Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек сексуальный. Сексуальная культура




 

3. Фрейд отмечал, что «как у отдельного человека, так и в разви­тии всего человечества только любовь как культурный фактор дейс­твовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму»2. Разумеется, дистанция от половой любви до любви к Богу или людям огромна, но, в сущности, эти два полюса имеют один и тот же биопсихический корень — психическую захваченность субъекта любви ее объ­ектом, диктуемую влечениями, сексуальными по своей природе. Самоидентификация с объектом любви, происходящая при этом, имеет своим следствием ограничение агрессии против него. Однако Фрейд обнаруживает в этом процессе серьезное противоречие. Так, когда мужчина испытывает романтическое влечение к женщинам, они не влекут его к любовному общению, и он «потентен только с другими женщинами, которых он не «любит», не уважает и даже презирает»3. Вытеснение первичных сексуальных позывов тем или иным воспитанием, подавление их духом усиливают чувство любви платонического характера — недаром вся история церкви есть борьба духа против плоти, низведение телесного начала человека до уровня «ничтожного» с целью возвышения Высшего существа в глазах паст­вы (вспомним хотя бы рыцарские романы — они основывались, ко­нечно, на естественных импульсах, но имели абсолютно бестелесное, платоническое проявление).

Возвращение человека к себе как высшей ценности в светской культуре потребовало пересмотра взглядов и здесь — сексуальная любовь заняла в ней свое естественное место в качестве одного из необходимых слагаемых человеческого счастья. Однако свобода, до­стигнутая сегодня в этой области человеческих переживаний, требует ограничения ее культурными нормами, выработанными обществом в сфере регуляции половых отношений.

Для того чтобы не возникало ощущения, будто культура по своей природе противоположна свободе любви, надо знать, что в соответс­твии с исходной позицией культуры любовь является постоянным феноменом человеческого бытия, часто она поглощает человека пол­ностью. Поэтому в основе понимания места половой любви в жизни человека лежит не принцип изгнания ее из жизни или понижения в иерархии ценностей человека, а принцип необходимости синтеза между «небесной» и «земной» любовью: первая связана с нежностью, защитой, «обожествлением» предмета любви, вторая — с чувствен­ным желанием, силой и энергией. Любовь связана с идеализацией объекта любви (все его качества оцениваются выше, чем качества «нелюбимых», любимый освобождается от критики, влюбленный как бы «перетекает» в любимого — его Я растворяется в нем, склоняя к скромности, к самопожертвованию ради благополучия объекта любви). Чтобы не было наркотического саморастворения в предмете своей любви, жизнь «придумала» следующее: при нормальной любви сексуальное удовлетворение каждый раз заново снижает сексуальное превышение оценки объекта, и тем самым сохраняется Я личности любящего.

В случае же «несчастной» любви, когда нет взаимности и сексу­альное удовлетворение нормальным путем не достигается, превыше­ние сексуальной оценки объекта делает его все ценнее, привлекатель­нее. Объект уже занимает место идеала субъекта, критика молчит, и совесть не применяется к тому, что делается в пользу объекта, — в любовном ослеплении люди идут и на преступления, совершенно в этом не раскаиваясь. Наступает влюбленная зависимость (3. Фрейд). Гипноз влюбленности, особенно в сфере трансцендентальных миров, зачастую ведет к формированию фанатизма, одного из злейших вра­гов культуры1.

«Страсть, любовь, секс — сколько проблем существует в этой об­ласти!» С этих слов начинается глава «Сексуальность» в книге Пьера Дако «Новое искусство жить»1. Социальный антрополог, соглашаясь с автором, выделяет для анализа, однако, не исторические формы бра­ка, институт проституции или сексуальную патологию, а проблему формирования сексуальной культуры, полового воспитания и само­воспитания человека, фактора, помогающего человеку в устройстве счастливой жизни для себя и своих близких (строго говоря, такой выбор обусловлен разделением труда между кафедрами факульте­та — упомянутые исключения рассматриваются кафедрой семьи)2.

Половое воспитание — это прежде всего воспитание общей куль­туры человека. На то, что сексуальная культура личности является органической частью ее общей культуры, указывают данные иссле­дований Вэллента и Перри (США). Обследования заключенных позволили установить наиболее распространенные «симптомы» асоциальности (см. табл.)3.

Проявления нарушений Частота встречаемости, %
Проблемы с трудовой деятельностью  
Проблемы в супружеской жизни  
Финансовые проблемы  
Задержание органами правопорядка  
Алкоголизм  
Проблемы с обучением  
Импульсивность поведения  
Сексуальные проблемы  

 

сфере, радикализма, ведущего к терроризму. Связь между любовью и агрес­сивностью очевидна, что и подтверждает пословица: «От любви до ненави­сти — один шаг».

Любая система мер по воспитанию культуры в обществе, в том числе и сексуальной культуры, обязана исходить из знания обста­новки в сфере прежде всего сексуальных расстройств, половых преступлений и отношений общественного мнения к секс-меньшинствам. 3. Старович указывает на то, что в США терапевты отмечают сексуальные расстройства у своих больных в 15 % случаев, гинеко­логи — в 14 %, а психиатры — в 77 % случаев, причем расстройства, имеющие функциональную основу «половой невроз», составляют 60—80 % от числа всех выявленных расстройств, а обусловленные органическим фоном — около 15—30 %.

Антисоциальный тип патологического развития личности, в том числе и сексуального характера, отмечается у 0,05—15 % популяции (США) или у 3 % мужчин и 1 % женщин. К основным симптомам такого типа развития личности у субъектов моложе 18 лет относят­ся конфликты с воспитателями, импульсивное поведение в школе, конфликты с правоохранительными органами, ранний сексуальный опыт, алкоголизм, вандализм, прогул уроков. Одна из причин низ­кой сексуальной культуры нации (общества) — это «отчуждение» любви, связанной с нежностью, защитой и ценностным подходом к объекту любви, от физиологии любви — секса. Наиболее отчетливо этот момент виден в случаях изнасилования. По данным J. МсСагу (Нью-Йорк, 1978), на 100 тыс. женщин приходится следующее коли­чество изнасилований: в США — 36, в Норвегии — 1, в Англии — 3, в Польше — 7, в Турции — 14 случаев. Разумеется, это лишь зарегис­трированные случаи, т. е. статистика, достоверность которой весьма сомнительна (основными причинами незаявлений являются боязнь мести преступника, стыд перед окружающими, неверие в возможно­сти правоохранительных органов, нежелание подвергнуться осмотру; преобладает среди причин недооценка значимости случившегося).

Всмотримся в личность насильника. Анализ 400 уголовных дел (Лещинский, Лодзь) показал, что этот вид преступления обусловлен такими факторами, как алкоголизм, садизм, хулиганство, психоэмо­циональная распущенность. Из осужденных за изнасилование 58 % в момент совершения преступления находились в состоянии алкоголь­ного опьянения. Для них типичными являются ранняя сексуальная инициация, чрезмерная заинтересованность сексом, легкость обсуж­дения сексуальных вопросов и установление вербальных контактов на эту тему. 78 % преступников были моложе 30 лет, 60 % имели начальное образование, у 15 % были диагностированы психические

и личностные отклонения1. Характерно, что большая часть обследо­ванных в юности была ознакомлена с вопросами секса в циничной и пошлой форме.

Отчуждению духовного начала от телесного в сексуальном пове­дении людей содействовала так называемая «сексуальная револю­ция», волны которой прокатились по миру (прежде всего Западу) в предыдущие 20—30 лет. С одной стороны, она способствовала полезной открытости, гласности в этих вопросах, уменьшая сферу психосексуальных отклонений и тем самым содействуя оздоровле­нию половых отношений как одного из слагаемых индивидуального счастья. С другой — породила и сексуальную распущенность, веду­щую к цинизму в отношениях полов. Во многом в этом преуспели средства массовой информации, исходившие как из наукообразных исследований социологического плана, так и из необходимости пос­тоянного стремления порождать и удерживать интерес к себе со сто­роны читателей и зрителей в условиях рыночных отношений в сфере информации. А это возможно лишь на почве непрерывного поиска и распространения сенсационных, пикантных сообщений. Эксплуа­тация естественной красоты женского тела, например, в рекламном деле достигла, по мнению ряда исследователей, крайних пределов2.

Из исследований, ввергших массовое сознание в ошибочные пред­ставления о сексуальной сфере, необходимо отметить знаменитый «Доклад Кинси» (США, 1948). Новое крупномасштабное исследова­ние (США, 1992), посвященное проблемам секса в США3, опровер­гло многие выводы доктора Кинси, ставшие уже распространенным мнением: так, он утверждал, что каждый десятый американец — го­мосексуалист или лесбиянка, а 10 % всех американцев от 16 до 55 лет имели гомосексуальные отношения в течение как минимум трех лет. По новому исследованию, лишь 2,8 % мужчин и 1,4 % женщин идентифицируют себя как гомосексуалисты. Только 5,5 % мужчин и 6 % женщин, имевших гомосексуальный опыт, заявили, что полу­чили от этого сексуальное удовлетворение1. Почему погрешность данных Кинси оказалась столь велика? Секс-опросы, в том числе и журналов «Плейбой» и «Редбук», основывались на статистике, ко­торую поставляли добровольцы. Такой метод изначально искажал результаты опросов, поскольку опрашивался наиболее сексуально активный, если не сказать озабоченный, сегмент общества. Опрос ученых Чикагского университета строился на принципиально иной основе — опрашивались действительно «простые американцы», при­чем устно и письменно2.

На основе неверных данных по США наши сексологи (например, И. С. Кон) заявляли в многочисленных интервью, что у нас в стра­не сексом занимаются раз в пять меньше, чем в США, и что в этом смысле США — рай земной. Думается, такое введение в заблуждение массового сознания ведет к формированию у части населения комп­лекса неполноценности, приниженности в международном, меж- культурном общении. Добротные социологические исследования массового сознания по проблемам секса и любви имеют серьезное терапевтическое значение — они помогают каждому человеку вести себя грамотно (а следовательно, эффективно) в мире любви.

Сексуальная культура современного человека немыслима без знаний и навыков сексуального поведения, без учета «чумы двадца­того века» — СПИДа. За период с начала возникновения пандемии до середины 1994 г. 4 млн человек — мужчин и женщин, а также детей — заболели СПИДом, причем эта цифра включает в себя и 1,5 млн заболевших за последний год. По оценкам ВОЗ, в мире к 2000 г. будет насчитываться около 8 млн больных этой страшной болезнью, а 8 млн детей могут лишиться матерей в результате повсе­местного распространения СПИДа. Мерой профилактики (лечение еще неэффективно) заражения вирусом половым путем является безопасный секс (учет групп риска, пользование презервативами, по­ловое воспитание в школе, предшествующее половому созреванию, ранняя диагностика венерических заболеваний, взаимная верность половых партнеров). Все перечисленное входит в структуру сексу­альной культуры современного человека и представляет собой меры борьбы за безопасную и полнокровную жизнь личности.

Социолог как профессионал должен знать социальные корни эпи­демии СПИДа. Прежде всего ими являются долгие разлуки мужей и жен ввиду сезонности работ, неграмотность, дискриминационное отношение к секс-меньшинствам, мужчин — к женщинам. Права человека и их соблюдение, воспитывающие личную ответственность индивида за свое поведение, в том числе и сексуальное, могут посте­пенно снизить угрозу пандемии СПИДа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Попытайтесь ясно ответить себе на вопрос: что такое «сакраль­ное» и что такое «профанное»?

2. Что такое Абсолют в истории и теории морали? Какова социо­культурная функция этого феномена?

3. Почему не оправдался проект эпохи Возрождения о повсемест­ной победе Разума в жизни людей? Каковы, на Ваш взгляд, причины роста влияния религий во всем мире?

4. Каковы слагаемые сексуальной культуры? Считаете ли Вы себя сексуально грамотным человеком?

ЛИТЕРАТУРА

 

Дако П. Новое искусство жить. М., 1995.

Залысин И. Ю. Насилие как средство власти / В контексте конф­ликтологии. М., 1997.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. 1. М., 1994.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.

Кон И. С. Дружба. М., 1987.

Старович 3. Судебная сексология. М., 1996.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-222.

ШелерМ. Формализм в этике. М., 1994.

Хаузев Макс. Мораль и разум. М., 2008.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.