Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 17 страница




программы самоконтроля [Watson, Tharp, 1989]. Это ситуации, когда человек

а) пытается выполнить слишком много, слишком быстро, установив нереальные

цели; б) позволяет длительную отсрочку поощрения соответствующего поведе ния; в) устанавливает слабые поощрения. Соответственно, эти программы оказы ваются недостаточно эффективными.

5. Завершение программы самоконтроля. Последний шаг в процессе разра ботки программы самоконтроля —уточнение условий, при которых она считается

завершенной. Другими словами, человек должен точно и обстоятельно определить

конечные цели —регулярное выполнение физических упражнений, достижение

установленного веса или прекращение курения в предусмотренный промежуток

времени, Вообще говоря, полезно завершать программу самоконтроля, постепенно

снижая частоту поощрений за желаемое поведение.

Успешно выполненная программа может просто исчезнуть сама по себе или с

минимальными сознательными усилиями со стороны человека. Иногда человек

может сам решить, когда и как закончить ее. В конечном итоге, однако, целью

является формирование новых улучшенных форм поведения, которые сохраняют ся навсегда —например, таких навыков, как прилежно учиться, не курить, регу лярно заниматься физическими упражнениями и правильно питаться. Конечно, человеку нужно всегда быть готовым восстановить стратегии самоконтроля, если

вновь появятся неадаптивные реакции.

Итак, мы видим, что теория Альберта Бандуры предлагает богатые возможности для научно обоснованного самоконтроля —возможности, которые только сейчас

начали понимать. Теперь переключим наше внимание на Джулиана Роттера и его социально-научающую теорию личности.

410 м Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности ДЖУЛИАН РОТТЕР: ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

В то время, конец 1940-х начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал

создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналити ческая и феноменологическая теории личности. По мнению Роттера, оба этих

подхода содержали концепции, недостаточно определенные, и поэтому он решил

ввести ясную и точную терминологию. Он пытался развить концептуальную

структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно

проверить. Он также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы

роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций. Его теория социального научения —это по пытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими

людьми и элементами окружения. Говоря словами Роттера: ≪Это теория соци ального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или ос новным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы

поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения

в посредничестве с другими людьми≫ [Rotter, 1954, р. 84].

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном кон тексте, Роттер, кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей

уникальной способностью думать и предвидеть. По его утверждению, предсказы вая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во

внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности.

Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целена правленно, то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям [Rotter, 1982].

По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие

приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям. Интеграция концепций ожи дания и подкрепления в рамках одной и той же теории —уникальное свойство

системы Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования

человека, которая стоит на позициях, совершенно отличных от радикального би хевиоризма Скиннера.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью Йорк, в 1916 году. Он был третьим сыном у родителей, еврейских иммигрантов.

Помня обязательство отдать должное ≪учителю, который больше всех повлиял^на

мой интеллект≫, Роттер выразил признательность библиотеке на авеню Джей в Бруклине, где он провел много времени, будучи школьником и студентом [Rotter, 1982]. Он был жадным читателем. Однажды, исследуя стеллажи с книгами в поисках чего-нибудь новенького, он наткнулся на книги Адлера и Фрейда. Таким

образом зародился его интерес к психологии, и Роттер впоследствии изучал ее в Бруклинском коллежде, но только факультативно. Основным предметом для него была химия, потому что ≪не было профессии в психологии, о которой я знал≫

Джулиан Роттер: теория социального научения ш 411

Джулиан Роттер (род. 1916).

[Rotter, 1982, р. 343]. В первые годы обучения в колледже Роттер узнал, что Альфред Адлер преподает в Лонг-Айлендской медицинской школе. Вскоре он

начал посещать лекции Адлера, и в конце концов тот пригласил Роттера присут ствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной психологии, кото рые Адлер проводил у себя дома.

Продолжая обучение, Роттер в 1937 году поступил в Университет штата

Айова, чтобы закончить образование по психологии. Он получил степень магист ра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и докторскую степень по клиничес кой психологии в Университете штата Индиана в 1941 году. Во время второй

мировой войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал

работать в Государственном университете Огайо, где впоследствии сменил Джор джа Келли на посту директора клинической психологической программы. Когда

Роттер занимал должность в штате Огайо, он опубликовал свою наиболее извест ную работу ≪Социальное научение и клиническая психология≫ (1954).

В 1963 году Роттер занял должность профессора в Коннектикутском универ ситете. Там он также был директором программы по обучению клинической пси хологии и получил диплом клинического психолога от Американской коллегии

экспертов в профессиональной психологии. За время своей работы Роттер напи сал много статей, глав, книг и руководств по тестам. В 1972 году в соавторстве с

Джун Чэнс (June Chance) и Джерри Фаресом (Jerry Phares) он опубликовал

≪Приложения социально-научающей теории личности≫. В соавторстве с Дороти

Хохрейх (Dorothy Hochreich) была написана ≪Личность≫ (1975). Главу ≪Теория

социального научения≫ можно найти в книге ≪Ожидания и действия: модели ожи даемой ценности в психологии≫ [Feather, 1981], это превосходный обзор его теоре тической позиции. Последнее изложение его идей появилось в книге ≪Развитие и приложения теории социального научения≫ (1982). Несмотря на то, что Роттер

ушел на пенсию в 1987 году, он продолжает писать и выполнять функции научно го руководителя студенческих дипломных работ. Он и его жена постоянно живут

в Сторсе, штат Коннектикут.

412 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведе ния человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно про анализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую

ситуацию.

Потенциал поведения

Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения. Под этим термином

понимается вероятность данного поведения, ≪встречающегося в какой-то ситуации

или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями≫

[Rotter et al., 1972, p. 12]. Представим, например, что кто-то оскорбил вас на вече ринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных

реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать изви нения. Вы можете не обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на

другую тему. Вы можете ударить обидчика по лицу или просто уйти. Каждая из

этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не обращать вни мания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у

любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции мо жет быть сильным в одной ситуации и слабым в другой. Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в боксерском матче, но очень слабый —на

похоронах (по крайней мере в американской культуре).

Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды челове ческой активности в ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом

можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый ВИД)

плач, смех и драка. Планирование, анализирование, обучение, логическое обосно вание и промедление оцениваются так же. Короче говоря, поведение состоит ≪из

моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного по ведения, эмоциональных реакций и так далее≫ [Rotter, Hochreich, 1975, p. 96].

Ожидание

По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определен ное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. На пример, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимо сти, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. Также, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее всего, спросите себя, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С точки зрения Роттера, величи на силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом

основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Таким образом, если вы никогда не наслаждались вечеринкой, ожидание, что вы получите от нее

Джулиан Роттер: теория социального научения •413

удовольствие, очень мало. Также, если занятия в выходные дни всегда помогали

вам лучше сдать экзамен, вероятно, у вас будет высокое ожидание того, что вы

вновь получите хорошую отметку.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за

поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют

это поведение. Например, если вы всегда прекрасно проводили время на вечерин ках, то, по всей вероятности, вы согласитесь принять приглашение на выходной

день. Но как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы

столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на

нашем опыте в похожей ситуации. Недавний выпускник колледжа, получивший

похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего началь ника. Этот пример показывает, как ожидание может привести к постоянным фор мам поведения, независимо от времени и ситуаций. Фактически Роттер говорит о

том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, дей ствительно объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заме тить, что ожидание не всегда соответствует реальности. У некоторых людей, на пример, могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне

зависимости от ситуации. А другие могут быть настолько неуверенными, что по стоянно недооценивают свои шансы на успех в данной ситуации. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неуда чи, а не на оценку кого-то другого.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для

одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к

ряду ситуаций [Rotter, 1966]. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения.

Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различ ных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понима нии. Позже в этом разделе мы рассмотрим генерализованное ожидание, называе мое интерналъно-экстерналъный локус контроля.

Ценность подкрепления

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной

вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту

концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той

или иной деятельности и ее результатов. При возможности выбора для некото рых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж. Также одни любят долгие прогулки, а другие —нет.

Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем

предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятель ности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Например, социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки, и меньшую, если мы не одиноки. Тем не менее Роттер утверждает, что существуют

относительно устойчивые индивидуальные различия в нашем предпочтении

Люди расходятся во мнениях по поводу ценности подкрепления, связанного с различ ной деятельностью. При возможности выбора одни предпочитают футбольный

матч, а другие музей изящных искусств.

(Фогографни: наверху Jock Pottle Design Conceptions; вшиу ~ Kent Reno Jeiboam)

Джулиан Роттер: теория социального научения •415

одного подкрепления другому. Некоторые люди всегда берут бесплатные билеты

в кино, а не на оперный спектакль. Соответственно формы поведения также мож но проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реак циях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит

от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкреп ления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. Сту дент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же

ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с

мотивацией, а ожидание —с познавательными процессами.

Психологическая ситуация

Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утвержда ет, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. В этом

смысле его точка зрения очень близка к феноменологическому подходу Карла Род жерса, который будет обсуждаться в главе 11. Как и Роджерс, Роттер осознает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным

образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, не зависимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим.

Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на

поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздра жителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов

поведения —подкрепления. Так, студентка может ожидать, что она плохо выступит

на семинаре по социальной психологии, и в результате преподаватель поставит ей

низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ней. Следовательно, мы можем

прогнозировать, что она бросит учебу или предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Тема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко зало жена в роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведе ния. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события

окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Основная формула прогноза поведения

Для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической си туации, Роттер [Rotter, 1967] предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Из этого уравнения видно, что, когда мы предсказываем вероятность данного поведения в некоей ситуации, нам следует использовать две переменные: ожидание

416 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности и ценность подкрепления. Рассмотрим следующий пример. Перед вами стоит вы бор: идти утром в воскресенье в компьютерный центр или остаться в общежитии

смотреть по телевизору чемпионат Национальной футбольной лиги. Возможно, мы

сумеем предсказать, какой выбор вы сделаете, если мы знаем: 1) ценность подкреп лений, связанных с каждой возможностью; 2) ожидание того, что каждая из воз можностей приведет к соответствующим подкреплениям. Однако следует заме тить, что основная формула Роттера представляет собой скорее гипотетическое, а

не прагматическое средство прогноза поведения. Фактически он предполагает, что четыре переменные, которые мы только что рассмотрели (потенциал поведения, ожидание, подкрепление, психологическая ситуация), применимы только для про гноза поведения в условиях тщательного контроля, например, в психологическом

эксперименте. Как мы увидим позже, Роттер использует более общую формулу

для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях, с которыми

люди сталкиваются каждый день.

Потребности Напомним, что Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивиду умов. Он полагает, что люди стремятся максимизировать поощрение и мини мизировать или избегать наказания. Более того, он утверждает, что цели опре деляют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных

потребностей. Следовательно, по утверждению Роттера, осознание целей и по требностей человека предусматривает более генерализованный прогноз, чем про гноз, который позволяют делать четыре переменные, описанные выше.

Роттер предполагает, что специфические цели обычно тесно связаны с более широкими категориями, понимаемыми как потребности. Концептуально потреб ность можно описать как набор различных типов поведения, которые схожим

образом приобретают те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассмат ривает следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведе ния человека.

Статус признания. Это понятие относится к нашей потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность. Желание, чтобы

другие признали вас интеллектуально одаренным, —пример потребности, вклю ченной в эту категорию.

Защита—зависимость. Это понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то

защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей. Просьба к чле нам семьи позаботиться о нас, когда мы больны, —пример такой потребности.

Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь дру гих людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого конт роля. Обращение к друзьям и соседям с призывом содействовать нашему любимому

благотворительному учреждению иллюстрирует потребность доминирования.

Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать само стоятельные решения и достигать цели без помощи других. Выпускник средней

Джулиан Роттер: теория социального научения ш 417

школы, отказывающийся от советов, какой колледж выбрать, таким образом выра жает потребность независимости. Любое поведение, предполагающее желание

полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы

вас принимали и любили другие люди. Ярким примером является молодая жен щина, которая тратит много времени и усилий на заботу о друге-мужчине, надеясь, что он признается ей в любви.

Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетво рение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от

боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате

их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удоволь ствия. Поведение, ведущее к сексуальному удовлетворению, иллюстрирует потреб ность физического комфорта.

Компоненты потребности Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит из трех основ ных компонентов: потенциал потребности, ценность потребности и свобода дея тельности (включая минимальную цель). Эти три компонента аналогичны более специфическим концепциям потенциала поведения, ценности подкрепления и ожидания. В сочетании они также создают основу роттеровской формулы общего прогноза (обсуждаемой далее).

Потенциал потребности. Потенциал потребности относится к вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории

потребностей, такой как любовь и привязанность. Примером потенциала потреб ности человека в любви и привязанности может служить ситуация, когда человек

приносит своей жене сладости, чтобы заслужить ее одобрение, или звонит матери, чтобы узнать, как у нее дела в ответ на выражение ее привязанности. Функцио нально каждое такое поведение сконцентрировано на получении любви и привя занности от значимых других.

Ценность потребности. Понятие ценности потребности определяется Ротте ром как средняя ценность набора подкреплений. Напомним, что ценность подкреп ления относится к относительному предпочтению определенного подкрепления

при равной вероятности всех подкреплений. Ценность потребности расширяет это

понятие, включая в него относительное предпочтение различных подкрепляющих

стимулов, связанных с шестью категориями потребностей, описанными ранее. Рас смотрим, например, студента, который закончил среднюю школу и должен решить, посещать ли ему колледж, искать ли работу, вступить ли в армию или в течение года

путешествовать по стране. Если наиболее ценным подкрепляющим стимулом для

студента является социальный статус и мнение других, подтверждающее его компе тентность, можно сказать, что его ценность потребности выше всего для подкрепле ний, связанных с признанием. Роттер полагает, что большинство людей демонстри руют разумный уровень постоянства в своем предпочтении подкреплений, относя щихся к какой-то из шести категорий потребностей. Таким образом, для одного 418 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности человека наиболее предпочтительной категорией является потребность завоевать любовь и привязанность; для второго —потребность быть свободным от контроля

других; для третьего —потребность проявлять власть над другими.

Свобода деятельности и минимальная цель. Роттеровская концепция свобо ды деятельности относится к ожиданию человека, что определенное поведение

приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребностей.

Это отражает субъективную вероятность того, что удовлетворяющие подкрепле ния появятся в результате выстраивания поведения. Например, если человек

полагает, что жена вероятней всего не проявит радости, когда он принесет конфе ты, а его мать отреагирует негативно на телефонный звонок, то можно сказать, что в этот момент у него низкая свобода деятельности по отношению к любви и привязанности. С точки зрения Роттера, низкая свобода деятельности вместе с

высокой ценностью потребности приводит к сильной фрустрации индивида, кото рый чувствует себя неэффективным в достижении важных целей. В более широ ком смысле Роттер утверждает, что плохая адаптация имеет место, когда человек

присваивает высокую ценность удовлетворению отдельной потребности, но имеет

очень низкую свободу деятельности, то есть невысокое ожидание успеха поведе ния, которое могло бы привести к удовлетворению этой потребности.

Уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление

продолжает восприниматься человеком позитивно. Иначе говоря, минимальная

цель устанавливает разделительную линию между теми поощрениями, которые

являются позитивными подкрепляющими стимулами, и теми, которые в какой-то

степени являются наказанием. Так, для некоторых студентов ≪тройка≫ может рас сматриваться как подкрепление —их минимальные цели низки в сфере потребно сти академической успеваемости. И напротив, для других только оценка ≪пять≫

будет подкреплением —молено сказать, что они имеют более высокую минималь ную цель, чем первые студенты. По Роттеру, при отсутствии компетентности или

навыков чрезвычайно высокий уровень минимальной цели увеличивает возмож ность неудачи. Также и чрезвычайно низкий уровень минимальной цели уменьша ет вероятность выстраивания поведения, которое повысит компетентность или

укрепит навык. С другой стороны, Роттер отмечает, что ценность потребности ста новится столь высокой, что она имеет преобладающее влияние на жизнь человека, исключая все остальное. Это может привести либо к искажению действительности, либо к неспособности различать ситуации. Например, у человека может быть на столько непреодолимая потребность нравиться, что он неразборчиво дарит дорогие

подарки всем знакомым. Несомненно, такое поведение будет рассматриваться дру гими как довольно странное.

Важно повторить концепцию плохой адаптации Роттера. Для него сочетание

высокой ценности потребности и низкой свободы деятельности —это общая при чина плохой адаптации. Тенденция устанавливать явно завышенные цели способ ствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неуда че. У людей с плохой адаптацией также низка свобода деятельности, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для

достижения их целей. Роттер считает, что люди с плохой адаптацией часто ищут

достижения целей в фантазиях или стараются защититься от риска потерпеть

неудачу или избежать его.

Джулиан Роттер: теория социального научения и 419

Общая формула прогноза

Как указывалось выше, Роттер считает, что его основная формула ограничена

прогнозом специфического поведения в контролируемых ситуациях, где подкреп ления и ожидания относительно просты. Прогноз поведения в повседневных си туациях, с его точки зрения, требует более обобщенной формулы. Поэтому Роттер

предлагает следующую модель прогноза [Rotter, 1982]:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал

выстраивания поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд.

Первый фактор —свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное

поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор —ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением

каких-то целей. Проще говоря, роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при

условии, что мы знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как

будет вести себя человек.

Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что подкрепление будет иметь место в результате определенного пове дения в разных ситуациях. Роттер определил два таких генерализованных ожи дания: локус контроля и межличностное доверие. Локус контроля, обсуждаемый

далее, это основа интернально-экстернальной шкалы Роттера, один из наиболее широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности.

Интернальный и экстернальный локус контроля

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией

Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус конт роля [Rotter, 1966, 1975]. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой

степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстерналъ ным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешни ми факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. ≪Экстерналы≫ верят в то, что они заложники

судьбы. Напротив, люди с интерналъным локусом контроля верят в то, что удачи

и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутрен ние, или личностные факторы). ≪Интерналы≫ поэтому чувствуют, что они в боль шей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией ло куса контроля.

Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер [Rotter, 1982]

ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть ≪типы≫, поскольку каждый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.