Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символообразование в психоанализе




Символизация есть общая тенденция или способность психики, которая может быть первичным или вторичным процессом, невротически или реалистически, для защиты или самовыражения, чтобы поддержать фиксацию или чтобы способствовать росту. Ниже будет изложена концепция символообразования с позиции теории объектных отношений в виде последовательности пунктов.

1. Процесс формирования символов состоит в смещении катексиса с представления об объекте или формы активности, с которыми связан первичный инстинктный интерес (влечение), на представление об объекте, которое вызывает меньший инстинктный интерес. В этом случае говорят, что последний объект является символом первого. В данном случае понятие объекта первичного интереса должно включать: внешний объект первичного влечения, части Эго, необходимые для установления, поддержания и завершения отношений с внешним объектом и субстанцию, переходящую от субъекта к объекту или наоборот.

2. Объект или форма активности, на который смещается катексис, это такой объект, который психика в силу своей организации способна ассоциировать с первичным объектом или активностью. Символ может иметь сходство с первичным объектом по внешности, функции или способности вызывать идентичный аффект; он может быть частью первичного объекта; он может быть с ним сопределен во времени или пространстве. Эти три типа отношений между символом и символизируемым соответствуют трем фигурам речи: сравнение, синекдоха, метонимия.

3. Символ заключает в себе аффект, смещенный с представляемого им объекта. В каждом конкретном случае аффект, закрепленный за объектом, может быть любовь, ненависть, страх и т.д. Символ, замещающий собой объект, будет выбран на основании своей пригодности, быть носителем такого аффекта. Фаллические символы (кинжалы, линейки, ружья, самолеты, змеи и т.д.) относятся к различным аффективным концепциям пениса и различны аспектам функций.

4. Процесс смещения с одного объекта или формы активности на другой допускает бесконечное число повторений. Схематически можно сформулировать серию символических приравниваний, когда символом первичного объекта или активности «А» является «Б», символом «Б» является «Г» и так далее, причем, каждый последующий член серии более удален от первичного объекта и обладает все меньшим неотъемлемым сходством или связью с ним. Таким образом, можно сказать, что символизм является центробежным односторонним процессом. Однако встречается размещение катексиса и в противоположном направлении, что характерно для психических дисфункций, возникающих при невротической регрессии, повреждении ткани мозга, сновидениях или переутомлении. Это центростремительное смещение катексиса обычно называют регрессией, хотя его можно столь же уместно назвать «десимволизацией». Один из примеров такого явления это замена словесных образов зрительными образами в сновидениях. Психоаналитическая интерпретация также имеет целью сведение (редукцию) символизирующего элемента к символизируемому элементу и, таким образом, также представляет собой часть центростремительного процесса.

5. Объект или активность первичного инстинктного интереса сам может стать символом. В частности, пенис может замещать собой грудь, а нос – пенис. В таких случаях объект имеет двойной катексис, из которых только один может быть интерпретирован, а второй является неотделимым и неделимым и, соответственно, не может быть интерпретирован. Таким образом, пределом психоаналитической интерпретации является объект или активность первичного инстинктного интереса.

6. Процесс формирования символов предполагает определенную степень Эго-развития, поскольку будущий символ должен быть воспринят, прежде чем его можно будет использовать как символ.

7. После того, как символ сформировался, он может быть использован как первичным, так и вторичным процессом. Если символ используется в первичном процессе, то с ним обращаются так же, как с образом, оставшимся в памяти от первичного объекта, взаимозаменяемым представителем и заменителем которого он становится. Простейший случай использования символа в первичном процессе это сновидение, которое требует только символической интерпретации для того, что бы стало очевидным его латентное содержание.

8. Значимость символа для субъекта полностью определяется значимостью замещаемого им объекта, а не внутренней природой символа.

9. Если символ используется во вторичном процессе, он остается связанным с внешним миром и формирование символа приводит к расширению либидных интересов субъекта. Бесконечность цепочки символических приравниваний приводит к возможности бесконечного расширения «внешнего мира» субъекта, при этом он начинает находить удовлетворение в объектах и видах активности весьма далеких от сферы первичного инстинктного интереса.

10. Объект может использоваться в качестве символа вторичным процессом только в том случае, если он способен давать реальное удовлетворение. Так, чтение может символизировать оральную активность и стать ее сублимацией, только если из книг человек получает реальное новое знание или переживание и, следовательно, удовольствие.

11. Слова представляют собой специальный класс символов, которые, образуют часть вторичного процесса. Они формируются также как и другие символы – путем смещения катексиса с объекта на слово. В развитии субъекта постепенно устанавливается связь между словом и объектом через привычную ассоциацию (сопредельность во времени). Слова имеют три отличительные особенности от других символов: человек осознает их непосредственные символические связи, смещение катексиса всегда является частичным и слово всегда отделено от своего означаемого, слова являются символами по обычаю и обеспечивают передачу знаний, морали и т.д. от субъекта к субъекту.

12. При определенных условиях слова могут утрачивать свои отличительные особенности от других символов, что имеет место в сновидениях или при шизофрении. В этих случаях они приобретают значения, о которых субъект может не знать, несут полный катексис с объекта, становятся заменителями друг друга.

13. То обстоятельство, что слова могут символизировать инстинктные действия или объекты, делает возможной психоаналитическую психотерапию. В частности, метафоры в речи пациента можно анализировать также как и символы сновидений.

Критика классической теории символизма сновидения.

Теория символизма Фрейда, которая рассматривает символ как способ маскировки для цензурируемых инстинктных побуждений, сталкивается с трудностями в следующих позициях:

а) она не объясняет, почему цензурируемые вещи появляются в некоторых сновидениях в открытой форме, а в других как символы.

б) она не объясняет, почему некоторые люди могут интерпретировать свои собственные сновидческие символы и при этом продолжают прибегать к символике во сне.

в) она не объясняет тот факт, что использование метафоры или сленга предполагает знание исходного их значения, однако при этом, эти формы все равно используются и в сновидениях в частности

г) она не объясняет, почему для одних и тех же объектов требуются разные символы.

д) она утверждает, что мышление во время сна происходит весьма сложным образом, что подразумевает большие энергозатраты, а это не соответствует состоянию сна.

Описываемая ниже концепция когнитивного символизма исходит их того, что необходимым и достаточным условием формирования символа является его способность отражать представление субъекта об актуальных на данный момент свойствах символизируемого объекта, то есть, быть образным и предметным представлением таких свойств.

Теория Фрейда формирование символа связывает с двумя обстоятельствами, первое это необходимость маскирования некоторого бессознательного содержания, для его относительно безболезненного появления в сознании и второе, способность символа быть образным и предметным представлением о символизируемом объекте. Таким образом, символ видится в классической теории психоанализа как компромиссное образование наравне с симптомом, вызванное конфликтным противостоянием сил сознания и бессознательного.

Для пояснения своей концепции символизма Фрейд использует законы ассоциаций, в особенности закон сходства. К таким законам относятся:

1. Ассоциация по схожести формы. Все округлые объекты и вместилища приравниваются к вагине, и все вытянутые объекты к пенису.

2. Ассоциация по схожести функционирования. Все объекты пригодные для извержения или выпускания чего-либо, например, ружье, фонтан, ручка, бутылка приравниваются к пенису.

3. Ассоциация по схожести действия. Любое действие, в котором часть отделяется от целого, например, обезглавливание, потеря зуба, руки или ноги, отваливание колеса от автомобиля приравнивается к кастрации.

4. Ассоциация по схожести цвета. Шоколадный = фекалии, желтый = моча, молочный = сперма.

5. Ассоциации по схожести ценности. Золото = фекалии, драгоценности = женские гениталии.

6. Ассоциации по схожести числа. Три = пенис и яички.

7. Ассоциации по схожести звуков. Рев трубы или рога или звук ветра = метеоризм.

8. Ассоциации по схожести качества. Дикое животное = сексуальная страсть.

9. Ассоциации по схожести личных качеств. Полицейский, офицер, учитель = отец; сестра = мать.

10. Ассоциации по схожести физической позиции. Подвал = бессознательное.

11. Ассоциации по статусу. Король = отец, королева = мать.

Символ сновидения это обычно визуальный образ объекта, активности или сцены. При этом функция символа состоит в выражении так четко как это возможно, индивидуального смысла объекта. Например, сновидец, рассматривающий свою мать как объект питания, может представлять ее в сновидении или фантазии в виде коровы.

Сновидение это восприятие опредмеченных, конкретизированных представлений (концепций) субъекта о тех или иных объектах или действиях. Сон это образное осмысление концепций, сделанное пригодным к восприятию.

Таким образом, позиция классической теории символизма, состоящая в том, что символ - есть способ маскировки вытесняемого содержания, нуждается в коррекции.

В ряде случаев, символ может соединять различные представления. В психоаналитических работах, такой символ «конденсированным» (собирательным). Луна, например, может представляться как собирательный символ женщины. Лунные фазы соответствуют менструальному циклу, это соответствие имеет этимологические корни – слово «moon» и «menses» (луна и месячные) происходят из одного и того же латинского слова. Увеличение луны от новолуния до полнолуния ассоциируется с циклом течения женской беременности. Луна это «подчиненный» солнца – мужского символа. Луна переменчива, как переменчива женщина, в то время как солнце постоянно. Луна отбрасывает слабый свет, который олицетворяет представление о женской хрупкости. Луна управляет отливом и приливом, которые также схожи с женскими ритмами. Изменения ритма, плодородие, слабость и подчиненность, все эти конвенциональные представления о женщине сжимаются (конденсируются) в один видимый объект. То есть, выбор луны как символа женщины определен многими вещами, в которых лунные характеристики совпадают с известными представлениями о женщине.

Таким образом, символ это видимое представление концепции (внутреннего представления), которая актуальна для субъекта на данный момент. Для того чтобы объект стал символом, необходимо чтобы внутреннее представление об этом объекте были идентичны внутреннему представлению об объекте символизируемом.

Символизация в сновидении состоит из преобразования одного объекта (символизируемого) в другой объект (символизирующий), и эта трансформация нужна для того, чтобы передать сновидческое представление (концепцию) символизируемого объекта. Корова это замена матери потому что, представление сновидца о его матери такое же, как и корове, то есть, как о кормящем объекте. Однако при этом, она не слишком умна, даже туповата, медлительна, ведома, пассивна и т.д.

Символы предполагают интерпретацию и интерпретатора, поскольку кто-то должен не только перевести символы в соответствующие объекты, то есть корову в мать, ружье в пенис, игру на фортепьяно в мастурбацию, но и раскрыть представление субъекта о символе. Если кто-то видит во сне только исходные объекты (а не символы) он должен относительно просто раскрыть представления сновидца об этих объектах, посредством анализа контекста, в котором они появились. То есть, если кто-то видит во сне свою мать во время акта кормления то, очевидно, что он рассматривает свою мать как кормящую личность. Если же она появляется как корова, то необходимо перевести символ коровы в образ матери, после чего прояснить, почему был сделан выбор именно этого сновидческого представления о матери-корове и, наконец, определить представление субъекта о его внутренней концепции матери. Здесь важно заметить, что символическая замена предполагает сокращение энергозатрат на такую психическую деятельность – либо субъект должен изобразить сцену кормления своей матерью, либо достаточно одного образа коровы.

Таким образом, первый внутренний признак символизма заключается в нереальности, волшебности соответствующего символического объекта.

Второй вид внутренних признаков связан с другими сновидениями того же субъекта. Например, если другие сновидения девушки, которая общалась с «говорящей лошадью» выявили, что она имеет конфликтные отношения с ее отцом, в которых «он пытается сбросить ее со своей спины», это будет аргументом в пользу приравнивания конь = отец. Тогда внешность и действия коня будут раскрывать ее представления об отце.

Таким образом, второй признак символизма заключается в контекстности символа, то есть, возможности раскрытия его значения либо исходя из контекста самого сновидения (часто благодаря эмоциональной неадекватности отношения к символу), либо исходя из серии сновидений одного сновидца.

Внешние признаки символа.

Если отказаться от идеи Фрейда о том, что символы служат фасадами для вытесненных влечений, то одновременное появление и символов и символизируемых объектов в одной серии сновидений перестает выглядеть трудно объяснимым. Поскольку сны репрезентируют концепты (представления), сновидец может передать их двумя путями: прямым образом - через определенное поведение объекта в сновидении и через символизацию объекта, в этом случае символ выбирается так, чтобы наиболее точно передать представление (концепт) сновидца. В любом случае, сновидение это последовательность образов, которые воплощают идеи сновидца. При этом символы часто более выразительны, чем соответствующие им объекты бодрственной жизни.

Резюмируя, можно сформулировать следующие позиции концепции когнитивного символизма:

а) символ это концепт (представление) означаемого объекта

б) символ это такая замена означаемого, которая способна максимально точно выразить представление субъекта об объекте символизации

в) символы используются потому, что представления абстрактны, однако должны при этом быть конкретными, как правило, визуальными объектами

г) символ выбран потому, что сновидческая концепция символа идентична с его концепцией означаемого объекта.

Первоначальный смысл символа может быть получен с помощью следующих ключей:

а) через анализ контекста, в котором он появляется

б) через анализ информации из других сновидений человека

в) через свободные ассоциации

г) в отреагировании

д) сведениями из сленга, оборотов речи, мифов, сказок, этимологии и живописи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.