Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Луна и матриархальное сознание 12 страница




Определение для лунного сознания места в сердце в основном характерно для той части человечества, для которой голова еще не успела стать центром патриархального сознания, отделенного самого по себе от бессознательного. Подобно тому, как в Египте сердце считалось источником мысли и творческого духа, в Индии сердце, космически предназначенное луне, считается центром психического и духовного органа, называемого manas - манас (связанного с однокоренным словом men – мужчины) и является местом проявления наивысшего, обнаруживающего себя бога. То же самое относится и к Китаю. «Do (в древние времена писалось просто иероглифом, обозначающим «сердце», то есть духовную и интеллектуальную способность и иероглифом, означающем то, что лежит непосредственно в поле зрения) первоначально обозначал излучающую, магическую силу, по сравнению с мистической силой сердца; кроме этого, полезность и практическую производительность в целом, и, наконец, добродетель»[36]. Этот сердечный центр матриархального сознания, который связывается с качественным временем луны, остается четким ориентиром для всех процессов роста и трансформации. Он также типичен для творческого духовного процесса, в котором содержимое констеллируется в медленных изменениях в бессознательном более или менее независимо от сознания и устремляется по направлению к несистематизированному открытому сознанию, готовому расшириться.

Следует упомянуть всего лишь одно важное значение такого символизма: тот факт, что сердце, а не голова является вместилищем матриархального сознания означает, что эго патриархального сознания – знакомые нам голова-эго – часто не знает ничего о том, что происходит на глубоком уровне сознания-центра сердца.

Необходимо отметить, что процессы матриархального сознания также связаны с эго и поэтому не должны называться бессознательными. Деятельность эго в матриархальном сознании, несомненно, другого рода, чем активность эго в знакомой нам патриархальной системе сознания; тем не менее, именно эго и его активность участвуют в процессах матриархального сознания. Его присутствие определяет различие между ранним функционированием человека на матриархально уровне и совершенно бессознательным существованием.

Привычная идентификация нашего эго с патриархальной «головой»-сознанием и соответствующая обширная несоотнесенность с матриархальным сознанием часто приводит к состоянию, при котором мы не знаем, что с нами фактически происходит. Например, мы впоследствии обнаруживаем, что вещи, ситуации и люди произвели на нас глубокое впечатление, впечатление, которое наше голова-эго совершенно не заметило. И, напротив, можно наблюдать, казалось бы, полное отсутствие реактивности в человеке – чаще всего у женщины – чья голова не способна немедленно реагировать, но сердце-сознание воспринимает. Доказательством того, что что-то «попало в цель» и было понято, служит последующее плодотворное изменение личности. Здесь особенно уместным является высказывание Гераклита о матриархальном сознании: «природа любит прятаться»[37].

Момент зачатия скрыт и таинственен; эго матриархального сознания переживает его часто в ситуации, когда голова-эго ничего не замечает. Однако более глубокой является интроспекция, которая принимает во внимание сны, образы и фантазии, обнаруживает, что этот момент времени и то, что произошло впоследствии, было зафиксировано в матриархальном сознании, то есть, все это происходило не без участия некоторого вида сознания.

Затуманивание или затемнение этого жизненно-важного момента зачатия, несомненно, значимо, потому что для роста необходимы тишина и уединение, а не шум и яркий свет; неслучайно, что наше патриархальное сознание это символически сознание солнца и дня. То, что этот закон распространяется в равной мере как на духовно-эмоциональный, так и на биологический рост, подтверждается высказыванием Ницше, величайшего знатока духовно-эмоциональных творческих процессов: «во время беременности мы скрываем себя»[38].

Творческие процессы происходят не под обжигающими лучами солнца, а при холодном, отраженном свете луны, когда величественна темнота бессознательного: ночь, а не день – время для рождения. Темнота и покой, тайна, пребывание в молчании и облачение в вуаль составляют его часть. По этой причине, луна как повелитель жизни и роста противопоставляется смертной природе пожирающего солнца. Ночная влага лунной ночи это время для сна, а также для исцеления и восстановления. Поэтому лунный бог Суин это врач, и как повествует клинописная надпись, лечебная трава «срезается после захода солнца и перед восходом, когда голова покрыта вуалью, а вокруг лечебной травы мукой обведен магический круг.[39]

В дополнение к символизму магического круга и муки мы обнаруживаем «покрытие вуалью» как таинственный символ, принадлежащий луне, а также ночи и ее тайной природе. Границы целительства и целителя, лечебного растения и роста, который исцеляет, находят свое место в данном контексте.[40] Это восстановительная сила бессознательного, производящая свою работу во сне, под покровом ночи или при свете луны, как тайна, окутанная мраком, берущая энергию из самой себя, от природы, без влияния сознания и без помощи головы-эго. Именно поэтому лечебная сила таблетки и лечебного растения приписываются луне, а их тайна хранится и оберегается женщинами, или скорее Женским началом, которое принадлежит луне.

Произрастание растительности следует понимать здесь в более широком символическом смысле, который содержит в себе каждый символ как синтез внутренней и внешней реальности. Энергия сна, восстанавливающая тело и излечивающая его раны, а также исцеление, происходящее естественным образом в темноте, принадлежат ночной сфере целительной луны, так же как и все происходящее в душе и позволяющее человеку «вырасти за пределы» неразрешимого кризиса через темные процессы, воспринимаемые только сердцем.

Необходимо отметить, что зеленый цвет считается лунным цветом[41] и не связан, как предполагали люди, с тем фактом, что на Ближнем Востоке луна часто видится зеленой, а скорее со взаимодействием между ее сущностью и растительным миром, о которой было сказано: «Когда мир Суина опускается над землей, начинает произрастать зелень».[42]

Зеленый цвет Осириса, Хидра, ростка Шивы и зеленый алхимический камень – это цвет не только физического, но также и эмоционально-духовного развития. Как владыка матриархального сознания луна связана с определенным объемом знаний и определенным видом познания. Это замаскированное сознание, дух, как что-то скрытое, свет, как рождение из ночи.

Акт познания как плод принадлежит сущности матриархального сознания, и для него верно высказывание Ницше: «Все, что представляет собой женщина, загадка. И к ее разгадке есть ключ. Он называется беременность».

Испокон веков древо жизни это лунное дерево, а его плод – это бесценный плод полнолуния. Напиток и лекарство от бессмертия, наивысшее знание, просветление и упоение – это лучезарные плоды лунного дерева трансформации посредством роста. Луна также еще и индийский царь Сома, и пьянящий напиток, и сущность средства к существованию, о которых сказано: «Как царь Сома, как Самость питания, я благоговею перед ним».[43]

Луна - это повелитель зачатия и магии оплодотворения. Магия, ассоциирующаяся с матриархальным сознанием, выше любой магии, связанной с ростом, которая должна быть усилена или обеспечена по сравнению с магией воли, ориентированной на цель, на фактический акт совершения магического заклинания - как, например, в охотничьей магии – и принадлежит активно мужскому, патриархальному сознанию. Трансформирующие процессы, а это и есть процессы роста, подвержены действию Самости и отражаются в матриархальном сознании, которое поддерживает и сопровождает их особенным способом. Однако формирующие процессы, в которых инициатива и активность покоятся вместе с эго, принадлежат сфере мужского, патриархального духа.

Позволяя восприятию или пониманию достичь окончательного срока и созреть, что является характерным для матриархального сознания, также обозначает акт «обращения к самому себе/принятию внутри себя». Такой вид обращения к самой себе – типичная форма женской активности, которую не следует путать с пассивной уступкой или позволением кому-либо принуждать вас или склонять к чему-либо – все еще лежит в основе понятия «ассимилирования содержания». То, что эго матриархального сознания более пассивно по сравнению с патриархальным, не связано с его неспособностью к активности, а скорее относится к тому факту, что оно передается процессу, при котором оно не может что-либо «делать», а должно позволить этому «случиться».

Во всех значимых ситуациях ее жизненного существования женщина раскрыта или, лучше сказать, «оставлена на милость» нуминозного в природе и на его действия в гораздо большей степени, чем мужчина, который всего лишь лицо мужского пола. По этой причине отношения женщины с природой и с божеством несут характер более близкого знакомства и интимности, а ее узы с анонимным трансперсональным измерением существуют с более ранних времен и более глубоки, чем взаимоотношения с ее мужским партнером.

Хотя матриархальное сознание присуще всем человеческим существам и играет важную роль также и для мужчины и, особенно, для творческого мужчины, все-таки именно женщина является фактическим носителем этой формы сознания, несмотря на то, что сегодня она господствует над патриархальным сознанием и конфликт между ее двумя видами сознания относится к сфере основных конфликтов современной женщины.

С начала зарождения человечества женщина обладала фундаментальной воспринимающей и принимающей функцией матриархального сознания; по самой своей природе она воспринимает это как должное. Не только во время менструации женщина должна прийти к соглашению с луной, опережая усердное и планирующее мужское эго-сознание, если она хочет жить мудро. Беременность и роды несут с собой полное психобиологическое изменение, которое требует и предполагает с ее стороны изменений как позиции, так и отношения, существовавшего в ней долгие годы. Неизвестная природа ребенка, его уникальность, его пол (очень важный фактор во многих матриархальных и патриархальных культурах), состояние его здоровья, его судьба – во всех этих аспектах женщина зависима от благосклонности и власти божества и приговорена, как эго, к неактивности и невозможности вмешаться. Аналогично этому, в последующей фазе женщина передается высшей силе любовных отношений в манере, отличной от мужской. Именно поэтому, мужская безусловная патриархальная вера в эго и сознание кажется чуждой женщине – эта вера, на самом деле, даже представляется ей немного абсурдной и незрелой. Отсюда как раз происходит глубокий скептицизм женщины и, в определенном смысле, отсутствие интереса к патриархальному сознанию и к мужскому миру духа, связанного с ним, особенно, когда женщина, как это часто случается, путает дух с миром сознания. Мужчина - пленник эго и сознания, который намеренно освободил себя от связи с природой и судьбой, в глубину которого уходит корнями матриархальное сознание. Однако патриархальный акцент на эго, воле и свободе противоречит женскому ощущению преобладающей силы бессознательного и судьбы, а также зависимости жизни от не-эго и Всевышнего.

По сравнению с активностью головы-эго, предпочтительное отношение наблюдающего сознания на матриархальном уровне также соответствует молчаливой активности эго. Здесь вопрос касается скорее внимательного восприятия, чем намеренного обдумывания или критикующей функции сознания. Наблюдающее матриархальное сознание не следует смешивать ни с функцией ощущения мужского эго-сознания, ни с расстоянием мужского сознания, которое приводит к науке и объективности; наблюдающее матриархальное сознание управляется сопутствующими ему чувствами, основанными на полусознательных процессах и сопровождающей их интуиции, с помощью которых эго ориентирует себя в присутствии сильных эмоциональных тенденций.

Матриархальное сознание отражает бессознательные процессы, объединяет их и направляет внутрь, таким образом, принимая на себя позицию «ожидания» без умышленных намерений эго. Для матриархального сознания это вопрос своего рода общего восприятия, в котором участвует психика в целом и в котором у эго задача скорее в направлении либидо к наблюдаемым жизненным процессам или событиям и в их усилении, а не в абстрагировании от них, результатом чего является расширение сознания. Характерным фактором такого наблюдающего сознания является акт созерцания, где энергии направлены к содержанию, процессу или срединной точке, в то время как эго организует свое участие в эмоционально окрашенном содержании и позволяет ему проникнуть в него и насытить его. Это отличается от крайне патриархального сознания, которое дистанцирует и абстрагирует себя от содержания.

Наблюдающая природа луны-духа, которая связана больше с Gemut, всеобщностью внутренних ощущений и чувств души, в немецком языке относится к однокоренному слову Sinn, у которого есть спектр связанных с ним значений в английском языке: чувство, намерение, предрасположение, тенденция, нрав; ум, разум, понимание; ощущение, способность, орган восприятия. Некоторые сложные слова происходят от Sinn: sinnieren, погрузиться в размышления, размышлять, обдумывать; im Sinn haben, иметь в виду, медитировать, находиться в задумчивости; sich besinnen, вспоминать, помнить, призывать к памяти, думать о; также Besinnung, воспоминание, соображение, осознание; Sinnesart, характер, склонность; Gesinnung, нрав, сентиментальность, образ мышления; а также sinnlich, материальный, физический; чувственный; плотский, сладострастный; чувствительный. И, наконец, последнее, но, тем не менее, важное, Eigensinn, упрямство, неуступчивость, своеволие, самодурство – качества, которые мужчины обычно приписывают женщинам. Погруженная в раздумья и ходящая по кругу умственная деятельность матриархального сознания не содержит в себе целенаправленности акта мышления, предположения и суждения. Умственной деятельности матриархального сознания соответствует хождение вокруг да около центра или соображения (которое Юнг однажды интерпретировал как «делать полным как при беременности»), не прямота «в глаз» мужского сознания и лезвие ножа его аналитической силы. Матриархальное сознание больше заинтересовано сенсорным-чувственным-чувствительным аспектом (Sinnhaftigkeit) явления, ситуации или людей, чем фактами и цифрами и, согласуясь с органическим ростом, направляется в большей степени телеологией, чем причинно-следственной, механической и причинно-следственной, логической точкой зрения.

Поскольку знание лунного сознания это беременность, а ее продукт рождение, то есть, процесс, в котором принимает участие тотальность личности; эпистемологический акт находится за пределами заявлений, оправданий и доказательств. В качестве внутреннего достояния, реализованного личностью и интимно связанного с ним, лунное сознание обладает некоей интуитивной неопровержимостью, которая может легко ускользнуть от нашего обсуждения, потому что внутренний эмпирический процесс, присущий такому способу познания, не может быть должным образом выражен словами и вряд ли сообщаем другому лицу, не прошедшему аналогичный эмпирический процесс.

Для скучного мужского сознания способ, которым матриархальное сознание «познает», кажется неконтролируемым, спорным и, особенно, мистическим. В положительном смысле это как раз и характеризует его сущность. То, что удалось обнаружить мистицизму и подлинным мистериям относится именно к этому виду – не поддающаяся передаче истина, но переживаемая трансформация, которая, в силу необходимости, является подлинной только для людей, имеющих соответствующий опыт. Здесь уместно предупреждение Гете:

Не говори об этом никому, только мудрецам,

Потому что толпа высмеивает такое знание.[44]

Следует отметить, что знание матриархального сознания не существует независимо от личности, обладающей им; это знание не абстрактно и не лишено эмоций, потому что матриархальное сознание сохраняет связь с теми сферами бессознательного, из которых возникает его знание. Поэтому оно часто находится в оппозиции знанию патриархального сознания, которое состоит, в идеале, из изолированного и абстрагированного содержания сознания, из которого были извлечены все эмоции, и которое обычно в целом действует независимо от личности.

Фундаментальное направление развития западной цивилизации имеет тенденцию к расширению сферы патриархального сознания и насыщения его всем, что оно способно вместить. Несмотря на это, матриархальное сознание, определенно, не является ни устаревшим способом функционирования, ни содержанием, которое в силу летаргии, просто не было развито до уровня патриархального сознания. В большинстве случаев озарение и знание, присущее лунной стороны психики, не может быть постигнуто естественным научным сознанием, по крайней мере, не нашей современной психикой. Эти озарения, касающиеся жизни в целом, являлись предметом мистерий и религии с древнейших времен и все это – достояние мудрости, а не науки.

Лунный дух всегда приносит с собой также и культуру, но его важность не заключается в том, что он приводит исторически к математике и астрономии через наблюдения за небесами и астрологией. Он несет культуру в качестве небесного прототипа, как «само-оплодотворенный плод», как победитель над смертью, и как приносящий второе рождение. Как повелитель духов и мертвых, лунных духов из глубоких вод, над которыми он властвует, это дух, который приказывает подняться природным и духовным силам бессознательного, когда приходит время, и поэтому дает человеческому миру не только произрастание и хлеб, но также пророчества, поэзию, мудрость и бессмертие.

Матриархальное сознание переживает таинственный и неизвестный процесс появления на свет озарения или знания как деятельности, при которой работает Самость в целом. Этот процесс протекает в темноте. Самость преобладает в качестве луны, однако, превосходя это, Самость правит как Великая Мать, объединяя все ночные существа и сферу ночи. Сама по себе суть взаимоотношений матриархального сознания и роста заранее предполагает, что матриархальное сознание никогда не отказывается от своей связи с матрицей всего растущего, самой Ночной Матерью, как это делает мужское эго из принципа и со всей его героической решительностью. Поэтому в символике луны эффективность воздействия мужской луны часто совпадет с воздействием Великой Матери. Сотрудничество матриархального эго с луной идет еще дальше и это также верно и в отношении самой Великой Матери, которая является партнером луны-любовника и почти идентифицируется с ним. Гермафродитная природа Великой Матери проявляется двояко: во-первых, она получает луну-дух, ее повелителя и возлюбленного, не только как женщина, из внешней сферы (и, как она полагает – это и правильно, и неправильно), и, во-вторых, она несет луну-дух внутри себя как свою собственную мужскую часть, как божество, одновременно выступающее в качестве сына-любовника, отца и ребенка.

Эго матриархального сознания ощущает плодородную энергию луны как плодородную сторону бессознательного, то есть, как часть уроборической Великой Матери. Именно поэтому, в своей несепарированности от целого, с которым оно сталкивается в образе Великой Матери, эго матриархального сознания ощущает себя подобным ей. Подобно ей, оно окружает то, что получило, и подобно ей, также знает того, кто производит потомство, как рожденный из нее самой, как ее сын и плод ее собственного роста.

Поэтому в мужской форме луна проявляется как центр духовного мира матриархального сознания, а также и в женской форме как наивысшее выражение женского духа-Самости, как София, божественная мудрость. Эта мудрость, однако, относится к жизни в ее неразрывной и парадоксальной связи живого и мертвого; природы и духа, времени и судьбы; роста, умирания и преодоления смерти. Для такой женской фигуры мудрость жизни и порядок не основаны на несвязанных, абстрактных законах, где мертвые божественные тела или атомы вращаются в пустом пространстве; это мудрость, которая есть и остается связанной с землей, с органическим ростом на земле и с опытом переживания в нас наших предков. Это мудрость бессознательного и инстинктов, жизни и родства.

Поэтому мудрость земли, крестьян, и, несомненно, женщины соответствует матриархальному сознанию. Китайская мудрость, особенно учения И Цзин (Книги Перемен) и Лао Цзы – выражения этого матриархального сознания, которое любит тьму и скрытые вещи и которое имеет время. Отказ от быстрого успеха, скоропалительных реакций и видимых эффектов принадлежит ее сфере. Обращаясь больше к ночи, чем ко дню, матриархальное сознание склонно к мечтательности и созерцанию, а не к бдительности и активности. Ему отнюдь не нравится блеск, ясность и четкий фокус дневного света в той степени, в которой это необходимо патриархальному сознанию, которое, в своем неприятии лунной стороны жизни, только и радо тому, чтобы скрыть зависимость своего существования от темноты бессознательного. Его мудрость – это мудрость парадокса, не выделяющая и не сопоставляющая противоположности, четко отделяющая патриархальное сознание, а скорее оно их соединяет вместе как «и то, и другое».

В этом смысле – и здесь следует избегать недопонимания – матриархальное сознание является релятивистским, так как его меньше относят к абсолютной недвусмысленности истины, чем к мудрости, которая остается укорененной в космо-психической системе постоянно меняющихся сил. Часто такой релятивизм даже кажется враждебным у матриархального сознания, по сравнению с «абсолютнымо», если нам разрешено навешивать ярлык враждебности на то, что фактически является природным различием и тенденцией к соединению.

Матриархальное сознание зависит от лунного духа – партнера и от совпадения с лунными фазами, и в этом присутствует элемент эроса, зависимости от Тебя, который как луна-любовник также и партнер. Эта фундаментальность отличает матриархальное сознание, как сознание родства и взаимоотношений, от патриархального сознания. Там, где патриархально освобожденное и непривязанное сознание способно делать и думать, чтобы оно ни захотело, как бы оно ни захотело и когда бы оно ни захотело и становится само-удовлетворенным или, лучше сказать, эго-удовлетворенным в своей отстраненной и абстрактной манере, а также правит внутри круга своего сознательного содержания; матриархальное сознание не является независимым, поскольку связано и отсылается к луне и к бессознательному. Оно знает, что оно зависимо от него и управляется им.

Вот почему Луна-София не обладает абстрактно неиндивидуальной и в целом абсолютной природой духа, которую патриархальный мужчина объявляет конечной, которую он почитает как день-небеса-солнце-дух и помещает над луной-миром. Луна-дух матриархального сознания – это «только» луна-дух, только душа и вечное Женское начало. Однако вместо качества «отдаленного» божества, матриархальное сознание сохраняет более мягкий и неослепляющий свет человеческого духа. Женская мудрость неумозрительна, потому что приближена к жизни и к природе, связана с фактом и живой реальностью. Ее неиллюзорный взгляд на реальность может шокировать идеалистическую мужскую ментальность, но, с другой стороны, она тесно связана с реальностью через воспитание и оказание помощи, через любовь и утешение и ведет эту реальность за пределы смерти к новой трансформации и рождению.

Лунная мудрость пережидания времени, принятия и созревания поглощает все в своей тотальности и трансформирует то, что было принято, а также себя саму. Это всегда связано с целостностью, с приданием формы и актуализацией, то есть, с созиданием. И не следует забывать, что, по самой свое природе, созидание связано с матриархальным сознанием, не потому что сознание созидательно, а потому что созидательно бессознательное, и потому что каждое творческое достижение предполагает в качестве условия все аспекты беременности и родства, которые мы признаем характерными для матриархального сознания.

Однако в то время как культурное достижение творческого человека, по крайней мере, в его наивысшем выражении, это всегда синтез матриархального, рецептивно-вынашивающего и патриархального, придающего форму сознаний, преобладающая женская привязанность к матриархальному сознанию и его мудрости несет серьезную опасность, в дополнение ко всем его благословениям. Следует отметить, что пребывание в молчании и воплощение в реальность более важно, чем формулирование и осознание, и представляет значимую и мудрую составляющую лунного духа и роста. Но в случае с женщиной, стремление к воплощению в реальность, являющееся одним из творческих элементов, присущих матриархальному сознанию, очень часто попадается на то, что просто само по себе природное творчество.

В фазе самосохранения[45], на стадии, на которой женщина может естественно оставаться на попечении у Великой Матери без ущерба для самой себя, матриархальное эго совершенно не осознает, что над ним преобладает бессознательное. Но даже если эго женщины достигает уровня самоосознанности, которое отличает его от матриархального сознания, оно продолжает цепляться за базовые условия существования, которые имело до этого, то есть, оставаться неразделенным. Даже если женщина должна перейти от самосохранения к подчинению чужой воле (и мы это уже обсуждали), она требует того, чтобы быть полностью охваченной эмоциями. Женщина не удовлетворена, как, например, мужчина реализацией частичной структуры психики, например, достижением эго в дифференциации сознания. Женщина хочет быть полностью охваченной и потрясенной. На духовно-эмоциональном уровне это означает реализацию, актуализацию.

Однако здесь часто приходит в действие один из «трюков» женской природы, и вместо реализации и актуализации, она конкретизирует и, через естественный процесс проекции, перемещает творческий процесс беременности на внешний объект.

Это означает, что женщина понимает фазу матриархального сознания и ее символизм буквально и влюбляется, беременеет, рожает, кормит, заботится и т.д. и становится феминной внешне, а не внутренне. Ее менее заметные творческие интеллектуальные достижения, отсутствие творческих произведений (по сравнению с количеством мужских достижений), возможно, является результатом этой тенденции. Быть источником жизни через беременность и рождение ребенка и создавать непосредственную реальность, принадлежащую этой жизни, кажется женщине несомненным творчеством.[46] Неужели она неправа? Матриархальное сознание «написано на женской плоти», и своим телом она проживает во внешней реальности все, что для мужчины должно быть испытано как духовный или эмоциональный процесс, если он должен быть реализован. В этом смысле мужчина оказывается на шаг впереди женщины в своем развитии по направлению к патриархальному сознанию, потому что, по самой своей природе он может ощущать фазу матриархального сознания только как духовно-эмоциональную стадию, а не конкретным физическим способом.

Если, по причинам, описанным нами в других работах, человечество должно достичь уровня патриархального сознания и отделения от бессознательного, матриархальное сознание, как и матриархат (вместе с луной) означает что-то негативное, что нужно преодолевать. Для каждой стадии и уровня развития, который подталкивает к патриархальному сознанию, то есть, к солнцу, лунный дух становится духом регрессии, духом Ужасной Матери и Ведьмы. Независимо от того, ощущается ли она как фемининная или мускулинная, отрицательная луна теперь становится символом поглощающего бессознательного. Особенно как черная луна она становится кровопийцей, убийцей детей и каннибалом[47] и символизирует опасность быть затопленным бессознательным в виде резкой перемены настроения, сомнамбулизма и безумия. Английское слово to moon – проводить время в мечтаниях, быть вялым, апатичным, растрачивать время по пустякам – показывает, что «быть отвлеченным» также означает быть привлеченным луной и опасной силой бессознательного.

Необходимо отметить, что здесь также возникает вопрос важности психической фазы внутри стадии развития. Лунное сознание или матриархальное сознание созидательно и продуктивно и как начало, и как конец. Свет луны это первый свет, озаряющий темный мир бессознательного, из которого рождается свет и с которым он связан; все растущее, творческое и женское остается верным этой связи и признательно лунному духу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.