Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 2




Практическое занятие 1

Модуль 5 Психометрия и ее основные параметры

А. Цель Модуля освоение психометрических основ психодиагностики; - ориентироваться в психометрических критериях научности психодиагностических методик,

Б. Содержание модуля

Общее понятие о психометрии и области ее применения. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность.. Валидность, виды валидности: содержательная, конструктная, критериальная, прогностическая. Понятие надежности теста. Дискриминативность. Достоверность теста. Требования к психодиагностической процедуре. Репрезентативность, стандартизация. Виды норм, статистические нормы, социокультурные нормы. Понятие о выборке.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы, границы применения норм. Принцип отсчета от нормы. Понятие признака. Типы шкал, номинативные, порядковые, интервальные, шкалы равных отношений. Интерпретация материала.

В. Семинарские и практические занятия

Тема 1.6 Психометрические основы психодиагностики – 2 ч.

Цель занятия – построение первичной формы опросника.

Тема 1.6 Психометрические основы психодиагностики – 2ч

Цель занятия – первичная обработка и анализ тестовых данных

Г. Задания для самостоятельной работы

Задание 6. Стандартизация полученных экспериментальных данных

Используя результаты группового диагностического обследования, студенты должны перевести полученные «сырые баллы» в стандартные шкалы.

З адание 7. Проверка качества психодиагностической методики

Используя результаты диагностического обследования, студенты проверяют используемую методику на надежность и валидность

Е. Рекомендуемая литература

1.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – С-Пб., 2002 г.

2.Дорофеев В.А. Математические методы в психологии. Учебно- методическое пособие, Ростов/Д, 2003 г.

3.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики – Л., 1984г.

4.Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелева. – М., 1984 г.

5.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. К.К.Крылова, Л., 1990 г.

 

Г. Контрольные вопросы

1. Что характеризует качественную методику?

2. В каком случае целесообразно использовать тест-ретестовую надежность, гомогенную и эквивалентную?

3. Каким способом можно проверить содержательную валидность?

4. Для чего необходима внешняя валидность методики?

5. Каково оптимальное количество диагностических интервалов?

6. В чем суть феномена «социальной желательности»?

7. Для чего проводится стандартизация «сырых баллов»?

8. Выделите центры основных стандартных шкал

9. Какая выборка будет считаться репрезентативной?

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный

1. Методическая дисциплина, обосновывающая требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы

А) психометрия

В) психодиагностика

С) психотерапия

Д) психокорекция

. итуации ессиональнызуются специальные методы изучения профессий, диагностики профессиональныой направленности и спе 2. «Установка на согласие» в психодиагностике предполагает

А) тенденцию испытуемого соглашаться с социально одобренным вариантом ответа

В) тенденцию к выбору средних, нейтральных ответов

С) установку, формируемую у испытуемых на их согласие участвовать в

обследовании

Д) тенденцию испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы «ДА» независимо от их содержания

3.«Шкала лжи» – это

А) специальная методика, регистрирующая колебания психофизической активности

В) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с его тенденцией к обману окружающих

С) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным людям

Д) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей

4.Генеральную совокупность можно определить как

А) гипотетическое множество потенциальных объектов исследования

В) гипотетическое множество элементов, объединенных общей характеристикой

С) Испытуемых, объединенных в рамках исследования по определенному признаку

Д) задания теста, отобранные экспертами в качестве наиболее репрезентативных для обследуемого психического свойства

5.Выборкой в психометрии называется множество

А) заданий или испытуемых, формируемое из генеральной совокупности

В) ответов испытуемых, признанных недействительными

С) количество взаимных выборов в группе при исследовании межличностных отношений

Д) Заданий, специально отобранных для теста из определенной области знаний

6. Дискриминативность – это

А) способность теста дифференцировать ложные ответы испытуемых на предлагаемые задания

В) способность теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста

С) способность методики определять группы испытуемых с самыми низкими и самыми высокими показателями

Д) качество методики, заключающееся в ее способности улавливать малейшие различия в изменении признака

2. Достоверность теста – это

А) способность теста защищать информацию от мотивационных искажений

В) валидность методики

С) отсутствие ошибки репрезентативности в процессе адаптации теста

Д) способность дифференцировать испытуемых по уровням развития оцениваемого свойства

 

3. Ретестовая надежность теста – это

А) близость значений одних и тех же испытуемых при сравнении результатов данного теста с другим, аналогичным

В) согласованность результатов испытуемых при ответах на четные и нечетные задания теста

С) степень совпадения собственных результатов испытуемых при повторном тестировании

Д) степень корреляции результатов испытуемых между первой и второй частями одного теста

4. Принятая в психодиагностике шкала IQ имеет центр, равный

А) 115

В) 100

С) 10

Д) 50

5. Под ошибкой репрезентативности понимается

А) неквалифицированный отбор экспертов для участия их в оценке теста

В) различия характеристик выборки и генеральной совокупности

С) несовпадение истинного смысла ответа испытуемого и интерпретации его психологом

Д) недостаточность заданий теста для объективного выявления уровня развития исследуемого свойства

Правильные ответы:

1 –а, 2-д, 3 – д, 4 –а, 5 – а, 6 – в, 7 –а, 8 –с, 9 –в, 10 –в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.