Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическая теория о религии




Виды масс, основные особенности и механизмы массообразования.

Фрейд выделял два вида массообразования, приводящих к формированию двух видов объединений людей:

Естественные массы, формирующиеся, например, по национальному признаку, в которые люди включаются без внешнего принуждения.

Искусственные массы, например, церковь, армия, партия, государство. Эти массы подразумевают работу механизмов вхождения в них и удержания в массе. Вхождение в массу должно быть обусловлено специальным ритуалом. Механизм выхода из массы обычно гораздо сложнее и часто добровольно уйти из массы невозможно. Масса должна иметь иерархию – первичная масса (рядовые члены) и лидеры. В массу должна внедряться определенная идеология (смысловое поле), которая сплачивает массу, делает ее существование оправданным и необходимым для рядовых членов. Обязательно культивируется особая иллюзия о первом лице. Этому лицу присуще особые способности и качества – оно лучше всех знает ситуацию, имеет право последнего и первого слова.

Без этих механизмов искусственная масса распадается. Любое разрушение искусственной массы – опасный и трудный процесс. После разрушения на обломах предшественника формируется вторичная масса того же толка. При распаде массы эмоциональные мотивы начинают преобладать над рациональными мотивами. Очень опасна утрата массовой идеологии, если по какой-то причине искусственная масса должна быть реформирована, то идеология должна быть заменена каким-либо более привлекательным социальным мифом.

Некоторые черты толпы и массы. Высокие эмоции в толпе регрессируют к простейшим, человек приближается к варварству. Чем ниже исходный уровень культуры в массе, тем скорее она регрессирует. Толпа уверена в своей правоте, полагает, что она компетентней любого специалиста. Она склонна к крайностям, например, не просто убрать чеченцев с рынков, а всех их перебить. Когда масса приходит в движение, лидер уже повлиять на нее не может. Возникает взаимозависимость «лидер – масса». Массе истина не нужна, ей нужны виноватые люди, на ком она может разрядить свою агрессию. Массе свойственен групповой эгоизм. При всех волнениях включается родовой миф: «Мой народ не может быть плохим, а все беды из-за происков врагов».

 

 

 

Вера – один из острых вопросов, вставших между Ф. и Юнгом. Юнг был глубоко религиозным, Ф. это раздражало. «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) – мысль, что оба этих явления при всей их разноплановости в срытой форме включают в себя подавление бсз влечений человека. Религия – всеобщий культ - невроз навязчивых состояний. «Тотем и табу» (1912) – сопоставление между развитием ребенка и развитием религиозных взглядов. Изучение ритуалов – эволюция религиозности напоминает онтогенез (развитие ребенка). Тотем – проявление отца. Религия – неотъемлемое явление культуры. Религия обслуживает коллективные фантазии. «Будущее одной иллюзии» (1927) – религия является особо опасной иллюзией. Религия – это акт, социальный феномен, его можно изучать, анализировать и понять, это не невроз.

Динамика взглядов Ф. на религию: В основе религиозного образования лежит подавление. Из заболевания культуры – в равное другим, явление культуры. Венец осмысления религии как культ феномена – «Человек Моисей…» (1934-38), Ф. затрагивает филогенетические прафантазии. Работает с культурой как с личностью. Религия носит адаптационный характер в психике, она необходима. Фрейд в своих работах стремился рассмотреть с психоаналитической точки зрения все социокультурные феномены, в том числе и религию. Наиболее полно эта тема отражена в работе «Будущее одной иллюзии» (1927).

В основе религиозности человека Фрейд так же обнаруживает бессознательные механизмы и проводит аналогии между религией и детским неврозом. В детстве отец является для ребенка могущественной фигурой, защитником и опорой, существом, внушающим любовь и страх. Подчинение ему, выполнение его запретов гарантирует защиту и любовь. «Пугающее впечатление детской беспомощности пробудило потребность в защите любовью, нашедшую свой объект в лице отца». Когда же человек замечает, что он всегда будет нуждаться в защите от сил природы и судьбы, он создает «более могущественного отца» - Бога, которого он боится и на помощь которого полагается. В отношении к отцу всегда присутствует амбивалентность: им восхищаются и его боятся. Приметы этой амбивалентности присутствуют и в религии: Бог существо любящее, но строгое. Чтобы заслужить его любовь, человек должен принять тяжелые для него ограничения культуры и подавить свои первичные влечения. Проведя эту аналогию между инфантильными переживаниями и религией, Фрейд приходит к заключению – «Религию можно считать общечеловеческим неврозом… она произошла из Эдипова комплекса и отношения к отцу».

Называя религиозные верования иллюзией, Фрейд не хочет сказать, что они являются заблуждениями. Психоанализ не оценивает истинности или ложности религиозных идей, а лишь выясняет их психологическое значение. А оно таково, что в «иллюзии доминирует исполнение желания». К познанию же реальности нас может привести только научная работа. Фрейд отмечает, что «религия оказала культуре большие услуги: содействовала упрощению асоциальных первичных позывов». Указав на первостепенную значимость религии, он затем развенчивает ее. Это кажущееся противоречие Фрейд объясняет следующим образом: то, что было важно и необходимо на ранних стадиях развития, должно быть отброшено, когда общество достигает зрелости. На заре культуры религия оказала человечеству значимую помощь. Тогда слабое «Я» не могло без религиозных запретов и установлений противостоять искушению убийства и инцеста. Теперь, «повзрослевшее» общество может опираться на собственные силы: знания и мощь науки. Нельзя вечно оставаться ребенком, тот, кто готов стать взрослым, должен положиться на нового Бога – Логоса, то есть научные знания. Правда, оговаривается Фрейд, - для людей необразованных атеизм опасен. Не способные пользоваться плодами науки, они являются потенциальными врагами культуры. И для них религия остается сдерживающим началом в борьбе с асоциальными позывами.

Юнг - Будучи последователем Фрейда, а в ряде случаев, его оппонентом, Юнг в целом разделяет основные взгляды родоначальника психоанализа на религию. В частности, он убежден в том, что происхождение религии можно объяснить с помощью психоаналитических методов. Ни Фрейд, ни Юнг не отвергали религию как таковую, речь шла о том, чтобы разобраться в самом рождении религии, понять его как психологический феномен. Но если Фрейд рассматривает религию как коллективный невроз и высказывает надежду, что человек с помощью науки избавится от этой иллюзии, то для Юнга религия – особая сфера духовной жизни человека, которую нельзя оставлять без внимания, и в которой человек испытывает потребность. Единство человека и бога включено Юнгом в понятие целостности, как и единство сознания и бессознательного. Религия – проявление архетипов коллективного бессознательного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.