Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воронеж 2005




ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ЮРОВ Ю.В.

 

 

 

ББК 88.4

Юров Ю.В. Основы нейропсихологии: Программа и методические указания к практическим занятиям по специальности «Педагогика и психология».- Воронеж:, 2005

 

 

Рецензент: доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики ВГПУ канд. психол.. наук. Клименко В.В.

 

В настоящее время нейропсихология относится к быстро развивающейся области знаний, возникшей в ответ на запросы практики. Сферы применения нейропсихологических знаний- клиника неврологических и психосоматических нарушений, разнообразные проблемы ненормативного развития детей и трудности обучения.

Чрезвычайно важно использование достижений нейропсихологической науки педагогами- психологами, ориентированными на диагностику и коррекцию различных дисфункций в процессе развития детей.

Задачи учебно- методического пособия- обеспечить подготовленность выпускников к осуществлению нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений высших психических функций.

 

Рекомендовано к изданию Учебно- методическим советом Воронежского

.

Государственного педагогического университета.

 

 

Юрий.Васильевич. Юров. ВГПУ,2005

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Актуальность курса «Основы нейропсихологии» обусловлена возрастающими потребностями практической психологии, ориентированной на оказание помощи детям с аномалиями в развитии и лицам более старшего возраста, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, но имеющих проблемы адаптации к обучению и социализации в целом.

Эмпирические достижения нейропсихологии прочно вошли в методический арсенал специалистов, работающих с проблемами нормального и отклоняющегося развития. Имеется значительный теоретический багаж, позволяющий психологам осуществлять более эффективную помощь детям и подросткам, имеющим

проблемы адаптации и социализации.

В настоящее время недостаточно пособий по нейропсихологии, ориентированных на психологов, осуществляющих диагностическую и психокоррекционную деятельность. Поэтому курс предусматривает знакомство с основными разделами и достижениями нейропсихологии.

Основной из задач курса является освоение нейропсихологической диагностики и помощи при негрубых мозговых дефектах, в частности, при минимальной мозговой дисфункции,формирование диагностических умений при нейропсихологическом исследовании и знаний, позволяющих распознавать нарушения высших психических функций при различной локализации мозговых поражений.

При изложении разделов курса осуществляется опора на знания полученные при изучении «анатомии и физиологии центральной нервной системы». «общей психологии»

Студенты должны знать: -основные закономерности формирования высших психических функций, симптомы локальных нарушений высших психических функций, пути коррекции нарушений высших психических функций,

Студенты должны уметь:- проводить диагностику нарушений высших психических функций и осуществлять нейропсихологический анализ различных нарушений для разработки коррекции имеющихся расстройств.

Для овладения умениями нейропсихологической диагностики предусматривается использование заданий, предусматривающих проведение нейропсихологической диагностики школьников.

Рекомендации к самостоятельной работе студентов

Лекции акцентирует внимание на ключевых проблемах нейропсихологии и в задачи лабораторно- практических занятий входит формирование умений применять теоретические положения при решении вопросов диагностики и коррекции различных мозговых дисфункций, сопровождающихся нейропсихологической симптоматикой.

Поэтому., студенты осуществляют подготовку по основным разделам курса и на занятиях осуществляется обсуждение проявлений поражений различных зон мозга, расстройств психической деятельности при нарушениях мозговой деятельности различной локализации.

Для облегчения освоения разделов курса в учебном пособии излагаются основные принципы и разделы нейропсихологической науки., выделены ведущие теоретические положения, представлены комментарии, отражающие практические аспекты разделов курса., излагаются основные методы исследования и главные направления коррекционной деятельности.

 

Тема 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ».

 

Краткое содержание темы.

Предмет нейропсихологии. История нейропсихологии. Этапы становления нейропсихологии. Отечественная нейропсихология. Вклад А.Р..Лурия в развитие нейропсихологии.

Учение о мозговой организации психических процессов. Первичные, вторичные и третичные зоны мозга.

Теория системной динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические понятия. Нейропсихологические синдромы и симптомы

Экспериментальная и клиническая нейропсихология. Жесткие и гибкие звенья обеспечения психической деятельности. Изменение мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития. О природе двойственности мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.