Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спорт: яростный и прекрасный мир




 

Игра-агон стимулируется стремлением к победе каждого участни­ка игры посредством состязания в силе, ловкости, умении, волевом настрое. Это — спорт. Он является отражением в игровой форме феномена доминирования, когда борьба ведется ненасильственными способами, а превосходство достигается путем соревнования в рам­ках установленных правил. Характерно, что по традиции во время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались все военные действия — это указывает на то, что люди с давних пор стремились к реализации основных феноменов своего существования в «чистом» виде, когда моральные требования «очеловечивают» тот или иной феномен совместного существования людей.

Книга рекордов Гиннесса выделяет 78 видов спорта, по которым проводятся чемпионаты мира и Олимпийские игры. Только в одной легкой атлетике насчитывается 72 вида соревнований, а если сумми­ровать виды соревнований для мужчин и женщин, взятых отдельно, а также виды, соревнования по которым проводятся в закрытых помещениях, то мы получим поистине грандиозную картину совре­менного спорта, с каждым годом раздвигающего свои горизонты. Раз­нообразие все новых видов спорта говорит о том, что тенденция роста игры-агона соответствует историческому росту разнообразия людей, а также увеличению числа людей, ищущих своего самоопределения и самоутверждения в ненасильственных формах.

Мир игры смягчает феномен доминирования, стремления к пре­восходству одного человека над другим, вводя процесс его реализа­ции в культурные формы. Справедливость победы чемпиона призна­ется (легитимизируется) всеми, если она добыта на основе правил игры, «в честной борьбе». Этот факт подтверждает мысль о том, что игра есть культурно-исторический феномен и что границы трансцен­дентных миров — это дрейфующие границы, где нет пограничных столбов. Если отвлечься от play (процесса игры) и game (процедур и упорядоченности конкретного вида игры правилами)1 и остановить­ся на анализе performance (мотивациях и переживаниях игрока), в нашем случае — спортсмена, то анализ научной литературы по этой проблеме позволяет утверждать следующее.

Множество работ посвящено вопросам соотношения образа и сти­ля жизни человека с активной физической культурой. Большинство из них выполнено на основе понимания и принятия авторами того, что приобщение человека к повседневным занятиям физическими упражнениями нормализует образ его жизни. Иначе говоря, в этих работах реализуется девиз древних «в здоровом теле — здоровый дух». Такие работы носят больше пропагандистский, нежели аналитический, характер. Между тем даже небольшой анализ происхожде­ния этого девиза указывает на иные возможные трактовки, а именно что здоровому телу необходим здоровый дух. В эпохи царствования силы и насилия как инструмента регуляции отношений между людь­ми и государством люди древности, думается, так же как и сейчас, нуждались в большей мере в оздоровлении духа носителей физичес­кой силы, чем в развитии ее самой.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что же такое игра? Ответьте себе своими словами.

2. К какому классу игр Вы тяготеете? Можно ли на основе такой самооценки определить ценностные ориентации, стимулирующие Ваши усилия по самоутверждению или можно понять лишь Ваш психологический характер?

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Берн Э. Игры, в которые играют люди... М., 1989.

КалъвеЛ. Ж. Игры в обществе. «Апокриф». М., 1992. № 2.

Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1995. №2.

Книга рекордов Гиннесса. Москва-Лондон, 1993.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М., 2004.

Молодежь: будущее России. М., 1995. С. 163-175.

Хейзинга Й. Гомо луденс в тени завтрашнего дня. М., 1992.

Элъконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.