Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование. 2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, 3 ибо он льстит себе в глазах своих




2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, 3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; 4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; 5 на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом.

 

2. «Нечестие беззаконного». Его дерзкий и безудержный грех. Его пренебрежение рамками закона и справедливости. «Говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его». Благочестивые уши слышат голос грехов нечестивца, которые суть внешняя оболочка сердечного порока. Совершенно очевидно, что грешащие дерзко и бесцеремонно не могут почитать Судью всей земли. Какими бы ни были заявления неправедных, когда мы видим их порочные деяния, то понимаем, что в них нет истинной веры. Нечестие — достаточное доказательство отсутствия веры. Порочность — плод безбожия. Ум приходит к этому выводу при помощи логических рассуждений, а благочестивому сердцу это понятно сразу, интуитивно. Если Бог вездесущ и во мне есть страх Божий, то смею ли я нарушать Его законы в Его присутствии? Кто смеет поднимать мятеж во дворце царя, тот злодей и изменник. Какие бы мнения люди ни высказывали в теории, они остаются атеистами, пока действуют нечестиво. Человек, перед глазами которого нет страха Божьего, будет взирать на ужасы ада всю вечность.

3. «Ибо». Перед нами довод, доказывающий утверждение предыдущего стиха. Давид рассказывает, на основании каких аргументов он пришел к выводу, что нечестивые не имеют правильного представления о Боге и не почитают Его должным образом. Богобоязненные люди видят свои грехи и оплакивают их, а если ктото не видит своих грехов и не печалится о них, значит, у этого человека нет перед глазами страха Божьего. «Он льстит себе в глазах своих». Он считает себя хорошим человеком, достойным всякого уважения. Он успокаивает свою совесть и внушает самому себе, что он — само совершенство. И если его нельзя назвать образцом нравственности, то, по крайней мере, он достаточно благоразумен, чтобы не подчиняться правилам, связывающим всех остальных. Он — свободный мыслитель, у него независимый ум, он ненавидит ханжество и философов. Служители Божьи в его глазах мелочны и ограничены в своих суждениях. Из всех видов лести эта наиболее опасная. Даже самая глупая птаха не станет загонять саму себя в сети ловца; даже самый нечестный адвокат не станет обманывать самого себя. Оправдывать свои злодеяния перед собственной совестью (именно так звучит эта фраза в оригинале) — все равно, что мостить самому себе дорогу в ад. Дорога в ад и без того легка, ее не нужно улучшать.

«Будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его». В конце концов беззаконника выведут на чистую воду и покроют позором, каким бы ни было его мнение о себе. Рано или поздно гниль начинает источать такое зловоние, что ее уже невозможно скрыть. Наступает момент, когда проказу уже невозможно держать в секрете. В конце концов дом ветшает настолько, что его стены не удержать никакими подпорками, и его крыша падает на голову жильцов. Так и человеческому самодовольству есть предел. Безбожника разоблачают и предают всеобщему презрению, он больше не может жить притворной жизнью, как раньше. Если этого не происходит в земной жизни, то смерть выставляет на всеобщее обозрение его тщательно скрываемые черты характера, предавая стыду и презрению. Когда человек льстит самому себе, это доказывает его безбожность, поскольку малейшее размышление о Боге сделало бы подобную лесть чрезвычайно трудным, если не невозможным делом. Вера в Бога, подобно свету, обнажает нашу душу, и тогда грехи и пороки становятся очевидными. Нечестивые же пребывают во тьме, ибо не видят ни внутренних, ни внешних своих пороков.

4. «Слова уст его — неправда и лукавство». Неправедность и лукавство, эта пара адских псов, обычно охотятся вместе, и то, что упускает один, достается другому. Если неправедность не может взять силой, то лукавство берет обманом. Когда сердце человека настолько порочно, что он льстит самому себе, уста его будут выражать все то, что гнездится в сердце. Открытая гробница уст обнажает порочность человеческого характера. Благочестивые люди следят за своими словами и, согрешая по немощи плоти, не изобретают оправданий и не бахвалятся своими беззакониями. Поскольку нечестивые не придают значения злу, которое совершают, равно как и своим неправедным речам, мы можем быть уверены, что Бог не царствует в их душе. В оригинале сказано, что слова нечестивых суть неправда и ложь. Слова Давида звучат весьма выразительно, так, как будто слова нечестивых — это сама ложь, воплощение лжи. «Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро».

Он отвернулся от истинного пути. Боящиеся Бога идут от силы в силу, следуя путями правды; нечестивцы же очень скоро оставляют то добро, которое знали. Разве мог бы человек отступить от Бога, если бы почитал верховного Судью? Разве не пренебрежение Богом виной тому, что в свое время он отрекается даже от того показного благочестия, которым раньше тешил свое самолюбие?

5. «На ложе своем замышляет беззаконие». Место отдыха становится для него местом составления злых замыслов. Ложе его — почва для произрастания ядовитых трав. Благочестивые размышляют о Боге и служении Ему, а когда люди устремляют все свои мысли и творческие способности к злу, они тем самым доказывают порочность своей натуры. Тот заключил союз с дьяволом, кто лежит на своем ложе и замышляет беззаконие. Мысли его далеки от Бога. «Становится на путь недобрый». Поднявшись утром, он решительно и настойчиво осуществляет задуманное зло. Он избирает самые порочные пути, ибо научил сердце свое любить скверну, наполнил свое воображение до предела греховными помыслами. «Не гнушается злом». Он не только не гнушается злом, не только не отвергает его, но, напротив, находит в нем великое удовольствие и относится к нему снисходительно. Он никогда не презирает зло за то, что это зло, но, наоборот, думает о нем, защищает его и совершает. О, какой портрет безбожного человека рисуют нам эти несколько строк! Мы видим здесь все: и беспечную совесть, и распутную речь, и злые намерения, и сознательный выбор беззакония, и безбожное сердце. Боже, не дай нам уподобиться таким людям!

 

6 Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! 7 Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: 9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, 10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

 

Псалмопевец переходит от описания нечестивых к размышлениям о славе Божьей. Контраст поистине впечатляющий.

6. «Господи! милость Твоя до небес». Милость Господня, подобно небесной синеве, окутывает всю землю. Она дарит улыбку творению, под ее сводом укрывается все живущее, словно под крышей, она высится над человеческим тщеславием и возносится над мглой губительных беззаконий. Ничто не омрачает лик небес: в тихом безмолвии милость улыбается шумному и затянутому дымом миру. Только возле самой земли бывают тьма и тучи, а небесные высоты всегда спокойны и безмятежны в свете бесчисленных созвездий. Милость Божья обширна и долготерпелива; она неизменна, вопреки всем человеческим мятежам. Пределы милости Господней можно измерить лишь тогда, когда мы сумеем измерить пределы небес. Своим рабам Господь явил особую, поистине беспредельную милость, даровав им спасение в Иисусе Христе. О, если бы атеист мог увидеть эту милость! Он всем сердцем захотел бы стать рабом Господа Бога. «Истина Твоя до облаков!» Истина и верность Божья превыше всякого разумения. Он никогда не подводит нас, никогда не забывает, никогда не колеблется и никогда не нарушает Своего Слова. Беды подобны облакам, но божественная истина окружает их со всех сторон. Находясь в облаке, мы находимся в пределах истины и верности Господней, а когда мы поднимемся выше, то уже не будем нуждаться в таком уповании. Господь в точности исполнил все Свои угрозы, обещания, пророчества и заветы: «Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

7. «Правда Твоя, как горы Божии». Правда Божья подобна огромным, непоколебимым, высоким, величественным горам. Как Альпы не сдвинутся с места под напором ураганных ветров, так и правда Божья остается неизменной в любых обстоятельствах. Господь всегда справедлив. Кто может дать взятку Судье всей земли, кто может угрозами заставить Его поступиться правдой? Даже ради спасения избранных Господь не откажется от требований справедливости. Никакое благоговение перед горным пейзажем не может сравниться с трепетом, наполняющим душу человека, когда он лицезрит Сына Божьего, принесенного в жертву ради умилостивления правды неумолимого Законодателя. На пути нечестивого, желающего войти на небеса, высятся великие Анды божественной справедливости, которые не в силах преодолеть ни один невозрожденный грешник. Посреди неприступных гор тихо спят снежные лавины; еще неоперившиеся молнии учатся летать, ожидая начала неистовой бури, низвергающейся с заоблачных вершин. Так и Господь уготовал посреди гор божественной справедливости ужасные орудия гнева на день великого суда, которыми Он поразит Своих врагов. «И судьбы Твои — бездна великая!» Деяния Господни на благо человеков слишком таинственны, чтобы их мог понять любой хвастун, требующий ответа на все свои вопросы. Бог не обязан отчитываться перед нами в причинах тех или иных Своих действий. У Него всегда есть причины, однако Он не всегда открывает их нашему недалекому уму. Промыслительная деятельность Божья широка и глубока, ужасна и непобедима, как океан. В одно время она может казаться тихой, как зеркало водной глади, а в другое — бурной и бушующей, как неистовый ураган, но вместе с тем величественной и таинственной. Кто может отыскать источники моря? Тот, кто способен на это, может уразуметь и провидение вечного Бога.

Как бездна морская отражает лик небес, так и милость Господня отражается в устроении дел земных, и радуга завета Божьего простирает свое утешение над великой бездной. Господь верен во всех делах Своих. «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» Мириады творений Божьих как разумных, так и неразумных получают свое пропитание из рук Творца. Бесчисленные звери лесные, великое множество птиц, немыслимое количество рыб и великие воинства насекомых — все обязаны своим существованием руке Господней, поддерживающей жизнь творения Своей державной силой. Какой величественный образ Бога предстает перед нами! Каким испорченным должен быть человек, не видящий присутствия вездесущего Бога в творении и не испытывающий благоговения пред Ним!

8. «Как драгоценна милость Твоя, Боже!» Здесь мы вступаем в святое святых. Благоволение, милость и справедливость Бога видны повсюду, но только тот познает ценность милости Господней, чья вера проникла за завесу и вступила в ослепительное присутствие Божье. Только такой человек может познать ценность милости Божьей. Ощущение любви Господней дороже всех бриллиантов и жемчужин. Эту драгоценность носят ангелы. Королевские регалии — дешевые побрякушки по сравнению с милосердием Господа Бога. Давид не мог измерить всю ценность милости Божьей и потому после краткого восклицания предоставил нашим сердцам, воображению, а самое главное, опыту, судить об этом. Он сказал: «Как драгоценна!» поскольку не мог выразить и половины ее величия. «Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны». Самая веская причина для благословеннейшего из чувств. Какой яркий и прекрасный образ! Господь простирает Свои крылья над святым народом, как наседка прячет свой выводок от опасности, как орлица защищает своих птенцов. Мы прячемся под сенью крыл

Его как птенцы в благословенном убежище и чувствуем себя безопасно. О, какое утешение — укрыться под крыльями всемогущего Бога! Иисус плакал, видя, что Иерусалим отказался от этого благословения. Мы также можем оплакивать это великое безумие.

9. «Насыщаются от тука дома Твоего». Уповающие на Бога войдут в дом Господень на небесах и насладятся всем его богатством. Господь не ограничен одним местом обитания, и где бы мы ни находились, мы можем почитать наше жилище — если мы воистину веруем — одной их обителей дома Божьего. Благодать и милость даруют нашей душе великое наслаждение, поскольку мы верой пребываем в непосредственной близости к Господу. Если смотреть на собрание верующих как на особое место присутствия Божьего, то в богослужении верующие воистину насыщаются от тука небес. Как блаженна душа, вкушающая дивные лакомства Евангелия — ничто не может насытить нас так, как Господня благодать. «И из потока сладостей Твоих Ты напояешъ их». Теперь, когда они насыщены плодами Эдемского сада, Бог даст им пить из реки, омывающей берега рая. Вечная любовь Божья приносит нам постоянное и преизобильное утешение; мы принимаем его верой и испытываем величайшее удовольствие. Господь не просто приводит нас к этой реке, но и дает нам пить из нее. В этом проявляется милосердие божественной любви. На небесах все эти обещания будут исполнены в полной мере, но и сейчас уповающие на Господа вкушают какуюто их часть. Счастье, которое даровано верующим, не что иное, как счастье самого Бога. Обновленные души радуются радостью Господа. «Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

10. «Ибо у Тебя источник жизни». Стих звучит весьма просто, однако, как и первая глава Евангелия от Иоанна, он чрезвычайно глубок. Жизнь творения проистекает из преизобильного и самодостаточного источника; от него она получает свое питание и благодаря ему растет и развивается. Жизнь — свойство твари, однако источник ее — Творец. В отношении духовной жизни это справедливо вдвойне. «Дух животворит». «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». «Во свете Твоем мы видим свет». Свет — это слава нашей жизни. Жизнь во тьме — это жалкое существование, более похожее на смерть, чем на жизнь. Только Господь может даровать нам физическую, интеллектуальную и духовную жизнь. Только Он может наполнить нашу жизнь светом. В духовной жизни знание Бога проливает свет на все остальное. Чтобы видеть солнце, нам не нужна свеча: мы видим его собственное сияние, а затем видим все в его свете. Мы не смотрим на Христа с точки зрения своего миропонимания, но всегда рассматриваем себя в свете Господней любви. Интеллектуальные способности вовсе не помогают нам увидеть духовный свет; напротив, чаще всего они гасят проявления Духа. Только свет самого Духа может просветить темные недра наших внутренних пороков. Напрасно люди ищут знания и человеческой мудрости; один луч престола Божьего приносит больше света, чем ярчайший полдень сотворенного разума. Господь, даруй мне солнце, а безумцы пусть находят удовольствие в мерцающем свете суеверий и тусклом свечении порочной философии. Вера получает свет и жизнь от Бога и, следовательно, не умирает и не гаснет.

 

11 Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня.

 

11. «Продли милость Твою к знающим Тебя». Мы просим у Бога только продления прошлых милостей. Господь, продли милость Твою ко всем, кто знает Твою великую любовь, заботу, неизменность и всемогущество. Все они были научены Тобой и знают Тебя благодаря Твоему наставлению; наставляй и совершенствуй их во веки веков. Верующий всем сердцем желает того, о чем просит в молитве, ибо просит Бога даровать то, что Бог и сам хочет нам дать. Хорошо, когда наши прошения вторят божественным обещаниям. «И правду Твою к правым сердцем». Ты никогда не бросал праведных в беде; будь же их защитником, отомсти за них. Самое страшное для человека Божьего — оказаться оставленным. Отсюда такая молитва. Впрочем, этот страх ничем не обоснован, и вера приносит нам мир. Данный стих побуждает нас молиться о продолжении Господних милостей, несмотря на то, что они твердо обещаны нам в непреложном завете. Бог хочет, чтобы мы просили Его о милости.

12. «Да не наступит на меня нога гордыни». Здесь Давид начинает молиться о себе. Гордыня — грех дьявола. Добрые люди не зря опасаются гордых, ибо семя змея не прекращает жалить благочестивых в пяту. О, с каким удовольствием насмешники очернили бы святых и втоптали бы их в грязь! Против этой злобы и ненависти и молился Давид. Ни одна нога не наступит на верующих, ни одна рука не одолеет их, пока Господь на их стороне. «И рука грешника да не изгонит меня». Не дай нечестивым гнать меня, не допусти, чтобы они вырвали меня из дома, как выкорчевывают дерево. Нечестивцы напрягли все свои силы, пытаясь погубить Давида; они использовали все доступные средства — наступали на него ногами и гнали руками. Но псалмопевец обрел убежище в своем великом Покровителе и воспел победную песнь, предвкушая полный разгром врагов.

 

13 Там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать.

 

13. «Там пали делающие беззаконие». Очи веры видят их полный разгром. Вот грех, смерть и ад лежат поверженными перед нашими глазами. Зри побежденного врага! «Низринуты». Милость и благодать низринули их с укрепленных высот. Иисус Христос уже поверг всех врагов народа Божьего, и в свое время все грешники ощутят на себе это поражение. «И не могут встать». Поражение сил зла окончательно и бесповоротно. Благодарение Богу, как бы высоко ни превозносилась тьма века сего, близится время, когда Бог восстановит справедливость и низвергнет зло с его пьедестала так стремительно, что оно уже не сможет встать, и тогда у ада не останется никаких надежд. Уповающие же на Бога будут вечно славить Господа и радоваться Его святому имени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.