КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расы и интеллект
Расоведение как наука в нашей стране развивалось слабо. Ведущее место в его развитии занимают американская социология и философия. Однако за годы плюралистического развития духовной жизни в нашей стране появились фашистские и другие крайне националистические движения, вобравшие в себя идеологические установки расизма. Поэтому требуется научный анализ проблемы рас. Является ли раса биологическим или социальным феноменом? Ниже попытаемся ответить на этот немаловажный вопрос. Расы — подразделения вида «человек разумный». Расы человека характеризуются общими наследственными физическими особенностями. Различают негроидную, европеодную и монголоидную расы — об этом пишут в школьных учебниках. К. Ф. Коттак, автор книги «Культурантропология», выдержавшей 19 изданий, пишет, однако, что научное изучение расы как биологического образования является весьма проблематичным, т. е. вызывает много вопросов и недоумений. Исследователи испытывают большие трудности, применяя биологические представления группам людей, в вопросе о том, какие же из множества физических черт являются наиболее существенными при отнесении людей, выглядящих по-разному, к разным расам. Если отдавать приоритет цвету кожи, то сами термины неточно описывают цвет. По этой классификации целые народы остаются вне ее: полинезийцы, народности Южной Индии, австралийцы, бушмены на юге Африки не могут быть отнесены ни к одной из трех названных рас. Более того, смешанные браки, а количество их увеличивается, видоизменяют фенотипы рас, и в жизни проблема сводится прежде всего к определению статуса новорожденного ребенка. В американской культуре субъект приобретает расовую определенность при рождении, но ведь раса не основана на биологии или на простом наследовании. Возьмем случай, когда ребенок появился от смешанного брака. Доказано, что 50% генов ребенка — от одного родителя и 50% — от другого. В традициях американской культуры, пренебрегая наследственностью, классифицировать ребенка как «черного», тогда как по генотипу его следовало бы классифицировать как «белого».
Правило наследования, приписывающее социальному статусу наследственное основание, называется гипонаследованием. Оно ставит ребенка от союза между представителями разных социоэкономических групп в менее привилегированную группу. Гипонаследование делит американское общество на две неравные группы по их отношению к власти, богатству и престижу. У других наций также имеются культурные нормы, регулирующие данные отношения. Например, в Бразилии нет и следа от гипонаследования — бразильское обозначение чьей-либо расовой принадлежности может выражаться одним из 500 различных терминов. Американская же культура затушевывает множество фенотипических различий. Поэтому в Америке расовое деление есть социальное группирование и ничего не говорит о биологии. Если же взять за основу идентификации расы состав крови (группу крови), то число рас может быть увеличено до миллиона, что абсурдно. Выводом из такой гипотезы будет положение о том, что все «расы» биологически полноценны для создания своей культуры и обладания общечеловеческими культурными универсалиями. Внимательного рассмотрения требует и проблема «расы и интеллект». Исследователи полагают, что в мире есть множество групп, обладающих властью и социально доминирующих в обществах, и все они пытаются оправдать свои привилегии объявлением меньшинств (расовых, этнических, социальных) нижестоящими по природе. Существуют апартеид, колониализм, эксплуатация. В США мнимое превосходстве белой расы было установлено и утверждалось сегрегационной доктриной. Уверенность в биологически обоснованной отсталости коренных американцев явилась основанием для их истребления, сведения в резервации и т. д.
Однако антропологи знают, что большинство поведенческих вариаций среди современных человеческих групп основаны больше на культуре, нежели на биологии. Этнографические исследования проводят к выводу о том, что способности к культурной эволюции у всех популяций равны. Первоначальное деление народов на цивилизованных и дикарей ушло в прошлое. Более того, доказано, что в любом стратифицированном обществе различия социальных групп по экономическим, социальным, этническим и расовым параметрам отражают неравенство возможностей в большей мере, чем генетическое строение. Поэтому различия в богатстве, престиже и власти между социальными классами обусловлены общественными отношениями, собственностью. Охранительная идеология имущих классов формирует ошибочное утверждение, что несчастья и бедность есть результат низких способностей, прежде всего интеллекта1. Появились и наукообразные суждения. Так, А. Дженсен, интерпретируя наблюдение, в ходе которого выяснилось, что по сравнению с белыми черные американцы в среднем показывают более низкий уровень интеллекта при тестировании, делает следующее заключение: белые американцы умнее «черных». Объяснения сводятся к тому, что чернокожие наследственно неспособны показывать такой же уровень интеллекта, как белые. К. Коттак приводит примеры, когда измерения IQ индейцев США показали разительные результаты: индейцы, проживающие в резервациях в условиях нищеты и дискриминации, показали в среднем IQ, равный 0,87, а индейцы из более обеспеченных районов с хорошими школами для них — 1,04. Мы уже останавливались на том, что тестирование IQ скорее измеряет степень подготовленности человека к решению задач, нежели оценивает «чистый» интеллект индивида. Понимание того, что гены и среда непрерывно взаимодействуют, составляя основу развития организма и личности, и что нет «чистого» интеллекта вообще, кладет конец невежественным представлениям об интеллектуальном различии рас. Этот взгляд наконец победил. В организациях ООН, в ряде штатов США приняты законы, уголовно преследующие за тестирование IQ детей в начальных школах.
Но даже если тестирование в ряде случаев дает как бы истинные показатели (дискуссия о валидности интрументария генетиков порой приобретает ожесточенный характер), то практика показывает, что социальные последствия в любом случаи более важны, нежели лабораторные биопоказатели. Каждое жестко стратифицированное общество имеет механизмы для удержания непривилегированных слоев «на месте», эгалитаристские же общества, т. е. общества, стремящиеся к социальному равенству, наоборот, открывают духовный простор для самоактуализации каждого, независимо от материального и социального положения того или иного человека1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие факторы обусловливают человеческое разнообразие? 2. Какие виды разделения труда Вы знаете? 3. Возможно ли преодоление отчуждения человека в истории? 4. Чем определяется социальное положение индивида в классовом обществе? 5. В чем античеловечность расизма? ЛИТЕРАТУРА
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. Il(VII), м., 1935. Айзенк Г., Кэмин JI. Природа интеллекта. Цитва за разум. М. 2002. Биологическое и социальное в человеке. 1\^ 11977. Добренькое В. И.Кравченко А. И. Социо,логия м., 2002. Том 2. Гл. 1. Левонтин Р. Человеческая индивидуальн<эсть; наследственность и среда. М., 1993. Маркс К. Экономическо-философскне рукопнси ] $/,/, Г.//Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42. Kottak С. P. Cultural antropology. New Yor-^ jggp Тезисы докладов и выступлений на II Вс-Ср0ССИрСК0М социологическом конгрессе... Раздел: Социальная антропология. Т. 3. С. 711— 741. М., 2003. Русская расовая теория до 1917 г. М., 20<02. Человек и современный мир. М., 2002.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |