Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное состояние и направления развития этнологии




ТЕМА 8. ЭТНОС И ЭТНОКУЛЬТУРА

Пережитый нами распад СССР на отдельные национальные государства не снимает проблемы политического самоопределения наций и сохранения этнических культур в рамках России. Взаимодействие этносов сегодня является одним из самых острых вопросов государственного и культурного строительства. В лекции будут рассмотрены узловые вопросы этнической проблематики

 

В мире существует около 180 суверенных государств, а народностей насчитывается от 3 до 5 тысяч. Следовательно, нет государств, «этнически чистых», они, как правило, многонациональны. В каждом таком государстве есть «титульная» нация и национальные мень­шинства, народности, этнические группы. Отсюда следует необходи­мость проведения национальной политики, стремящейся укрепить единство государства путем защиты (в первую очередь и как прави­ло) интересов «державной» нации и предоставлением территориаль­ной и культурной автономии национальным меньшинствам. В осно­ве национальной политики должна лежать определенная концепция. Она обычно формируется на фоне общей теории — этнологии.

Россия — не исключение. В ней проживает (по переписи 1989 г.) свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая нация — русские — насчитывает 120 млн., самая малая группа — ке- реки1 — около 100 человек). В силу того, что в 21 из 31 автономии русские численно преобладают над местным населением, концеп­ция национальной политики должна сделать акцент также и на формирование культурно-национальных автономий, поскольку концепция ускоренной интернационализации межнациональных отношений, т. е. сближения и слияния наций, реализовывавшаяся до недавнего времени, оказалась неточной. Кризис национальной политики в нашей стане подвел к пониманию того, что не все ладно в теории национального вопроса, и усилиями многих исследователей ныне формируются основы современной этнологии. В этой связи следует рассмотреть основные моменты формирующейся теории. К ним относятся: проблема этничности, структура национального самоосознания и стадии самоидентификации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этнокультуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоле­ния, маргинальные группы и особенности их поведения в процессе межкультурного общения.

Этнос есть исторически сложившаяся совокупность людей, обла­дающих относительно стабильными особенностями культуры (в том числе — языка) и психики, а также создающих свое единство и отли­чие от других таких же образований (В. Бромлей). Этническая куль- I ура — это ценностно-отобранный и организованный жизненный и профессиональный опыт этноса. Границей, очерчивающей содержа­ние этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы (язык, символико-знаковая система); содержанием же — положительный социальный опыт, накопленный в формах ценностей, норм, традиций и образцов, обычаев, верований и знаний.

Развитый этнос имеет свое самосознание. Структура его состоит из представлений о характерных чертах народа (этнические авто­стереотипы), его происхождении, историческом прошлом, государст­венности, языке, ведущих образцах («героях»), нормах и ценностях народа. Видимо, кристаллизация форм этнического самосознания происходит по формуле: архетип > менталитет > формы обществен­ного сознания. Принадлежность личности (группы) к этносу оцени­вается через понятие «этничность» и закрепляется самоидентифика­цией.

В объяснении природы этничности существуют два подхода: а) этничность изначальна; б) этничность ситуативна. В первом слу­чае утверждается, что этничность является первоначальной харак­теристикой человеческого бытия, поэтому она есть не просто личная привязанность или тактическая необходимость. Этничность присуща человеку с рождения, сопровождает его до смерти и не может распро­страняться в обществе посредством социальной мобильности. Она имеет собственную логику, часто независимую от других элементов бытия. Отсюда и известные выражения: «зов крови», «родная земля» и т. д. Когда же говорят, что этничность ситуативна, то имеют в виду, что она используется как метка, тип репутации при достижении личностью (группой) своих целей. Иными словами, функции этнич­ности зависят от сложившихся потребностей в конкретных макро- и микроситуациях1.

Некоторая мистичность первого подхода и неспособность второго подхода объяснить появление энергетических ресурсов при самои­дентификации личности со своим этносом приводят к попыткам син­теза обеих позиций, т. е. изначальность этничности (внеличностно- сти) сопрягается с рациональным выбором личностью своего этноса (нации, народа). Такое объяснение возможно.

Весьма сложным вопросом является самоидентификация. Самоо- тождествление того или иного человека с какой-либо национальной (этнической) группой проходит по крайней мере четыре стадии:

а) возникновение эмпатии по отношению к этнической группе;

б) становление ситуационной идентичности на основе эмпатии;

в) осознание ситуационной идентичности и формирование надситуационной идентичности (т. е. возникновение связей ценностей этноса со смыслообразующим ядром личности); г) принятие осознанной ус­тойчивой идентичности в качестве личностной этнической идентич­ности. Таким образом возникает этничность личности как ее черта. Раскроем содержание этих стадий. Основным фактором этнической самоидентификации является статус этноса. От него происходит эт­нический статус личности в социальной среде.

Структура этностатуса как части социального статуса состоит из: а) объективных факторов (включенность представителей этноса в систему управления, уровень доходов, образованность); б) феноме­нов этнического сознания: самооценки нации в целом и групп внутри этноса, оценки контактирующих этносов1. Степень самоидентифи­кации людей со своей этнической группой можно оценить также посредством измерения сохранности культуры и внутренней спло­ченности (сохранность языка и отношение к нему, знание народных обычаев, обрядов и т. д.).

Типология самоотождествления (самоидентификации) по на­пряженности может быть определена как этноцентрическая, на­ционально-интернационалистическая, индифферентная. Высокая самоидентификация (она возрастает вследствие пропагандистских усилий по развитию всякого рода ксенофобий, делению наций на «коренные» и «некоренные», сортировке людей без признания их личных достоинств, лишению «врага» человеческих прав и досто­инства и т. д.) может привести к развитию шовинизма, расизма, национализма как идеологий порабощения одной нацией другой. Кстати, религия, будучи феноменом культуры, в определенной мере «снимает» этнический момент, ценностно ориентируя людей на еди­ного Творца.

Разгул националистической пропаганды в 90-х гг. привел к резко­му оживлению национальных предрассудков-стереотипов: в 1990 г. 31% российской молодежи всех национальностей был убежден в том, что некоторые отрицательные черты человека связаны с его национальной принадлежностью (40 % убеждены в обратном, 28 % затруднились ответить). Бытовым национализмом охвачены в ос­новном малообразованные слои населения, поскольку недостаток собственного социального статуса они неосознанно компенсируют за счет искусственного возвышения статуса свей национальной группы, чему способствуют этноцентрические мотивы, внедряемые в массо­вое сознание пропагандой.

Как происходит саморегулирование межнациональных отноше­ний? На Западе существуют по крайней мере четыре теоретические версии.

1. Модель ассимиляции. Она определяет модификацию поведе­ния людей в сторону господствующих нормативных образцов, когда эти образцы сталкиваются с прессом новых для них со­циально-экономических и культурных норм (например, в слу­чае иммиграции). Ассимиляционные процессы завершаются не ранее чем во втором поколении;

2. Модель «плавильного котла». Она характерна для США. Со­циокультурная ситуация складывалась под влиянием многих этнокультур, причем произошла потеря изначальной этничности многими группами эмигрантов. Правда, англосаксонс­кая составляющая культуры остается преобладающей;

3. Модель культурного плюрализма. Наиболее перспективное направление решения проблем взаимодействия этнокультур: различные типы этнической идентичности признаются как равноценные элементы единого социокультурного конти­нуума;

4. Модели ядра (центра) — периферии и внутреннего коло­ниализма. Выявляются противоречия между обладающим экономической и политической властью центром и отсталой, зависимой от него периферией. Возникает «этносоциальная стратификация», являющаяся источником межнациональных конфликтов.

Гармонизации межнациональных отношений способствуют, по Г. Олпорту, четыре ситуации: одинаковый статус, единство целей, зависимость от сотрудничества, а не от соперничества, позитивная поддержка обеих сторон властями, законом, обычаем, т. е. придание интересам сторон легитимности.

XXI век начался вспышкой терроризма, обретшего глобальный характер. Ниже приводятся некоторые объяснения этому опасней­шему феномену международной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.