Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные представления о морфологии человека




 

До недавнего времени считалось, что первые люди появились на земле около миллиона лет назад. Кости таких перволюдей были найдены на востоке и юге Африканского континента, откуда, как полагали многие палеонтологи, эти существа, названные австрало­питеками, распространились и по другим частям света. Внешне они мило отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими.

Были найдены следы питекантропа, жившего в раннем палеолите (от 600 тыс. до 100 тыс. лет назад), неандертальца (от 100 тыс. до 400 тыс. лет назад — средний палеолит).

Кроманьонец уже в совершенстве владел техникой обработки камня, из которого делал довольно тонкие и острые орудия для охо­ты. Кроманьонцы использовали ловушки, применяли лук, костяные крючки и гарпуны. Уже существовало разделение труда в зависимо­сти от пола, возраста и способностей каждого: признавалось особое влияние таких старейшин, колдунов, шаманов и самых ловких и смелых охотников. Эта эпоха характеризуется проявлением искус­ства — наскальной живописи, женских статуэток, тесно связанных с магией, ибо считалось, что они приносят удачу охотникам и способст­вуют размножению животных. Таким образом, искусство и магия играли важную роль в жизни первобытного человека, помогая ему добывать пищу: они были столь же необходимы, как лук, копье или ловушка на зверя.

За 10 тыс. лет до нашей эры закончилась ледниковая эпоха (плей­стоцен), изменились климат и окружающая среда, а вместе с ними — фауна и флора. Исчезли некоторые крупные млекопитающие. Даль­нейшая адаптация человека к природному окружению привела к крупному сдвигу в образе жизни первых людей — они научились про изводить продукты питания. Многочисленные палеонтологически находки позволили уточнить представления о ходе эволюции первы людей: покорение огня, прямохождение, изготовление первых орудий труда, производство продуктов питания — вся эта цепь достижений области жизнеобеспечения человека реально происходила в истории, а ее логика укладывалась в парадигму «от простого к сложному».

С появлением молекулярной биологии изложенная картина Hq сколько изменилась. Со времен Дарвина антропологи поняли, что линия, ведущая к гомо сапиенс, и та, что восходит к нынешним челе) векообразным обезьянам, имели общий корень. Предполагалось, что этот гипотетический предок жил 15-20 млн лет тому назад. Биолог сравнили белки крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими и обнаружили поразительное сходство. Было показано, что эти две линии не могли расщепиться ранее 4-6 млн лет тому назад. Голая и волосатая обезьяны, появившиеся при этом (кстати, возможность нахождения в раскопках первого человекоподобного существ и притом самки, биологи назвали гипотезой Евы), должны был иметь очень близкое генеалогическое сходство, что и было подтверждено обнаружением в Эфиопии окаменелых останков, принадлежа­щих самому древнему из известных нам прямых предков человека, жившему 4,4 млн лет назад. Взрослые особи должны были бы весить килограммов 30 и быть ростом 1 метр 20 сантиметров — существа с этими данными «укладываются» между человеком и обезьяной. Так была предпринята попытка найти «недостающее звено» в теорети­ческой схеме Дарвина.

Итак, новая, более доказательная схема появления и эволюции первых людей следующая: существовал гипотетический общий предок человека и обезьяны: Afarensis (объем мозга 400-500 милли­литров, прямоходящий, жил семейными группами на всей террито­рии Восточной Африки, научная кличка — «Люси»); после него — All icanus — потомок «Люси» (объем мозга 400-500 миллилитров, длинные руки, ловкий и подвижный, жил общественными группами); Hobustus — кузен африкануса (объем мозга 530 миллилитров, потомства не оставил); Ношо Habilis — первый известный вид, относя­щийся к семейству Homo, он первым стал использовать орудия труда (объем мозга 600-800 миллилитров); Homo Erectus — первый вид, вышедший за пределы Африки, колонизировал Ближний и Средний Мосток вплоть до Китая (объем мозга — 750-1250 миллилитров, жил 1,5 млн лет тому назад); Homo Sapiens (современный человек), объем мозга — 1200-1700 миллилитров, «кроманьонец». Найден в 1868 г. в Кроманьоне, Франция. Появился около 40 тыс. лет назад1.

Эти данные добыты антропологической палеонтологией и представляют собой картину прогрессивной биологии и морфологичес­кий эволюции человека. Но какая природная сила способствовала такой эволюции? В 1860 г. в Лондоне появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Книга вызвала острые дискуссии, не смолкающие до сих пор. Атаки на нее идут по двум на­правлениям. Религиозное направление, отстаивая тезис о божествен- III<м происхождении человека («Бог создал человека по своему образу и подобию»), считает, что наука унижает человека, объявляя его продуктом эволюции животного мира. (В ряде штатов США дарвинизм даже запрещен как предмет преподавания в школах.) Это направ­ление под давлением все возрастающего числа научных фактов по­степенно уходит в прошлое. Другое направление, наоборот, время от времени чрезвычайно актуализируется. После выхода книги Дарвина в свет некоторые социологи-теоретики ухватились за идею естествен­ного отбора и в своих схемах общественного устройства объявили, что в условиях конкуренции побеждают наиболее приспособленные, добившиеся успеха в борьбе за существование, и что естественный отбор является двигателем общественного прогресса. Следовательно, классы, «высшие» и «низшие», суть продукты естественного обще­ственного развития. Позже такое перенесение идей Дарвина на чело­веческое общество было названо «социал-дарвинизмом».

Действительно, на первый взгляд сравнение устройства совмес­тной жизни таких социальных насекомых, как муравьи, термиты, пчелы, с человеческим обществом дает картину внешней схожести. Экономисты наших дней, невежественные в социальном плане, объ­явили, что спекулянты — это наиболее талантливые люди и что если кто-то сумел быстро разбогатеть, то значит, что он предприимчивый умный человек, вне зависимости от моральных, а то и криминальны моментов.

По поводу примитивного перенесения законов развития животного мира на человеческое общество Ч. Дарвин признавался, что пожалуй, он сам не является дарвинистом. Даже рассматривая животный мир, он смягчал действие механизмов естественного отбор такими вечными свойствами живых организмов, как самозабвение любовь матерей к детенышам, самопожертвование особи ради блага сообщества, феномен взаимопомощи, добавляя, что «естественны отбор был главным, но не исключительным средством, вызывающи изменения». Н. Я. Данилевский резко критиковал абсолютизаци закона естественного отбора при объяснении эволюции человече кого общества, считая, что отбор — это замена разума случайностью. П. А. Кропоткин доказывал, что взаимная помощь — такой ж естественный закон, как и взаимная борьба, и что для прогрессивное развития вида первая несравненно важнее второй1.

Развитие экологии как науки показало, что гармония экологичес­ких систем возможна лишь там, где имеет место уравновешенность взаимно противоположных по направленности сил. В нашем случае это законы естественного отбора и взаимной помощи. Последний усиливается в человеческом обществе, поскольку оно существует и развивается, т. е. это не случайный отбор всего того, что содейст­вует выживаемости человека и как индивида, и как народа, и как сообщества. Законы естественного и искусственного отбора взаимно уравновешиваются за счет разума, рационального целеполагания, присущего человеку как существу разумному.

Отсюда следует и естественный принцип жизнеобеспечения сов­ременного общества: полагаясь на инициативность, предприимчи­вость и создавая условия для повышения экономической активности некоторых групп населения, необходимо организовать государствен­ную помощь социально уязвимым слоям населения. Так, шведский социализм основан на принципе, согласно которому максимальная ризница в доходах между самыми бедными и самыми богатыми не должна быть больше чем в 10 раз. В США эта разница достигает 100 и более раз и является одним из факторов непрерывного возрастания преступности в обществе, поскольку в основе многих преступлений 1 лежат экономические мотивы, стремление во что бы то ни стало и любым путем иметь денежный успех1.

Отдавая должное дарвиновской теории естественного отбора в формировании гомо сапиенс, мы должны отметить и ее уязвимые ас­пекты. Принципиальное возражение состоит в том, что нельзя отож­дествлять человека с его внешним, анатомическим обликом — ведь инда необъясненным остается происхождение его разума. Судя по величине мозга, ее изменениям, можно сделать вывод о том, что разум Человека складывался постепенно, что именно труд, причем совмест­ный, был основой формирования сознания человека. Но это лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий в тени процессы исторического развития внутреннего мира человека. А именно с этим связано становление человеческой культуры.

Сегодня есть по крайней мере три подхода к этой теме. Во-первых,

существует идея нисхождения духа на биологическую субстанцию и преобразования под его влиянием тела обезьяны в тело человека (Ф. Шеллинг). Здесь многое надо принимать на веру. Во-вторых, есть «культурологическая» идея, трактующая происхождение чело­века не как процесс постепенного развития сознания человека, а как процесс, сущность которого задается извне, «проектом человека» данной культуры, и утверждающая, что нельзя говорить о человеке вообще. В-третьих, происхождение сознания человека объясняет­ся воздействием знаков, языка, общения. Современная семиотика установила, что связь внешнего и внутреннего планов человека осуществляется через знак, имеющий значение (внутренний план) и его включенность в деятельность человека как ее знаковое орудие и средство (внешний план)1. Есть еще один подход — гипотеза о при­шельцах — представителях внеземных цивилизаций. Здесь, как и в случае с религиозным решением этого вопроса, для принятия такой позиции требуются изрядная фантазия и вера в сверхъестественное.

Объединим второй и третий подходы, ибо в обоих случаях глав­ным фактором происхождения сознания человека выступает культу­ра (ведь каждая культура имеет свой семиотический космос, систе­му). Такова культурологическая позиция в объяснении человека — в отличие от взгляда на него как на биологический вид, характерного для антропологической палеонтологии.

Можно попытаться объяснить происхождение сознания, а следовательно, и появление у человека способности к искусственному (разумному) отбору из своего опыта взаимодействия с природным и человеческим окружением лишь того, что его защищает, спасает и т. д. Такая способность, естественно, появляется лишь с формированием у человека абстрактного мышления, умения выходить за пределы конкретной ситуации, с появлением надситуационной фазы в процессе самоидентификации человека со своим окружением (первоначальным слиянием человека с природой и социумом). Современным семиотические исследования позволяют утверждать, что в истории человека выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое «парадоксальное поведение». В. М. Розин приводит эпизод из рассказа Э. Сетон-Томпсона «Тито». Самку койота проследовали борзые. Они уже догоняли ее. «Но вдруг Тито остано­вилась и пошла навстречу собакам, приветливо помахивая хвостом. Борзые — совсем особенные собаки. Они готовы догнать и растерзать всякого, кто бежит от них. Но тот, кто не убегает и спокойно глядит им в глаза, сразу перестает быть им врагом. Так случилось и теперь... борзые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом и не желал убегать»1.

Тито сумела выйти за пределы ситуации погони и своим поведе­нием (самоубийственным — с точки зрения среднего койота) полностью изменила ее. Кстати, во всех рассказах Сетон-Томпсона, посвя­щенных «животным-героям», так или иначе описываются отчаянные ситуации, когда животные спасались с помощью парадоксальных, неожиданных действий. Возможно, это и есть проявление зачатков абстрактного мышления у животных. В связи с этим вспоминается один эпизод из Гражданской войны в нашей стране, описанный в документах, посвященных проблемам борьбы с паникой в войсках. Случай был такой. Под давлением врага один полк из дивизии В. И. Чапаева в панике бежал с позиций. Чапаев на коне пытался остановить красноармейцев, он приказывал, ругался, хлестал людей шпанкой — ничего не получалось: полк бежал молча, у людей от hi нуга даже глаза стали белыми. Тогда, видимо, от отчаяния Чапаев вдруг закричал: «Стой, снимай сапоги!», и случилось чудо: бежавшие I I дли останавливаться и снимать сапоги. Командиры быстро приве­ди людей в порядок. Как видим, парадоксальность приказа команди­рш которого они знали и уважали, вывела людей из колеи паники, и самоуправление личности, основа любого управления людьми, было восстановлено.

Подводя итог, можно сказать, что в истории становления человека «парадоксальное поведение», свидетельствующее о силе абстрактного, обобщающего мышления (в том случае, если оно приводит к желаемому результату — спасению, успешной охоте и т. д.), становится Нормой, закрепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способности к мысленному наложению на бесстрастные факты реальности своего ценностно-смыслового порядка и отбору для практики лишь того, что соответствует данному порядку. Этот момент и есть начало становления человеческой культуры1. Следовательно, истоки культуры лежат в самом человеке, в его природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.