Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко




ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ


1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и пове­дение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способ­ности.

2.Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3.Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4.Я считаю вполне уместным для себя интересоваться до­машними проблемами сослуживцев.

5.Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6.Обычно я с первой же встречи угадываю "родственную душу" в новом человеке.

7.Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, ра­боте, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8.Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9.Моя интуиция - более надежное средство понимания ок­ружающих, чем знания или опыт.

 

10.Проявлять любопытство к внутреннему миру другой лич­ности - бестактно.

11.Часто своими, словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12.Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13.Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, кото­рые имеют ко мне непосредственное отношение.

14.Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15.Обычно за несколько дней ячувствую: что-то должно слу­читься с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16.В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь из­бегать разговоров о личном. •

17.Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнима­нии к ним.

18.Мне легко удается копировать интонацию, мимику лю­дей, подражая им.

19.Мой любопытный взгляд часто смущает новых парт­неров.

20.Чужой смех обычно заражает меня.

21.Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правиль­ный подход к человеку.

22.Плакать от счастья глупо.

23.Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24.Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25.Я невольно или из любопытства часто подслушиваю раз­говоры посторонних людей.

26.Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27.Мне проще подсознательно почувствовать сущность че­ловека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28.Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29.Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседо­вать с настороженным, замкнутым человеком.

30.У меня творческая натура - поэтическая, художествен­ная, артистичная.

31.Я без особого любопытства выслушиваю исповеди но­вых знакомых.

32.Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33.Мое мышление больше отличается конкретностью, стро­гостью, последовательностью, чем интуицией.

34.Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35.Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36.Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей

Обработка данных

Подсчитывается число правильных ответов (соответствую­щих "ключу") по каждой шкале, а затем определяется суммар­ная оценка:

Рациональный капал эмпатии: + 1, +7,-13, +19, +25, -31;

Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов

Анализируются показатели отдельных шкал и общая сум­марная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале мо­гут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояние, проблемы, пове­дение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлю­зы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В ра­циональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностыо, что позволяет эмпатирующему непредвзя­то выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружа­ющими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзыв­чивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать воз­можно только в том случае, если произошла энергетическая под­стройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выпол­няют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетель­ствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне инту­иции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнеpax. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных сте­реотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эм-патических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижа­ется, если человек старается избегать личных контактов, счита­ет неуместным проявлять любопытство к другой личности, убе­дил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического вос­приятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют ак­тивнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушев­ности. Каждый из нас своим поведением и отношением к парт­нерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эм­патии, а атмосфера напряженности, неестественности, подо­зрительности препятствует раскрытию и эмпатическому по­стижению.

Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к по­дражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в ин­терпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммар­ный показатель теоретически может изменяться в пределах от О до 36 баллов. По нашим предварительным данным, можно счи­тать: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 -средний; 21-15 - заниженный; менее 14 баллов - очень низкий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.