Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская и социальная антропология о природе человека




 

Антрополог, независимо от того, кем он себя считает — социаль­ным или культурным антропологом, изучает человека. Его цель — познать человека, в ряде случаев по результатам его труда, деятель­ности, в другом — по иным формам его самопроявления. Первым шагом к познанию человека является понимание его природы. Как и в каких направлениях развивалась человеческая мысль в этом вопро­се — вот что нас интересует в этой лекции.

Природе человека в истории философии, культуры и антрополо­гии посвящены тысячи страниц различных текстов. Любое учение обязательно имеет свою позицию в этом вопросе. Систематизируем основные концепции.

Античность. Основными и противоречащими друг другу являются концепции Платона и Аристотеля. Платон сформулировал социоцентрическую модель «человек—общество». Ее можно выразит математически: U = f(О), где U (индивид) — зависимая переменная) О (общество) — независимая переменная. Иначе говоря, природа человека объясняется лишь через его общество, т. е. берет свое начал вне человека — в его искусственном окружении.

Аристотель сформулировал «антропоцентрическую» модель взаимоотношений «человек—общество»: О = f(U). Общество по нему — зависимая переменная, а человек — независимая перемени в этой системе. Все, что появляется в обществе, обязано своим существованием природе человека, т. е. исторически любое общество есть реализация потенциала заданной природы человека. В обществе — прошлом, настоящем, будущем — не может быть ничего нечеловеческого. Это позволяет в любой момент истории людям настоящего понимать действия людей прошлого и обусловливает возможности прогнозирования развития общества1.

Французский материализм (Ж.-Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дид­ро) исходил из того, что каждый человек с рождения обладает неотъ­емлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Люди равны и независимы — это продиктовано естественной природой человека. (Для любых обществ, по их утверждению, категория «естественного права» является эталоном при оценке действительных отношений.)

Марксизм утверждает, что человек есть «общественное животное» (Аристотель: «человек есть политическое животное»), что общество «есть «продукт взаимодействия людей». Можно сказать, что марксизм понимает человека как «кентавр-систему», где есть животное основание (тело) и человеческая (культурная) «надстройка» в виде личности человека.

Социал-дарвинизм. К известным авторам относятся: Ж. А. Гоби- Но идеолог расизма; Ч. Ломброзо, который разработал учение о влиянии анатомо-физиологических особенностей людей на социаль­ные процессы, ввел понятия «прирожденный преступник», «атавизм» в социальных актах; О. Аммон, утверждавший, что «естественная Природа человека диктует закон борьбы за существование и естественного отбора в органической природе»; Л. Гумплович, который считал, что «в уничтожении слабых проявляется естественный закон борьбы за существование». Этому направлению присущи абсолютизация биологического начала в человеке, отрицание прогрессивной роли и культуры в жизни народов.

Фрейдизм. Человеческая природа сводится к инстинктам и воле. Инстинкты, в свою очередь, сводятся к инстинкту смерти (тана­ми) и инстинкту жизни (эрос). Культура формирует у человека «супер-эго» (внутреннюю «цензуру»), которая переориентирует энергию естественной агрессивности человека в направлении к са­мому себе (саморегулирование, саморефлексия, самокритика). Это может порождать различного рода неврозы человека. Неофрейдизм (Э.Фромм, Г. Маркузе) переносит источники заболеваний и откло­нений человеческого поведения в социальную среду.

Экзистенциализм. Различают религиозный экзистенциализм (Яс­перс, Марсель, Бердяев, Шестов) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти). Основные положения: личность — самоцель, коллектив — средство, обеспечивающее материальное существова­ние составляющих его индивидов. Общество призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя правовой порядок. Религиозные экзистенциалисты при­держиваются положения, что «личности нет, если нет бытия, выше ее стоящего»1. В человеке есть несколько слоев: природный (биофизиопсихологический), изучаемый естественными науками и состав­ляющий его природную индивидуальность; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории, философии, искусствознания и т. д.; экзистенциальный, который не поддается научному познанию и который может быть лишь «освещен» философией. Модусами «экзистенции» (бытия, согласно атеистическому направлению, обращенного к «ничто» и сознающего свою конечность, согласно же религиозному — к Богу) являются забота, страх, решимость, совесть и т. п.; они определяются через смерть и представляют суть движения к ничто. От поисков спасения человека через «исторический разум», «прогресс», «эволюцию» экзистенциализм пришел к самоспасению через обращение к «внутреннему голосу», апелляции к человеческой подлинности, чувству человеческого достоинства как к источнику мужества и нравственной стойкости (Особенно ярко это выразилось, согласно экзистенциалистам, в годы Второй мировой войны).

Культурантропологическое направление. Основной тезис: человек есть «недостаточное животное», т. е. он не «специализирован» заранее природой. М. Шелер — один из основателей философской антропологии утверждал, что личность является носителем ценностей, которые! постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой интенциональное переживание. Среди актов переживания ценностей Шелер выдвигает соучастие, сочувствие, любовь и ненависть. Высшая форма любви — любовь к Богу. Трагичность, по Шелеру, присутствует в вещах, людях, во всем космосе благодаря их соотнесенности к ценностям. Предназначение человека — сверхиндивидуальное и антивитальное. Человек, будучи духовным существом свободен от витальной зависимости и открыт миру. В этом кардинальное отличие человека от животного. Как видим, культурная ант­ропология у Шелера превращается в религиозную.

А. Гелен, крупный представитель философской антропологии, в своем главном труде «Человек. Его природа и место в мире» (1940) доказывает, что человек — «недостаточное» существо, оно обделено полноценными инстинктами, поэтому на него ложится непосильный груз выживания и самоопределения. Главным оказывается «раз­грузка», человек призван не жить, как животное, а «вести жизнь», планомерно, осмотрительно изменять своими действиями себя и ок­ружающих. Прогрессирующая разгрузка, понимаемая как деятельное самоосуществление, все больше высвобождает действие из ситуатив­ном определенности, и на высоком уровне необходимая функция вы­полняется уже лишь «символическим» образом. Действуя, человек создает культуру, которая принадлежит именно природе человека и не может быть «отмыслена» от нее. Возникающие при совместной жизни людей институты «разгружают» человека от опасностей, позволяют ему действовать инстинктоподобно, определяя его сознание и нолю. Отсутствие взаимосогласования институтов между собой и с моральной жизнью человека означает для последнего тяжелый груз необходимости принимать решения по своему усмотрению.

Исследовательский интерес представляют позиции всемирноизвестных теоретиков личности по вопросу о природе человека.

Все теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека. Различия между теоретиками по м им положениям составляют принципиальную основу для различе­нии соответствующих теорий.

Их можно представить в виде следующих полярных положений.

 

 

  Свобода Детерминизм
  Рациональность Иррациональность
  Холизм Элементаризм
  Холизм — личность можно изучать лишь как целостность, элементализм — ее можно изучать исследованием каждого фундаментального аспекта поведения отдельно, независимо от остальных.
  Конституционализм Инвайронментализм
  О6ьясняется соотношение «Природа человека и воспитание». Речь идет о значимости генетической предрасположенности и влияния окружающей среды.
  Изменяемость Неизменность
  Субъективность Объективность
  Что имеет большее значение для поведения индивида — внутренний мир или внешние факторы? Различие в этих позициях объясняет различие теории бихевиоризма и феноменологического подхода.
  Проактивность Реактивность
  Где следует искать истинные причины поведения человека? Сторонники проактивности утверждают, что истоки всех форм поведения находящи­еся внутри человека: люди действуют, а не реагируют! Маслоу: будущее человека находится внутри человека, и оно в данный момент динамически активно. Сторонники реактивности имеют концепции, в которых отраже­ны взаимосвязи типа стимул — ответ. Они полагают, что истоки поведения лежат в окружающей среде, в которой проявляется поведение человека.  
  Гомеостаз Гетеростаз
  Имеет отношение к мотивации человека. Что движет человеком: или стрем­ление сохранить внутреннее равновесие, т. е. избегать напряжения (гомеос­таз), или основная мотивация направлена на развитие, поиск новых стиму­лов и самореализацию (гетеростаз)? Понятно, что невозможно одновременно верить в гомеостаз и в осуществление самореализации как в конечную цель.  
  Познаваемость Непознаваемость
  «В отношении человека наша наука — это капля, наше неведение — море!» (Джеймс, 1956). Является ли человек в конечном счете полностью познава­емым наукой или в его природе есть нечто, превосходящее потенциал науч­ного знания? Существуют резкие расхождения в этом вопросе. Сторонник второго подхода ищет объяснения и за пределами науки в понимании людей.

В целом современные теории личности фокусируются на 6 самостоятельных аспектах поведения человека: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение поведения посредством терапевтического воздействия. При оценке теорий используются шесть основных критериев: верифицируемость: эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономичность, широта охвата и функциональная значимость.

***

Кратко подытожим сказанное о природе человека.

Все воззрения можно расположить на континууме, где полюсам выступают следующие суждения.

А. Природа человека задана априорно, она неизменна в истори (сюда относятся все религиозные воззрения, социал-дарвинистские абсолютизации животного начала в человеке, бихевиористкие представления о человеке как существе, подчиненном лишь схеме «стимул-реакция»),

Б. Природа человека изменяется в истории. В основе этой идеи лежат представления о эволюционном и революционном характере развития культуры, общественном прогрессе. Эту точку зрения на­иболее ярко выразил К. Маркс, высказав мысль о том, что человек, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою. Понимая под измене­нием человека расширение его потребностей в истории, марксизм в го же время утверждает, что потребности человека в ходе истории возвышаются. Иначе, человечество, постепенно избавляясь от нужды И опасности уничтожения, переходит к удовлетворению более высо­ких уровней потребностей (по пятиуровневой системе потребностей, описанной Маслоу, см. ниже).

В. Концепции, претендующие на «бесстрастную» научность; ак­центируют на необходимости гармонического симбиоза в человеке биологического и социально-культурного начал, представляя его как «кентавр-систему». Эти концепции, в основе которых неявно лежит представление о принципиальной непознаваемости всей природы человека, подчеркивают его духовную сущность, заданную извне, т. е. истоки которой лежат за пределами мозга человека1.

Систематики наук о человеке приводят перечень и краткое описа­ние теорий происхождения человека: филоонтогенез, креационизм, креационизм, теория Ламарка, теория Дарвина, трудовая теория Энгельса, синтетическая теория эволюции, теория двух скачков, космизм, теория моно- и полицентризма2.

Все перечисленные выше концепции так или иначе рассматри­вали человека в его соотнесенности с миром, в котором он живет и и действует (космосом, природой, социумом, культурно-символичес­ким миром). Следовательно, в основе понимания человека лежат парадигмы его взаимодействия с этим миром, их содержательные характеристики, указывающие на разнообразие проявления природы человека в различных культурно-исторических ситуациях. Этот вывод открывает следующую проблему.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Перечислите основные этапы исторической эволюции морфо­логии человека.

2. Дайте обоснование исторической типологии личности Homo Sapiens.

3. Постройте систему аргументаций в пользу суждений: а) приро­да человека неизменна, б) природа человека изменяется в истории. Определите свою позицию.

ЛИТЕРАТУРА

 

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 1997; 2004.

Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль универ­ситетов. М., 1995.

Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека: преджизнь-жизнь- мысль-сверхжизнь. М, 1987.

Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1994.

Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. Донецк 1997.

Серебрянников В. В. Природа человека; источник войн или миро любия? М, 2007.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологи' ческом конгрессе... Раздел: Социальная антропология. Т. 3. С. 711 741. М., 2003.

П. Тейар де Шарден. Феномен человека. М., 2001.

Человек и современный мир. МГУ. М, 2002.

Хаузер Марк. Мораль и разум. Как природа создавала наше уни* версальное чувство добра и зла. Москва, 2008.

Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. Часть II Конституциональная антропология. М., 2002.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.