Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип критического отношения к культуре




Основные принципы прикладного психоанализа.

Природа естественна, культура искусственна. Какова цель этого искусственного образования, и каким образом оно воздействует на человека? Фрейд писал: «Культура есть враг человека, взятого в его единичности». Культура должна блокировать индивидуальные желания, «трансформация счастья в чувство вины» - это на благо человека, так как чувство вины блокирует агрессию. В работе «Недовольство культурой» Фрейд писал: «Чувство вины – важнейшая проблема развития культуры, платой за культурный прогресс является убыток счастья вследствие чувства вины. Чувство вины совпадает со страхом перед Сверх-Я. Агрессия интроецируется в Сверх-Я и направляется против собственного «Я». «Культурное «Сверх-Я», как и «Сверх-Я» индивида наказывает страхом совести. У индивида упреки Сверх-Я совпадают с предписаниями Сверх-Я данной культуры».

Критическое отношение к культуре носит терапевтический характер. Культуру надо подвергать ревизии и надо понимать, что она будит чувство вины и страх и таким образом гонит нас в массу. Но это чувство вины должно полностью сниматься в ритуалах и не должно приводить к индивидуальной патологии.

Требуется выработка новых установок, менее жестких. Чем больше культурных запретов, тем больше чувство вины. Но человечество становится все более слабым в системе защит, все более открытым к массовому воздействию. Такой человек не может держать много чувства вины. Он либо выплескивает его вовне, проецируя в образе врага, либо направляет на себя, и возникает психосоматика. Необходимо снятие излишних запретов. Фрейд считал, что в современном ему обществе слишком много сексуальных запретов, поэтому много неврозов. Он «реабилитировал» мастурбацию, гомосексуализм, внебрачные связи. Но остается еще много культурных запретов. Должна быть динамика постепенного снятия табу.

Критическое отношение к культуре требует отслеживания воздействия на наше бессознательное различных социальных ритуалов.

2. Принцип консерватизма (обратный «критическому отношению»)

Все, что в течение многих поколений люди воспроизводили, им нужно. Этот принцип представляет прикладной психоанализ как хранителя культурных ценностей, традиций. Надо понимать, что кризисы временны, а вне традиций, вне религиозных, семейно-брачных отношений и других ритуалов человек жить не может. Это уже не человек. В рамках ритуала человек чувствует себя в безопасности, это дает ему ощущения единства и защищенности.

Психоаналитик выполняет эти функции по отношению к клиенту, психоаналитик – враг излишних культурных запретов, хранитель только тех ее форм, которые необходимы. Человеческая культура создала все необходимое, чтобы человек чувствовал себя здоровым и счастливым. Любые новации в культуре могут быть вредны. Культурная среда должна быть устойчива хотя бы на протяжении трех поколений, мир детства должен соотноситься с миром взрослого.

3. Принцип элитарности в подходах к соотношению личности и культурной среды.

Культурные запреты универсальны, а люди индивидуальны: люди эроса и люди тонатоса. По отношению к ним, культурные ритуалы должны строиться по-разному. Элитарность заключается в следующем: сверхзначимыми в культурной среде являются люди тонатоса, нарциссы, так как они автоматически запускают вокруг себя динамику массообразования. Люди массы выделяют их инстинктивно, узнавая в них комплексы родительской нелюбви.

Для формирования человека - тонатоса требуется особый тип воспитания – сверхтравматичный (отторжение от родителей). От нас требуется особая психологическая поддержка такого человека как творческой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.