Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация волшебной сказки В. Я. Проппом




Сказочный и мифологический материал очень близок по своей природе к материалу, получаемому в психоаналитическом процессе. Многие психоаналитики занимались исследованиями мифов. Здесь можно вспомнить З.Фрейда с его исследованием мифологического цикла об Эдипе, К. Абрахама, О.Ранка, А.Адлера. Особое внимание мифологии уделялось в школе аналитической психологии К.Г.Юнга, где миф и архетип рассматриваются как самая глубокая основа человеческой психики.

В психоаналитической парадигме сказка и миф рассматриваются как символические описания травм, сопровождающих психосексуальное развитие ребенка, а также как типовые схемы их рационализации и отреагирования. Однако психоаналитический подход далеко не единственный в исследовании сказочного материала. Так, фольклористика предлагает целый ряд других концепций к изучению этого материала. Наиболее глубокие исследования сказочного материала принадлежат В.Я. Проппу, а его работы «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» стали классическими.

Пропп рассматривает один, но весьма обширный класс сказок – волшебные сказки. К ним он относил те, сюжет которых описывается следующим образом: они начинаются с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание героя и проч.) или с желания иметь что-либо (например, жар-птицу). Затем герой отправляется из дома, встречается с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, с помощью них предмет поисков находится. Затем в сказке имеется поединок с противником (важнейшая форма его – змееборство), возвращение с погоней за героем. После возвращения герой подвергается испытаниям и становится царем или женится на царевне.

Основной вывод, который делает Пропп: волшебные сказки образуются двумя тематическим циклами: обрядами посвящения или инициации и представлениями о смерти. К комплексу посвящения восходят следующие мотивы: увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом, избушка, запродажа, избиение героев бабой-ягой, обрубание пальца, показывание оставшимся мнимых знаков смерти, печь у бабы-яги, разрубание и оживление, проглатывание и извергание, получение волшебного средства или волшебного помощника, травестизм, лесной учитель, хитрая наука. Период до вступления в брак и момент возвращения отражены в мотивах большого дома, накрытого стола в нем, охотников, разбойников, сестрички, красавицы в гробу, красавицы в чудесном саду и дворце, в мотивах неумейки, мужа на свадьбе у жены и наоборот, запретного чулана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.