Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, симптомы нарушений. Краткое содержание темы




ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ».

Краткое содержание темы

Анатомические и нейродинамические механизмы организации интеллектуальной деятельности. Нейропсихологический анализ нарушений вербально-логического мышления: Нарушения работы с текстами, нарушения понимания текста и решения арифметических задач. Вербально- логическое мышление- норма и патология.

Нейропсихологический анализ нарушений наглядно- образного мышления: психология образа и процесс опознания объекта, нарушения предметного образа. Нарушения мышления при поражениях мозга различной локализации.

Особенности расстройств мышления у детей при локальных и диффузных поражениях мозга. Восстановление вербально-логического и наглядно-образного мышления. Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления.

Современная психологическая наука рассматривает мышление как активную,

психическую деятельность, направленную на решение определённой задачи, которая подчиняется всем законам психической деятельности.

Исследования по психологии мышления показали, что мышление как самостоятельная форма познавательной деятельности формируется постепенно, являясь одним из наиболее поздних психических новообразований.

1. При поражении теменно-затылочных отделов левого полушария происходит нарушения пространственных синтезов существенно ухудшается выполнение задач на конструктивную деятельность. При этом общий принцип конструкции и намерение построить сохранными(об этом свидетельствует как длительный ряд проб, так и критическое отношение к своим дефектам ).

Так же страдает «синтез отдельных элементов в группы» и возникает целая совместимость дефектов, связанные с нарушением пространственного анализа и синтеза. Больные обнаруживают трудности в тех интеллектуальных операциях, для решения которых необходимо выделение наглядных признаков и их пространственных отношений. Страдают наглядно- образные формы мышления, требующие выполнения операций на пространственность,анализ и синтез, а также понимание «семантическое квазипространство» отношений, в сложных изображениях и текстах.

При поражении систем теменно- затылочнойобласти общий смысл задач нередко остаётся у этих больных относительно сохранным, но понимание сложных логико-грамматических структур оказывается затрудненным, страдают сложные арифметические операции..

Поражение левой височнойобласти, приводящие к нарушению слухоречевой памяти вызывают трудности удерживания условий задачи с невозможностью включать в процесс решения необходимые промежуточные речевые звенья. У больных этой группы решения даже относительно простых задач резко затруднено. Возможны лучшие результаты когда задача предлагается в письменном виде.

У больных с поражением лобных долей мозга сама деятельность выполнения задачи грубо нарушена. Они часто не размышляют над выполнением задачи и не оценивают допускаемых ошибок.

Предложенный текст задачи не воспринимается ими как задачи, не осознаётся условие- понимание основной задачи, а поэтому не формируется и намерение «решать её». У этих больных выпадает процесс предварительной ориентировки в условиях задачи, в результате чего они сразу начинают импульсивно подыскивать «ответы», чаще всего, просто комбинируя входящие в условия числа и выполняя ряд фрагментарных операций, не сличают полученный результат с исходными условиями задачи и не осознают бессмысленность полученного ответа.

Практические аспекты. Так какнарушения мыслительной деятельности могут быть обусловлены дисфункцией различных мозговых структур, нейропсихологическое исследование позволяет выявить нейропсихологический фактор, лежащий в основе подобных расстройств, и разработать соответствующую коррекционную программу.

 

Методические указания. На основании нейропсихологического исследования особенностей мыслительной деятельности младшего школьника, имеющего проблемы в обучении, проанализировать школьные навыки, включая счетные операции,, рассмотреть локализацию мозговых дисфункций и возможные пути коррекции таких расстройств (примеры упражнений представлены в разделе- тема 8).

 

Контрольные вопросы

1.В чем проявляются.нейропсихологические признаки нарушений вербально- логического мышления?

2 Каким образом можно осуществить нейропсихологический анализ нарушений наглядно-образного мышления?

3. Осуществите характеристику роли различных зон мозга в мыслительную деятельность.

4.Какие методы нейропсихологической диагностики позволяют осуществить исследований нарушений различных зон мозга?

5. Опираясь на знания из разделов рассмотрите возможности.Коррекция нарушений мышления..

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

.1.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с

2..Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития речи: учебно-методическое пособие/Сост. Ж.А. Балакшина. – СПб.: Изд. «Речь», 2002. – 36 с.

3.Зейгарник Б.В. Патопсихология/Б.В. Зейгарник. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 576 с.

4.Лурия А.Р, Основы нейропсихологии/ А.Р. Лурия. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 384 с.

5.Семенович,А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте6 Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия» 2002.-232 с

6.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения- М.. ТЦ Сфера, 2003.—288с

7.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

8.Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий/Е.Д. Хомская. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 282 с.

9.Хомская Е.Д. Нейропсихология; Учебник для вузов, 3-е изд./ Е.Д. Хомская.- СПб.; Питер, 2003-496 с.

10.Яссман,Л.В. Данюков,В.Н.Основы детской психопатологии: Учебно- методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов.- М.: «Олимп»; «ИНФРА-М»,- 256 с.1999

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.