Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысловой универсум




 

Информационное взаимодействие является необходимой частью любого социального взаимодействия. Предыдущий анализ процес­са объединения индивидуального и социального уровней действий людей путем типизации позволил нам описать (правда, весьма схе­матически) процесс порождения культурных феноменов, упорядочи­вающих и наполняющих смыслом действия людей. Взаимодействие в повседневной жизни обязано своим появлением и развитием не­обходимости жить, и жить успешно, для каждого человека, поэтому информационное общение в этом мире зачастую носит в большей своей части функциональный, прагматический характер. Другие миры не имеют такого четко обозначенного круга необходимостей, поэтому наше внимание к ним обычно ослаблено, связано с досугом и развлече­ниями, если они не являются мирами моего профессионального труда и бытового поведения, и обмен информацией носит скорее чисто сим­волический характер, будучи связан с символическими объектами.

Известно, что коммуникация является средством снижения неоп­ределенности ситуации взаимодействия. Уменьшение неопределен­ности предполагает построение индивидом (группой) предсказаний до начала действия и объяснений после их завершения по поводу «правильности» или «неправильности» установок на действие и самого акта действия (контроль за соблюдением «правил игры»). По­этому в коммуникативном поле функционируют: коммуникативные нормы, т. е. морально-этические обязательства, налагаемые на чело­века (группу), роли — набор функционально обусловленных дейс­твий и поведенческих ожиданий, коммуникативные сети, т. е. наборы перекрещивающихся межиндивидуальных связей, правила-нормы, носящие инструментальный характер и служащие для координации действий людей в определенных ситуациях1.

Здесь описан механизм обычной коммуникации. Однако, этого описания недостаточно для понимания природы коммуникативных связей между мирами человека. Такие связи обеспечивают внутрен­нюю цельность человека и четкость контуров ожидаемых от него действий (предсказуемость поведения и действий) в условиях взаи­модействий. Поэтому в последнее время антропологи и культурологи стали пользоваться древним термином «универсум», который, как утверждал еще Г. В. Лейбниц, есть «множество всех возможных ми­ров», «единство многого». Эта категория обозначает динамичность и тотальность связей и отношений всех реальностей субъекта, созна­ние которого перемещается из одной из них в другую (реальности теоретического мышления, сновидений, эстетического или религиоз­ного характера и т. д.). В духовном плане объединяются в смысловой универсум2. В качестве иллюстрации к такому выводу приведем классификацию «внутренних ценностей», данную Леви3.

Ранг Общеупотребительные опре­деления значимости Определение ценностей
0. Все равно, до лампочки Сфера внеценностной информации
1. Любопытно, принять к сведе­нию, иметь в виду Информационные ценности

 

  2. Предпочтительно, хуже, лучше Условные ценности
3. Хорошо, плохо, важно, зару­бить себе на носу Безусловные ценности
4. Самое главное, бесконечно важное, для меня это равно жизни, больше чем жизнь Сверхценности

Понятно, что в содержание смыслового универсума, выражающе­го тотальность, единство жизненных миров человека, входят прежде всего безусловные ценности и сверхценности. Понятно также и то, что смысловой универсум есть важнейшее образование в информа­ционном поле субъектов, обеспечивающее их взаимопонимание и принятие друг друга. В научной литературе описываются различные теории о связи общества как субъективной реальности с элементами Вселенной. Ниже дана схема этой связи, составленная Ю. М. Федо­ровым (на основе представлений Тейара де Шардена, В. В. Налимо- ва, В. С. Соловьева, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского — последние трое являются основоположниками концепции Всеединства).

Бытие Абсолют Род социум Натура Небытие
Бесконечный субъект Субъективиро­ вание   Объективиро­ вание Бесконечный объект
Символ Негэнтропия   Энтропия Дескриптор
Свобода Трансцендиро- вание   Дескриптиро- вание Необходи­ мость

По этой схеме разнородные миры свернуты один в другом, как матрешка в матрешке, и то же самое можно сказать о менталитете человека: менее универсальное порождается более целостным и универсальным. Исторический процесс — это дробление Бытия и Менталитета на все более проявленные и объективированные формы существования. Целостность (бытие, бесконечный субъект, символ и свобода) распаковывается в процессе существования рода, социума, природы и превращается в бесконечный объект, свобода — в необ­ходимость, символ — в дескриптор (знание, лишенное морального долженствования). Это — небытие. Итак, небытие наступает при дроблении целостности Бытия и превращения бесконечного субъек­та (под ним можно понимать и Бога) в бесконечный объект (полное овеществление субъекта). Как видим, эта теория исходным началом всего сущего считает активность Абсолюта (демиурга, Бога, творца либо менталитета Человека в качестве Абсолюта), подобно тому как современная астрономия считает началом Вселенной Большой взрыв.

Разумеется, эта схема отходит от традиционных схем, основанных на естественно-научных данных о появлении сознания, изложенных в первой части лекций. Однако привлекает внутренняя логичность схемы — и в то же время ясно, что для ее принятия в качестве серьез­ного аргумента при объяснении такой единой функционально-онто­логической целостности, как Вселенная, необходима изрядная доля веры в достоверность ненаблюдаемого.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Почему ситуация «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» является исходной точкой формирования культуры?

2. Перечислите важнейшие жизненные миры человека, свяжите их функции с теми или иными качествами личности человека.

3. Что понимается под смысловым универсумом?

ЛИТЕРАТУРА

 

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Бингсвангер JI. Бытие-в-мире. Рефл. бук; 1999.

Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ. 1998. № 1.

Митошев Ф. И. Социальная антропология М., 1997; 2004.

Минюшев Ф. И. Феномены человеческого существования как константы // Журнал ИСПИРАН Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. 2005. № 1.

Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Соловьеве. С. Соч. В 2-хт. М., 1988.

У ледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

Флоренский П. А. Макрокосм и микрокосм // Богословские тру­ды. Сб. 24. М., 1983.

Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Человек и современный мир. Глава «Экзистенциальные основа­ния российских реформ». М., 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.