КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. СнайдераВнимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В"; если неверным или преимущественно неверным - букву "Н". Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. Из меня мог бы выйти неплохой актер. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. В разных ситуациях ив общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты. ТЕСТ 1: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ" Инструкция: "Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".
Обработка результатов Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение. Интерпретация 70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор. 10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее. 0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих. ТЕСТ 2: "УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?" Инструкция На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются; "почти всегда" - 2 балла, "в большинстве случаев" - 4 балла, "иногда" - 6 баллов, "редко" - 8 баллов, "почти никогда" - 10 баллов. Список вопросов 1.Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам? 2.Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению? 3.Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость? 4.Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком? 5.Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего? 6.Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? 7.Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник? 8.Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы? 9.Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы? 10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с от Обработка и интерпретация Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55. ТЕСТ "ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ" Этот тест поможет взглянуть на себя "со стороны", узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи. Инструкция На каждый вопрос даны три варианта ответов. Подчеркните тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, перейдите к следующему вопросу. Для сравнения "портрета", который вы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас. Опросник 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 2. Как вы ведете себя в критической ситуации? а) внутренне киплю; б) сохраняю полное спокойствие; в) теряю самообладание. 3. Каким считают вас коллеги? а) самоуверенным и завистливым; б) дружелюбным; в) спокойным и независтливым. 4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную а) приму ее с некоторыми опасениями; б) соглашусь без колебаний; в) откажусь от нее ради собственного спокойствия. 5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разреше а) выдам ему по первое число; б) заставлю вернуть; в) спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь. 6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) а) "Что тебя так задержало?"; б) "Где ты торчишь допоздна?"; в) "Я уже начал(а) волноваться!". 7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля? а) стараюсь обогнать машину, которая показала мне б) мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня; в) увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня. а) сбалансированными; б) легкомысленными; в) крайне жесткими. 9. Что вы предпринимаете, если не все удается? а) пытаюсь свалить вину на другого; б) смиряюсь; в) становлюсь осторожным. 10. Как вы отреагируете на мнение, суждения о современных а) "Пора бы уже запретить юнцам такие развлечения"; б) "Надо дать им возможность организованно и культур в) "Не следует с детьми возиться". 11. Как вы выразите свое ощущение, если должность, кото а) "И зачем я только на это нервы тратил(а)"; б) "Видно, этот человек начальнику приятнее"; в) "Может быть, мне это удастся в другой раз". 12. Какие чувства испытываете, когда смотрите страшный а) страх; б) скуку; в) искреннее удовольствие. 13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной а) буду нервничать во время переговоров; б) попытаюсь вызвать снисходительность партнеров; в) просто огорчусь. 14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам? а) победа - моя цель; б) чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю; в) если проигрываю, очень сержусь. 15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане? а) терплю, избегая скандалов; б) вызываю метрдотеля и делаю ему замечание; в) отправляюсь с жалобой к директору ресторана. 16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе: а) поговорю с учителем; б) устрою скандал родителям обидчика; в) посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику. 17. Какой вы человек? а) средний; б) самоуверенный; в) пробивной. 18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в а) "Простите, это моя вина"; б) "Ничего, пустяки"; в) "А повнимательнее вы не могли быть?" 19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве а) "Когда же будут, наконец, приняты конкретные б) "Надо бы ввести суровые наказания!"; в) "Нельзя же все валить на молодежь - виноваты и вос 20. Какое животное вы любите? а) тигра; б) кошку; в) медведя. Подведите итоги Используя ключ, оцените свой стиль общения.
34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике "снизу" относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики "сверху". 35-44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно "здорового честолюбия", вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий. 45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих "верхов", рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику "сверху" принимаете, а критику "снизу" воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков "снизу". ТЕСТ "КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КРИТИКЕ?" Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, "давят на. корню" любое проявление критики. Одни считают, что она помогает делу, другие - что мешает. Одни умеют применять критику, другие - нет. Однако хотим мы того или нет, критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный руководитель не может считаться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и трудностями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, надеемся, что он поможет вам в деловом общении. Отметьте в каждом вопросе наиболее приемлемый для вас вариант ответа. 1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов? а) да, я считаю критику необходимым и нормальным б) критика часто осложняет отношения в коллективе, в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто. 2. Как вы относитесь к публичной критике? а) считаю публичную критику действенной формой из б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем пуб в) предлагаю "кулуарную критику", т.е. критику "за гла 3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство? а) да, конечно; б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэто в) можно, но крайне осторожно. 4. Как вы относитесь к самокритике? а) стараюсь быть объективным к себе и к "своей" служ б) обычно я знаю недостатки в работе "своей" службы и в) критиковать себя ни к чему, т.к. охотников тебя пору 5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы вы а) да, разумеется; б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность крити в) все зависит от самой этой "личности": если она уж 6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы "под а) да, обычно стараюсь; б) нет, не вижу в этом смысла; в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения. 7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток; б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики; в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения. 8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие- а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то б) нет, я полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов; в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже 9." Какова обычно ваша первая реакция на критику? а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступле в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, 10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику? а) как правило, стараюсь признать критику, даже если б) прибегаю к методу защиты "от противного", т.е. кри в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или ав 11. Раздражает ли вас критика? а) как правило, да; б) не очень; в) смотря кто и как критикует. 12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему а) как правило, да; б) нет, крайне редко; в) да, если критика несправедлива или высказывается 13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с крити а) как и прежде; б) стараюсь при случае "ответить взаимностью" или в) некоторое время "обхожу" этого человека, стараюсь 14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует? а) считаю их "приспособленцами", "трусишками", "угод б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет; в) советую впредь не торопиться с самокритикой. 15. Существует ли уголовная ответственность за преследо а) да; б) нет; в) не знаю. 16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе? а) критика - лекарство, ее надо уметь применять и принимать; б) управленческая деятельность - тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не в) и на критику существует мода. Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов: баллов - 16, 2в, 36, 76, 96, 106, 136, 156, 15в, 166, 2в, 15в. балл- 26, 7а, 9а, Па, 12а, 14а, 26, 56, 66, 7а, 86, Зв, 4в, 10в, 14в, 16в, 14а. балла- 6а, 8а, Па, 16а, 46, 116, 146, 1в, 5в, 12в. балла - 1а, 2а, За, 4а, 5а, 13а, 15а, 126, 6в, 7в, 8в, 9в, Пв, 12в, 13в. 8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий комплекс стабильности, то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств. 19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцениваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как "контролируемую эмоциональность" - вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание "насолить" критикам, оправдать свои ошибки. 33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела. ТЕСТ1 "УМЕНИЕ СЛУШАТЬ" Умение слушать - неотъемлемая предпосылка обучения и самообучения руководителя, да и любого сотрудника, профессионально связанного с межличностными коммуникациями. Особенно необходимо такое умение руководителю. Оно - важнейшая составная часть социальной компетентности. Без умения слушать человек лишает себя важной информации, не может завоевать доверие товарищей по работе и окружающих. Подсчитано, что в России лишь 10-20% граждан обладают развитой способностью слушать собеседника. Большинство же людей очень часто слушают, не слыша, т.е. преследуют в разговорах главным образом лишь свои цели, пропуская большую часть информации, сказанной другими. Предлагаемые ниже три теста помогают установить ваши способности слушать собеседника, в том числе воспринимать неприятную информацию. Инструкция Выберите приемлемый для вас ответ из трех вариантов на каждый из 15 вопросов. Опросник 1. Какова, по-вашему, цель беседы или разговора: а) лучше узнать собеседника; б) высказать свою точку зрения по данному вопросу; в) поделиться мнениями и обсудить их. 2. Задавали ли вы в детстве, ваши дети или кто-нибудь привас такие вопросы: "Как и где спят облака?" или "Была ли бабушка маленькой?" и т.п.: а) часто; б) никогда; в) иногда. 3. Приходилось ли вам по утрам, собираясь на работу, напе а) да, всегда утром одну и ту же песню; б) да, обычно разные песни; в) нет, никогда. 4. В конце собрания задаете ли вы вопросы докладчику: а) да, всегда есть о чем спросить; б) иногда, когда вы не согласны с изложенной точкой в) никогда, так как не верите, что одним вопросом мож 5. После разговора с другом или коллегой случалось ли вам а) да, довольно часто; б) иногда; в) никогда. 6. Когда вы разговариваете с кем-либо, то: а) больше говорите вы; б) больше говорит ваш собеседник; в) оба говорите поровну; 7. При одинаковой цене, что бы вы предпочли купить: а) книгу; б) грампластинку (компакт-диск); в) билет в кино. 8. Коллега хочет поделиться своими проблемами, которые а) что потеряете ценное время; б) что теперь будете иметь на него влияние; в) что попытаетесь ему помочь. 9. Какая из фраз выражает более всего вашу точку зрения: а) лишь специалист может говорить хорошо по данной б) каждый может обо всем говорить, если умеет хорошо в) специалисты не всегда хорошие ораторы, чтобы убе 10. Если при разговоре смысл слов ускользает от вас, то как а) остановите говорящего и попросите объяснить сказан б) отметите про себя неясное, чтобы спросить об этом в) в целом суть дела вам всегда ясна. 11. Можете ли вы днем повторить сообщение или песню, ус а) да, всегда; б) да, но вам необходимо время, чтобы вспомнить; в) вы не можете вспомнить. 12. У эстрадного певца (певицы) прежде всего вы цените: а) голос; б) внешний вид; в) поведение на сцене. 13. Посещение концертов для вас: а) событие, доставляющее удовольствие; б) светская обязанность; в) удовольствие, если исполняют ваши любимые произ 14. Вы в гостях, кроме вас еще присутствуют 5-6 человек. а) вас почти никто не слушает; б) все умолкают, чтобы выслушать вас; в) вы, как правило, не являетесь инициатором разгово 15. Вы в курсе событий общественной жизни в первую оче а) просмотру телепередач; б) слушанию радио; в) чтению газет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |