Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тотемизм. Психоаналитическая концепция тотемизма, символизм тотема




Социальная мифология

В этом разделе миф рассматривается как структурирующее начало, которое связывает формы коллективного и индивидуального поведения с той или иной инфантильной сексуальной травмой. В этом смысле можно выделить 3 типа социальных мифов, лежащих в основе политического устройства общества.

1. Национальный миф. В таком сообществе воспроизводится ситуация симбиоза младенца и матери, существование человека возможно только в национальном сообществе иначе смерть. Это традиционные сообщества Востока, мусульманские государства с сильнейшими внутринациональными связями.

2. Имперский миф. Это миф можно сопоставить с началом отделения младенца от матери (фаза сепарации - индивидуации). Ребенок делает шаг от матери, но тут же бежит обратно, поскольку одному еще очень страшно. В обществе такого типа могут сосуществовать различные нации. Здесь важным элементом становится экспансия как символический шаг от матери - метрополии и присвоение новых земель, как искупительная жертва за дерзость такого отделения.

3. Демократический миф. Здесь возникает определенная параллель с эдиповой ситуацией в развитии ребенка. Для демократического устройства общества характерна смена лидера через выборы и сама возможность выбора себе родителя. Демократический миф дает иллюзию свободы от родительского ига через символическое убийство «отца» на выборах. Демократия возникает на обломках империи как вынужденная самоорганизация общества, лишившегося элиты. Демократический миф востребуется обществом в периоды ломки традиционных структур власти, основанных на принципах патернализма и ведущих свое начало от модели организации первичной «отцовской» орды. Тоска по утерянному «отцу», комплекс вины за его отвержение порождают иллюзию равенства и братства членов общества через взаимоидентификацию.

 

 

ТОТЕМИЗМ - (общее понятие) - антропологический термин
одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопредка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) тотем. К не основным видам тотемизма относят: индивидуальный (нагуализм) и половой тотемизм. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791

Анализу психологических механизмов возникновения и функционирования института первобытной табуляции Фрейд посвящает два первых очерка: "Боязнь инцеста" и "Табу и амбивалентность чувств". Понимание табу, согласно Фрейду, является результатом уподобления его навязчивым запретам невротика. Многочисленные табу, регламентирующие жизнь дикаря, имеют ряд сходных черт с навязчивыми запретами невротиков. И тем и другим присущи: 1) не мотивированность - их происхождение неизвестно, рациональное обоснование отсутствует; 2) принудительность - их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида; 3) способность к сдвигу - табуированные объекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам; 4) ритуализм - соблюдение и особенно нарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим церемониалом, точное соблюдение всех деталей которого является условием безопасности совершающего его человека.

Поскольку основные характеристики табу и компульсивных запретов невротика совпадают, а психологический механизм образования невроза известен, остается лишь по аналогии с неврозом смоделировать природу первобытной табуации, что Фрейд и делает.
Напомним, что невроз есть не что иное, как результат задержки в развитии либидо, следствие неудовлетворительного вытеснения инфантильной сексуальности. Он возникает вследствие подавления в детстве какого-либо сильного влечения. Но влечение от этого не исчезает, оно просто подвергается вытеснению, переходит в сферу бессознательного. В результате конфликта между осознанным запретом и бессознательным влечением создается психическая фиксация, в основе которой лежит амбивалентное отношение индивида к объекту влечения и связанному с ним действию. Поскольку конфликт не может быть разрешен прямым путем, стремящееся к реализации подавленное влечение перемещается на другие, замещающие объекты. Соответственно меняет свою направленность и внутренний запрет, захватывающий в круг своего действия все новые и новые области. При особой напряженности и длительности такой борьбы возникает невроз. Навязчивые действия становятся компромиссным образованием, в замаскированной форме дающим выход бессознательному амбивалентному импульсу.

В работе "Тотем и табу", Фрейд объяснял это разной степенью доступности и достоверности имеющегося в распоряжении науки материала. Общественный и технический прогресс, по мнению Фрейда, значительно меньше повредил табу, чем тотемизму. Тотемизм, как религиозный и социальный институт, совершенно чужд мироощущению цивилизованного человека, табу же продолжает жить в системе нравственной регуляции современного общества. Поэтому, оценивая свой вклад в разработку названных проблем, Фрейд считал, что предложенный им анализ табу отличается значительно большей достоверностью и разрешение этой проблемы представляется исчерпывающим. Исследования же тотемизма ограничены.

 

Табу в интерпретации Фрейда представляет собой сходное с компульсивным неврозом компромиссное образование, в котором импульс и запрет неразрывно связаны. Возникновение табу связано с потребностью общества в обуздании бессознательных сексуальных, агрессивных, эгоистических и тому подобных асоциальных влечений, подрывающих его единство и сплоченность.

Табу возникают на заре человеческой истории как средство обуздания угрожающих существованию коллектива животных инстинктов и индивидуалистических тенденций. Верно и то, что запреты-табу явились древнейшей формой нравственной регуляции. Известный интерес представляют также размышления Фрейда о психологических механизмах действия табу, о соотношении сознательных и бессознательных мотивов, о динамике возникающих при этом психологических состояний, о механизме сдвига и его роли в возникновении новых объектов табуации.

 

Согласно Фрейду, тотем символизирует первобытного отца, убитого своими сыновьями, восставшими против его господства в Первобытной орде. Филогенетически встроенное универсальное явление (Эдипов комплекс по Фрейду) и ответственное за основную часть бессознательного чувства вины.

 

Фрейд связал тотемические пиршества и детские фобии (мальчик Арпада и маленький Ганс). Из чего сделал вывод, что и в тех и других имеет место бессознательное отождествление предка, отца с жертвенным животным. Разгадку сходства Фрейд нашел, как ему казалось, в идеях Дарвина о первобытной орде и гипотезах Смита и Аткинсона о ритуальном убийстве отца. Мысль была такова, что в первобытной орде сильный самец- патриарх был вожаком и единолично владел всеми женщинами. Он изгонял повзрослевших сыновей, которые были вынуждены жить в целибате. Когда старший из них подрастал, он убивал отца, изгонял соперников и становился вожаком. Но однажды сыновья совершили убийство коллективно и не стали расставаться друг с другом. Они прониклись нежными чувствами друг к другу. В них пробудилось сознание вины и раскаяние, которые их объединили. Голос умершего отца стал голосом их совести. Этот голос говорил, что отвратительно убивать отца и, нарушая его волю, вступать в брак с женщинами своего племени. Так возник Эдипов комплекс, состоящий из запретов на отцеубийство и кровосмесительство, ставший краеугольным камнем культуры. Сам факт убийства представляется Фрейду реальным событием, которое подобно распятию и воскресению Христа, изменило ход истории. Память о нем передается из поколения в поколение и служит «точкой роста» индивидуального эдипова комплекса. Тотемический праздник является коллективным воспоминанием о факте отцеубийства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.