Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: Социокультурная теория личности 31 страница




эмоциональные стимулы.

Структура ≪Я≫ впоследствии формируется через взаимодействие с окруже нием, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, Другие родственники). Иначе говоря, по мере того,>как ребенок становится соци ально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способ ности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следо вательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продук том процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития

Я-концепции.

Потребность в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека

важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание

возникновения ≪Я≫, она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется

как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в Удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им

542 •Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности Я-концепция формируется посредством взаимодействия со значимыми другими.

(Spencer Grent/Photo Researchers)

недовольны. Роджерс указывал, что позитивное внимание является либо приоб ретаемым, либо врожденным, но, хотя он предпочитал первое объяснение (то есть

полагал, что это вторичный, приобретенный мотив), он не считал происхождение

этого мотива существенным для своей теории. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа —если человек считает, что он удовлет воряет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно

чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует орга низмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивно го внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как

≪хороший мальчик≫, а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с

позиции родительского образа ≪хорошего поведения≫, а не в терминах своей соб ственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь ≪гадкое≫ слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь

игрушку у приятеля, ребенок сразу определяет подобное поведение как ≪плохое≫

и отказывается от него. Таким образом, поведение ребенка управляется не веро ятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-кон цепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия ≪Я≫ и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматри вать себя. Потребность в позитивном внимании к себе —это приобретенная

потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетво Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •543

рением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию, Иначе

говоря, позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобре нии и неудовлетворением при неодобрении себя. Как будто Я-структура стала

для самой себя ≪значимым социальным другим≫. Развитие позитивного внима ния к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, чело век вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-концепцией, так как это не будет

удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе.

Условия ценности. Учитывая тот факт, что у детей есть непреодолимая по требность в позитивном внимании, неудивительно, что они очень впечатлительны

и подвержены влиянию значимых для них людей. Говоря точнее, для процесса

социализации типично, что дети учатся тому, что какие-то вещи можно делать, а

какие-то нет. Чаще всего родители позитивно относятся к желаемому поведению

ребенка. То есть если дети ведут себя желаемым образом, у них появляется опыт

позитивного внимания, в противном случае он отсутствует. Таким образом созда ется то, что Роджерс назвал обусловленное позитивное внимание, или условия

ценности, которые уточняют обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание. Условия могут быть очень разнообразными в разных

ситуациях, но основной принцип сохраняется: ≪Я буду любить, уважать и прини мать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть≫.

Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внима ние, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожида ют значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хва лить и любить/ И наоборот, если они будут действовать неправильно или непри емлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Пример обусловленного позитивного внимания: отец говорит сыну, что если

он закончит полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на

карманные расходы, но также будет освобожден от обязанности мыть автомобиль

и подстригать траву. Обусловленное позитивное внимание также прослеживается

во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-либо лишают

одобрения и поддержки или дают их. Учителя средней школы часто награждают

ученика, который был наиболее внимательным или работоспособным в классе, зо лотой звездой (прикрепляя ее к классной доске объявлений, чтобы все видели).

Президент колледжа продвигает или не продвигает по службе сотрудников фа культета, основываясь на качестве их преподавательской или научной деятельнос ти. В каждом примере то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение), зависит от выполнения требований, предъявляемых ему другими. Такое обуслов ленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что чело век в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других —нет.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиня ет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той

причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не опреде лить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок

начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые

получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении

544 •Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая нахо дится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсе кая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мыс ли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмичес ком уровне боится нырнуть с вышки, сверстники могут-сказать: ≪Не будь „дев чонкой". Иди и прыгни≫. Тогда ребенок может скрыть страх, чтобы получить

похвалу от сверстников.

Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может пол ностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведе ния человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он

есть, без каких-либо ≪если≫, ≪и≫ или ≪но≫. Такое безусловное позитивное внима ние можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а

просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или

невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации

ребенка —это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ре бенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если

ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то:

тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, по требности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавли ваться и полноценно функционировать [Rogers, 1959, р. 224].

С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало

бы родителю повод сказать: ≪Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я

больше не уважаю и не люблю тебя≫. Признаемся, что обычному родителю

очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пи нает ногами новый цветной телевизор. Однако —и это важно понять —без условное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие

должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к

дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети пережили бы

детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В дей ствительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка

хвалят и признают именно за то, кем он является —растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители

могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки —напри мер, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или

брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, дерганье собаки

за хвост, —одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •545

Дети, получающие безусловное позитивное внимание от других, начинают думать о себе одобрительно и чувствуют, что их принимают. (Spencer Grant The Picture Cube)

таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: ≪Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал≫. Ребенка всегда следует любить и ува жать, но не следует терпеть его плохое поведение.

Можно видеть, что акцент Роджерса на безусловном позитивном внимании как на идеальном подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутствие дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка ценят и лю бят просто за то, что он есть. Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживают безусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соответ ствии с их реальными переживаниями, независимо от ≪одобрения≫ других. Хотя они осознают существование определенных ожиданий относительно того, что им ≪следует≫ делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям, существующим вне их самих. Говоря коротко, Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное по зитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.