Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Безусловное позитивное внимание (Unconditional positive regard)




Безусловное позитивное внимание (Unconditional positive regard). Роджерсовский термин для обозначения уважения и принятия другого, независимо от того, ведет или нет себя человек в соответствии с ожиданиями того, кто демонстрирует принятие. Дру гими словами, позитивное внимание не зависит от определенных действий или мыслей.

Безусловное позитивное внимание к себе (Unconditional positive self-regard). Термин, используемый для обозначения человека, который не воспринимает ни одно пережива ние как достойное более или менее позитивного внимания по сравнению с любым дру гим. По Роджерсу, безусловное позитивное внимание к себе позволяет человеку разви ваться, чтобы стать полноценно функционирующим.

Защита (Defence). Попытка человека изменить или модифицировать угрожающее пережи вание с помощью отрицания или искажения.

Идеал-сортировка (Ideal-sort). Утверждения, которые выбирает испытуемый, описывая человека, которым он хотел бы быть.

Искажение восприятия (Perceptual distortion). Тип механизма защиты, используемый, чтобы трансформировать угрожающие переживания в форму, соответствующую или согласующуюся с актуальным Я-образом человека.

Креативность (Creativity). Характеристика полноценно функционирующего человека, спо собность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.

Несоответствие (Incongruence). Состояние дисгармонии, имеющее место, когда существует несоответствие между переживанием человека и его Я-концепцией.

Обусловленное позитивное внимание (Conditional positive regard). Ситуация, когда человек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себя в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. Иначе говоря, обусловленное позитивное внимание зависит от определенных действий или мыслей.

Организмический оценочный процесс (Organismic valuing process). Роджерсовский принцип, согласно которому переживания, которые воспринимаются как сохраняющие или развивающие человека, оцениваются позитивно, в то время как переживания, кото рые воспринимаются как негативные или противоречащие сохранению или развитию человека, оцениваются негативно или их избегают.

Организмическое доверие (Organismic trusting). Способность полагаться на наши внут ренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений.

Открытость переживанию (Openness to experience). Способность человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное понятие —защита.

Отрицание (Denial). Защитный механизм, посредством которого человек защищает себя от неприятных аспектов действительности, отрицая их существование.

Полноценно функционирующий человек (Fully functioning person). Термин, используемый Роджерсом для определения человека, который функционирует в соответствии со своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными условиями ценности.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •571

Потребность в позитивном внимании (Need for positive regard). Приобретенная потреб ность человека получить приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окруже нии.

Потребность в позитивном внимании к себе (Need for positive self-regard). Приобретен ная потребность, которая развивается из ассоциации Я-переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Удовлетворение при одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себя.

Соответствие (Congruence). Состояние гармонии, которое ощущается, когда нет несоот ветствия между переживанием человека и его Я-концепцией.

Тенденция актуализации (Actualizing tendency). В теории Роджерса —основной мотив в жизни людей. Заключается в стремлении сохранять и интенсифицировать себя, стать настолько хорошим, насколько позволяет присущая им природа.

Тенденция самоактуализации (Self-actualizing tendency). Тенденция человека к развитию в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

Терапия, центрированная на человеке (Person-centred therapy). Форма психотерапии, разработанная Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту.

Особо подчеркиваются взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом как средство достижения личностных изменений.

Техника Q-сортировки (Q-sort technique). Метод самооценки, используемый для того, чтобы измерить, в какой степени действительная и идеальная Я-концепция человека соответствуют или не соответствуют друг другу.

Тревога (Anxiety). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями ценности.

Угроза (Threat). Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с Я-структурой человека.

Феноменальное поле (Phenomenal field). Всеобщность переживания человека (также определяется как поле восприятия).

Феноменология (Phenomenology). Подход в персонологии, подчеркивающий важность по нимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.

Экзистенциальный образ жизни (Existential living). Образ жизни, характеризующийся существованием ≪здесь и сейчас≫ так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.

Эмпирическая свобода (Experiential freedom). Субъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, ≪Я один ответствен за свои действия и их послед ствия≫.

Я-идеальное (Ideal self). Человек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать (включая стремления, нравственные идеалы и ценности).

Я-концепция (Self-concept). Всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: кон цепция человека о том, каков он.

Я-сортировка (Self-sort). Утверждения, которые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное время является.

БИБЛИОГРАФИЯ

Achenbach Т., Zigler Е. (1963). Social competence and self-image disparity in psychiatric and nonpsychiatric patients. Journal of Abnormal and Social Psychology, 67, 197-205.

BergerE. (1955). Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scares.

Journal of Counseling Psychology, 2, 279-284.

572 ш Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

Bergin A. Е. (1979). The evaluation of therapeutic outcomes. In A. Bergin, S. Garfield (Eds.).

Handbook of psychotherapy and behavior change (2nd ed.). New York: Wiley.

Bergin A. E., Strupp H. H. (1972). Changing frontiers in the science of psychotherapy. New York:

Aldine-Atherton.

Carkhuff R. (1969). Helping and human relations (Vols. 1 and 2). New York: Holt, Rinehart and

Winston.

Coopersmith S. (1967). The antecedents of self-esteem. New York: Freeman.

Epstein S. (1973): The self-concept revisited: Or a theory of a theory. American Psychologist, 28, 404-416.

Eysenck H.J. (1952). The effects of psychotherapy: An evaluation. Journal of Consulting Psychology, 16, 319-324.

Eysenck H.J. (1966). The effects of psychotherapy. New York: International Science Press.

Frick W. (1971). Humanistic psychology: Interviews with Maslow, Murphy, and Rogers. Columbus, OH: Merrill.

Fromm E. (1956). The art of loving. New York: Harper and Row.

Hales, S. (1979). Developmental processes of self-esteem. Paper presented at the Society for

Research in Child Development, San Francisco.

Higgins E. T. (1987). Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psychological Review, 94, 319-340.

Holdstock T. L, Rogers С R. (1977). Person-centered therapy. In R. J. Corsini (Ed.). Current

personality theories. Itasca, IL: Peacock Publishers.

Kirschenbaum H. (1979). On becoming Carl Rogers. New York: Delacorte Press.

LandmanJ. Т., Dawes R. M. (1982). Psychotherapy outcomes. American Psychologist, 37, 504-516.

Levant R. F., SchlienJ. M. (Eds.) (1984). Client-centered therapy and the person-centered approach:

New directions in theory, research, and practice. New York: Praeger.

MahoneyJ., HartnettJ. (1973). Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology, 85, 37-42.

Markus H. (1983). Self-knowledge: An expanded view. Journal of Personality, 51, 543-565.

Markus K, Nurius P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41, 954-969.

Medinnus G., Curtis F. (1963). The relation between maternal self-acceptance and child acceptance.

Journal of Counseling Psychology, 27, 542-544.

Patterson С (1973). Theories of counseling and psychotherapy (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Rogers С R. (1939). The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Miffiin.

Rogers C. R. (1942). Counseling and psychotherapy: New concepts in practice. Boston: Houghton

Miffiin.

Rogers С R. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston:

Houghton Miffiin.

Rogers С R. (1954). The Case of Mrs. Oaks: A research analysis. In С R. Rogers, R. F. Dymond

(Eds.). Psychotherapy and personality change: Co-ordinated research studies in the clientcentered

approach. Chicago: University of Chicago Press.

Rogers С R. (1955). Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 10, 267-278.

Rogers С R. (1956). Some issues concerning the control of human behavior (symposium with

B. F. Skinner). Science, 124, 1057-1066.

Rogers С R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change.

Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103.

Rogers С R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed

in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science

(Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.

Rogers С i?. (1961). On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. Boston: Houghton

Miffiin.

Rogers С R. (1963). The actualizing tendency in relation to ≪motives≫; and to consciousness. In

M. Jones (Ed.). Nebraska symposium on motivation (Vol. 2, pp. 1-24), Lincoln: University

of Nebraska Press.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •573

Rogers С. R. (1967). Autobiography. In E. Boring, G. Lindzey (Eds.). A history of psychology in

autobiography (Vol. 5, pp. 341-384). New York: Appleton-Century-Crofts.

Rogers С R. (1969). Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH:

Merrill.

Rogers С R. (1970). Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper and Row.

Rogers С R. (1972). Becoming partners: Marriage and its alternatives. New York: Delacorte

Press.

Rogers С R. (1973). My philosophy of interpersonal relationships and how it grew. Journal of

Humanistic Psychology, 13, 3-15.

Rogers С R. (1974). In retrospect: Forty-six years. American Psychologist, 29, 115-123.

Rogers С R. (1977). Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press.

Rogers С R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers С R. (1983). Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merrill.

Rogers С R. (1984). Rogers calls peace results ≪surprising≫. АРА Monitor, November.

Rogers С R. (1986). Client-centered therapy. In I. L. Kutush, A. Wolf (Eds.). Psycho-therapist's

casebook. San Francisco: Jossey-Bass.

Rogers С R., Dymond R. (Eds.) (1954). Psychotherapy and personality change. Chicago: University

of Chicago Press.

Rogers С R., Stevens B. (1967). Person to person: The problem of being human. New York: Simon

and Schuster.

Smith M. L, Glass G. V., Miller R. L. (1980). The benefits of psychology. Baltimore: Johns Hopkins

University Press.

Stephenson W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. Chicago: University

of Chicago Press.

Suinn R. (1961). The relationship between self-acceptance and acceptance of others: A learningtheory

analysis. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 37-42.

SulsJ., GreenwaldA. G. (Eds.) (1983). Psychological perspectives on the self (Vol. 2). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Turner R. H., Vanderlippe R. H. (1958). Self-ideal congruence as an index of adjustment. Journal

of Abnormal and Social Psychology, 57, 202-206.

Watzlawick P. (Ed.) (1984). The invented reality. New York: Norton.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Evans R. I. (1975). Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton.

Gendlin E. T. (1988). Carl Rogers (1902-1987). American Psychologist, 43, 127-128.

Harrington D. M., Block J. H., Block J. (1987). Testing aspects of Carl Rogers' theory of creative

environments: Child-rearing antecedents of creative potential in young adolescents. Journal

of Personality and Social Psychology, 52, 851-856.

Lietaer G. (1984). Unconditional positive regard: A controversial basic attitude in client-centered

therapy. In R. F. Levant, J. M. Schlien (Eds.). Client-centered therapy and the personcentered

approach: New directions in theory, research and practice. New York: Prager.

Ogilvie D. M. (1987). The undesired self: A neglected variable in personality research. Journal of

Personality and Social Psychology, 52, 379-385.

Wexler D., Rice L (1974). Innovations in client-centered therapy. New York: Wiley.

Глава 1 2

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Итак, мы подошли к концу длинного и иногда непросто го путешествия по целому ряду теоретических представ лений о природе человеческой личности. Читатель, за вершивший путешествие, возможно, согласится, что изу чение личности —самая волнующая, но и самая трудная

и фрустрирующая область в психологии. Мы надеемся, что предмет обсуждения показался вам заслуживающим

пристального внимания.

На этом пути мы увидели богатство уникальных кон цепций и формулировок, с помощью которых персоноло ги пытались объяснить сложность и разнообразие пове дения человека, как в норме, так и в патологии. Ни одно

из теоретических направлений, представленных в этой

книге, не подавляет другое, но в каждом молено увидеть

нечто, заслуживающее внимания и одобрения. Фактиче ски каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы полу чить ≪более полное≫ представление о том, чем является

человеческая личность. Тем не менее, читатель, возможно, почувствовал необходимость разработки новых концеп туальных моделей для углубления нашего понимания

поведения человека. Если так, значит, наш учебник су мел обрисовать то состояние, в котором данная область

находится сегодня. Старые и более современные теории, рассмотренные в совокупности, создают фундамент для

понимания причин поведения человека. Тем не менее, воз никает отчетливое осознание того, что дальнейший про гресс в этой области зависит от способности нового по коления персонологов создать адекватное теоретическое

поле для понимания всей невероятной сложности чело веческого существования.

Новые направления •575

В этой заключительной главе остается подытожить все, что мы изучили, и оп ределить некоторые аспекты, тенденции и проблемы, которые, вероятно, должны

повлиять на будущее развитие персонологической теории и эмпирических иссле дований. Важно понять существующие тенденции и критические моменты, чтобы

знать, в каком направлении будет двигаться психология личности в будущем.

Сразу хотим предостеречь: наши предположения не нужно понимать как ≪по следнее слово≫ в данной области, с уверенностью можно допустить только од но —новые и спорные вопросы будут появляться постоянно, по мере того как

персонология будет развиваться и изменяться. Наши попытки определить новые

тенденции и критические моменты направлены только на то, чтобы разработать гипотезу о дальнейшем развитии теории личности. Мы также считаем нужным

обсудить, в какой степени различные направления, рассмотренные в этой книге, могут влиять на развитие персонологических теорий и исследований.

Но сначала немного поговорим о том, что дал подход, который мы использова ли в этой книге для изучения и сравнения направлений персонологии. Мы убежде ны в том, что философские положения, касающиеся природы человека, представля ют убедительную и полезную модель для оценки широкого спектра теоретических

воззрений, существующих в современной теории личности. Эти положения пред ставляют собой концептуальную опору психологии личности; они формируют ос нову для понимания того, как психологи пытаются дать адекватное объяснение

поведению, мышлению и чувствам людей.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ

Центральным, объединяющим тезисом этой книги является то, что основные поло жения о природе человека определяют рамки, в которых различные направления

психологии личности формулируются и, в конечном итоге, проверяются. Они так же позволяют увидеть фундаментальные положения, с которыми личностные тео ретики соглашались или не соглашались (на рис. 12-1 можно видеть, какой фило софской позиции придерживался тот или иной теоретик, взгляды которого обсуж дались в этой книге). В заключительной главе уместно поднять некоторые новые

вопросы и поразмыслить о природе этих основных положений и их роли в на стоящем и будущем развитии личностной психологии.

Для начала вернемся к вопросу о сущности основных положений, который мы

уже поднимали в главе 1. Будет полезно вкратце вспомнить его здесь. Авторы

полагают, что фундаментальные положения о человеческой природе частично от ражают собственные личные переживания теоретика. Чтобы понять положения, которых придерживался тот или иной персонолог (выяснить, ≪откуда они взя лись≫), необходимо в какой-то степени понять его религиозный и социоэкономи ческий статус, число членов семьи и порядок рождения, отношения с родителями, образование и профессиональный опыт. Мы уверены, что биографические очерки

помогли читателю разобраться, как обстоятельства личной жизни теоретика вли яли на его исходные положения и теорию личности.

К тому же мы полагаем, что условия (время и место), в которых протекала

жизнь ученого, значительно влияли на его основные положения и вытекающие из

них концепции человечества. Например, взгляды Фрейда были сформулированы

576 •Глава 12. Психология личности

Свобода

Рациональ ность

Холизм

Конститу ционализм

Изменяе мость

Субъектив ность

Проактив ность

Гомеостаз

Познавае мость

Сильная

Адлер

Маспоу

Роджерс

Олпорт

Бандура

Келли

Маспоу

Роджерс

Адлер

Эриксон

Маслоу

Роджерс

Эриксон

Скиннер

Бандура

Маслоу

Роджерс

Адлер

Келли

Маслоу

Роджерс

Адлер

Олпорт

Маслоу

Роджерс

Фрейд

Фрейд

Скиннер

Бандура

Умерен ная

Адлер

Эриксон

Фрейд

Олпорт

Келли

Фрейд

Келли

Маслоу

Роджерс

Фрейд

Эриксон

Эриксон

Олпорт

Слабая

Олпорт

Фрейд

Олпорт

Средняя

Бандура

Келли

Адлер

Олпорт

Олпорт

Бандура

Бандура

Сла Умерен бая нзя

Эриксон

Бандура

Келли

Эриксон

Эриксон

Сильная

Фрейд

Скиннер

Фрейд

Скиннер

Бандура

Эриксон

Скиннер

Фрейд

Адлер

Скиннер

Скиннер

Адлер

Олпорт

Маслоу

Роджерс

Адлер

Маслоу

Роджерс

Детерми низм

Иррацио нальность

Элемента лизм

Инвайрон ментализм

Неизмен ность

Объектив ность

Реактив ность

Гетеростаз

Непозна ваемость

Рис. 12-1. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям, касающимся

природы человека.

в то время, которое историки назвали викторианским веком Европы. Викто рианское общество характеризовалось очень рациональным и моралистическим

взглядом на человека. В этом обществе на сексуальность смотрели как на пуга ющий и непристойный аспект человеческой природы. Фрейд шокировал и оскор бил многих современников, заявив, что люди, даже в младенчестве, мотивированы

сексуальными и агрессивными побуждениями. Другие интеллектуалы того време ни, такие как Шопенгауэр и Ницше, также утверждали, что поведение человека

Новые направления •577

регулируется мощными бессознательными и иррациональными силами. В отли чие от Фрейда, Абрахам Маслоу разрабатывал свои концепции и положения

в 1950-1960-е годы —период, когда внимание многих американских психологов

было привлечено к экзистенциальному и феноменологическому направлениям.

На взгляды Маслоу также повлияло то, что он был близко знаком с выдающими ся персонологами, которые иммигрировали в Соединенные Штаты из-за обо стрившейся политической ситуации в Европе. Альфред Адлер, Эрих Фромм и Карен Хорни в значительной мере повлияли на мировоззрение Маслоу, так как

они подчеркивали в человеке сознательное, ценности и становление. Если бы

Фрейд, Маслоу или какой-то другой теоретик жили в другом социальном, куль турном или историческом окружении, их положения, касающиеся природы чело века, могли бы значительно отличаться от тех, что нам известны.

Второй вопрос касается роли основных положений в формировании теорети ческой системы, а именно, их влияния на построение теории на начальных стади ях. С нашей точки зрения, осознавал их на начальном этапе персонолог или нет, философские положения теоретика о природе человека одновременно расширя ли и сужали его взгляды на личность. В качестве примера рассмотрим положение

свобода—детерминизм. Любой теоретик, придерживающийся положения свободы, будет, по определению, придавать особое значение тем аспектам функционирова ния человека, которые предполагают, что люди способны контролировать собствен ное поведение. Далее положение свободы в соединении с творческой мыслью тео ретика способно открыть для него какие-то новые направления, в русле которых

он будет стремиться объяснить сущность природы человека.

Таким образом, положение свободы значительно расширяет взгляды теоретика

на личность. Теоретик стремится детально изучать определенные области функ ционирования человека и изобретать теоретические концепции для их описания и объяснения. В то же время, однако, неимоверная сложность поведения и пережи ваний человека предполагает, что перспективы также и сужаются. Теоретик игно рирует или сводит до минимума те аспекты поведения человека, которые хорошо

объяснимы в терминах детерминизма. Например, теоретик, провозглашающий

идею о том, что люди имеют неограниченную свободу, несомненно, не будет прида вать большого значения или даже будет отвергать важность физиологических, генетических и ситуационных детерминант поведения. Хотя эти аспекты поведе ния человека тоже следует как-то объяснить, теоретик не принимает во внимание

никакие соображения или, по крайней мере, снижает их роль. Следовательно, по ложение свободы направляет персонолога по определенным теоретическим тро пам, открывая ему глаза на какие-то аспекты поведения человека, которые, возмож но, до него не рассматривались, и в то же время заставляя его ≪в упор не видеть≫

другие важные составляющие психологического портрета человека.

Конечно, все это относится также и к ученому, стоящему на позиции детерми низма. Данное положение ведет его по другим теоретическим тропам, заставляя

сосредоточивать внимание на тех аспектах поведения человека, которые демонст рируют влияние среды, и игнорировать или не придавать большого значения

действиям человека, которые отражают свободный выбор. Тем не менее, слож ность и неоднозначность поведения человека заставляют признать, что свобода

также является характеристикой человека. Если теоретик придерживается узко го взгляда и допускает только детерминизм, в результате получается довольно

578 •Глава 12. Психология личности односторонняя картина человечества. Таким образом, становится ясно, что явля ется теоретик непоколебимым детерминистом или стойким последователем сво бодного выбора, его позиция по этому положению в определенной мере ограни чивает объяснение природы человека.

Положение свобода —детерминизм —только одно из девяти, обсуждавшихся

в этой книге. Мы считаем, что остальные восемь основных положений оказывают

точно такое же влияние на создание и разработку теорий личности. Хотя каждое

из них может иметь большее или меньшее значение по мнению данного теоретика, (например, положение субъективность —объективность является центральным в теориях Роджерса и Скиннера и периферическим в позициях Олпорта и Банду ры), все девять положений влияют на персонолога, когда он создает свою теорию.

Ни один теоретик не строит концепцию в вакууме, он собирает данные и в рамках

существующих философских представлений размышляет о природе человечества.

Из того факта, что основные положения отражают различия в восприятии поведе ния человека разными теоретиками, следует, что можно рассматривать личность с

разных точек зрения.

И третий вопрос: являются ли исходные положения о природе человека един ственным фактором, влияющим на построение теории личности? Конечно же, нет.

Философские воззрения персонолога постоянно подвергаются множеству других воздействий при построении или пересмотре теории. Кроме основных положений, на мнение теоретика влияют такие факторы, как исторический период, в котором он живет, объем психологического знания, объем его знаний о психологии и других дисциплинах, академическое образование и другие контакты с миром идей, обще ние с коллегами (и в некоторых случаях с пациентами) и, в целом, жизненный опыт теоретика. Никогда не следует забывать, что теоретики, исследующие лич ность, сами являются людьми, перед которыми стоит задача создать теорию о лк> дях. Как и у всех нас, их сознание подвержено влиянию множества жизненных обстоятельств, происходящих во времени и в социальном контексте. Следователь но, мы должны помнить, что каждая теория личности каким-то образом отражает биографию, а также основные положения создателя этой теории.

В качестве примера этого эффекта взаимодействия вновь рассмотрим поло жение свобода—детерминизм. И Фрейд, и Скиннер были непоколебимыми детер министами; они были совершенно уверены в том, что все действия человека абсо лютно детерминированы и такой возможности, как свободный выбор, не существу ет. Но на вопрос, что конкретно определяет поведение человека, эти два теоретика отвечали совершенно по-разному, потому что положение детерминизма взаимодей ствовало с другими факторами в жизни каждого из них. Фрейд, например, был врачом, жил в такое время и в таком обществе, где сексуальность фактически была под запретом, и средством к существованию для него было лечение пациентов.

Следовательно, он искал детерминанты поведения внутри человека, в его биоло гии, в каком-то локусе причинности, не осознаваемом его пациентами в себе, в том, что связано с сексуальностью, которую пациенты не могли выразить в своей по вседневной жизни и которая так беспокоила их. Ид во всей его бессознательности, иррациональности и сексуальной силе и славе было конечным результатом поиска Фрейдом детерминант поведения.

А Скиннер, который обожал механические приспособления даже в молодые годы, был академически воспитан на точности, интересе к животным, поглощенно

Новые направления •579

сти процессом научения и беззаветной преданности инвайронментализму в аме риканском бихевиоризме. Скиннер зарабатывал на жизнь в научных лаборато риях, работая с испытуемыми —животными и людьми, изобретая и конструируя оригинальные экспериментальные приборы, разрабатывая и проводя экспери менты по научению и вообще манипулируя переменными окружения. Совершен но не удивительно поэтому, что внимание Скиннера было сосредоточено на детер минантах поведения, находящихся вне человека. Разумеется, он преуспел, найдя их в окружении, что отражено в его центральной и хорошо сформулированной концепции подкрепления.

Когда мы представляем себе позицию каждого теоретика по всем девяти ос новным положениям и то, как они взаимодействуют с его уникальными жизнен ными обстоятельствами, мы начинаем понимать, из чего образуется формальная структура теории личности. Говоря так, мы ни в коей мере не хотим преумень шить роль основных положений в теоретическом построении; мы просто помеща ем эти положения в определенную систему координат. Как указывалось ранее, сам процесс создания теории о человечестве основывается на определенных фи лософских положениях. Однако различия взглядов и концепций, сформулиро ванных теоретиками, также обусловлены различием их личного опыта.

Остается один заключительный вопрос: какова будет роль основных положе ний в теории личности будущего? С осторожностью мы отвечаем, что так как они имеют отношение к основному вопросу —что есть человечество, их роль будет оставаться неизменной. Основные положения, касающиеся человеческой приро ды, будут являться основой для всех будущих теорий личности, независимо от их специфического содержания или формы. А вот теории, гипотезы, методология и эмпирические исследования, которые образуют психологию личности как дис циплину, изменятся. Появятся новые теоретики, которые по-другому соотнесут свои переживания и уникальные особенности личности с основными положения ми. Вероятно, они получат новые данные о поведении человека, относящиеся к психологии и другим смежным дисциплинам. В то же время можно ожидать, что изменившиеся условия в мире повлияют на их теории так же, как они повлияли на теории их предшественников. Все ученые, о которых мы писали в этой книге, испытали на себе воздействие событий, происходивших в то время, когда они жили. Влияние первой мировой войны на концепцию Фрейда об агрессивности человека —только один из примеров. Тем не менее, мы полагаем, что философ ские положения будут оставаться той структурой, на основе которой личностные теории будут создаваться в обозримом будущем.

Теперь посмотрим на теории личности еще с одной точки зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.272 сек.