Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и группа





ТЕСТ "ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА (ЦОЕ) ОРГАНИЗАЦИИ"

Сплоченность как ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутриколлективных связей, показывающая степень совпадения оценок, установок, позиций работников по отношению к объектам (людям, задачам, идеям, со­бытиям), наиболее значимым для них. Поэтому при изучении сплоченности организации руководитель должен учитывать ценностные ориентации работников. Рассмотрим методику оценки степени ЦОЕ организации в сфере досуга, хотя предло­женная методика применима и при выяснении ЦОЕ в других сферах деятельности.

Оценка ЦОЕ организации проводится в два этапа.

Первый этап. Работникам предлагается написать на листке десять любых ценностей из области досуга (например, телевизор, экскурсии, видеофильмы, чтение книг и т.д.). Затем, собрав эти листки, исследователь составляет список пятнадцати наиболее часто встречающихся в них ценностей в алфавитном порядке.

Второй этап проводится спустя несколько дней. Исследователь пишет на доске или диктует список с пятнадцатью названными ценностями и просит каждого работника выбрать из этих пятнадцати и написать на отдельном листе те пять, которые наиболее важны для него лично.

где П1 - сумма выборов, отданных пяти самым популярным ценностям в группе;

П2 - сумма выборов, отданных пяти наименее популярным ценностям в группе;

Н - число всех выборов, сделанных группой (количество участвующих в опросе, умноженное на пять).

- Если коэффициент ЦОЕ равен или больше 50%, то данная организация может Классифицироваться как коллектив с высоким уровнем сплоченности в исследуемой сфере деятельности.

Если коэффициент находится в интервале от 30 до 50%, то организацию можно классифицировать как группу со средним уровнем сплоченности. Если коэффициент меньше 30%, то в организации низкий уровень сплоченности.

 

Затем, собрав листы, исследователь приступает к обработке полученного материала. Выборы ценностей, сделанные работниками, разносятся по списку с пятнадцатью наименованиями. Подсчитывается, сколько раз выбрана та или иная ценность. Потом высчитывается коэффициент ЦОЕ подразделения по формуле;

ТЕСТ "ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДОМ ГРУППЫ"

В работе по формированию корпоративной культуры, созданию здорового нравственного климата в коллективе центральное место занимает налаживание хороших межличностных отношений. Характер этих отношений прямо зависит от восприятия членом группы своих коллег по работе, товарищей. Особенности индивидуального восприятия определяются многими факторами: сложившимися социальными установками, прошлым опытом, особенностями самовосприятия, степенью информированности друг о друге, ситуационным контекстом, в котором протекает межличностное взаимодействие, и т.д. Призмой, сквозь которую преломляется отношение работника к товарищам по работе, является его отношение к группе. Восприятие индивидом группы во многом детерминирует межличностные отношения.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать "индивидуалистическим".

Индивид воспринимает группу как средство, инструмент достижения тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более компетент­ным, "важным" членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать "прагматическим".

Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стрем­ление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы можно назвать "коллективистским".

Инструкция

На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была создана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа такого восприятия и включающая 14 пунктов-суждений. В каждом пункте анкеты содержится три альтернативных выбора, расположенных в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для ис­следования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но адаптирована применительно к вузам.

По каждому пункту анкеты выберите наиболее подходящую вам альтернативу из трех (обозначены буквами "а", "б" и "в") наиболее точно выражающую вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в анкете нет. Букву вашего ответа ("а", "б" или "в") занесите (или обведите кружочком)

в лист для ответов (см. с. 140) против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос можно выбрать только один ответ.

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимания преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не
боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться
успехов;

в) помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:

а) некому помогать;

б) мне мешают при выполнении задачи;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а) я могу получить помощь и поддержку со стороны дру­
гих;

б) мои усилия достаточно вознаграждены;

в) есть возможность проявить инициативу, полезную для
всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый человек может использовать других для ре­
шения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподава­
телей, которые:

а) создают дух соперничества между учащимися;

б) не уделяют им достаточного внимания;

в) не создают условий для того, чтобы группа помогала своим студентам.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) возможность работы, когда тебе никто не мешает;

б) возможность получения новой информации от других
людей;

в) возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль школы (университета) должна заключаться:

а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед
другими;

б) в подготовке приспособленных к самостоятельной
жизни людей;

в) в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от
общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему;

б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь
на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение про­
блемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

а) имел ко мне индивидуальный подход;

б) создавал условия для оказания мне помощи со сторо­
ны других;

в) поощрял инициативу учащихся, направленную на до­
стижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

б) чувствуешь себя ненужным в группе;

в) тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а) личный успех, в котором есть доля заслуг и моих друзей;

б) общий успех, в котором есть и моя заслуга;

в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а) работать в коллективе, в котором применяются основ­ные приемы и методы совместной работы;

б) работать индивидуально с преподавателем; в) работать со сведущими в данной области людьми. ПодвOдите итоги На основании ответов испытуемого с помощью ключа про­изводится подсчет баллов по каждому типу восприятия инди­видом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных "индивидуалистический" тип воспри­ятия испытуемым группы обозначьте буквой "И", "прагмати­ческий" - "П", "коллективистский" - "К". Результат испытуе­мого записывается в виде следующего многочлена: LM + МП + NK, где L - количество баллов, полученное испытуемым по "индивидуалистическому" типу восприятия, М - "прагматичес­кому", N - "коллективистскому". Например: 4И + 6П + 4К.  

 

  Тип восприятия индивидом группы риятия индивидом группы
  Индивидуалистический индивидуали- коллективистский прагматический
       
   
   
    Зв За
   
   
   
 
   
   
    10в 10а
  11а 11в  
  12а   12в
  13в   13а
    14а 14в

Ответный бланк
Фамилия_ ______________ Группа _______ Дата __

1 А Б В 4 А Б В 7 А Б В 10 А Б В 13 А Б В
2 А Б В 5 А Б В 8 А Б В 11 А Б В 14 А Б В
3 А Б В 6 А Б В 9 А Б В 12 А Б В  

 

 

МЕТОДИКА "ОПРОСНИК АФФИЛИАЦИИ"

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и укреплении добрых отношений с людьми. Сотрудник, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но и видит в человеческих отношениях один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Для работников, профессионально занятых руководством, педагогической работой, оказанием услуг гражданам, разного рода межличностным общением и т.п., аффилиация должна быть одной из главных потребностей или, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей.

Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее валидной, надежной, но вместе с тем и самой трудоемкой является проективная методика. Однако аффилиация по своей природе такова, что для ее диагностики с успехом могут использоваться и методики опросного типа. Одна из таких методик приводится ниже.

Инструкция

Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего сбгла-сия о каждым из утверждений при помощи следующей шкалы:

"полностью согласен" - +3,

"согласен" - +2,

"скорее согласен, чем не согласен" - +1,

"ни да, ни нет" - 0

"скорее не согласен, чем согласен" - -1,

"не согласен" - -2,

"полностью не согласен" - -3.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением следует выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленным на листе бумаги рядом с номером данного суждения.

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутым. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой - второй.

Опросник

Шкала "Стремление к людям"

1 Я легко схожусь с людьми.

2 Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть среди людей, чем оставаться одному.

3 Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюбным и общительным.

4 Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство

людей.

5 Я часто и охотно говорю с людьми о своих переживаниях.

6 От хорошего фильма или книги я получаю большее удо­вольствие, чем от хорошей компании.

7 Мне нравится иметь как можно больше друзей.

8 Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят больше, чем дружбу.

10 Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11 Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздоровавшись.

13. Независимость и свободу от личных привязанностей я
предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее
посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.

17. У меня много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20 Эмоционально открытые люди привлекают меня больше, чем сосредоточенные и серьезные.

21 Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22 Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности одному.

23 Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.

24 Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь Друзей.

 

25Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26 Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27 Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28 Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29 Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.

30 Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании.

Шкала "Боязнь быть отвергнутым"

1 Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2 Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу пер­вым.

3 Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал про­тиворечить мне при посторонних людях.

4 Я стараюсь меньше общаться с людьми критического скла­да ума.

5 Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6 Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7 Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмеши­ваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8 Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9 Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хоро­шо не узнаю человека.

10 Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше промолчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить ска­занное.

11 Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12 Мне трудно говорить людям "нет".

13 Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14 Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15 Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16 Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17 Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня
критически.

19. Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое об­
щество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами у меня возникает чувство, что я никому ненужен.

23 Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес.

24 Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25 Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со сто­роны.

26 После встречи с новым человеком меня обычно мало вол­нует, правильно ли я себя вел.

27 Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официаль­ному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28 Когда нужно попросить продавца показать понравившу­юся мне вещь, то я чувствую себя неловко.

29 Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30 Если в транспорте я сижу, то мне кажется, что люди смот­рят на меня с укором.

31 Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включа­юсь в беседу, чем остаюсь в стороне.

32 Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или ка­кую-либо другую вещь, занятую на время у меня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.