Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование 1 страница. Наконец мы достигли так называемого псалма завета, поистине великолепного сочинения, которым, согласно иудейской традиции




Композиция

Заглавие

Псалом 88

Псалом завета

Наконец мы достигли так называемого псалма завета, поистине великолепного сочинения, которым, согласно иудейской традиции, завершалась третья книга псалмов. Верующий псалмопевец изливает свою молитву пред Богом во время великого национального бедствия и просит Его вспомнить о завете, заключенном с Израилем. Он ожидает от верного и истинного Господа избавления и помощи.

«Учение». В псалме содержится множество полезных наставлений, и потому он совершенно справедливо назван учением. Тема завета, или обещаний Божьих, является ключевой для понимания богословия вообще. Всякий человек, наученный Святым Духом о завете благодати, будет книжником, сведущим в Царствии Божьем, а тот, чье богословие является помесью благодати и добрых дел, не способен даже наставлять младенцев. «Ефама Езрахита». Возможно, речь идет об Идифуне, который во время царствования Давида был одним из певчих хора, а во времена Соломона был широко известен своей мудростью. Судя по всему, он благополучно пережил беды, пришедшие в Израиль после воцарения Ровоама. Если автором псалма действительно был он, то псалом был написан им в преклонном возрасте. В те времена род Давидов и земля Иудина подвергались страшной опасности. В самом псалме существует немало указаний на истинность данной гипотезы.

Вначале благословенный поэт возвещает свою надежду на Бога, заключившего завет с домом Давидовым. Тема меняется на стихе 5. В стихах 6—15 содержится благодарение Богу за могущество, справедливость и милость. В стихах 16—19 говорится О блаженстве народа, имеющего великого и славного Бога и, следовательно, находящегося под Его защитой и покровительством. Стихи 20—38 — это радостные воспоминания об условиях завета, а стихи 39—52 — плач к Богу, сетование и прошение. Завершается псалом искренними словами благословения и двукратным «аминь». Да благословит нас Святой Дух в чтении этого величайшего из поучительных псалмов.

2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. 3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утердил Ты истину Твою, когда сказал: 4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: 5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

 

2. «Милости Твои, Господи, буду петь вечно». Благочестивая решимость псалмопевца была весьма похвальной, особенно в связи с тем, что в это самое время он оплакивал кажущийся отказ Господа от завета, заключенного с Давидом. Каким бы ни был наш непосредственный опыт, мы должны всегда неумолчно возвещать милости Господни, ибо они не меняются вовек, вопреки кажущимся обстоятельствам. Ходящие видением поют лишь время от времени, а ходящие верой поют всегда. Верующие не должны прекращать своих песен, что бы ни происходило вокруг. Они должны всегда славить Господа, поскольку любовь Его неизменна, даже когда все вокруг свидетельствует об обратном. Нам надлежит не только веровать в благость Господню, но и радоваться ей непрестанно. Благость Господня — неиссякаемый источник пашей радости; воды его никогда не пересыхают, а значит, и хвала паша должна струиться нескончаемым потоком. Мы поем хвалу не одной, а многим милостям Господа, и потому славословия наши не должны быть скудными. Господь милостиво подает нам хлеб насущный; Он абсолютный и неизменный Бог, и потому наша благодарность Ему должна только умножаться. Пусть эта «казна» всегда будет наполнена от «начатков прибытков наших». Хвала наша неподвластна времени, она льется из уст благочестивого народа всю вечность. Господь благословляет нас вечными милостями, а значит, и хвала наша не должна прекращаться.

«В род и род возвещать истину Твою устами моими». Грядущие поколения услышат мудрые наставления настоящего и вразумятся. Слова Ефама стали простой истиной для христиан всех веков и навсегда останутся душеполезным поучением. Во всех наших сочинениях мы должны думать о грядущих поколениях, ибо их наставление — наша ответственность. Все свои мысли Ефам сначала возвестил устами, а затем записал на бумаге, и это достойный пример для подражания. Нам надлежит делать и то и другое, ибо уста говорят мягче и слаще, чем перо, а перо пишет основательней и глубже. Записанное слово становится достоянием будущих поколений и распространяется среди широких масс. Что касается данного псалма, то он написан поистине блестящим слогом, и кажется, будто он изливается из уст псалмопевца, как струящийся поток. Слова псалма как будто имеют собственную жизнь, они живут и разговаривают, а точнее, воспевают. Заметьте, что во второй части стиха псалмопевец славит Бога за верность (в русском переводе «истину». — Примеч. ред.), величайшую из Господних милостей и ярчайшую жемчужину в венце Господней благости. Если бы Господь не был верен и истинен, Он не был бы достоин наших песен. Но Он полон неизменной любви и непреложных обещаний, а потому заслуживает наших славословий в полной мере. Во время скорби душа полагается именно на верность Господа Бога. Она надежный якорь для души, ее убежище. Бог верен и никогда не меняется, а потому в сердцах наших рождается песнь хвалы, которую будут петь все поколения. Эта песнь никогда не устареет, никогда не выйдет из репертуара, никогда не наскучит, никогда не станет тривиальной или ненужной. Мы должны петь ее постоянно, ибо людям свойственно забывать ее сладостные напевы и сомневаться в ее утешительном учении, когда приходят тяжелые времена. Песен о милости Божьей и Его истине не может быть слишком много — если они не нужны одному поколению, то понадобятся другому. Если скептики с усердием и прилежанием обращаются к старым сомнениям и изобретают новые причины для неверия, то насколько же более верующие должны свидетельствовать о милости Господней и приводить как старые, так и новые доводы в пользу Божьей верности? Всякий, кому Бог благоволит так же, как Кфаму, должен прилежно славословить Господа и не смотреть на неверие мира.

3. «Ибо говорю: навек основана милость». Сердце псалмопевца было уверено в этом, и он провозгласил свое убеждение как неоспоримый факт. Он ничуть не сомневался в том, что на сем надежном основании милости Господь воздвигнет великий чертог благости — убежище для всех народов, в котором Сын Давидов будет царствовать в вечной славе как Податель небесной благодати. «На небесах утвердил Ты истину Твою». Божественное здание вознесется до самых небес и будет увенчано верностью Божьей. Божественная верность нисходит с небес — на земле нет ничего печного и незыблемого. Все земное подвержено тлению и изменчиво, как фазы Луны и бурное море. Верность рождается на небесах и обитает там в вечном могуществе. Верность Божья так же неизменна, как голубой небосвод над нашими головами. Как радуга является знаком непреложного завета Господня, так и верность Божья увенчана неизменной славой в небесных селениях. Мы можем сказать вслед за Ефамом: «Будь, что будет, но храм милости и верности воздвигнут великим Строителем, и Его вечное бытие есть гарантия его нерушимости». Об этом следует вспоминать всякий раз, когда Церкви Божьей угрожает опасность или когда наш дух чрезмерно отягощен печалью.

4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему». Уверенность псалмопевца в непреложности милости и верности Господней была основана на завете между Богом и Давидом. Ефам знал, что Господь дал Давиду и его семени обещание благодати и подтвердил его клятвой. Слова завета (2 Цар. 7:1—29) были явлены псалмопевцу откровением Святого Духа, и здесь он передал их основной смысл в нескольких предложениях. Давид был избранником Божьим, Господь заключил с ним и его потомками вечный завет, который окончательно исполнился в личности великого Сына Давидова. Дом Давидов всегда будет домом царя. Семя Давидово будет царствовать, доколе в Израиле существует престол. Ко кресту умирающего Иисуса Христа была прибита табличка с надписью: «Царь Иудейский». Эти слова были написаны на трех основных языках того времени, и до сих пор во всех языках и народах имя Господне почитается и прославляется непрестанно. Таким образом, данный Богом завет не был нарушен, хотя царство

Израильское временно перестало существовать. Истинное Царство Давида, по обещанию, пребывает вовек. Во Христе Иисусе Бог заключил завет со всеми избранными, и они становятся рабами Господними по дару Божьей благодати, а впоследствии — царями и священниками. Как сладостно думать о том, что Господь не только заключил с нами завет, но и прилежно исполняет его, подтверждая истинность Своей клятвы. Очевидно, что для Ефама Езрахита этот факт был источником твердой веры в Бога. Пусть читатель вместе с автором этих строк поразмыслит над этими несравненными истинами и прославит милость Господа, который подтверждает завет Свой и тем самым обновляет упование святого народа. Господь тщательно описывает Свой завет, как будто эта Тема Ему особенно приятна. Давайте и мы внимательно прочтем слова Божьего завета с Давидом в 2 Цар. 7:12—16: «Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки».

5. «Навек утвержу семя твое». Бог обещал, что семя Давида не прекратится вовек, и в Иисусе Христе это обещание исполнилось в полной мере. Скольких потомков приобрел Давид через своего великого Сына и Господа Иисуса Христа! Сын Давидов — это основатель нового человечества, второй Адам, отец вечности. Он видит Своих потомков и зрит в них страдание души Своей. «В род и род устрою престол твой». Род Давида никогда не кончается, а наоборот, только множится благодаря могущественному действию великого Архитектора неба и земли. Иисус Христос является одновременно Царем и основателем нового рода, и Царство Его растет с каждым днем. Владычество Его множится непрестанно и распространяется по всему миру.

Таков завет Господа нашего. Всякий раз, когда Церковь отступает от Бога, мы должны молиться верному Господу Богу так же, как молился псалмопевец в последних стихах этого священного гимна. Христу надлежит царствовать, но почему же ныне имя Его хулится и Евангелие находится в уничижении? Чем больше в сердце верующего благодати, тем более он будет ревновать о деле

Божьем, и тем более он будет взывать к Богу великого завета, прося Его о пришествии Царствия.

«Селах». На этой ноте следует остановиться. Сделай паузу, О читатель, и пусть каждый слог священного завета отзовется в ушах твоих радостным звоном. Затем вознеси сердце свое к небесам и воспой вместе с благословенным поэтом хвалу Господу.

 

6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. 7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. 9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. 10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. 11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее Ты основал. 13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! 15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.

 

6. «И небеса прославят чудные дела Твои, Господи». Небеса воззрят на чудные дела Божьи на земле, совершенные и совершаемые по завету благодати, и наполнятся благоговейным восторгом. Солнце и Луна, знамения завета Божьего, восславят Господа за Его дивную милость, и ангелы вместе с душами искупленных сынов воспоют Богу новую песнь. «И истину Твою в собрании святых». Под собранием святых, скорее всего, подразумеваются святые, живущие на земле. Таким образом, вся небесная и земная семья восхвалит Бога единым гласом хвалы. Земля и небо благоговеют пред Богом Нового Завета. Святые, пребывающие на небесах, постигают глубину и высоту божественной любви и восхищаются ее чудесами, а святые на земле, сознающие свои многочисленные грехи, гневящие Бога, утешаются Его верностью. Небеса зазвенели дивной музыкой, услышав радостную весть о Вифлеемском Младенце, а святые, собравшиеся в храме, восславили верность Господа, даровавшего миру во исполнение обещания истинного Сына Давидова. С этого самого дня собрание святых на небесах и священное собрание на земле непрестанно поют славу Господу Богу, хранящему Свой завет.

7. «Ибо кто на небесах сравнится с Господом?» Небеса преклоняются перед единым истинным Богом, поскольку никто и ничто не может сравниться с Ним. «Кто среди сынов человеческих сравнится с Господом?» Никто. Вот почему Ему поклоняется собрание святых на земле, ибо никто не в состоянии бросить вызов Всевышнему. Пока мы не нашли Господу достойного соперника, мы будем чтить только Его. Ни среди сынов человеческих, ни среди сынов зари не найдется ни единого соперника Господу Богу. Вот почему Он достоин всей нашей хвалы. Господь Иисус Христос, будучи одновременно Богом и человеком, пребывает выше всякой твари, и потому Он достоин нашего благоговейного поклонения. Какая поэзия! Какой дерзкий вызов бросает этот стих! Как безоглядно святое хвастовство! Святой певец размышляет об имени Господа с видимым удовольствием. Для него Бог Израилев — единственный Бог, достойный прославления. Слова этого стиха очень похожи на слова из песни Мариам: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» Очевидно, псалмопевец мысленно вернулся к временам Моисея, когда Господь явил чудеса Свои при Чермном море и прославил Свое неизреченное имя. В этих двух вопросах слышится бряцанье тимпанов и ликование танцующих женщин. Неужели в наше время не осталось настоящих поэтов? Неужели сегодня нет человека, который мог бы сочинить гимн, воспаряющий к небу, словно неистовое пламя? О Дух Святой, воздвигни среди нас талантливого стихотворца!

8. «Страшен Бог в великом сонме святых». Даже святейшие из святых трепещут в присутствии трижды святого Бога. Они знают Его близко, и знание это пропитано благоговейным страхом. Совершенная любовь изгоняет страх, в котором есть мучение, но на его месте возникает другой, который по сути своей сравним с невыразимой радостью. Воистину поклонение наше должно сопровождаться благоговейными чувствами! Если ангелы закрывают лица свои крылами, находясь в присутствии Бога, то, конечно же, человек должен пасть ниц и воздать честь Господу вселенной. Грех — это самонадеянная дерзость, а святость — родная сестра благоговейного страха. «Страшен Он для всех окружающих Его». Чем ближе они к Господу, тем больше они Его боятся. Если простые твари благоговеют пред Господом, то насколько же более избранники небес должны воздать честь великому Царю! Дети Божьи должны с ревностью произносить слова молитвы Господней: «Да святится имя Твое». Непочтительность — это все равно что бунт. Чем больше мы помышляем о завете благодати, тем больше мы испытываем благоговения пред Господом. Эти мысли привлекают нас к Богу, и чем больше мы видим Его совершенство, тем более смиренно преклоняемся перед престолом великого Царя.

9. «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи?» Буквальный перевод звучит так: «Яхве, Боже воинств, кто подобен Тебе, могучий Господь?» Согласно толкованию Алекзандера, в данном стихе псалмопевец воспевает бесконечное превосходство Бога над человеком и ангелами при помощи нескольких ярких эпитетов. Он называет Бога именами, указывающими на Его независимое бытие («Яхве»), на Его владычество над творением («Боже воинств»), а также на Его могущество, с которым Он управляет миром («могучий Господь»). Как ни удивительно, но этот великий Бог вступил в завет с человеком. Разве мы можем не воздать Ему хвалу за столь дивную любовь? «И истина Твоя окрест Тебя» (в англ.«верность». — Примеч. ред.). Он обитает в верности. Писание гласит, что чресла единородного Сына, совершенного образа Божьего, препоясаны верностью. Никто во всей вселенной не может, сравниться с Ним по верности. Даже ангелы — если бы они действовали сами по себе, независимо от Бога — непременно погрешили бы против истины. Господь же не может лгать Давиду, не может забывать Своего завета. Человек часто поступается истиной, потому что силы его ограничены и ему легче нарушить слово, чем исполнить его. Что же касается Господа Бога сил, то Он достаточно могуществен, чтобы исполнить все Свои обещания, и воистину исполнит их. В характере Господа Бога верность и сила пребывают в неразрывном единстве. Да будет имя Его благословенно!

10. «Ты владычествуешь над яростью моря». Господь владычествует над морем даже тогда, когда оно исполнено ярости и неистовства. Бурные воды Чермного моря узрели Бога и расступились в благоговейном страхе. «Когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их». Никто, кроме Бога, не способен на такое. Любая попытка укротить волны — не что иное, как безумие. Господь же воистину укрощает бушующую бездну. Помазанник Господень укротил бурю в Галилее, ибо Он всевышний Бог. Великий Царь и Блюститель всей вселенной владычествует над немощной волей человека и укрощает мятежи народов. Как мать успокаивает своего младенца, так и Господь укрощает шум морей, гнев человеческий, неистовство скорби, душевное уныние и ярость ада.

«Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек». Какие бы действия Господь ни совершал, они всегда направлены на исполнение Его завета. И хотя мы, вопреки нашим желаниям, еще не с Богом, мы все равно радуемся Его истинному и непреложному завету. Мы радуемся Господу, ибо Он — наше спасение и предел всяких желаний.

11. «Ты низложил Раава, как пораженного». Египет был сокрушен колесами смертоносной колесницы, словно падший воин. Все его великолепие и слава были раздавлены могуществом Господа, словно вражеская армия. Египет был врагом Израиля с древних времен, и потому его поражение стало темой множества радостных песен. Наш Раав — греховная плоть — также был уничтожен великим Господом, и потому мы должны воздавать Ему славу и честь. «Крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». Сила Твоя рассеяла мертвые тела врагов по полю битвы, а остальных обратила в бегство. Господь низложил врагов Своих могуществом десницы Своей безо всякой посторонней помощи. Самонадеянный Раав неистовствовал, как бушующее море, но был сокрушен и рассеян перед лицом Господа Бога Саваофа.

12. «Твои небеса и Твоя земля». Все принадлежит Богу: как мятежная земля, так и благословенные небеса. Не будем же разочаровываться в истине Царства Божьего, Господь не покинул Свой престол и не предал его сатане. «Вселенную и что наполняет ее Ты основал». Господь создал плодоносную землю и все ее произрастения и поддерживает ее существование силой слова Своего.

13. «Север и юг Ты сотворил». Господь сотворил как северный полюс, так и южный. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Иначе говоря, восток и запад также созданы Богом и радуются своему Создателю. Куда бы вы ни обратили свой взор, Господь повсюду. Ему принадлежат снежные равнины и солнечные сады. Восток и запад радуются владычеству Господню. Гора Фавор находилась к западу от Иордана, а гора Ермон — на восток, и потому псалмопевец вполне естественно использовал их в качестве обозначений сторон света.

14. «Крепка мышца Твоя». Ты, Господи, силен, и от Тебя возвышение и падение. «Сильна рука Твоя», могущая создавать великое и достигать недостижимое. «Высока десница Твоя!» Твое мастерство несравненно, Твоя благосклонность облагораживает, Твои деяния славны. Псалмопевец был настолько восхищен могуществом Господним, что несколько раз повторил одну и ту же мысль.

И действительно, всемогущество Господа — Тема столь утешительная для праведных сердец, что они не могут насытиться мыслями 0 нем, особенно, соединив его с Его милостью и истиной.

15. «Правосудие и правота — основание престола Твоего».

Царство Божье зиждется на правосудии и справедливости. Все великие деяния Господа в истории совершаются сообразно с этими двумя божественными качествами. Бог, будучи абсолютным Владыкой мира, никогда не поступает несправедливо или немудро. Он свят, и потому не может быть неправедным. Он мудр, и потому не может ошибаться. Все благочестивые сердца находят в этой истине основание для великой радости. «Милость и истина предходят пред лицом Твоим». Эти два качества являются как бы вестниками или глашатаями Господа Бога. С их помощью Он спасает греховного и непостоянного человека. В Иисусе Христе милость и истина становятся миротворцами Божьими, и теперь немощный и греховный человек может свободно пребывать в присутствии праведного Господа. Если бы милость не проложила путь справедливости, то пришествие Господне к любому из нас стало бы роковым. Вот почему благословенный поэт воспевает славу завета Божьего с Давидом. Прежде чем излить печаль души своей, Он восславил Господа, дабы никто не подумал, будто скорби лишили его веры. Прежде чем вознести Господу свои сетования и прошения, мы должны признать Его верховным Властителем вселенной, великим и всеблагим Богом — в каких бы обстоятельствах мы ни оказались. Любой мудрый человек, желающий получить от Господа ответ в день скорби, будет поступать именно так.

 

16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, 17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, 18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. 19 От Господа — щит наш, и от Святого Израилева — царь наш.

 

16. «Блажен народ, знающий трубный зов!» (в англ. «радостный зов». — Примеч. ред.). Если Господь, о котором пел псалмопевец, благословен, то и народ, приобщенный к божественному изобилию и радующийся Его милости, получает благословение. Хвала — по–особенному радостный зов, и блаженны те, кому он знаком. Обещания завета — также радостный и дорогой сердцу зов, и человек, понимающий его смысл и уповающий на него, воистину блажен. Богослужения в Израиле всегда сопровождались торжественными и радостными звуками труб и других музыкальных инструментов. Господь Бог Израилев, в отличие от языческих богов, всегда более благоволил к радостным возгласам благословенного народа, а не к блеянью несчастных жертв и воплям трепещущих идолопоклонников. «Они ходят во свете лица Твоего, Господи». Главное для истинных поклонников — это видеть светлый лик Божий. Улыбка Господня придает им сил, и они продолжают свой путь с обновленной силой. Только Бог великих и драгоценных обещаний может благоволить к грешному народу, и все познавшие Его милость радуются в Господе и пребывают в общении с Ним. Если мы приклоним ухо к словам Господа и услышим трубный звук, Он откроет нам Свой светлый лик и дарует радость. Когда светит солнце, ноги наши не спотыкаются, а когда Господь открывает нам Свое благоволение, сердца наши перестают печалиться и скорбеть.

17. «О имени Твоем радуются весь день». И это вполне понятно, ибо душа, вступившая в общение с истинным Богом через Иисуса Христа, находит в каждом Его имени источник великой радости. Об имени, о благости и о качествах Божества мы можем радоваться каждый день и каждый час, и нам не нужно других причин для ликования. Философы могли веселиться без музыки, мы можем радоваться без плотских увеселений. Бог всякого изобилия — неиссякаемый источник радости. «И правдою Твоею возносятся». Какими бы тяжелыми ни были личные обстоятельства святых, и сколько бы они ни скорбели, Господь всегда возвышает их, когда приходит время. Благодаря праведности Божьей, даруемой верующим по завету, они возносятся на высокую и безопасную скалу, и сердца их наполняются священным ликованием. Если бы Господь не был праведным и не видел в нас вмененной праведности, то положение наше было бы поистине незавидным. Но поскольку все это не так, мы возносимся правдою Его и славим имя Господне.

18. «Ибо Ты украшение силы их». В Господе Иисусе Христе мы обретаем и праведность и силу. Когда мы сильны в Нем, Он — наше украшение и слава. Он — наше утешение и поддержка, когда трепещем, сознавая собственный грех. Кто получил силу от Господа, не должен хвалиться самим собой. Всю славу и честь он должен приписывать Господу. Без Бога мы не имеем ни силы, ни славы. «И благоволением Твоим возвышается рог наш». Словом «наш» псалмопевец отождествляет себя с благословенным народом и тем самым учит нас, что намного лучше обладать Божьим благословением самому, чем лишь видеть его в других. Даруй нам, Господи, благодать, чтобы и мы были частью избранного народа, с которым ты заключил завет в Иисусе Христе, ибо тогда мы в полной мере ощутим божественную милость и будем радостны и дерзновенны. Как зверь, полный сил и отваги, высоко поднимает рог свой, так и верующий становится сильным, отважным и дерзновенным. На Востоке рог использовался в качестве украшения и носился как мужчинами, так и женщинами. Эта традиция сохраняется и по сей день. Рог поднимался человеком тогда, когда он желал показать свое доброе расположение духа и уверенность в будущем. Мы не носим подобных атрибутов, но украшением нашей души служит ощущение благоволения Божьего. Люди мира сего высоко поднимают головы только тогда, когда их окружает материальное благополучие; святые же черпают поистине великое утешение и ободрение в непостижимой любви Господа Бога.

19. «От Господа — щит наш». Кто бы ни помогал нам в бою, вся защита наша — от Господа. «И от Святого Израилева — царь наш». Тот, кто защищает народ, должен им править; Господь есть щит Израилев, и потому должен быть признан Царем. Согласно альтернативному прочтению, царь и защитник Израилев был помазанником Господа, Его посланником и представителем. Но даже защитники земли нуждаются в защите Господа. Как радуется возрожденное сердце, когда слышит имя Святой Израилев! Бог един, и только Он достоин всей славы. Он — сама святость, и только Он заслуживает имени Святой Израилев. Его совершенство — подкрепление для веры нашей. Святой Бог не может нарушить обещаний Своих, не может не исполнить Своего завета и клятвы. Кроме того, Он — Святой Израилев, Бог избранного народа, связанный с ним крепкими узами вечной любви. Могут ли святые Божьи не радоваться своему избранию? Разве те, кто может назвать Господа Бога своим уделом, не безмерно блаженны?

 

20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. 23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. 24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. 25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. 26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. 28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, 29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. 30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.

31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; 32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: 33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; 34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. 35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. 36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?

37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, 38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

 

20. «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему». Псалмопевец снова вернулся к размышлениям о завете между Богом и Давидом. Святой Божий — это либо сам Давид, либо пророк Нафан, хотя, вероятнее всего, речь идет о пророке, ибо именно с ним Господь говорил в ночном видении (2 Цар. 7:4—5). По великой милости Своей Господь делает святых служителей посредниками между собой и Своими избранными сосудами. Даже царю Давиду завет Господень был открыт через пророка Нафана. Господь наделяет Своих служителей особой честью. «И сказал: Доказал помощь мужественному». Господь сод ел ал Давида могущественным воином и дал обещание сделать его защитником Иудейского царства. В духовном смысле Господь соделал Иисуса Христа могучим воином и возложил на рамена Его дело спасения рода человеческого, гарантировав благоуспешность Его миссии Своим всемогуществом. Вера наша должна зиждиться на божественной помощи. «Вознес избранного из народа». Давид был помазанником Божьим, отделенным из числа избранного народа для его законного представительства. Ему было даровано особое положение и привилегии. Его выделение из среды народа, избрание и вознесение есть не что иное, как прообраз Господа Иисуса Христа, который также был взят из числа народа, избран Богом и поставлен Царем над Церковью. Нам надлежит возносить лишь тех, кто был вознесен Господом. Горе тем, кто презирает избранников Господних; такие люди виновны в оскорблении суда Божьего, а также в отречении от Его единородного Сына.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.