Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том 1 - Младенчество 11 страница




Для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя могут быть использованы любые принадлежавшие ему денежные средства, в том числе находящиеся во вкладах или на счетах в банках. Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов.

Тот наследник, которому завещаны денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на любых других счетах наследодателя в банках, в том числе в случае, когда они завещаны путем завещательного распоряжения в банке, вправе в любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить из вклада или со счета наследодателя денежные средства, необходимые для его похорон. Однако размер средств, выдаваемых банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу, не может превышать 40 тыс. руб. (абз. 4 п. 3 ст. 1174 ГК в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 г. N 105-ФЗ).

 

Дополнительная литература

 

Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М., 2002.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Отв. ред. Н.И. Марышева, К.Б. Ярошенко. М., 2004.

Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права // Избранные труды (серия "Классика российской цивилистики"). М., 1997.

Толстой Ю.К. Комментарий к разделу "Наследственное право" // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002.

Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1984.

 

Раздел VI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА

 

Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВАХ

 

§ 1. Гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. - § 2. Понятие и виды интеллектуальных прав. - § 3. Исключительное право. - § 4. Гражданско-правовая защита интеллектуальных прав.

 

§ 1. Гражданско-правовой режим результатов интеллектуальной

деятельности и средств индивидуализации

 

1. Понятие интеллектуальной деятельности

 

Интеллектуальная деятельность человека в ее широком понимании представляет собой деятельность умственную, противоположную деятельности физической. Она связана с мыслительной способностью человека, с использованием им полученной информации. Интеллектуальная деятельность человека основывается на его знаниях и иной информации, используемых с помощью его индивидуальных мыслительных способностей.

Творчество представляет собой особую форму умственной деятельности, при которой человек на основе имеющихся у него способностей, восприятия окружающей действительности (а равно себя самого в этой действительности) и приобретенных познаний создает новые идеи, образы, формы изложения, решения различного рода задач, выражение своих чувств и настроений. Результатом творчества всегда становится нечто новое, отличное (значительно или незначительно) по тем или иным признакам от того, что существовало ранее. При этом творчество носит строго индивидуальный характер.

Результаты творческой деятельности являются основными результатами интеллектуальной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Результаты интеллектуальной деятельности могут быть и не связаны с процессом творчества. Таковы, например, результаты осуществления обычной хозяйственной деятельности по выполнению стандартных, типичных работ, ибо всякая деятельность человека является интеллектуальной (осмысленной).

 

Результаты интеллектуальной деятельности формируют технический, а в конечном счете и общий прогресс человечества; они удовлетворяют эстетические потребности человека, а также оказывают огромное влияние на развитие экономики, формируют наши представления о мире.

 

2. Гражданско-правовой режим результатов

интеллектуальной деятельности

 

Особенностью результатов интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав является то, что, родившись и оформившись в качестве продуктов мыслительной деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут объективированы, т.е. выражены вовне своим создателем.

В отличие от предметов материального мира (вещей), доступ к которым и пользование которыми могут быть ограничены их владельцами, фактически обладающими вещами, к объективированным результатам интеллектуальной деятельности доступ других лиц может быть осуществлен именно в силу отсутствия (невозможности) фактического владения ими.

Более того, ценность результата интеллектуальной деятельности может быть вообще не связана с материальным носителем, в котором (или на котором) он выражен. Например, картину известного художника можно запереть в шкафу и таким образом ограничить доступ другим лицам к данному результату творчества. При этом можно время от времени показывать ее у себя в доме, понимая, что она от этого не потеряет ценности. Если же речь идет о секрете производства, то, раскрыв его посторонним лицам, уже нельзя исключить возможность его дальнейшего использования. Таким образом, став один раз известным публике, результат интеллектуальной деятельности может быть использован потенциально где угодно и кем угодно.

Поэтому правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности строится на основе признания юридической монополии за создателем (автором) такого результата.

Названные результаты отличаются от иных объектов гражданского права и по другим признакам. В частности, как указывал В.А. Дозорцев, данные объекты в отличие от вещей не изнашиваются при использовании, т.е. не имеют физической амортизации, а их "моральная" амортизация непредсказуема, "более того, их ценность может быть утрачена в любой момент" <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Законодательство и экономика. 1998. N 7. С. 4.

 

В силу их индивидуальности невозможна и стандартная (сравнимая) стоимостная оценка таких результатов, сопоставимая с аналогичными объектами (как это может иметь место при оценке стоимости вещей или работ в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК).

Необходимо подчеркнуть, что результаты интеллектуальной деятельности представляют собой нематериальные объекты (идеи, решения, образы, символы и т.п.), существующие в сознании их создателей. В этом смысле они неотрывны от своих творцов. Придание им объективной (материальной, вещной) формы в виде рукописей, чертежей, картин и т.д. не меняет их нематериальную природу: и при отчуждении материальных носителей результаты творческой деятельности остаются в сознании создавших их авторов и могут быть вновь воспроизведены ими. Поэтому обладание материальным носителем результата творческой деятельности не гарантирует его владельцу монопольное использование, ибо автор сможет воспроизвести свой результат на другом материальном носителе. Этим творческий результат (идея) принципиально отличается от вещи - при сообщении другому лицу (лицам) он становится известным и доступным для использования, одновременно оставаясь у своего создателя.

В неразвитом имущественном обороте рукописи, картины, скульптуры являлись предметом различных сделок исключительно в качестве вещей, поскольку "не только вероятность, но и возможность нарушения нематериальных интересов обладателя произведения искусства изолированно от нарушения его права на "произведение-вещь" была ничтожно мала". Развитие научно-технического прогресса сделало возможным отделение, обособление интеллектуального продукта от его материального носителя с последующим самостоятельным массовым использованием в качестве особого товара (книгопечатание - для литературных произведений, фотография и другие технические средства репродуцирования - для произведений изобразительного искусства и т.д.) <1>. В результате промышленной революции стал возможен массовый оборот различных технических новшеств.

--------------------------------

<1> Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М., 2008. С. 107 - 108.

 

В этих условиях последовало законодательное признание за авторами литературных и художественных произведений, а также за изобретателями субъективного гражданского права на использование таких объектов. Первоначально это право, по выражению А.Л. Маковского, "выдавалось за право собственности", т.е. объявлялось "литературной", "художественной", "промышленной собственностью". Совокупность этих прав и была объявлена интеллектуальной собственностью создателей соответствующих нематериальных объектов. Однако эта проприетарная (от лат. proprietas - собственность) конструкция, или концепция, даже в период своего господства (XIX в.) не рассматривала права создателей (авторов) результатов творческой деятельности в качестве разновидности вещного права собственности, ибо правомочия их субъектов определялись совершенно иначе, чем правомочия обычных собственников, - путем перечисления способов использования и распоряжения конкретным интеллектуальным продуктом.

Более того, в ней, как давно отметили авторитетные отечественные исследователи, вновь проявился свойственный неразвитому юридическому мышлению "закон конструкционной экономии", сводящий новые правовые явления к давно известным; придание новому юридическому институту "престижа собственности" для его признания сложившимся правопорядком <1>. После достижения этой цели нужда в проприетарной конструкции отпала и ясно выявилась ее несостоятельность и условность категории "интеллектуальная собственность", поскольку в действительности изначально было ясно, что речь не идет о традиционном вещном праве на материальный объект. Уже в XX в. она фактически была заменена категорией исключительного права, признававшегося прежде всего за создателями объектов интеллектуальной деятельности <2>.

--------------------------------

<1> См.: Пиленко А.А. Право изобретателя (серия "Классика российской цивилистики"). М., 2001. С. 590; Флейшиц Е.А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран // Ученые труды ВИЮН. Вып. VI. М., 1941. С. 66 - 67. Подробнее об этом см. также § 3 гл. 7 настоящего тома учебника.

<2> Подробнее об этом см.: Маковский А.Л. Указ. соч. С. 113 и сл.

 

При этом возникли две основные системы признания таких прав, учитывающие различный характер охраняемых ими объектов. На результаты художественного творчества, которые объективно невозможно повторить (путем создания аналогичного произведения), исключительные права признаются в силу самого факта их создания (фактологическая система охраны). Результаты научно-технического творчества, напротив, принципиально повторимы (вся история развития техники подтверждает возможность того, что та или иная идея или решение технического характера могут одновременно прийти в голову нескольким лицам). Исключительное право на них может быть признано только за одним из создателей, приоритет (первенство) которого должен быть зарегистрирован и удостоверен государством путем выдачи специального документа - патента (регистрационная система охраны).

Результаты интеллектуальной деятельности весьма разнообразны, однако правовая охрана предоставляется не всем, а только таким, которые прямо указаны в законе в качестве охраноспособных. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК к ним относятся:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау) <1>.

--------------------------------

<1> Фонограммы и сообщения в эфир или по кабелю (вещание) вещательных организаций не являются результатами интеллектуальной деятельности, но приравнены к ним в качестве объектов особой категории смежных с авторскими прав.

 

3. Функции (задачи) гражданско-правовой охраны

результатов интеллектуальной деятельности

 

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности выполняет ряд функций.

Прежде всего это защита прав авторов на результаты своего творческого труда. Учитывая, что такие результаты имеют огромную ценность в современном мире, международные акты и национальное законодательство стремятся обеспечить защиту как личных неимущественных, так и имущественных интересов авторов. Поэтому, например, одним из базовых принципов правового режима результатов интеллектуальной деятельности является признание первичности прав на такой результат за автором, даже если данный результат создан им по заказу или в порядке выполнения служебного задания организации-работодателя.

С этой функцией связана и другая функция - стимулирование авторов к созданию новых результатов творчества. Автор, который обеспечен соответствующим вознаграждением за свой труд, имеет стимул к созданию новых продуктов творчества.

Не менее важной функцией является создание нормального оборота результатов интеллектуальной деятельности. Автор, обладая правом на свой результат, может распорядиться этим правом, в том числе и на возмездной основе, уступив его другому лицу или предоставив разрешение (лицензию) третьим лицам на использование своего результата творческой деятельности. В результате появляются такие субъекты, как правообладатели и пользователи, которые также приобретают определенные права в отношении результата интеллектуальной деятельности; более того, создаются целые отрасли индустрии, связанные с их использованием.

Оборот результатов интеллектуальной деятельности имеет международный характер, так как художественное и научно-техническое творчество по самой своей природе интернационально, а его результаты свободно перемещаются через границы. Отсюда - задача охраны прав и интересов отечественных авторов и правообладателей при учете законных интересов других участников международного обмена.

Наконец, еще одной функцией является обеспечение необходимого доступа общественности, всех участников гражданских отношений к использованию результатов творческой деятельности. Между юридической монополией на результат интеллектуальной деятельности и интересом публики в доступе к такому результату должен быть определенный баланс. Как отмечено в литературе, чрезмерная охрана интеллектуальной собственности может иметь отрицательный эффект <1>. Так, постоянное увеличение срока охраны произведений и другие расширения авторского права на каком-то этапе перестают способствовать прогрессу и, наоборот, тормозят его, создавая ситуацию приватизации общественного достояния, в которое перешли или должны перейти произведения, срок охраны которых истек. Реализация указанной функции может осуществляться различными способами: ограничение срока охраны произведений творчества, возможность свободного использования произведений (иногда даже без выплаты вознаграждения) и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Мэггс П. От Златовласки к Микки Маусу - пределы защиты интеллектуальной собственности // Гражданское законодательство: Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 27. Алматы, 2007.

 

4. Средства индивидуализации и их

гражданско-правовая охрана

 

С развитием товарооборота и промышленного производства возникает необходимость правовой охраны различных средств индивидуализации и в первую очередь товарных знаков, а следовательно - и вопрос о месте средств индивидуализации в системе объектов гражданского права. Данные средства представляют собой объекты нематериальные, на которые необходимо установить юридическую монополию соответствующего правообладателя (производителя, торговца). Значит, в отношении их должно признаваться исключительное право.

Однако это не результаты творческой деятельности, они имеют другое назначение. Вместе с тем очевидна и определенная общность результатов творчества и средств индивидуализации, которая служит основанием объединения их правового режима (исключительных прав на данные объекты) в одной подотрасли гражданского права.

В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК к числу средств индивидуализации относятся:

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения.

Фирменные наименования предназначены для индивидуализации в обороте коммерческих юридических лиц. Товарные знаки и наименования мест происхождения товаров индивидуализируют товары, а знаки обслуживания - работы и услуги. Коммерческие обозначения предназначены для индивидуализации предприятий, т.е. соответствующих имущественных комплексов, название которых имеет потенциальную коммерческую ценность (например, название ресторана или магазина).

Сегодня можно констатировать появление еще одного средства индивидуализации - доменного имени. Появление всемирной компьютерной сети Интернет позволило использовать ее возможности в различных сферах: осуществление платежей и заключение договоров, трансляция теле- и радиопередач, выход газет, дистанционное обучение и лечение и т.д. В таких условиях потенциальную коммерческую ценность приобретают адреса (домены), по которым можно найти интересующую информацию. Массовый захват доменных имен, совпадающих или схожих с известными средствами индивидуализации, стал одной из острых проблем. Все это требует признания доменного имени средством индивидуализации информационных систем и придания ему определенного правового режима, пока отсутствующего в действующем законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Калятин В.О. Доменные имена. М., 2006.

 

5. Интеллектуальные права как подотрасль гражданского права

 

Нормы о правах на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации образуют самостоятельную подотрасль гражданского права наряду с вещным, обязательственным и корпоративным правом. Она состоит из ряда институтов, регулирующих отношения по использованию близких с точки зрения правового режима объектов.

Авторское право и смежные права - институт интеллектуальных прав, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также различных объектов смежных прав. В данный институт включаются нормы гражданского права, определяющие понятие и признаки охраноспособных произведений, а также особенности правового режима отдельных видов произведений (производные произведения, составные произведения, аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и т.д.). Сюда же относятся нормы, устанавливающие виды и содержание интеллектуальных авторских прав.

Смежные права входят в данный институт по признаку связанности с правами на авторские произведения. Так или иначе объекты смежных прав служат доведению произведений до публики. Например, с помощью вещания осуществляется доведение аудиовизуальных произведений, с помощью фонограмм - песен, иных музыкальных произведений. При этом деятельность исполнителей и режиссеров носит творческий характер, а деятельность вещательных организаций и производителей фонограмм по воспроизведению объектов авторского права сама в известной мере становится интеллектуальной и также нуждается в правовой охране. Поэтому права на результаты такой деятельности стали выделяться в самостоятельную категорию.

Закон расширил перечень объектов смежных прав, который включает в себя исполнения, фонограммы, вещание организаций эфирного и кабельного вещания, базы данных, а также произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (как объекты прав публикаторов). Права, которые возникают на указанные объекты, всегда включают в себя исключительное право как возможность получать выгоду от их использования.

Промышленная собственность - институт интеллектуальных прав, с помощью которого получают правовую охрану изобретения, полезные модели, промышленные образцы и ноу-хау (секреты производства). Термин промышленная собственность - условный. Он возник в XIX в. как результат противопоставления этой части интеллектуальной собственности другой ее части - литературной и (или) художественной собственности, в качестве которой тогда воспринималось авторское право. Если последнее касалось произведений литературы, науки и искусства, то промышленная собственность имела целью предоставление правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности, используемым в научно-технической деятельности в виде различных технических решений и подобных им результатов.

Данным институтом устанавливаются условия получения правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; порядок их государственной регистрации и получения патента; содержание и виды прав, возникающих в отношении таких объектов; способы и порядок их использования.

К этому институту теперь необходимо относить и нормы о ноу-хау. Это такие производственные, технические и иные сведения, которые имеют коммерческую ценность в силу их неизвестности иным участникам, осуществляющим деятельность, в которой такие секреты производства могут быть использованы. Сведения, составляющие ноу-хау, могут быть запатентованы в качестве изобретения или полезной модели, а могут и не патентоваться их создателями (обладателями). Таким образом, по своему содержанию к секретам производства могут быть отнесены и патентоспособные сведения.

Права на средства индивидуализации - институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг. Нормы, входящие в данный институт, определяют соответствующие средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), порядок возникновения и прекращения такой охраны, использование средств индивидуализации и распоряжение исключительным правом на него, устанавливают защиту охраняемых обозначений от недобросовестного использования другими лицами.

Интеллектуальные права устанавливаются и в отношении некоторых иных результатов творческой деятельности, не охваченных институтами авторского права и смежных прав, патентного права и права на средства индивидуализации. К их числу относятся права на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и единые технологии.

 

§ 2. Понятие и виды интеллектуальных прав

 

1. Понятие интеллектуальных прав

 

Термин "интеллектуальные права", известный юридической науке, был предложен к использованию в современном отечественном гражданском праве В.А. Дозорцевым <1>. Появление данного термина было вызвано спорами, которые велись вокруг понятия "интеллектуальная собственность" и проприетарной теории прав на нематериальные объекты. Условный термин "интеллектуальная собственность" наиболее последовательное воплощение нашел в ст. 2 международно-правовой (публично-правовой) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности <2>, где указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

--------------------------------

<1> См.: Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов. С. 4 - 5.

<2> Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. Официально документ опубликован не был. См.: Интеллектуальная собственность: Сборник нормативных актов. М., 1994. Следует иметь в виду, что Стокгольмская конвенция об учреждении ВОИС является договором публичного права и понятие "интеллектуальная собственность" использовано в ней "только в смысле настоящей Конвенции" (ст. 2), а потому никоим образом не обязывает даже государства-участников унифицировать свое (национальное) частное право под это определение.

 

- литературным, художественным и научным произведениям;

- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Следует отметить, что различные международные конвенции в части использования данного термина весьма противоречивы и непоследовательны. Так, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) <1> говорится о реализации, осуществлении, охране прав интеллектуальной собственности, а под интеллектуальной собственностью понимаются именно объекты, а не права <2>. В действительности уже давно стало очевидно, что механизм вещного права собственности, рассчитанный на режим материальных (осязаемых) вещей, далеко не всегда и не во всем применим к данной категории объектов, имеющих принципиально иную (нематериальную) природу, что необходимо признание особых - исключительных прав на указанные результаты. При этом с самого начала признавался имущественный характер исключительного права <3>.

--------------------------------

<1> Соглашение на русском языке официально опубликовано не было. См.: Интеллектуальная собственность: Сборник нормативных актов. М., 1994.

<2> Необходимо также обратить внимание, что сам термин "интеллектуальная собственность" является неточным переводом английского термина intellectuel property, который может быть переведен скорее как "интеллектуальное имущество" или даже "интеллектуальное достояние", нежели как "интеллектуальная собственность". См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. С. 348.

<3> Данная позиция разделяется не всеми. Так, А.П. Сергеев понимает под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера (см.: Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 19).

 

Возникающие при этом у автора личные неимущественные права рассматривались не в рамках института прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а как составная часть другой общей категории - личных неимущественных прав, охраняемых гражданским правом. Со временем, в том числе благодаря комплексному регулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, личные неимущественные права стали рассматриваться именно в рамках данного института, дополняя систему интеллектуальных прав.

Отличие интеллектуальных прав от вещных подтверждается также независимостью их друг от друга. Когда речь идет о материальном носителе, в котором выражен соответствующий нематериальный результат, право собственности на него (например, на картину как на вещь) само по себе не связано с авторским правом художника, в силу чего, например, переход права собственности на картину не повлечет отчуждения или передачи авторских (интеллектуальных) прав художника ее покупателю.

Из этого видно, что термин "интеллектуальные права" является обобщающим, включающим в себя различные права на результаты интеллектуальной деятельности <1>. По своему характеру интеллектуальные права являются правами абсолютными, т.е. управомоченному лицу противостоит заранее не определенный круг участников гражданского оборота, на которых лежит пассивная обязанность воздерживаться от нарушения интеллектуальных прав.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 277 - 278 (автор комментария - А.Л. Маковский).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.