Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование. О гибели коварного языка




Композиция

Заглавие

Псалом 51

О гибели коварного языка

«Начальнику хора». Даже короткие псалмы, если они содержат хотя бы одно слово о благости Господней или один упрек в адрес человеческой гордыни, уже достойны нашего пения. То, что каждый псалом должен был исполняться начальником хора, говорит нам о ценности священных песнопений: нельзя славить Господа небрежно. «Учение Давида». Давид извлек мудрость даже из злобы Дойка. Поскольку ненависть Дойка была направлена главным образом против Давида, именно он извлек из нее наибольшую пользу. «После того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха». Прибегнув к коварной лжи, Доик убил всех священников в Номве. Священники не были виновны, приютив у себя Давида, скрывавшегося от гнева царского: ни их намерение, ни действие не были греховными. Чувствуя на себе злобу своего заклятого врага, Давид описывает его грех в самых ярких красках. Возможно, что под нечестивцем он имеет в виду самого Саула.

В композиционном деления будем следовать паузам, расставленным самим псалмопевцем.

3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; 4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду.

 

3. «Что хвалишься злодейством, сильный?» Со стороны Дойка едва ли было разумно хвалиться убийством беззащитных священников. Ибо есть ли особое геройство в том, что ты умертвил людей, никогда не притрагивавшихся к мечу? Это не что иное, как позорная трусость, и уж, конечно, не повод для похвальбы. Злодей, носящий благородные титулы, смешон и нелеп. Если Давид сказал это о Сауле, то его слова, произнесенные не без сожаления, означают примерно следующее: «Как мог человек, поставленный Богом для совершения самых благородных поступков, опуститься до того, чтобы хвалиться жестоким и коварным убийством?». «Милость Божия всегда со мною». Давид противопоставляет злобу человеческую и милость Божью. Даже ярость тиранов не может осушить неиссякаемый источник божественной милости. Пусть даже священники мертвы, их Господь пребывает вовек. Бог переживет минутный триумф Дойка, а затем обратит вспять все его беззакония. Это должно умерить пыл ликующих гордецов, ибо пока Господь жив, беззаконию нечем хвалиться.

4. «Гибель вымышляет язык твой». Речи злодея всегда полны коварства. Очевидно, что Доик сообщил Саулу о Давиде не для того, чтобы оказать царю помощь, а для того, чтобы отомстить ненавистным священникам Бога Иаковлева. Когда человек говорит одно зло с целью сотворить другое, еще большее зло, сердце его полно скверны и порока. «Как изощренная бритва, он у тебя, коварный!» Для описания лживого языка Давид использует образ острой бритвы, при помощи которой искусные восточные брадобреи могли побрить человека наголо незаметно для него самого. Или же он имеет в виду, что Доик уничтожил священников так же быстро и коварно, как брадобрей может перерезать горло тому, кого бреет. Вооружившись ненавистью и подпоясавшись злобой, он совершил подлое убийство с дьявольским проворством.

5. «Ты любишь больше зло, нежели добро». Гордец не любил добро. Даже если бы зло и добро имели равное воздаяние в этом мире, он все равно избрал бы зло.

«Больше ложь, нежели говорить правду». Он говорил на языке лжи как на своем родном наречии. Если правда и слетала с его уст, то только случайно. В прочих же случаях он наслаждался ложью.

«Селах». Остановимся на минуту и поразмыслим над судьбой хвастливого гордеца. Хотя Доик давно лежит в могиле, на народ Божий лают другие псы. Начальника пастухов Сауловых давно нет в живых, но у дьявола есть и другие загонщики, чтобы гнать народ Божий, точно овец на заклание.

 

6 Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых.

 

6. «Ты любишь». Тебе доставляет удовольствие язык погибели. «Всякие гибельные речи». Бывают такие слова, которые, подобно удаву, заглатывают человека целиком, или, подобно льву, раздирают его на части. Злодеи любят такие слова. Их речи полны ярости и коварства. Они готовы использовать в своих целях все, что пробуждает низменные страсти. Они считают, что безумные и гибельные речи есть верх ораторского искусства. «Язык коварный». Все свои гибельные речи человек оправдывает стремлением к справедливости. Он утверждает, что заботится о правде, но правда заключается в том, что он гонит истину и святость и скрывает свои подлинные намерения под маской невинности.

7. «За то Бог сокрушит тебя вконец». С каким великим удовольствием нечестивец уничтожил бы Церковь! Но вместо этого Бог сокрушит его, разрушит его жилище, вырвет его с корнями и погубит вконец. «Изринет тебя и исторгнет тебя». Бог потушит твой очаг и развеет прах по ветру. Нечестивец жаждал задуть светильник истины — за то Бог ввергнет его в погибель. «Из жилища твоего». Господь исторгнет тебя подобно сорняку, вырываемому с корнем, или подобно пленнику, уводимому прочь от родной земли. Как Ахимелех и его братья–священники были исторгнуты из земли живых, так и убийцы будут исторгнуты из своих жилищ. «И корень твой из земли живых». Нечестивец будет уничтожен, вырван с корнем, изрублен на куски. Он хотел смерти невинным, но смерть обратится на его голову. Он хотел чинить ущерб живым, но за то будет ввергнут в погибель и прекратит свои безумства. Кто не дает жить другим, сам не имеет права на жизнь.

Зло обратится против злодеев; они получат воздаяние соразмерно со своими делами.

«Селах». Сделаем еще одну паузу и поразмыслим над божественной справедливостью, неизменно карающей злодеев за беззаконие.

 

8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним: 9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».

10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков, 11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

 

8. «Увидят праведники». Те, кого ненавидели, переживут своих ненавистников. Праведники увидят гибель нечестивых своими глазами. Бог позволил Мардохею увидеть Амана, повешенного на собственной виселице. Давиду принесли свидетельства смерти Саула, павшего на горе Гелвуйской. «И убоятся». Ум праведных будет отрезвлен священным страхом, и они поклонятся Господу–Вседержителю с благоговением. «Посмеются над ним». Если не с праведной радостью, то, по крайней мере, со святым презрением. Все коварные замыслы разрушены, все хитроумные и лукавые козни обращены в ничто. Мефистофеля обвели вокруг пальца, древнего змея уловили его же коварством. Священная радость, которая более соответствует торжеству, чем веселью, едва ли может найти себе лучший повод.

9. «Вот». Прочтите эпитафию на могиле сильного, который властвовал над избранными и попирал их своим тяжелым сапогом, пока не закончился его краткий век. «Человек, который не в Боге полагал крепость свою». Взгляните на него! Вот этот тщеславный человек! Он нашел себе крепость, но не в Боге. Он хвалился своим могуществом, а не всемогуществом Бога–Вседержителя. И где же он теперь? Кто помог ему в час великой нужды? Взгляните на его конец и вразумитесь! «А надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». Он хвалился множеством накопленного богатства и совершенными злодействами, но ужасен союз богатства и нечестия. Когда они соединяются, человек становится чудовищем. Дьявол, утопающий в сокровищах, — дьявол вдвойне. Веельзевул и Маммона, объединяясь, наводят на святого в семь раз более тяжкое испытание, но в конце концов это коварство обратится на их же голову. Видя богатого нечестивца, мы должны помнить о том, что его ждет скорая погибель.

10. «А я…», несмотря на все гонения, «…как зеленеющая маслина». Врагу не удалось вырвать меня с корнем и уничтожить; я подобен зеленеющей маслине, которая пускает корни свои по скале и цветет, несмотря на засуху. «В доме Божием». Давид был членом Божьей семьи, и ничто не могло отлучить его от любви Божьей. Он цвел в непосредственном присутствии Бога и всегда пребывал в спокойствии и блаженстве, несмотря на замыслы врага. Давид будет приносить плод даже тогда, когда Бог отсечет всех его надменных врагов от ствола, подобно засохшим веткам. «И уповаю на милость Божию во веки веков». Давид был полон надежд потому, что уповал на вечную милость. Он знал, что милость Божья пребывает вовек, и уповал на ее неизменность. Можно ли представить себе более прочное основание и более надежное убежище?

11. «Вечно буду славить Тебя». Моя благодарность соразмерна полученной мной благодати. Иные хвалятся богатством, я же хвалюсь Господом Богом. Даже когда песни нечестивцев навсегда умолкнут в могильной тишине, мои славословия не прекратятся. «За то, что TЫ соделал». Господь оправдал праведников и осудил нечестивых. Великие и достославные деяния Божьи, посредством которых Он спас избранных и осудил злодеев, заслуживают нашей искренней благодарности. Давид говорит об обещании Божьем так, словно Бог его уже выполнил, ответив на его молитву. Исполнившись благодарности, он воспевает Господу песнь хвалы. «И уповать на имя Твое». Бог всегда останется упованием Давида, царь не будет искать себе иного убежища. Мы избираем своей защитой Того, кто прославил Свое имя истиной и праведностью, и делаем это по вполне понятным причинам. «Ибо оно благо пред святыми Твоими». Давид не скрывал своего упования от других святых, и тем самым поощрял их в вере в Господа и ожидании Его своевременного явления. Праведники не должны страшиться плоти и крови: в спокойствии и уповании крепость наша. Пусть сильные мира сего хвалятся своей силой, мы же будем уповать на Господа. Если даже они обретут всю славу этого суетного мира, мы будем терпеливо ожидать явления превосходящей славы, обещанной нам в будущем веке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.