Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: Социокультурная теория личности 25 страница




лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или об ществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как прокля тьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодо ление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни.

Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей

судьбы, так как хотели т'ого ил^и нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны

за одну человеческую жизнь —свою собственную. Избегать свободы и ответствен ности —значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная ≪реальность≫, из вестная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная.

Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или ≪здесь-и-сейчас≫ направление. И экзистенциалисты, и гуманистические пси хологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее пове дение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал

нам: ≪Ничто не заменит опыт, совершенно ничто≫ [Maslow, 1966, р. 45].

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •485

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию

того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совер шенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма.

Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход

к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психо логии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого

человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу

чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном ана лизе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно чело веком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не

лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против

таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными про явлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу че ловеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор диффе ренцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь

организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цити руемом метком выражении гештальт-психологии: ≪Целое —больше чем и от лично от суммы его частей≫, с очевидностью проявляется во всех теоретических

трудах Маслоу.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдель ные части era организма.

В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или генита лий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок

Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным

его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда

Джон Смит голоден, он голоден весь [ Maslow, 1987, р. 3].

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное

единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической

психологии признают глубокие различия между поведением человека и живот ных. Для них человек —нечто большее, чем просто животное; это совершенно

особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения

животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения чело века. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей

к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других

животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия ≪де гуманизировали≫ человека, трактуя его без малого как машину, составленную из

цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных не применимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характе ристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, муже ство, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые

он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

486 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допу скала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил.

Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные им пульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедли ва или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с

пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических

взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней

мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во вре мя вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудов летворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он

полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможно сти для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны

в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической

психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универ сальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал [Maslow, 1950]. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу

[Maslow, 1987] рассматривал творчество как черту, потенциально присутствую щую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы

летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет

это качество в результате ≪окультуривания≫ (чему во многом способствует офи циальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся

среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По

мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно

не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полот на. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество —универсальная

функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следователь но, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, про давцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверлсдал, что ни один из психо логических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал

должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни

или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность

Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или ≪больных≫ аспектах природы челове ка (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель

человечества.

Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на пси хически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем

сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять

психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •487

заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только ≪увечную≫ психологию. Он решительно настаивал на изуче нии самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для

более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психо логия считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни чело века —темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими

нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди пси хологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение

радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической

альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизиро ванные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистическо го направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития

психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультиро вание, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу [Leonard, 1983].

МОТИВАЦИЯ: ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии.

Маслоу [Maslow, 1968, 1987] полагал, что люди мотивированы для поиска личных

целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мопги вационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности.

Маслоу описал человека как ≪желающее существо≫, который редко достигает со стояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и по требностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если

одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет

внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно

требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти

всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или ин.стинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или

доминирования. На рис. 10-1 схематически представлена эта концепция иерар хии потребностей в мотивации человека. Потребности в порядке их очередности:

•физиологические потребности;

•потребности безопасности и защиты;

•потребности принадлежности и любви;

•потребности самоуважения;

•потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствова ния.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, рас положенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как

человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, распо ложенными вверху, Следовательно, потребности одного типа должны быть

удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность

488 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Рис. 10—. Схематическое представление иерархии потребностей Маслоу.

проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных

внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных

выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические

потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем

возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребно сти безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени

прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принад лежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных

нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации

мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распрост раняется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерар хии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здо ровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического рас положения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут разви вать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные

проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они

готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от

них. Например, общественные и политические активисты в Южной Африке, Балтийских государствах и восточноевропейских странах продолжают свою борь бу, несмотря на усталость, тюремное наказание, физические лишения и угрозу

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •489

смерти. Голодовка, организованная сотнями китайских студентов на площади

Тяньанмынь, —еще один пример. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые

люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенно стям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет по требностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей

больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения

или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем

она сильнее и приоритетнее.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу ≪все или ниче го≫. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть моти вирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей сте пени: 85% —физиологические, 70% —безопасность и защита, 50% —любовь и принадлежность, 40% —самоуважение и 10% —самоактуализация [Maslow, 1970]. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно.

Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно

частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отме тить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребнос тей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек

вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь давайте рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя каждая из них.

Физиологические потребности Самыми основными, сильными п неотложными из всех человеческих потребнос тей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту

группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активно сти, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти

физиологические потребности непосредственно касаются биологического выжи вания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне

прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.

Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потреб ности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих выс шие уровни иерархии.

Конечно, социальное и физическое окружение в американской культуре обес печивает удовлетворение первичных потребностей для большинства людей. Одна ко, если у человека одна из этих потребностей остается неудовлетворенной, она

очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Хронически голодный человек вряд ли

стремится сочинять музыку, делать карьеру или строить дивный новый мир. Такой

человек слишком занят поисками хоть какой-то еды.

Потребности поддержания жизни являются решающими для понимания пове дения человека. Разрушительное воздействие, которое оказывает на поведение

490 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности недостаток пищи или воды, описано в многочисленных экспериментах и автобио графиях. Один из примеров того, насколько голод может господствовать над

поведением человека, получен при изучении мужчин, которые отказались от несе ния военной службы во время второй мировой войны по религиозным или другим

соображениям. Они согласились участвовать в эксперименте, в котором их поса дили на полуголодную диету для изучения воздействия фактора пищевой депри вации на поведение [Keys et al., 1950]. Во время исследования, по мере того как

мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме

еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их любимым чте нием. Многие из мужчин даже потеряли интерес к своим девушкам! Этот и многие

другие зарегистрированные случаи показывают, как внимание обычно перемеща ется от более высоких потребностей к более низким, если последние перестают

удовлетворяться.

Потребности безопасности и защиты

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для чело века приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностя ми безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, ста бильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких

угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отра жают заинтересованность в долговременном выживании.

Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты

проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной

беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют

реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или

вспышкой света. Проявление потребности безопасности так же очевидно, когда

дети заболевают. Ребенок со сломанной ногой может испытывать страхи, страдать от ночных кошмаров и проявлять потребность в защите и утешении, не слишком

очевидную до несчастного случая.

Другой показатель потребности в безопасности —предпочтение ребенком

определенного рода зависимости, стабильного распорядка. По Маслоу, маленькие

дети наиболее эффективно функционируют в семье, где, по крайней мере до опре деленной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Если данные элемен ты отсутствуют в окружении, ребенок не чувствует себя в безопасности, он стано вится тревожным, недоверчивым и начинает выискивать более стабильные жиз ненные территории. Маслоу далее замечал, что родители, которые воспитывают

детей, ничем не ограничивая и все разрешая, не удовлетворяют их потребность в безопасности и защите. Если от ребенка не требуют, чтобы он ложился спать в определенное время или ел через какие-то регулярные промежутки времени, это

только вызовет замешательство и испуг. В этом случае у ребенка не будет в окружении ничего стабильного, от чего можно зависеть. Маслоу рассматривал

родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти

факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следователь но, ненадежным.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •491

Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на пове дение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со

стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение

страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как

поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. В какой-то мере си стема религиозных или философских убеждений позволяет человеку организо вать свой мир и окружающих людей в единое, наполненное смыслом целое, таким

образом давая ему возможность чувствовать себя ≪в безопасности≫. Другое про явление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталки ваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами —такими, как войны, на воднения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.

Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых лю дей (особенно обсессивно-компульсивный тип) в основном мотивированы поис ком безопасности. Некоторые невротические больные ведут себя так, как если

бы надвигалась большая катастрофа, неистово пытаясь организовать свой мир в надежную, стабильную, четко организованную структуру, где не могли бы по явиться новые непредвиденные обстоятельства. Потребность в безопасности больного неврозом ≪часто находит специфическое выражение в поиске защит ника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть≫

[Maslow, 1987, р. 19].

Потребности принадлежности и любви

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потреб ности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне

люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей

семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей

целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки оди ночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особен но когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся

далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно же лая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей

жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все

его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремя щиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и само стоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, ака демических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потреб ность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с

лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным

доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и люб ви в этот период жизни.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, плкД-любовъ, и бытийная, или Б-любовь [Maslow, 1968]. Д-любовь основана на дефицитарной

потребности —это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не

492 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Привязанность к родителю удов летворяет потребность ребенка

в принадлежности и любви.

(Joel Gordon)

хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем

себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите —будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак.

Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, на оборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо

желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как лю бовь ≪бытия≫ другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивно го представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви —всего, что позволяет человеку расти. Более того, Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуаль ных инстинктов; для Маслоу любовь —не синоним секса. Скорее он настаивал на

том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между

двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть

любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не

любят, появляется пустота и враждебность.

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей при надлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение

потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как

Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сооб щества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на

тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются.

Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений

являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей

человечества.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности ш 493

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто

не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются

дизадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отно шений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказатель ство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой

жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь являет ся основной предпосылкой здорового развития человека.

Потребности самоуважения

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удов летворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу по требностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: само уважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетент ность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, кото рые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как

престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку

нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмыслен ности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспо мощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по

сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя [Coopersmith, 1967].

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслужен ном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следова тельно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на

мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности.

Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки —мы находимся в пси хологической опасности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно

основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля.

Очевидно, что потребности уважения в жизни выражаются очень разнообраз но. Одобрение сверстников, квинтэссенция уважения для подростка, выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обыч но за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается [Maslow, 1987]. Тому есть две

причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку

своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения

больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться

494 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Удовлетворение потребности самоуважения позволяет ребенку чувствовать себя

уверенным в присутствии сверстников.

(Elizabeth Hamlin/Stock, Boston)

к более высоким уровням растущей мотивации Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только

после достижения зрелого возраста.

Потребности самоактуализации

И наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворе ны, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу [Maslow, 1987] охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он

может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного исполь зования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуали зироваться значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь верши ны нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: ≪Музыканты должны играть музы ку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.