Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной




Методика выявления социально-психологических установок, направленных на "альтруизм-эгоизм", "процесс-результат".

Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться сле­дующей инструкции: "Внимательно прочитайте вопросы и от­ветьте на них двумя способами: "ДА", если Ваш ответ утверди­телен, и "НЕТ", если вы отвечаете отрицательно, а Ваше пове­дение не соответствует утвердительному ответу на вопрос".


Вопросы

1 Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2 Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3 Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4 Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5 Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6 Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способ­ностей?

7 Вам легче просить за других, чем за себя?

8 Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9 Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

 

10 Вам больше нравятся деятельные люди, способные дос­тигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11 Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12 Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13 Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нуж­но думать о выигрыше?

14 Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем не­удач?

15 Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16 Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напря­гаться?

17 Вы более всего уважаете людей, способных увлечься де­лом по-настоящему?

18 Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19 Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20 Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21 Вы часто начинаете одновременно много дел и не успева­ете закончить их до конца?

22 Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчи­тывать на успех в жизни?

23 Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

24 Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25 Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26 Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27 Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить интересами других людей?

28 Вы можете назвать себя эгоистом?

29 Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30 Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловы­ми качествами?

31 Ваша отличительная черта - бескорыстие?

32 Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33 Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни ра­ботой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34 Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

 

35 Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

36 Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37 Соглашаясьна какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38 Стремление к результату в любом деле - Ваша отличи­тельная черта?

39 Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

40Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хо­рошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на "свободу - власть", "труд -деньги".

Цель методики и процедура проведения та же, что и в предыдущей.

Вопросы

1 Вы согласны, что самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

2 Вы более всего дорожите возможностью самостоятельно­го выбора решения?

3 Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

4 Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать день­ги, не стоят уважения?

5 Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

6 Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть и деньги?

 

7 Вы согласны, что иметь власть над людьми - наиболее важная ценность?

8 Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9 Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлека­тельным делом?

 

10 Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11 Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти -это ее сила?

12 Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13 Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14 Вы стараетесь не связывать себя различными обяза­тельствами перед другими людьми?

15 Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

16 Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17 Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18 Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19 Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20 Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21 В жизни Вас радует только отличный результат работы?

22 Самое главное стремление в Вашей жизни - быть свобод­ным?

23 Вы считаете себя способным руководить большим кол­лективом?

24 Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

25 Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

26Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27 Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руково­дить?

28 Вы согласны, что деньги "не пахнут" и неважно, как они заработаны?

29 Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30 Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

31 Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32 Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33 Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

34 Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наи­большее негодование?

35 Власть может заменить Вам многие другие ценности?

36 Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37 Труд - наибольшая ценность для Вас?

38 Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди не­знакомых людей?

39 Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40 Наиболее сильное потрясение для Вас - отсутствие денег?

Образец протокола

1.5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37. 2.6.10.14.18.22,26.30.34.38.

11. 15. 19.23.27.31.35.39.

12. 16. 20. 24. 28. 32..36. 40.

Обработка и интерпретация данных

Обработка данных производится по горизонтальным стро­кам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на "альтруизм -эго­изм " "процесс - результат ":

1. Сумма "плюсов" первой строки - вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 - "ориентация на процесс". Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достиже­нием результата, часто опаздывают со сдачей работы, их про­цессуальная направленность препятствует их результативнос-. ти; ими больше движет интерес к делу, а для достижения резуль­тата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма "плюсов" второй строки-вопросы: 2, 6, 10, 14, 18,

22, 26, 30, 34, 38 - "ориентация на результат". Люди, ориенти­
рующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут
достигать результата в своей деятельности вопреки суете, по­
мехам, неудачам.

3. Сумма "плюсов" третьей строки - вопросы: 3, 7, 11, 15, 29,

23, 27, 31, 35, 39 - "ориентация на альтруизм". Люди, ориенти­
рующиеся па альтруистические ценности, часто в ущерб себе,
заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит
позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мо­
тивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же
альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться нера­
зумным, но приносит счастье.

4. Сумма "плюсов" "ориентацияпа эгоизм". Люди с чрезмер­
но выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Извест­
ная доля "разумного эгоизма" не может навредить человеку.
Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей
"интеллигентных профессий" встречается довольно часто. Воп­
росы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Ключи к методике выявления установок "свобода-власть " "труд-деньги ":

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике: подсчитывается количество плюсов (ответов "ДА" по горизонтальной строке протокола).

1 Сумма первой строки - "ориентация на труд" - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2 Сумма второй строки - "ориентация на свободу " - глав­ная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание "свободы" и "деньги".

3 Сумма третьей строки - "ориентация на власть " - эта ори­ентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4 Сумма четвертой строки - "ориентация на деньги " - обыч­но бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном участвовали учителя и руководители, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

В настоящее время, когда происходит ломка многих устояв­шихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориен­тации имеет чрезвычайное значение. Особенности ценностных ориентации интересны при профессиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А могут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например при консультировании по воп­росам семьи и брака. Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках часто вносит разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногла­сия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целе­сообразно представить графически. Для этого необходимо на­чертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится плоскость, отражающая осо­бенности социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1 Группа высокомотивированных испытуемых с гармонич­ными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в рав­ной степени.

2 Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесооб­разно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ори­ентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть вре­менными и не нуждаться в коррекции.

ТЕСТ "СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ"

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует дей- ствительности, и отметить одну из цифр 1,2, 3, в зависимости от того, насколько вы уве­рены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

Ф.И.О: Пол: Возраст: Образование:

1 Обычно мне очень скучно 3210123 Обычно я полон энергии.

2 Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3210123 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

3 В жизни я не имею определенных целей и намерений 3210123 В жизни я имею очень ясные цели и намерения.


4 Моя жизнь представляется мне крайне бесссмысленной и бесцельной

3210123 Моя жизнь представляется мне крайне осмысленной и целеустремленной

5 Каждый день кажется 3210123 Каждый день кажется похожим на мне всегда новым и не похожим на все другие. все другие.

 

6 Когда я уйду на пенсию, 3210123 Когда я уйду на пенсию,

я займусь интересными я постараюсь не обреме-.

вещами, которыми все- нять себя никакими за-

гда мечтал заняться. ботами.

7 Моя жизнь сложилась 3210123 Моя жизнь сложилась именно так, как я совсем не так, как я меч­тал, мечтал.

8Я не добился успехов в 3 210123 Я осуществил многое из

осуществлении своих того, что было мною

жизненных планов. запланировано.

9Моя жизнь пуста и неин- 3210123 Моя жизнь наполнена

тересна.. • интересными делами.

10Если бы мне пришлось 3210123 Если бы мне пришлось подводить сегодня итог подводить сегодня итог моей жизни, то я бы ска- моей жизни, то я бы ска­зал, зал, что она не имела что она была вполне осмысленной. смысла.

11Если бы я мог выби- 3210123 Если бы я мог выбирать,

рать, то я бы построил то я бы прожил жизнь

свою жизнь совершенно еще так же, как живу сейчас.

Иначе.

12Когда я смотрю на окру- 3210123 Когда я смотрю на

жающий меня мир, он окружающий меня мир,

часто приводит меня в он совсем не вызывает у меня беспокойство и растерянность. растерянности.

13Я человек очень обяза- 3210123 Я человек совсем не обязательный. зательный.

14Я полагаю, что человек 3210123 Я полагаю, что человек

имеет возможность осу- лишен возможности вы

-ществить свой жизнен- бирать из-за влияния

ный выбор по своему природных способнос-

желанию. тей и обстоятельств.

15Я определенно могу на- 3210123 Я не могу назвать себя

звать себя целеустрем- целеустремленным чело

-ленным человеком. веком.

16В жизни я еще не нашел 3210123 В жизни я нашел свое

своего призвания и яс- призвание и цели.

ных целей.

17Мои жизненные взгля- 3210123 Мои жизненные взгля­ды

Ды еще не определились. вполне определи­лись.

18Я считаю, что мне уда- 3 21012 3 Я едва ли способен най-

лось найти призвание и ти призвание и интерес-

интересные цели в жизни. ные цели в жизни.

19Моя жизнь в моих ру- 3 210123 Моя жизнь не подвласт-

ках, и я сам управляю ею. на мне, и она управляется внешними событиями.

20 Мои повседневные дела 3 21012 3 Мои повседневные дела

приносят мне удоволь- приносят мне сплошные

ствие и удовлетворение. неприятности и пережи­вания.

Несмотря на малый объем опросника (20 пунктов), при фак­торном анализе выделились шесть факторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются, включа­ют с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (р<0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две груп­пы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность само­реализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотно­сятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результа­том (прошлым). Как явствует из приведенных данных, человек может черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех составляющих жизни). Это лишний раз подтверждает правоту В. Франкла, который отме­чал, что смысл всегда может быть найден, и закладывает осно­ву для теоретической и эмпирической типологии смыслов жиз­ни. Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно приведенным выше данным, ос­мысленность жизни тесно связана, причем один из них харак­теризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способ­ность осуществлять такой контроль (образ Я).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентации, вклю­чающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложиз-ненные ориентации и два аспекта локуса контроля. В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему по­казателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет):

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N-200 чел.)

 

Шкала Мужчина Женщина
  X   X  
1 - Цели 32,9 5,92 29,38 6,24
2 - Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 - Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4-ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 - ЛК - жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Интерпретация субшкал

Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, ко­торые придают жизни осмысленность, направленность и вре­менную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живуще­му сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеуст­ремленного человека, но и прожектера, планы которого не име­ют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобыжить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испы­туемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоциональ­но насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать ге­дониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоя­щем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Результативность жизни или удовлетворенность саморе­ализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденно­го отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие бал­лы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Локус контроля - Я (Я- хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представления­ми о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контроли­ровать события собственной жизни.

Локус контроля - жизни или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загады­вать на будущее.

ТЕСТ "ОСОЗНАННОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ"

Методика "Осознанность жизненных целей" состоит из двух шкал.

Шкала А: "отношение к жизни". Шкала направлена на вы­явление уровня осознанности личности при формировании жизненных целей и ее ответственности за их достижение. Шкала состоит из 6 вопросов: 1, 3, 5, 7, 9, 11.

Шкала Б: "структурированность свободного времени". Шкала показывает, как глубина и осознанность жизненных це­лей человека проявляются через структуру использования сво­бодного времени. Шкала состоит из 6 вопросов: 2,4, 6, 8, 10, 12. Тест в целом способствует осознанию личностью уровня сфор­мированное™ своих жизненных целей, возможного противо­речия между глубиной жизненных целей и способами использо­вания свободного времени и помогает выбрать направление дальнейшего самосовершенствования личности.

Существенно, что при гармоничном развитии личности бал­льные оценки по обеим шкалам связаны обратной зависимос­тью: при высоких оценках по шкале Б - низкие показатели шка­лы А, и наоборот.

Значимые нарушения обратной зависимости могут свиде­тельствовать о дисгармоничном развитии личности, кризисном периоде жизни, внутреннем конфликте... В этом случае требу­ется дополнительное исследование личности для локализации источника противоречия и направленной работы по гармони­зации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.