Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истолкование 2 страница. 25. «И роптали в шатрах своих»




25. «И роптали в шатрах своих». От неверия к ропоту — один шаг. Удивительно, что израильтяне плакались в тот самый момент, когда у них были все основания ликовать. Ропот — это тяжкий грех, а не просто слабость характера. Он произрастает на почве неверия, гордыни, бунтарского духа и множества других пороков. Кроме того, это «домашний» грех — чаще всего люди ропщут на жизнь в своих шатрах. Впрочем, ропщем ли мы дома, на улице или гдето еще, мы гневим Господа. «Не слушались гласа Господня». Они так громко выражали свои недовольства, что не слышали голоса своего лучшего Друга. Тот, кто много жалуется, как правило, не умеет слушать.

26—27. «И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне». В гневе Своем Господь поклялся, что неверный и развращенный род не войдет в землю обещанную, и суд Его не заставил себя долго ждать: постепенно народ начал вымирать. Если Господь поднимает руку на когото, то этому человеку приходит конец. Поистине ужасна смерть того, кого поражает рука Господня. «Низложить племя их в народах и рассеять их по землям». Господь предвидел, что потомки упрямого народа будут повторять грехи своих отцов и торжественно поклялся отправить их в изгнание и предать мечу. Те, чьи тела остались в пустыне, были в некотором смысле изгнанниками из земли обещанной. Их окружали враждебные народы, и они находились, можно сказать, на чужбине. Смерть вдали от наследия отцов была достойным воздаянием за их бунтарство и ропот. Что касается нас с вами, то зачастую наша отдаленность от Бога и острые разногласия между церквами являются наказанием Господним за те самые грехи, которые породили все эти беды. Если мы не прославим Господа, Он не прославит нас. Если мы забудем о Господе и презрим Его милость, то скоро наши вожди станут пленниками, а князья — узниками. Если мы не будем ходить путями Господа, то пение наше обратится в воздыхания, веселие — в плач.

 

28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным, 29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва. 30 И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва. 31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.

 

28. «Они прилепились к Ваалфегору». Упование на внешние обряды скоро привело к поклонению лжебогам. Выбирая ложную форму поклонения, мы очень скоро обращаемся к ложным богам. Ваалфегор был идолом, мерзостью моавитской, и, принося ему жертвы, женщины предавались бесстыдству и похотям (Чис. 25:1—3). Как мог святой народ Божий дойти до подобного кощунства, трудно себе вообразить. «И ели жертвы бездушным». Израильтяне присоединились к оргиям моавитян и к их омерзительным пиршествам и стали принимать активное участие в их жертвоприношениях, хотя и знали, что все эти жертвы приносятся бездушным истуканам. Возможно, они участвовали также в ритуалах гадания, суть которых заключалась в общении с мертвыми, и тем самым подвергали сомнению благое провидение Божье, вторгаясь в области закрытые и тайные. Когда человек устает от поисков живого Бога, он нередко обнаруживает в себе непреодолимое влечение к черной магии и вступает в общение с бесами и прочей нечистой силой. Воистину, Господь предает всех утративших страх Божий духу заблуждения (Ис. 66:4). В наши дни эти слова актуальны ничуть не меньше, чем в те далекие времена.

29. «И раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва». Господь не мог закрыть глаза на столь откровенное бесстыдство и неприкрытое идолопоклонство. На этот раз злодеяния нечестивцев требовали возмездия, и возмездие не заставило себя долго ждать. В стане внезапно вспыхнула смертельная болезнь, унесшая жизни двадцати четырех тысяч человек и поставившая под угрозу выживание остальных. Новые грехи — новая язва. Когда народ изобретает грехи, Господь изобретает наказания. Грех их был духовной язвой, Господь же воздал им физическим недугом. Он всегда карает подобное подобным.

30. «И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва». В тяжелые времена Господь всегда воздвигает в народе Своем великих воинов, которые отважно подвизаются за правое дело. Финеес, воспылав праведным гневом, предал смерти двух самых отъявленных бунтовщиков. Он не мог вынести открытого бесстыдства, совершаемого на глазах у всего народа в то самое время, когда в стане был объявлен плач. Столь дерзкий бунт заслуживал суровой кары, и Финеес, схватив свое копье, пронзил блудодействовавших. Им двигала ревность по славе Божьей, он не испытывал к этим людям никакой личной неприязни. Обстоятельства были столь исключительными, а грех Израиля столь вопиющим, что со стороны Финееса было бы преступлением не помешать открытому бунту против Бога и осквернению Израиля. Но, к счастью, Финеес не был пособником греха. Закон Господа был сокрыт у него в сердце, и душа его пылала ревностью о славе Божьей. Будучи священником, он не был обязан брать на себя роль палача, однако сделал это ради

Господа. Оба блудодействовавших принадлежали к царскому роду, однако Финеес не смотрел на лица и не пощадил беззаконников. Его решительный и храбрый поступок был столь благоугоден Господу, что болезнь в стане тут же прекратилась; Финеес доказал, что среди израильтян еще остаются те, кто предан Господу всей душой. Так две смерти предотвратили гибель всего народа.

31. «И это вменено ему в праведность в роды ироды во веки». Потомки Финееса чествуются в Израиле по сей день. Подвиг его веры поистине велик. Сам Господь засвидетельствовал праведность Финееса, и в награду сделал его потомков священниками навек. Побуждения Финееса были столь чисты, что в очах Божьих его деяние — которое при иных обстоятельствах могло бы трактоваться как убийство — получило высшую похвалу. Кроме того, действия Финееса были доказательством его праведности. Его поступок был продиктован не личными амбициями, не жаждой мести, не своекорыстными мотивами и не слепым фанатизмом, а ревностью о славе Божьей, ненавистью к открытому беззаконию и истинным патриотизмом.

И снова мы видим безмерную милость Божью: в тот самый момент, когда кара Господня уже совершала свое губительное действие в стане израильтян, поступок одного человека смог остановить распространение смертоносной язвы. Сделанное Финеесом дало Богу повод для проявления милости в тот самый момент, когда божественная справедливость требовала сурового и немедленного возмездия.

 

32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, 33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.

 

32. «И прогневали Бога у вод Меривы». Неужели грехам их не будет конца? Где бы израильтяне ни находились, они продолжали грешить. Както раз, вместо того чтобы помолиться Богу и получить от Него воду в преизбытке, они стали требовать от Него удовлетворения своей жажды и тем самым прогневали Всевышнего. И вот они сделали это снова. Поистине грех их не удвоился, а усемерился, и Господь воспылал к ним еще большей яростью. «И Моисей потерпел за них». Утомленный Моисей с трудом сдерживал свой гнев, он уже не верил в то, что непокорный народ может измениться к лучшему. Стоит ли этому удивляться: он был обыкновенным человеком, а не Богом. Сорок лет этот наикротчайший человек вынужден был терпеть рядом с собой скопище бунтарей, и в конце концов терпению его пришел конец. Он прямо назвал их мятежниками и впал в неправедный гнев. За это Господь наказал Моисея и не позволил ему войти в обещанную землю, которую он так жаждал получить в наследие. Он увидел благословенную землю с вершины горы Фасга, но войти в нее не мог. Вот почему сказано, что Моисей «потерпел за них». Несмотря на то, что в соблазн он был введен вызывающим поведением израильтян, ответственность за гнев лежала только на нем. Даже если другие виноваты больше нас, это не значит, что с нас снимается всякая ответственность. Каждый из нас должен нести свое бремя.

33. «Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими». Этот грех не кажется таким уж серьезным по сравнению с другими, действительно тяжкими грехами. Однако не следует забывать, что он был совершен Моисеем, избранным рабом Божьим, который видел Господа лицом к лицу и знал Его очень близко. От этого греха нельзя было просто отмахнуться. В стихе сказано, что Моисей «погрешил устами». Это не значит, что он произнес хулу, на Бога или лжесвидетельство. Просто с уст его слетели необдуманные и безрассудные слова. Впрочем, для законодателя это тяжкое преступление, в особенности же для того, кто является глашатаем божественной воли. На мой взгляд, во всей Библии нет более страшного стиха, чем этот. Поистине, мы служим Богу–ревнителю. Конечно, мы не должны думать, будто Он суровый и беспощадный Владыка, но вместе с тем не стоит и забывать, что Он ждет от нас ревностного отношения к святости как в поступках, так и в словах. Кроме того, мы должны внимательно следить за тем, как наши действия влияют на служителей божественного слова, чтобы не «огорчать их дух» и не заставлять их совершать поступки, за которые им придется дать ответ. Вечно недовольные и ропщущие люди и не подозревают о том, каким опасностям они подвергают своих пасторов.

 

34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь, 35 но смешались с язычниками и научились делам их; 36 служили истуканам их, которые были для них сетью, 37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; 38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью; 39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.

40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим 41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. 42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их. 43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.

 

34. «Не истребили народов, о которых сказал им Господь». Господь возложил на израильтян роль карателей, несущих справедливое возмездие тем народам, которые были виновны в совершении особо тяжких преступлений. Они же по своему нерадению, трусости и греховному самодовольству вложили меч в ножны слишком рано и поплатились за это. Верующие, отказывающиеся отречься от греха целиком и полностью, впадают в великое беззаконие. Заключать мир с врагом, которого Господь заповедал истребить, недопустимо. В оправдание своему нерадению мы приводим массу причин: темперамент, прошлый опыт, обстоятельства и многое другое. Мы не отрекаемся от греха целиком, но ведь частичное освящение не является освящением вообще. Мы редко обличаем грех в других и можем не обратить никакого внимания на так называемые допустимые грехи. Меж тем грех должен уничтожаться нами в той мере, в какой указал нам Господь — вне зависимости от наших наклонностей или привычек других людей. Попустительское отношение к греху не может быть оправдано ничем.

35. «Но смешались с язычниками и научились делам их». Непослушание израильтян не было вызвано тяжелыми условиями жизни в пустыне: в земле обещанной они грешили не меньше. Вступив в общение с язычниками, они нашли их общество более чем приятным и стали друзьями тем, кого должны были истребить. Собственного греха им было мало — они стали учиться грязным делам хананеев и совершенствоваться в искусстве беззакония. Однако научиться чемуто доброму у народа, осужденного Богом на полное истребление, было, конечно, невозможно. Мало кто захочет быть ввергнутым в погибель за то, что он чемуто научился, Израиль же не побоялся сесть у ног проклятого Ханаана и перенять у него всякую языческую мерзость. Верующие часто совершают эту серьезную ошибку. Они вступают в общение с миром и перенимают его пути, тогда как их призвание состоит в обратном — в свидетельстве против тьмы века сего. Кто знает, сколько зла совершается в мире изза излишнего конформизма.

36. «Служили истуканам их, которые были для них сетью». Идолопоклонство окутало их своими чарами и расставило на них сети. Нельзя служить греху и оставаться свободным. Грех подобен смоле: прикоснись к нему, и ты запачкан. Положив голову на грудь филистимлянки, Самсон лишился своей силы. Несерьезное отношение к греху ведет к потере духовной свободы.

37—38. «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Каким же сильным было это обольщение! Народ Божий был настолько околдован языческими суевериями, что стал приносить в жертву мерзким идолам собственных детей. На самом же деле эти жертвы приносились бесам. «Проливали кровь невинную». Бедные малютки, предаваемые на смерть, не участвовали в грехах своих родителей, и Бог с негодованием смотрел на пролитие невинной крови. «Кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским». Кто знает предел злу? Именно зло сделало израильтян сначала безбожными, а затем бесчеловечными. Если бы они задумались хотя бы на минуту, то поняли бы, что божество, которого можно умилостивить кровью детей, вовсе не божество, а бес. И как могли они предпочесть Яхве подобную мерзость? Разве Господь когданибудь забирал у них детей и радовался их предсмертной агонии? Но человек готов носить на себе железное бремя сатаны, лишь бы не вставать под легкое иго Господа. Разве это не достаточное доказательство того, что природа человеческая крайне порочна? Если бы в человеческой природе было чтото доброе, то он, разумеется, не смог бы совершать столь чудовищных преступлений. Едва ли можно себе представить больший грех, чем тот, о котором псалмопевец говорит в этом стихе. «И осквернилась земля кровью». Благодаря присутствию Господа земля оставалась благословенной и святой, славой всей земли. И все же она была осквернена кровью невинных младенцев, которых родители принесли в жертву бесам. Воистину, израильтяне огорчили Святого Духа Божьего!

39. «Оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими». В результате безбожных действий осквернилась не только земля, но и ее обитатели. Нарушив супружеский обет, данный Господу, сыны Израилевы впали в духовный блуд. Псалмопевец намеренно говорит об этом словами с ярко выраженной негативной окраской, поскольку никакие другие выражения не смогли бы адекватно описать чудовищность совершенных ими грехов. Как муж бесчестится и уязвляется бесстыдным поведением своей жены, блудодействующей в его собственном доме, так и Господь вознегодовал на Свой народ за то, что они возвели себе других богов и господ в пределах земли обещанной. Они придумали себе других богов, сделали их изображения и стали поклоняться делу рук своих. Какое безумие! Их новоявленные боги были омерзительными чудовищами и жестокими бесами, но они все равно воздавали им честь и хвалу. Какое преступление! Они отвергли истинного Бога, чудеса которого видели собственными глазами, Бога, который избрал их в Свой удел, и тем самым дополнили свое безумство и грех. Бог не мог не разгневаться на них.

40—41. «И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим». Даже после столь вопиющих беззаконий Господь не отверг Свой многогрешный народ и не нарушил Своего завета. Он вознегодовал на них всем сердцем и воззрел на них с отвращением. Таковы чувства обманутого мужа, который все еще любит свою неверную жену. Мысль о ее бесстыдстве наполняет его душу праведным гневом, и он не может смотреть на нее без боли. Как долго гнев Божий может пылать против избранного народа, сказать трудно. Ясно одно: Израиль сделал все, чтобы вывести Господа из терпения. «И предал их в руки язычников». Так Господь явил Свой гнев. Он дал им вкусить горькие плоды их беззаконий. Израильтяне пощадили язычников, смешались с ними, научились их путям, а теперь им пришлось пострадать от их рук, ибо в пределы Ханаана вторглись безжалостные орды, неся с собой гибель и разорение. Как часто наши собственные поступки оборачиваются против нас. Мы падаем в яму, которую сами себе вырыли. «И ненавидящие их стали обладать ими». Стоит ли этому удивляться? Грех никогда не порождает истинной любви. Израильтяне научились мерзостям язычников, но не приобрели их благорасположения. Напротив, соседние народы возненавидели избранный народ. Вступая в тесное общение с людьми мира сего, мы очень скоро становимся их рабами. Что может быть хуже?

42. «Враги их утесняли их». Такова была их природа: израильтянину всегда плохо, когда он попадает в руки язычников. Попустительское отношение к Ханаану обернулось для сынов Израилевых сущим бедствием. «И они смирялись под рукою их». Они согнулись под невыносимым бременем рабства и смирились под игом тирании. Если в Боге они нашли доброго Господина, то их сомнительные друзья скоро превратились в безжалостных деспотов. Кто оставляет Бога, тот оставляет блаженство ради бесчисленных бед. Бог часто использует наших врагов в качестве жезла, чтобы вернуть непокорные сердца их истинному Другу.

43. «Много раз Он избавлял их». В книге Судей вы найдете тому множество подтверждений. Господь снова и снова сокрушал врагов Израиля и освобождал народ Свой от тиранов, но проходило немного времени, и они опять возвращались к своему нечестию. «Они же раздражали Его упорством своим». Израильтяне возвратились на ложный путь вполне сознательно. Упорство сердца было им советчиком, и они последовали его голосу, приближая собственную погибель. «И были уничижаемы за беззаконие свое». Все больше и больше бед обрушивалось на их головы, все сильнее и сильнее они погрязали в болоте греха и скорби. Безоружные, они укрывались в берлогах и пещерах и прятались от презревших их завоевателей. Пока Господь по милости Своей не восставил их из праха, они скорее походили на род невольников, чем на свободных людей. Если бы нам было доподлинно известно, сколько ужасов и разрушений принесли Палестине бесчисленные войны, и сколько ее жителям пришлось голодать и умирать с голоду в результате разорительных набегов, мы ужаснулись бы суровой каре, обрушившейся на их головы в наказание за грех. Очевидно, грех идолопоклонства коренился глубоко в сердце израильтян. В противном случае они не возвращались бы к нему с таким упорством, зная, к каким ужасным последствиям он приводит. Впрочем, едва ли этому стоит удивляться. Гораздо удивительней то, что человечество предпочитает грех и ад Богу и раю.

Урок, который мы как народ Божий можем почерпнуть из израильской истории, заключается в том, что мы должны смиренно ходить пред лицом Господа, а главное — хранить себя от идолов. Даруй нам, Господи, благодать, чтобы мы не вставали под одно ярмо с неверными и хранили себя от всякого греха.

 

44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их, 45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей; 46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их. 47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.

 

44. «Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их». Господь услышал их молитвы и сжалился над ними, несмотря на все их непокорство и постыдную приверженность идолам. Какая радостная весть! Со стороны Господа было бы вполне естественно не слушать их молитв после того, как они отказались слушать Его увещания. Но отеческая любовь не позволила Ему это сделать. Вопли израильтян не могли не тронуть Его сердца. Их крики и мольбы вошли в Его сердце, и Он снова призрел на них с благоволением. Даже самый яростный гнев Господа против избранного народа длится всего лишь миг, тогда как любовь Его пылает вечным и неугасимым пламенем.

45. «И вспоминал завет Свой с ними». Завет — надежное основание для милости. Когда видимая добродетельность святых разрушена грехом, Бог руководствуется в Своих действиях заветом, который не меняется никогда. На его основании Господь возводит новое здание благодати. Милость, гарантированная заветом Божьим, непреложна, как престол Господа. «И раскаивался по множеству милости Своей». Господь удерживал руку и не наводил на Израиль уготованного бедствия. Говоря человеческим языком, Господь передумывал. Он не отдавал их на милость врагов ради сохранения Своего завета. Господь настолько полон благодати, что псалмопевец приписывает Ему не просто милость, а множество милостей. Воистину, милостям Господа нет числа, и все они собраны в завете Божьем, чтобы быть ниспосланными во благо заблудших сынов человеческих.

46. «Ты возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их». Все сердца человеческие — в руке Господа, даже язычники, и те прониклись состраданием к Израилю по воле Всевышнего. В свое время Господь нашел друзей для Иосифа, пока тот томился в Египте, ныне же Он даровал Своему плененному народу благожелателей среди язычников. В каких бы обстоятельствах мы ни находились, Господь знает, как облегчить наши скорби. Он может найти нам друзей даже среди наших бывших притеснителей и воистину сделает это, если мы будем Его народом.

47. Далее следует заключительная, пророческая молитва за всех узников и пленников. Ею вполне могли молиться те, кто был изгнан жестоким Саулом из своих домов, а также многочисленные переселенцы, которые изза голода и прочих бедствий были вынуждены оставаться на чужбине в темный век правления судей. «Спаси нас, Господи, Боже наш». Вспомнив о завете Божьем, страждущий народ воспрянул духом и стал взывать к своему Господу о спасении. Новая надежда придала их молитвам особое дерзновение. «И собери нас от народов». Израильтяне настолько устали от безбожных народов и их неправедной жизни, что всем сердцем жаждали вернуться на родину. Им хотелось снова вкусить божественной благодати, возобновить общение с братьями, удалиться от скверны, царившей в мире, и спокойно уповать на Господа. Истинные верующие, живущие в домах нечестивых, часто желают покинуть то место, в котором их души страдают от неправедных разговоров и порочных деяний. «Дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою». Отвергнув идолов, народ Божий с великим желанием и усердием восславил имя единого Господа, приписывая все свои благословения Его неизменной верности и любви. Господь многократно спасал их ради Своего святого имени, и каждый раз они благодарили Его за оказанную милость. В прославлении единого истинного Бога заключалась их слава.

 

48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя!

 

48. «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века!» Милость Господа не истощается вовек, а значит, и хвала Ему должна быть неумолчной. Господь Бог Израилев благословил Свой народ, а значит, и они должны благословлять Его в ответ. «И да скажет весь народ: аминь!» Израиль не исчез с лица земли только благодаря милости Господа. Да восславит весь народ своего всемилостивейшего Творца и да вознесет Ему громогласную и единодушную хвалу! Дружные восклицания народа Божьего подобны грому. Должен ли народ славить своего Господа? Несомненно. Но даже если все народы, когдалибо жившие на земле, единодушно возгласят Господу славу и честь, они все равно не смогут возблагодарить Его в достаточной мере. Благословен тот час, в который всякая плоть узрит славу Божью и возгласит Ему хвалу. «Аллилуйя!» Восславьте Господа вместе с тем, кто пишет эти скромные комментарии и восхваляет Всевышнего всеми силами своей души.

 

Да будет славен вечный наш Властитель,

Наш дивный, неизменный Искупитель.

Достоин славы истинный Господь.

Пусть весь народ Его восхвалит в песне

И возвестит Того, кто всех чудесней,

Пусть величает Господа вся плоть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.