонаказание избав ляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий, которые могут длиться




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.277 сек.