Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация диспансерного наблюдения за здоровыми детьми второго года жизни 7 страница




Контроль нервно-психического развития детей второго года жизни проводят по следующим параметрам.

❖ Сенсорное развитие.

❖ Развитие общих движений.

❖ Развитие игры и действий с предметами.

❖ Развитие активной речи.

❖ Развитие понимаемой речи.

❖ Развитие навыков.

Давая заключение об уровне нервно-психического развития ребёнка, его отно­сят к одной из четырёх групп:

❖ I группа — нормальное или ускоренное развитие;

❖ II группа — первоначальные отклонения в развитии на один эпикризный срок;

❖ III группа - более глубокая задержка (отклонения на два эпикризных срока);

❖ IV группа — глубокая задержка (отклонения на три эпикризных срока), что встречается примерно в 1,5%.

Таким образом, на профилактическом осмотре здорового ребёнка второго года жизни врач должен научить мать следующему:

о санитарно-гигиеническому уходу за ребёнком;

❖ строгому соблюдению режима;

❖ проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий;

> формированию оптимального питания;

❖ организации разнообразной двигательной активности;

❖ способам развития у ребёнка навыков активной речи;

❖ созданию условий для положительных эмоций при общении;

❖ способам привития ребёнку культурно-гигиенических навыков;

<> поощрению его самостоятельной активности.

На втором году жизни проводится контроль над развитием ребёнка раз в квар­тал с проведением антропометрии и психометрии. Стоматолог осматривает раз в год, другие специалисты — по показаниям. В декретированные сроки (1 год 3 мес, 1 год 6 мес, 1 год 9 мес и в 2 года) педиатр общей практики пишет эпикриз, даёт подробное заключение о состоянии здоровья ребёнка, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие. Каждый эпикриз обязательно обсуждают с мате­рью, акцентируя её внимание на недостатках в развитии и воспитании, необходи­мости выполнения тех или иных назначений. После этого дают рекомендации по дальнейшему воспитанию и оздоровлению ребёнка.

В конце второго года жизни врач пишет эпикриз, анализируя все объективные данные этого года жизни ребёнка. Данный эпикриз также обязательно оговарива­ют с матерью.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НА: 1ЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Большинство детей, достигших двухлетнего возраста, в нашей стране воспи­тывают дома, однако часть детей начинают посещать детские ясли (сад). На этом фоне появляется необходимость в новых контактах врача-педиатра и расширении рекомендаций для сотрудников организованных коллективов. Очень большая ответственность за здоровье и правильное воспитание этих детей лежит на взрос­лых, которое должны быть едины в своих воспитательных, оздоровительных, организационных методах в семье.

Для детей третьего года жизни тоже характерна довольно высокая иммуно­логическая защищённость по сравнению с детьми первого и второго года жизни, более совершенная функция терморегуляции, более высокий уровень адаптацион­ных механизмов, в том числе к аллергизации организма, высокая двигательная и познавательная активность, высокая физическая выносливость.

В связи с перечисленными особенностями детей третьего года жизни недопу­стим разнобой требований к ребёнку со стороны матери, отца, бабушек, дедушек и других родственников, так как это затрудняет формирование устойчивых услов­ных связей. Разнонаправленность требований к ребёнку сказывается на его пове­дении: он становится капризным, нервным, у него ухудшается сон, аппетит, может появиться агрессивность в поведении.

Если ребёнок в первые 2 года жизни развивался нормально, без каких-либо отклонений, если он приобрёл все необходимые для этого возраста навыки и умения, то на третьем году жизни этих детей проще воспитывать и значительно легче прививать им новые навыки и совершенствовать старые. Задачи медико- педагогического наблюдения за детьми третьего года жизни такие же, как и для детей первого и второго года.

• Санитарно-гигиенический уход за ребёнком определяется тем, насколько ребёнок владеет самостоятельными навыками. Надо обязательно закрепить все культурно-гигиенические навыки, необходимые для этого возраста: само­стоятельная еда, умывание, одевание, раздевание. Кроме того, необходимо воспитывать новые навыки: убрать со стола, вытереть стол, убрать свой уго­лок, расставить на место игрушки и т.д. Прогулки надо организовать таким образом, чтобы ребёнок имел возможность активно играть, поэтому очень важна удобная одежда для ребёнка.

• Режим дня должен строиться таким образом, чтобы активное бодрствование не превышало 6,5-7 ч, дневной сон — раз в день.

• В отношении питания требования остаются теми же, но надо стараться раз­нообразить диету, не кормить ребёнка насильно, а также со всевозможными отвлечениями во время еды. Это вредно сказывается на здоровье и характере ребёнка.

• Физическое воспитание требует особого внимания, необходимо рекомен­довать родителям продолжать заниматься с детьми гимнастикой, плаванием, проводить закаливающие мероприятия. В этом возрасте необходимо разви­вать у детей ориентировку тела в пространстве: чувство равновесия, навыки бега, прыжков, развивать мускулатуру спины, грудной клетки, шеи для того, чтобы предотвратить нарушение осанки.

• Умственное развитие ребёнка данного возраста, его речь быстро прогрес­сируют и совершенствуются: расширяется кругозор ребёнка, происходит постепенное познание окружающей среды, природы. В этом возрасте осо­бенно нужна помощь родителей, чтобы правильно организовать бодрство­вание ребёнка. Родители должны научить его играть игрушками, создавая разнообразные игровые ситуации, иначе игрушки быстро надоедают, ребёнок утомляется, капризничает. Чтобы правильно развивать речь и мышление ребёнка, родители должны научить его грамматически правильным речевым формам и в дальнейшем их постоянно закреплять.

Родителей нужно информировать о том, что в этом возрасте у детей появляется острая потребность общения с другими детьми, поэтому обязательно надо предо­ставлять детям такую возможность.

На третьем году жизни контролируют те же нервно-психические вехи или линии развития, что и на втором году, кроме понимания речи, так как развитие речи идёт только через активное общение.

Контроль за состоянием здоровья и развитием детей третьего года жизни врач- педиатр общей практики осуществляет раз в полугодие. Основное внимание обра­щается на организацию режима, на нервно-психическое и физическое развитие, состояние костной, зубочелюстной, мышечной систем, внутренних органов. При осмотре проводят антропометрию, психометрию, назначают анализы крови, мочи, кала на яйца глистов. Один раз в год ребёнка осматривает офтальмолог и стомато­лог, другие специалисты — по показаниям.

В конце третьего года жизни, когда заканчивается период раннего возраста, врач оценивает состояние здоровья ребёнка по всем параметрам. На основании динамического наблюдения за ребёнком, лабораторных исследований, заключе­ний специалистов врач подводит итоги трёхлетней профилактической работы с ребёнком. После этого намечает план оздоровительных мероприятий на после­дующий период.

При осуществлении контроля за здоровьем ребёнка каждый осмотр ребёнка на третьем году жизни состоит из следующих разделов.

• Оценка физического и психомоторного развития ребёнка.

• Исследование состояния здоровья по критериям здоровья [на третьем году жизни количество хронических больных (пороки развития, наследственные заболевания, отдалённые результаты перинатальной патологии и др.) не пре­вышает 5%].

• Выделение детей группы риска (биологического, социального, экологического и др.).

• Назначение рекомендаций в зависимости от группы здоровья.

• Оформление этапного эпикриза.

Основные задачи индивидуального контроля за состоянием здоровья ребёнка таковы.

• Углублённое исследование, оценка состояния здоровья и назначение соответ­ствующих рекомендаций.

• Ранние выявления отклонений в состоянии здоровья ребёнка.

• Решение вопроса о возможности посещать ребёнком детское дошкольное учреждение.

• Решение вопроса о необходимости консультаций врачей-специалистов и лабораторно-инструментальных наблюдений.

• Решение вопроса о проведении профилактических прививок.

• Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение.

К вопросу подготовки здоровых неорганизованных детей в ясли или сад необ­ходимо относиться очень серьёзно. В условиях детской поликлиники всю орга­низационную работу в этом плане проводит комиссия, представленная врачами отделений организационного детства и старшей сестрой отделения. Заседания этой комиссии проходят еженедельно, по фиксированным дням, причём обязательно привлекаются врачи-педиатры общей практики и врачи-специалисты.

Комиссия выполняет следующие функции.

• Контроль за подготовкой детей к поступлению в ясли дли сад и организация преемственности между работой детской поликлиники и дошкольным учреж­дением.

• Разбор всех случаев тяжёлой адаптации детей к дошкольным учреждениям, выявление её причин с тщательным анализом качества подготовки ребёнка со стороны медперсонала поликлиники и родителей.

• Изучение и анализ эффективности проводимых мероприятий по подготовке детей к поступлению в организованные коллективы, внесение соответствую­щих корректировок.

Следует предупредить родителей о том, что поступление любого здорового ребёнка в организованный коллектив сопровождается нагрузкой на нервную систему. Не каждый, даже здоровый, ребёнок легко переносит переход из условий семьи в условия яслей и садов, т.е. резко изменившимся условиям жизни. Поэтому необходимо точно знать особенности высшей нервной деятельности ребёнка для того, чтобы вовремя обратить внимание на все отрицательные факторы, прово­цирующие напряжение нервной системы.

Выделяют три степени тяжести адаптации детей к детским дошкольным учреж­дениям.

• Лёгкая степень адаптации:

❖ поведенческие реакции нормализуются в течение 10-20 дней (восстановле­ние сна, аппетита, речевой активности, устранение отрицательных эмоций в общении со взрослыми и детьми, боязни пространства);

❖ нет отставания в нервно-психическом развитии;

❖ острых респираторных заболеваний (ОРЗ) в первые дни нет совсем или однократное в течение первых 10 дней в детских дошкольных учрежде­ниях;

❖ масса тела и рост неизменны.

• Адаптация средней тяжести:

❖ нормализация поведенческих реакций продолжается до 60 дней;

❖ замедление темпа речевой активности в течение 1-2 мес;

❖ возникновение ОРЗ в первые дни, затем могут быть повторные респиратор­ные инфекции;

❖ замедление увеличения или потеря массы тела в течение 30-40 дней.

• Тяжёлая адаптация:

❖ нормализация поведенческих реакций продолжается более 60 дней;

❖ замедление темпов речевой активности в течение 1-2 кварталов;

❖ возникновение ОРЗ в первые дни, болезни длительные, часто с осложнения­ми, повторные;

❖ замедление темпов роста и прибавки массы тела в течение 6 мес.

Для того чтобы уменьшить или устранить отрицательные влияния новых усло­вий в детских дошкольных учреждениях на практически здорового ребёнка, врач- педиатр должен провести следующую организационную работу по подготовке детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.

• За 1-2 мес до поступления в детские дошкольные учреждения желатель­но максимально приблизить домашний режим ребёнка к режиму детского дошкольного учреждения, включая режим питания, расширение организаци­онных контактов ребёнка и контроля санитарно-гигиенических навыков.

• Минимум за месяц до поступления в детские дошкольные учреждения должны быть завершены все прививки, так как любая прививка транзиторно снижает общую иммунологическую защищённость организма в период формирования специфического прививочного иммунитета.

• Мать должна иметь «резерв времени», чтобы приучать ребёнка к режиму дет­ских дошкольных учреждений, т.е. 1-2 мес до выхода на работу.

• В первые 2-3 нед посещения детских дошкольных учреждений желательно забирать ребёнка домой после обеда (т.е. после 12:30).

Выписка из поликлиники для детских дошкольных учреждений должна содер­жать:

• подробные сведения о состоянии здоровья ребёнка и особенностях его раз­вития;

• даты проведения профилактических прививок и описание реакций на них;

• перенесённые заболевания;

• данные о проведённой подготовке к поступлению в детские дошкольные учреждения с подробными рекомендациями по оздоровлению ребёнка в период адаптации и в последующее время.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЗДОРОВЫМИ НЕОРГАНИЗОВАННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как уже говорилось, по достижении ребёнком трёхлетнего возрасга заканчива­ется период раннего детства и начинается период дошкольного возраста.

Он имеет также свои особенности, которые обеспечивают здоровье ребёнку и к концу этого периода готовность к обучению в школе. Наиболее значимые особен­ности данного периода.

• Интенсивно развивается высшая нервная деятельность. В конце дошколь­ного периода клетка коры мозга мало чем отличается от клеток взрослого. Поведение ребёнка характеризуется дифференцированностью и сложностью. Он становится социальным существом, в котором хорошо выражены типоло­гические и индивидуальные черты. У него совершенствуется интеллект, речь. Большинство детей предпочитают общение со своими сверстниками.

• Практически заканчивается морфофункциональное созревание всех органов и систем, завершается созревание иммунной системы.

• Совершенствуется развитие физической силы и ловкости, что неотделимо от развития функций мозга.

Надо отметить, что число детей дошкольного возраста, не посещающих детские учреждения, в последние годы увеличивается. Именно этой группе детей дол­жен уделять повышенное внимание медицинский персонал поликлиники, чтобы при необходимости вовремя корригировать физическое, умственное, санитарно- гигиеническое развитие и воспитание в семье. Поэтому при работе с неоргани­зованными детьми дошкольного возраста врач-педиатр общей практики должен использовать любое обращение пациента (по острому заболеванию, при плановом профилактическом осмотре, за рецептом, справкой, санитарно-курортной картой и т.д.), активный вызов по телефону на приём к врачу, активный выход медицин­ской сестры на дом для приглашения на приём и т.д.

При осмотре этой группы детей особое внимание врач-педиатр общей практики должен уделять нервно-психическому развитию. Прежде всего развитию речи, кото­рое должно быть связано с обогащением словарного фонда и совершенствованием грамматического строя, введением в речь всё большего количества интеграторов, которые способствуют абстрагированию и обобщению, а также формированию эстетических представлений, моральных понятий; развитию умения читать, писать. По-прежнему в центре внимания должно быть и физическое состояние ребёнка: осанка, мышечная сила, ловкость, выносливость; состояние зубочелюстной систе­мы (прикус, кариозные зубы, недоразвитие зубов и т.д.); острота зрения, слуха и состояние носоглотки (аденоиды, хронический тонзиллит, синуситы и т.д.). Следует обращать внимание на звукопроизношение и развитие речевых функций (невнятная речь, ограниченный словарный запас, заикание и т.д.).


Детей четвёртого года жизни педиатр обязательно осматривает раз в год, дру­гие специалисты — по показаниям. При осмотре проводят антропометрию, пси­хометрию, назначают анализы крови, мочи, кала на яйца глистов. На основании объективного обследования, лабораторных исследований определяют группу здоровья с особым акцентом на группу риска (внимания). После этого врач даёт рекомендации по режиму дня, питанию, закаливанию, воспитанию и составляет план оздоровительных мероприятий на следующий год, в который включает сана­цию носоглотки, полости рта, дегельминтизацию, занятия лечебной физкультурой (ЛФК), массаж, различные водные процедуры. На каждого ребёнка заполняется карта учёта диспансеризации (форма 131/у), но эти карты хранятся отдельно от карт детей, посещающих детские учреждения.

Таким образом, контроль над проведением оздоровительных мероприятий у неорганизованных детей четвёртого года жизни проводят по картам учёта дис­пансеризации и историям развития (форма 112/у). В последней форме в конце четвёртого года составляют подробный эпикриз.

Детей пятого года жизни также в обязательном порядке осматривает педиатр раз в год. Им назначают те же обследования, что и детям четвёртого года жизни. Но, учитывая тот факт, что большинство детей начинают учёбу с 6 лет (в связи с реформой общеобразовательной школы), за год до поступления в школу неор­ганизованные дети пятилетнего возраста проходят углублённое обследование в детской поликлинике с привлечением следующих специалистов: педиатр, окулист, невропатолог, отоларинголог, стоматолог, хирург, ортопед. Другие специалисты осматривают детей по показаниям. Обследования проводят те же, что и при дис­пансеризации детей четырёхлетнего возраста. Дополнительно измеряют артери­альное давление (АД). При выявлении каких-либо отклонений (кариес, аденоиды, снижение остроты зрения и т.д.) проводят санацию, коррекцию.

Самое главное при осмотре здоровых неорганизованных детей пятилетнего воз­раста за год до поступления в школу — определение и оценка степени готовности к школе. Это исследование проводится педиатром совместно с невропатологом, по возможности с психологом, а при необходимости с детским психиатром и другими специалистами.

Для определения степени психофункциональной готовности к школе проводят диагностические скрининг-тесты. Наиболее распространённые из них следующие.

• Исследование чистоты речи. Ребёнку предлагают произнести слова со сви­стящими звуками («с», «з»), с сонорными («р», «д»), с шипящими («ч», «ш», «щ»). Если ребёнок не произносит хотя бы один звук, тест считается отрица­тельным.

• Тест Керна-Ирасека состоит из трёх заданий:

❖ нарисовать человека («дядю», «тётю»), контроль осуществляется за разли­чиями полов на рисунках;

❖ переписать текст, например: «Он ел суп», где высота строчной буквы должна быть 1 см, а заглавной — 1,5 см;

❖ перерисовать 10 точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см в определённой последовательности (рис. 2-1).

Тест оценивают в баллах, причём оценка «1» считается высшей, оценка «5» — низшей, при сумме баллов 1,2,3 тест считают выполненным.

• Фотометрический тест — вырезание круга. На листе бумаги рисуют жирной линией окружность, диаметром 3 см. Снаружи и внутри окружности на рас­стоянии 1 мм друг от друга рисуют ещё по три окружности более тонкими линиями. Ребёнку предлагают вырезать круг по жирной линии за 1 мин. Разрешается ближайшую к «жирному» кругу линию пересечь два раза или вторую 1 раз. При всех прочих отклонениях тест считают отрицательным. Если ребёнок выполнил два теста из трёх, то он готов к школе. Кроме того, его биологический возраст соответствует

паспортному или опережает его.. •.

После обследования пятилетнего ребёнка врач делает заключение о состоянии его здоровья, •... определяет группу здоровья, степень готовности к школе. Если среди детей I—II группы здоровья обнаруживаются биологически и психофункцио- • • • нально не готовые к школе, педиатр общей прак- рис. 2-1. Тест Керна-Ирасека (тре- тики, невропатолог или психоневролог ставят тье задание).

этих детей на учёт и совместно с родителями, логопедом проводят соответствую­щую подготовку их к поступлению в школу (тренировка проведения всех тестов, занятия с логопедом, рисование, штриховка, развитие мелких мышц руки и т.д.).

Перед началом учебного года дети уже шестилетнего возраста проходят углу­блённый медицинский осмотр с участием всех врачей-специалистов, исследование крови, мочи, кала на яйца глистов, антропометрию, психометрию, снова проверя­ется психофункциональная готовность к школе медико-педагогической комиссией. После этого составляют подробный эпикриз с заключением о состоянии здоровья ребёнка и с выводами медико-педагогической комиссии о готовности его к школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, стал не только актуальной медицинской, но и острой социальной необходимо­стью. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации напрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В связи с этим, а также учитывая пере­ход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, раз­работаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже нормативы базируются на новом Положении о профилак­тических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утверждён­ном совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы меди­цинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Этим Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого- педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет. Они включают три обязательных этапа профилактических осмотров: доврачебный, педиатрический, специализированный (табл. 2-2) — и организацию осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняют на врачебном этапе). Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследо­вании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Выбор модели организации профилактических осмотров (дошкольное учреждение/школа и/или поликлиника) определяется конкретными условиями на местах, обеспеченностью медицинскими кадрами, в том числе врачами-специалистами, оснащённостью медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, отдалённостью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д.

Таблица 2-2. Основные показания для консультации врача-специалиста
Врач-специалист Основные показания
Эндокринолог • Наличие сведений об эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, тиреотоксикоз, ожирение и др.) у ближайших родственников. • Жалобы на повышенную жажду, диурез, сухость во рту, значительную потерю в весе при нормальном или даже повышенном аппетите, чрезмерную раздражительность, бес­покойство. • Наличие клинических проявлений различных эндокринных расстройств: гиперпигмен­тация на коже, слизистой оболочке рта, конъюнктиве глаз; гипотрихоз, гирсутизм, наличие полос растяжения, экзофтальм, избыточная масса тела (более чем на 16%), истощение, крипторхизм, высокое АД, наличие сахара в моче

Врач-специалист Основные показания
Гинеколог • Наличие в анамнезе сведений об отставании в физическом и половом развитии, высо­ком инфекционном индексе, отсутствии менструаций после 13 лет, появлении вторич­ных половых признаков до 9 лет. • Жалобы на боли в животе, соматически не обусловленные, не болезненные, нерегуляр­ные, длительные (более В дней), обильные менструации, гнойные выделения из поло­вых путей, зуд в области половых органов. • Наличие отставания в развитии вторичных половых признаков, патологическое оволосе­ние; опухоли в животе; лейкоцитурия
Невропатолог и психиатр • Наличие в анамнезе травм черепа, в том числе и родовых, инфекционных заболеваний нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты), судорожных синдромов при забо­леваниях, обморочных состояний, ночного недержания мочи. • Жалобы на стойкие головные боли у соматически здорового школьника, головокруже­ние, тошноты, рвоты, обморочные состояния, нарушения формулы сна, снохождение, сноговорение, бессонницу, раздражительность, плаксивость, беспокойство, рассеян­ность, снижение памяти. • Наличие клинических проявлений психонервных расстройств: асимметрия лица, парали­чи, парезы конечностей, миотонии, мышечные атрофии, признаки болезни Дауна, рас­стройство вегетативной нервной системы (лабильность пульса, акроцианоз, гиперги­дроз), нарушения АД, насильственные движения, умственная отсталость, неправильные формы поведения (психопатоподобные, выраженная двигательная расторможённость)
Отоларинголог • Наличие в анамнезе частых ОРЗ, ангин, отитов, носовых кровотечений. • Жалобы на снижение слуха, затруднённое носовое дыхание, упорные головные боли в лобной части, головокружения, повышенную возбудимость вестибулярного анализатора («укачивание» в транспорте). • Наличие снижения остроты слуха, гипертрофия нёбных миндалин. • Увеличение и болезненность подчелюстных и шейных лимфоузлов, аденоидного типа выражение лица; гнойные выделения из носа и уха
Хирург, уролог/ андролог • Наличие в анамнезе локальных болей в позвоночнике, в коленном, тазобедренном суставах (туберкулёзный гонит, коксит), выпадение прямой кишки. • Жалобы на часто повторяющиеся приступы острых болей в животе, постоянные запоры, примеси свежей крови в кале, затруднённое мочеиспускание с резями, быстрая утом­ляемость нижних конечностей в сочетании с непереносимостью физических нагрузок. • Наличие диспропорции телосложения (резко развита верхняя половина туловища), венозного рисунка живота; варикозного расширения вен нижних конечностей, расшире­ния пупочного, паховых колец, грыжевых выпячиваний в области белой линии живота, крипторхизма. • Отставание спермархе в возрасте старше 13 лет
Ортопед • Наличие в анамнезе переломов костей с нарушением функции, повторных переломов, остаточных явлений перенесённого полиомиелита, родовой травмы. • Жалобы на упорные боли в конечностях, суставах, позвоночнике. • Наличие при объективном исследовании деформаций конечностей, грудной клетки, позвоночника, нарушений осанки, плоскостопия (площадь опоры более трети поверх­ности подошвы), нарушения функции крупных и мелких суставов
Кардиоревматолог • Наличие в анамнезе частых ангин, высокого инфекционного индекса, функциональных изменений в сердце, подозрения о врождённых пороках, ревматизме. • Наследственная отягощённость по гипертонии, ишемической болезни сердца, заболе­ваниям суставов. • Жалобы на боли в области сердца, суставов, изменения конфигурации суставов, одыш­ку, быструю утомляемость при незначительной физической нагрузке, сердцебиение. • Наличие клинических проявлений кардиологии, глухость сердечных тонов, аритмия, тахи- и брадикардия, различные шумы, артериальная гипер- и гипотония

 

Окончание табл. 2-2

Врач-специалист Основные показания
Гастроэнтеролог • Наличие в анамнезе сведений о патологии беременности и родов, смешанном или искусственном вскармливании, наличие отклонений со стороны пищеварительной системы в раннем возрасте. Наследственная отягощённость по гастроэнтерологической патологии. • Жалобы на повторяющиеся боли в животе и диспепсические явления, нарушения аппе­тита и стула. • Наличие болезненности при пальпации основных областей живота (эпигастральной, пилородуоденапьной, правого подреберья и др.), симптомов раздражения жёлчного пузыря
Нефролог • Наличие в анамнезе частых респираторных заболеваний и ангин, бессимптомных повы­шений температуры. Наличие почечной патологии у родственников, в том числе у мате­ри при беременности. • Жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержания мочи, боли в животе и пояснице. • Наличие при объективном исследовании вагинитов (у девочек), повышенного АД, сте­ков положительных симптомов Пастернацкого, изменений в анализах мочи
Офтальмолог • Наличие в анамнезе заболеваний поджелудочной железы, почек, ревматизма, болезней крови, менингита, энцефалита, арахноидита, черепно-мозговой травмы. • Глубокая недоношенность (вес при рождении 900-1500 г). • Наследственная отягощённость по заболеваниям органа зрения: миопия, астигматизм, гиперметропия и др. «Жалобы на плохое зрение вдаль, прищуривание, зрительную утомляемость при работе вблизи, ухудшение зрения в сумерках, светобоязнь, боли в глазах, слезотечение. t Наличие при внешнем осмотре изменений со стороны век {колобома, опущение верх­него века, выворот нижнего века, неправильный рост ресниц), асимметричное рас­положение глазных яблок, воспалительные заболевания (слизисто-гнойное отделяемое, покраснение, зуд и т.д.)
Аллерголог/имму­нолог • Наличие в анамнезе экссудативного диатеза, ложного крупа, ОРЗ с астматическим компонентом, реакции на прививки и лекарства. Наследственная отягощённость по бронхиальной астме, поллинозу, нейродермиту. • Жалобы на кожные проявления аллергии; приступы затруднённого дыхания, чихания, слезотечения. • Клинические проявления кожной или респираторной аллергии (сыпь, кашель, насморк, явления конъюнктивита, наличие свистящих и проводных хрипов в лёгких). • Наличие рецидивирующих гнойно-воспалительных заболеваний, ангионевротических отёков, хронических инфекций
Гематолог/онколог • Наличие симптомокомплекса латентного дефицита железа и железодефицитной анемии (ЖДА). • Лимфатико-гипопластическая конституция/ЧБД с лимфоаденопатиями и лейкемоидны- ми реакциями. • Любые изменения/отклонения в анализе крови. • Синдромы гиперплазии/угнетения нормального кроветворения. • Любые опухолевые образования
Дерматолог • Наличие в анамнезе экссудативного диатеза, реакции на прививки и лекарства, нару­шений пигментного обмена. • Наследственная отягощённость по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям. • Жалобы на патологические изменения кожных покровов, волос, ногтей. • Наличие воспалительных, пигментных и других изменений кожи; нарушение роста и развития ногтей и волос
Пульмонолог • Наличие в анамнезе частых простудных заболеваний, врождённого стридора, астмати­ческого синдрома. • Жалобы на кашель, одышку, боли в груди. • Клинические проявления лёгочной патологии (изменения характера дыхания, перкутор­ного звука, наличие хрипов при аускультации)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.